Файл: Коломейцева Лидия Владимировна г. Пермь 2023 задание проведите исследование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 572

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По шкале «Симбиоз» высокие значения наблюдаются у 15% (3 семей) исследуемой группы. Это отражает межличностную дистанцию общения с подростком, т.е. родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности подростка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, подросток кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда подросток начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

По шкале «Маленький неудачник» высокие значения наблюдаются 10% (2 семей) исследуемой группы. Это отображает особенности восприятия и понимания ребенка родителем, ребенка от трудности жизни и строго контролировать его действия.

По шкале «Авторитарная гиперсоциализация» высокие значения наблюдаются у 20% (4 семей) исследуемой группы. Это отражает форму и направление контроля над поведением подростка, т. е. в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от подростка безоговорочного поведения и дисциплины. Он старается навязать подростку во всем свою волю, не в состоянии встать на точку зрения. За проявления самостоятельности подростка строго наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями подростка, его индивидуальными способностями, мыслями, чувствами.

Результаты диагностики по тесту - опроснику родительского отношения в исследуемой группе, представлены на рисунке.


Рис. Результаты диагностики по тесту - опроснику родительского отношения в исследуемой группе.
Таким образом, анализ данных, представленных в таблице и на рисунке, позволяет сделать вывод о том, что в группе исследуемых, в основном, высокие показатели злость, досаду, раздражение, обиду. Они не доверяют подростку и не уважают его.

Результаты диагностики по методике «Рисунок семьи» в исследуемой группе

Симптомокомплексы

Кол-во детей

%

Благоприятная семейная ситуация

6

30

Тревожность в семейных отношениях

5

25

Конфликтные отношения в семье

4

20

Чувство неполноценности

3

15

Враждебность в семейной ситуации

2

10



Таким образом, по симптомокомплексам получены следующие результаты.

  1. Благоприятная семейная ситуация выявлена у - 30 % (6 человек) исследуемой группы. Эти дети в семьях, обеспечивающих их эмоционально - психологические потребности.

  1. Тревожность в семейных отношениях (отгораживание от внешнего мира) - выявлено у - 25 % (5 человек) исследуемой группы.

  2. Конфликтные отношения в семье выявлены у - 20 % (4 человек) исследуемой группы.

  3. Чувство неполноценности в семейной ситуации (нарушения эмоциональных контактов в семье) - выявлено у - 15% (3 человек) исследуемой группы.

  4. Враждебность в семейной ситуации (агрессия в семейных отношениях) выявлена у - 10 % (2 человек) исследуемой группы.

Ситуация в семье конфликтная, неблагополучная была обнаружена, когда в рисунках наблюдалось отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, подросток рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).

Низкий уровень взаимоотношений ребенка с родителями: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для подростка (ремень), запуганное вы­ражение лица ребенка, ощущение эмоционального напряжения через исполь­зование в рисунке тёмных красок. Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д. К благоприятной семейной ситуации относят ри­сунки, где ребенку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка - сам ребенок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и подростка - улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях. Результаты диагностики по методике «Рисунок семьи» в исследуемой группе, представлены на рисунке.

Результаты диагностики по методике «Рисунок семьи» в исследуемой группе
Следовательно, анализ данных, представленных, в таблице и на рисунке позволяет сделать неполноценности у детей, а также к возникновению враждебности в семейных ситуациях.

Таким образом, проведенный эксперимент подтвердил теоретические предположения и позволил конкретизировать внешние проявления влияния семьи на личностно - характерологическую среду ребёнка. К последствиям дисгармонии внутрисемейных отношений можно отнести следующие:



- занижение самооценки;

- неуверенность в себе;

- замкнутость;

- склонность к агрессии как средству защиты;

- низкая успеваемость как следствие проблемного осуществления учебной деятельности;

- склонность к асоциальному поведению.

Выявление в ходе диагностики наличия признаков, свидетельствующих о негармоничном воспитании по одному из типов, позволяет составить наиболее достоверную картину нарушений во взаимоотношениях с родителями у ребенка. Это позволяет составить программу для успешного проведения коррекции имеющихся нарушений.

Одной из наиболее частых причин конфликтов между родителями и детьми является двойственность родительского восприятия и отношения, отражающая реально противоречивый статус подростка в мире социальных отношений: еще не взрослый, но уже и не ребенок. Ребенку нужно помочь пережить этот трудный для него этап взросления, а для этого, прежде всего, важно установить с ребенком искренние доверительные отношения, своим отношением мягко давая понять, что мы понимаем и разделяем его переживания, но при этом помнить и уважать его таким, какой он есть. Подобный контакт снимает напряжение в межличностных отношениях, помогает подростку преодолеть замкнутость в собственном внутреннем мире, поддерживает его позитивное отношение к собственному «Я», высвечивает иные, нередко ему самому неизвестные, но ценимые другими качества его личности.

Использование методики «Анализ семейного взаимодействия» - АСВ (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) позволило нам выявить степень выраженности у матерей различных отклонений в отношении к детям. Согласно авторам методики, если показатели шкал превышают определенный уровень, то можно говорить о выраженности у родителя отклонения в отношении к ребенку. В таблице приведены данные о доле матерей, у которых выявлены отклонения в отношении к своим детям.

Доля матерей, у которых выявлены отклонения в отношении к своим детям

Отклонения в отношении к своим детям

Наименование

Доля матерей, у которых выявлены отклонения в отношении к своим детям (%)

Г+

повышенный контроль

34

Г-

Недостаток контроля

8

У+

Чрезмерный уровень удовлетворения потребностей ребенка

16

У-

Недостаточный уровень удовлетворения потребностей ребенка

16

Т+

Чрезмерность обязанностей

12

Т-

Недостаточность обязанностей

8

З+

Чрезмерность запретов

20

З-

Недостаточность запретов

36

С+

Чрезмерная строгость наказаний

16

С-

Недостаточная строгость наказаний

8

Н

неустойчивость стиля воспитания

0

РРЧ

расширение сферы родительских чувств

12

ДК

предпочтение в ребенке детских качеств

0

ВН

воспитательная неуверенность родителя

0

ФУ

фобия утраты ребенка

8

НРЧ

неразвитость родительских чувств

0

ПНК

проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств

0

ВК

вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания

16

ПЖК

предпочтение женских качеств

0

ПМК

предпочтение мужских качеств

8



Анализ данных, представленных в таблице, показывает, что выраженность различных нарушений стиля воспитания в группе матерей носит неравномерный характер. Так, некоторые нарушения воспитательного стиля либо не выявлены, либо выявлены на незначительном уровне (Г-, Т-, С-Н, ДК, ВН, ФУ, НРЧ, ПНК, ПЖК, ПМК). В то же время некоторые нарушения воспитательного стиля выражены в большей степени.

Можно подчеркнуть, что треть матерей (34%) проявляют в отношении своих детей повышенный контроль (Г+), то есть матери уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни.

20% матерей проявляют чрезмерные заперты по отношению к детям (З+), то есть этими матерями ребенку предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность.

36% матерей проявляют недостаточность запретов по отношению к детям (З-), то есть эти матери реализуют принцип, что ребенку "все можно". Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит.

Итак, в целом нарушения в стиле родительского воспитания выявлены у незначительной части матерей, принявших участие в исследовании. При этом чаще всего нарушения носят характер повышенного контроля, чрезмерных и недостаточных запретов.

1. Проведено экспериментальное исследование семейного воспитания и детско-родительских отношений в семьях детей младшего школьного возраста.

Экспериментальное исследование семейного воспитания и детско-родительских отношений в семьях детей младшего школьного возраста проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №10 невского муниципального района г. Санкт-Петербурга. В исследовании приняло участие 20 детей младшего школьного возраста: 10 девочек и 10 мальчиков, а также их родители (мамы) (20 человек).

В ходе исследования были использованы следующие психодиагностические методики: тест - опросник родительского отношения, тест «Рисунок семьи».

2. Проведен анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования семейного воспитания и детско-родительских отношений в семьях детей младшего школьного возраста.

Полученные результаты по тесту – опроснику родительского отношения позволили сделать вывод о том, что в исследуемой группе, в основном, высокие показатели выявлены по шкале «Принятие – отвержение» т.е. дети на злость, досаду, раздражение, обиду.


Результаты диагностики по методике «Рисунок семьи» показали, что две третьих части детей живут и воспитываются в семьях, испытывающих различные трудности в семейной ситуации и агрессии в семейных отношениях.

Обобщая данные анализа особенностей типа родительского отношения матерей можно отметить, что в отношении таких стилей родительского отношения как «принятие», «кооперация» и «симбиоз» у матерей преобладают средние показатели. Это означает, что в целом матери на среднем уровне проявляют к своим детям эмоционально положительное отношение, в умеренной степени стремятся к сотрудничеству со своим ребенком и сохраняют с ним среднюю психологическую дистанцию. В отношении такой характеристики типа родительского отношения как контроль, выявлено, что матери в равной мере либо контролируют ребенка на среднем уровне, либо его слабо контролируют. Что касается отношения к неудачам ребенка, то подавляющее большинство матерей верят в своих детей, в их возможности и способности.
В заключение работы подведены итоги, сформулированы теоретические и практические выводы, обозначены перспективы дальнейшего исследования.

Анализируя психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что для ребенка младшего школьного возраста, родители выступают: Во-первых, источником эмоционального тепла и поддержки. Во-вторых, властью, высшей инстанцией, распорядителем благ. В-третьих, образцом и примером для подражания. В-четвертых, другом и советчиком.

В литературе описаны различные типологии родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их последствий для развития ребенка: демократический и контролирующий; а также типы неправильного воспитания: эмоциональное отвержение; гиперсоциализирующее; эгоцентрическое.

Проблема взаимоотношений детей с родителей описывается отечественными и зарубежными авторами, которые по-разному трактуют эти взаимопонятия.

Однако в определенных случаях даже гиперопека луч­ше, чем классический авторитарный или попустительский стиль воспитания подростка в семье.

При наличии принимающего уважительного отношения со стороны родителей у младших школьников формируется благоприятный тип самооценки, сочетающий критический учет внешних оценок и собственного расширяющегося опыта.

Обобщая данные анализа особенностей типа родительского отношения матерей можно отметить, что в отношении таких стилей родительского отношения как «принятие», «кооперация» и «симбиоз» у матерей преобладают средние показатели. Это означает, что в целом матери на среднем уровне проявляют к своим детям эмоционально положительное отношение, в умеренной степени стремятся к сотрудничеству со своим ребенком и сохраняют за ним среднюю психологическую дистанцию. В отношении такой характеристики типа родительского отношения как контроль, выявлено, что матери в равной мере либо контролируют ребенка на среднем уровне, либо его слабо контролируют. Что касается отношения к неудачам ребенка, то подавляющее большинство матерей верят в своих детей, в их возможности и способности.