Файл: Коломейцева Лидия Владимировна г. Пермь 2023 задание проведите исследование.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 571
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ"
Программа профессиональной переподготовки
Семейная психология. Практическая психологическая помощь в области семейных и детско-родительских отношений (340)_new
Дисциплина: Детско-родительские отношения, конфликты (причины, методы диагностики, консультирования и терапии)
Практическое задание 3, Модуль 3. Консультативно-терапевтическая работа с клиентом (клиентами) по вопросам коррекции детско-родительских отношений
Выполнил:
слушатель Кряжева Александра Вадимовна
Преподаватель:
Коломейцева Лидия Владимировна
г. Пермь – 2023
ЗАДАНИЕ
1. Проведите исследование детско-родительских отношений, используя методики: - Кинетический рисунок семьи; - Опросник стиля родительского воспитания АСВ Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса.
2. Проанализируйте полученные результаты. Представьте в форме отчета о выявленных особенностях.
3. Предположим, что это результаты диагностики семьи, пришедшей к Вам на консультирование. Определите основной запрос и жалобу клиентов.
4. В работе с родителями Вы используете технику «циркулярного интервью». Для этого разберите ситуацию, с которой к Вам пришла семья, заполните таблицу, в которой нужно составить «возможные формулировки вопроса» именно к данной консультативной встрече.
-
Вопросы для циркулярного интервью
Возможные формулировки вопроса
1. Как проблема выглядит в настоящее время? (Естественно, когда вы говорите с людьми, вы слово «проблема» не употребляете.)
- Какие трудности Вы испытываете в настоящее время?
- Что Вас особенно беспокоит в настоящее время?
- Беспокоят ли Вас какие-либо нерешенные вопросы?
2. Когда она возникла? На каком фоне что было?
3. Если эта ситуация возникает не первый раз, как раньше с ней справлялись?
4. Система понимания проблемы.
5. Понимает ли клиент, почему происходит то, что происходит?
6. Как проблема включена в цикл семейного взаимодействия в повседневной жизни?
7. Что может быть сделано, чтобы проблема не усугубилась?
8. Каковы положительные стороны проблемы?
9. Какие ресурсы использовались для жизни с этим симптомом?
10. Как Вы представляете свое будущее?
5. Укажите все заинтересованные стороны в поддержании и разрешении проблемы.
6. Выберите и обоснуйте консультативный подход в работе с этим запросом.
7. Проанализируйте, какие методы, техники наиболее оптимально можно применить в данной ситуации в терапии с детьми, и составьте план работы.
8. Спрогнозируйте возможные варианты развития событий (не менее трёх вариантов).
Организация и проведение экспериментального исследования семейного воспитания и детско-родительских отношений в семьях детей младшего школьного возраста
Экспериментальное исследование семейного воспитания и детско-родительских отношений в семьях детей младшего школьного возраста проводилось на базе Моу-сош № 8 им. В. В. Талалихина городского округа Клин Московской области. В исследовании приняло участие 10 детей младшего школьного возраста: 10 девочек и 10 мальчиков, а также их родители (мамы) (20 человек).
В таблице представлена выборка испытуемых.
Таблица. Характеристика выборки экспериментального исследования
№ | Испытуемый | Пол | Возраст |
1. | П.С. | Женский | 7 л. 5 м. |
2. | К.А. | Женский | 7 л. 8 м. |
3. | П.Е. | Женский | 7 л. 6 м. |
4. | К.Д. | Мужской | 7 л. 4 м. |
5. | Е.А. | Женский | 7 л. 4 м. |
6. | С.М. | Мужской | 7 л. 4 м. |
7. | И.К. | Мужской | 7 л. 5 м. |
8. | Д.Н. | Женский | 7 л. 11 м. |
9. | О.К. | Мужской | 7 л. 8 м. |
10. | А.Г. | Мужской | 7 л. 4 м. |
11. | П.С. | Мужской | 8 л. 5 м. |
12. | Ц.Л. | Мужской | 8 л. 6 м. |
13. | Д.Н. | Мужской | 11 л. 7 м. |
14. | М.Е. | Женский | 10 л. 2 м. |
15. | Д.Д. | Женский | 10 л. 1 м. |
16. | К.А. | Женский | 9 л. 7 м. |
17 | К.М. | Женский | 8 л. 3 м. |
18 | К.К. | Женский | 7 л. 6 м. |
19. | О.К. | Мужской | 7 л. 5 м. |
20 | А.С. | Мужской | 8 л. 6 м. |
Для проведения экспериментального исследования семейного воспитания и детско-родительских отношений в семьях детей младшего школьного возраста были использованы следующие психодиагностические методики.
Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, стереотипов поведения, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Опросник состоит из 5 шкал:
1. «Принятие-отвержение».
2. «Кооперация».
3. «Симбиоз».
4. «Авторитарная гиперсоциализация».
5. «Маленький неудачник».
Текст опросника состоит из 61 утверждения, с которыми родитель может либо согласиться (поставить «верно» или «+»), либо не согласиться (поставить «неверно» или «-»).
Ключи к опроснику.
1. «Принятие-отвержение»: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
2. «Кооперация»: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
3. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4. «Авторитарная гиперсоциализация»: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Порядок подсчета тестовых баллов.
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
-отвержение;
-социальная желательность;
-симбиоз;
-гиперсоциализация;
-инфантилизация (инвалидизация).
Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам=160
Методика «Рисунок семьи»
Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др.
Цель - выявление особенностей внутрисемейных отношений.
На основе выполнения изображения, ответов на вопросы необходимо оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Для исследования необходимы: лист белой бумаги формата А4, шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), резинка.
Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут).
При выполнении задания следует отмечать в протоколе:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 секунд;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После того, как ребенок выполнит задание, надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задают следующие вопросы:
-
Скажи, кто тут нарисован? -
Где они находятся? -
Что они делают? Кто это придумал? -
Им весело или скучно? Почему? -
Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? -
Кто из них самый несчастный? Почему?
Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что склонен делать не каждый ребенок. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком:
- чувства к отдельным членам семьи;
- почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло);
- что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т. д.) При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы, например:
- Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?
- Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?
- Кого мама позовет идти с собой?
- и т. п.
При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест и т.д.
Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” (Методика АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис)
Установление самих нарушений и их причин осуществляется в ходе всестороннего обследования семьи. Определенную помощь в решении тех же задач может оказать опросник АСВ («Анализ семейных взаимоотношений»). Опросник содержит, во-первых, специальные шкалы для выявления различных отклонений в отношениях родителей к детям.
Это повышенный контроль над подростком (шкала Г+); явный недостаток его (Г-); чрезмерный (У+) и явно недостаточный (У-) уровень удовлетворения потребностей подростка, чрезмерность количества и трудности обязанностей у подростка (Т-1-) и, напротив, их недостаточность (Т-); чрезмерных запретов по отношению к подростку (З+) и их недостаточность (З-); чрезмерная (С+) и явно недостаточная (С-) строгость наказаний подростка за нарушение требований.
Опросник дает возможность выявить причины нарушений, а именно расширение среды сферы родительских чувств (шкала РРЧ), предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК).
Анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования семейного воспитания и детско-родительских отношений в семьях детей младшего школьного возраста
Результаты диагностики по методике теста-опросника родительского отношения в исследуемой группе представлены в таблице.
Таблица. Результаты диагностики родителей по тесту - опроснику родительского отношения в исследуемой группе
Типы отношений | Кол-во семей | % |
Принятие-отвержение (отверженные) | 8 | 40 |
Кооперация | 3 | 15 |
Симбиоз | 3 | 15 |
Маленький неудачник (инфантилизация) | 2 | 10 |
Авторитарная гиперсоциализация | 3 | 20 |
Таким образом, высокие значения по шкале «Принятие – отвержение» наблюдаются у 40% (8 семей) исследуемой группы, это отражает эмоциональное отношение к подростку, т.е. родитель воспринимает своего ребёнка плохим. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
По шкале «Кооперация» высокие значения наблюдаются у 15% (3 семей) исследуемой группы. Это отражает социально желательный образ родительского отношения, т.е. родитель заинтересован в делах и планах подростка, старается во всем помочь быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.