Файл: Программа дисциплины Управление рисками информационных технологий и систем.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование тем

Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий)

Самостоятельная работа обучающихся

ТКУ / балл

Форма ПА

Лекции

Семинары

Практикум по
решению задач


Ситуационный практикум

Мастер-класс

Лабораторный практикум

Тренинг

Дидактическая игра

Из них в форме практической подготовки

Очная форма

Тема 1.

Детерминированные и стохастические процессы Двухпараметрический критерий риска.

2

























10

Реферат/10

Тема 2.

Вычисление вероятностей возникновения рисковых ситуаций













2










18

Отчет по лабораторному практикуму №1 /20


Тема 3.

Оптимистичные и пессимистичные оценки рисков

2













2










18

Отчет по лабораторному практикуму №2 / 20

Тема 4.

Эволюция риска при развитии неблагоприятных тенденций

2













4










18

Отчет по лабораторному практикуму №3 / 20

Тема 5.

Минимаксные оценки риска и теория игр.

2













4










24

Отчет по лабораторному практикуму № 4 /20

Эссе/10

Всего:

8













12










88

100

Контроль, час

36

Экзамен

Объем дисциплины (в академических часах)

144

Объем дисциплины (в зачетных единицах)

4


  • 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



    Тема 1. Детерминированные и стохастические процессы Двухпараметрический критерий риска.

    Характеристики риска – вероятность и величина потерь. Вероятность как мера и вероятность как частота. Устойчивость частоты как необходимое и достаточное условие применимости стохастического подхода. Детерминированные и стохастические процессы Двухпараметрический критерий риска.
    Тема 2. Вычисление вероятностей возникновения рисковых ситуаций

    Вероятности несовместных и независимых событий. Оценка вероятности причины по наблюденным последствиям (теорема Байеса). Распределение числа отказов в независимых испытаниях. Гайзенбаги и время ожидания первого отказа. Вычисление вероятностей возникновения рисковых ситуаций.
    Тема 3. Оптимистичные и пессимистичные оценки рисков

    Средние, медианные и квартильные характеристики рисков. Предельные случаи дискретных распределений величины рисков. Регрессионный прогноз рисков по обучающей выборке. Распределения с «длинными хвостами» и теория «Черных лебедей». Оптимистичные и пессимистичные оценки рисков.
    Тема 4. Эволюция риска при развитии неблагоприятных тенденций

    Понятие случайного процесса дискретного времени. Разрывные и непрерывные в среднеквадратичные процессы. Марковские процессы, случайное блуждание, вероятность успешной биржевой игры на равновесном рынке. Эволюция риска при развитии неблагоприятных тенденций.
    Тема 5. Минимаксные оценки риска и теория игр.

    Несостоятельность стохастического подхода в случае направленной диверсии конкурента. Понятие игры и стратегии. Игра с нулевой и ненулевой суммой. Равновесие Нэша. Наилучшая стратегия в наихудшем случае. Минимаксные оценки риска и теория игр.

    1. 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ




    В процессе изучения данной дисциплины используются такие виды учебной работы, как лекция, лабораторный практикум, а также различные виды самостоятельной работы обучающихся по заданию преподавателя.
    Методические указания для обучающихся при работе над конспектом лекций во время проведения лекции

    Лекция – систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера.

    В процессе лекций рекомендуется вести конспект, что позволит впоследствии вспомнить изученный учебный материал, дополнить содержание при самостоятельной работе с литературой, подготовиться к зачету с оценкой.

    Следует также обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.

    Любая лекция должна иметь логическое завершение, роль которого выполняет заключение. Выводы по лекции подытоживают размышления преподавателя по учебным вопросам. Формулируются они кратко и лаконично, их целесообразно записывать. В конце лекции, обучающиеся имеют возможность задать вопросы преподавателю по теме лекции.
    Методические указания для обучающихся по выполнению лабораторных практикумов

    Лабораторные практикумы выполняются в соответствии с учебным планом при последовательном изучении тем дисциплины.

    Порядок проведения практикума.

    Получение задания и рекомендаций к выполнению практикума.

    Настройка инструментальных средств, необходимых для выполнения практикума (при необходимости).

    Выполнение заданий практикума.

    Подготовка отчета о выполненных заданиях в соответствии с требованиями.

    Сдача отчета преподавателю.

    В ходе выполнения практикума необходимо следовать технологическим инструкциям, использовать материал лекций, рекомендованных учебников, источников интернета, активно использовать помощь преподавателя на занятии (при необходимости).


    Требования к оформлению результатов практикумов (отчет)

    При подготовке отчета: изложение материала должно идти в логической последовательности, отсутствие грамматических и синтаксических ошибок, шрифт Times New Roman, размер – 14, выравнивание по ширине, отступ первой строки – 1,25, междустрочный интервал – 1,5, правильное оформление рисунков (подпись, ссылка на рисунок в тексте).

    При подготовке презентации: строгий дизайн, минимум текстовых элементов, четкость формулировок, отсутствие грамматических и синтаксических ошибок, воспринимаемая графика, умеренная анимация.
    Методические указания для обучающихся по организации самостоятельной работы

    Самостоятельная работа обучающихся направлена на самостоятельное изучение отдельных тем/вопросов учебной дисциплины.

    Самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося, ее объем по дисциплине определяется учебным планом.

    При самостоятельной работе обучающиеся взаимодействуют с рекомендованными материалами при минимальном участии преподавателя.

    Работа с литературой (конспектирование)

    Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

    Изучая материал по учебной книге (учебнику, учебному пособию, монографии, и др.), следует переходить к следующему вопросу только после полного уяснения предыдущего, фиксируя выводы и вычисления (конспектируя), в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоятельного вывода.

    Особое внимание обучающийся должен обратить на определение основных понятий курса. Надо подробно разбирать примеры, которые поясняют определения. Полезно составлять опорные конспекты.

    Выводы, полученные в результате изучения учебной литературы, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы при перечитывании материала они лучше запоминались.

    При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса.