Файл: Программа дисциплины Управление рисками информационных технологий и систем.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6.3. Описание материально-технической базы
Материально-техническое обеспечение дисциплины включает в себя:
-
учебная аудитория для проведения учебных занятий, оснащенная оборудованием и техническими средствами обучения; -
лаборатория информационных технологий, оснащенную лабораторным оборудованием, в зависимости от степени сложности, специализированной мебелью (мебель компьютерная (столы, стулья), стол преподавателя, стул преподавателя) и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории (персональный компьютер, колонки, микрофон); набором демонстрационного оборудования (мультимедийное оборудование (проектор, экран); -
помещение для самостоятельной работы обучающихся: специализированная мебель и компьютерная техника с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду Университета.
6.4. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, в том числе комплект лицензионного программного обеспечения, электронно-библиотечные системы, современные профессиональные базы данных и информационные справочные системы
Обучающиеся обеспечены доступом к электронной информационно-образовательной среде Университета из любой точки, в которой имеется доступ к сети «Интернет», как на территории организации, так и вне ее.
лицензионное программное обеспечение:
-
Microsoft Windows 7 pro; -
Операционная система Microsoft Windows 10 pro; -
Операционная система Microsoft Windows Server 2012 R2: -
Программное обеспечение Microsoft Office Professional 13; -
Программное обеспечение Microsoft Office Professional; -
Комплексная Система Антивирусной Защиты Kaspersky Total Security для бизнеса Russian Edition
лицензионное программное обеспечение отечественного производства:
-
Антивирусная программа Dr.Web;
свободно-распространяемое программное обеспечение:
-
7-ZIP – архиватор https://7-zip.org.ua/ru/ -
Inkscape – векторный графический редактор https://inkscape.org/ru/o-programye/ -
Gimp – растровый графический редактор http://www.progimp.ru/
электронно-библиотечная система:
-
Электронная библиотечная система (ЭБС) «Университетская библиотека ONLINE» http://biblioclub.ru/. -
Образовательная платформа «Юрайт». Для вузов и ссузов. Электронная библиотечная система (ЭБС) https://urait.ru/
современные профессиональные баз данных:
-
Официальный интернет-портал базы данных правовой информации http://pravo.gov.ru. -
Портал Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
информационные справочные системы:
-
Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования http://fgosvo.ru. -
Компьютерная справочная правовая система «КонсультантПлюс» (http://www.consultant.ru/).
7. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
7.1. Описание оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости в процессе освоения дисциплины
№ п/п | Виды контактной работы, по которому проводится ТКУ/ оценочное средство | Шкала и критерии оценки, балл |
1. | Лабораторный практикум | 20-15 – работа и отчет выполнены в срок, самостоятельно, правильно поняты и использованы соответствующие формулы, правильно определены соответствующие спецификации, использована требуемая информация, правильно выполнены требуемые расчеты, правильно выбраны совместимые комплектующие, сделаны необходимые выводы, хорошо аргументированы, даны исчерпывающие ответы на все поставленные вопросы; 14-10 – работа и отчет выполнены в срок, самостоятельно, правильно поняты и использованы соответствующие формулы, правильно определены соответствующие спецификации, использована требуемая информация, правильно выполнены требуемые расчеты, правильно выбраны совместимые комплектующие, необходимые выводы сделаны частично, хорошо аргументированы, даны ответы на все поставленные вопросы; 9-6 – работа и отчет выполнены в срок, в основном самостоятельно, использованы соответствующие формулы; определены соответствующие спецификации, имеются ошибки в расчетах; выбраны совместимые комплектующие необходимые, выводы сделаны частично, слабо аргументированы, даны ответы не на все вопросы; 5 – обучающийся подготовил работу и отчет несамостоятельно и/или не завершил в срок, описание спецификации содержит незначительные ошибки, выводы и ответы на вопросы отсутствуют. |
2. | Реферат | 10-9 – грамотное использование компьютерной терминологии, свободное изложение рассматриваемой проблемы, логичность и обоснованность выводов; 8-7 – грамотное использование компьютерной терминологии, частично верные суждения в рамках рассматриваемой темы, выводы недостаточно обоснованы; 6-5 – грамотное использование компьютерной терминологии, способность видения существующей проблемы, необоснованность выводов, неполнота аргументации собственной точки зрения. |
3. | Эссе | 10-9 – использование компьютерной терминологии при написании эссе, свободное изложение рассматриваемой проблемы, логичность и обоснованность выводов, четкое отражение позиции автора; 8-7 – использование компьютерной терминологии при написании эссе, частично верные суждения в рамках рассматриваемой темы, выводы недостаточно обоснованы, позиция автора противоречива и не аргументорована; 6-5 – использование компьютерной терминологии при написании эссе, способность видения существующей проблемы, необоснованность выводов, неполнота аргументации собственной точки зрения, не отражена позиция автора. |
Типовые контрольные задания или иные материалы в рамках текущего контроля успеваемости
Типовые задания лабораторного практикума:
Задание №1.
Оценить степень статистической взаимосвязи между моделью телефона и доходом его владельца (данные по телефонам и месячным доходам их владельцев прилагаются в *.xlsx-файле).
Задание №2.
Оптимизировать конфигурацию дрона на основе данных по ценам двигателей и их мощностям (соответствующая *.xlsx-таблица с данными прилагается)
Задание № 3.
Проанализируйте риски платформы - аппаратной, программной, СУБД. Разработайте перечень мероприятий по предотвращению или снижению вероятности рисков Риск платформы - аппаратной, программной, СУБД.
Задание №4.
Решить дилемму заключенного с помощью минимаксного алгоритма. Таблица потерь в *.xlsx-формате прилагается.
Примерная тематика эссе:
-
Стратегия развития бизнеса -
ИТ риски географически распределенного виртуального предприятия. -
ИТ риски автоматизированного медицинского центра. -
ИТ риски Датацентра (ЦОДа). -
ИТ риски банка, в части фронт-офиса -
ИТ риски современного магазина. -
ИТ риски интернет-магазина. -
ИТ риски ИС Электронного правительства.
Примерная тематика рефератов:
-
Управление рисками внедрения информационных систем предприятия -
Анализ инвестиционных рисков методами имитационного моделирования -
Методы анализа и модели оценки риска результатов планирования предпринимательской деятельности -
Управление производственными рисками на предприятии -
Методы управления финансовыми рисками (уклонение от риска, локализация, диссипация и компенсация риска) -
Способы управления рисками на предприятиях реального сектора экономики (диверсификация, самострахование (резервирование), страхование, хеджирование) -
Модели оценки эффективности инвестиционных проектов с учетом риска -
Основные методы оценки рисков (анализ чувствительности, анализ сценариев, анализ причинно-следственных связей, метод Монте-Карло, метод экспертных оценок) -
Качественные и количественные методы оценки рисков инвестиционных проектов -
Управление ИТ-рисками при эксплуатации информационных систем -
Роль информационных технологий в управлении рисками на предприятии
7.2. Описание оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена.
Процедура оценивания | Шкала и критерии оценки, балл |
Экзамен представляет собой выполнение обучающимся заданий билета, включающего в себя: Задание №1 – теоретический вопрос на знание базовых понятий предметной области дисциплины, а также позволяющий оценить степень владения обучающимся принципами предметной области дисциплины, понимание их особенностей и взаимосвязи между ними; Задание №2 – задание на анализ ситуации из предметной области дисциплины и выявление способности обучающегося выбирать и применять соответствующие принципы и методы решения практических проблем, близких к профессиональной деятельности; Задание №3 – задание на проверку умений и опыта, полученных в результате освоения дисциплины | Выполнение обучающимся заданий оценивается по следующей балльной шкале: Задание 1: 0-30 баллов Задание 2: 0-30 баллов Задание 3: 0-40 баллов -90 и более (отлично) – ответ правильный, логически выстроен, приведены необходимые формулы, использована профессиональная лексика. Задача решена правильно. Обучающийся правильно интерпретирует полученный результат. -70 и более (хорошо)– ответ в целом правильный, логически выстроен, приведены необходимые формулы, использована профессиональная лексика. Ход решения задачи правильный, ответ неверный. Обучающийся в целом правильно интерпретирует полученный результат. -50 и более (удовлетворительно)– ответ в основном правильный, логически выстроен, приведены не все необходимые формулы, использована профессиональная лексика. Задача решена частично. -Менее 50 (неудовлетворительно)– ответы на теоретическую часть неправильные или неполные. Задача не решена |
Типовые задания для проведения промежуточной аттестации обучающихся
Задания 1 типа
-
Определите понятия риск и неопределенность при информатизации. -
Что такое система управления ИТ рисками -
Как организована система классификации рисков в ИТ-проектах? -
Что подразумевает информатизация бизнеса? Какова и специфика ИТ-отрасли? -
Что такое Service Level Agreement или SLA -
Дайте определение понятия качества и его многомерности. -
Что такое планирование и идентификация рисков? -
Дайте определение качественной и количественной оценки рисков. -
Что представляет собой ИТ-аудит как средство управления рисками? -
Каково влияние изменений на риски ИТ. -
Как происходит улучшение качества сервиса ИС? -
Перечислите способы управления риском. -
Перечислите способы преодоления рисковых событий. -
Что представляет собой разработка реагирования на риски? -
Дайте определение понятиям мониторинга, отчетности и контроля управления рисками. -
Дайте обзор методологий управления ИТ рисками -
Перечислите стандарты и методологии управления рисками -
Перечислите достоинства и риски при использовании методологий разработки ПО. -
Дайте определение рискам в жизненном цикле программного обеспечения -
Что такое система управления ИТ рисками? -
Перечислите требования к информационной системе управления рисками. -
Сравните коробочное и собственное ПО управления рисками. -
Дайте определение преимуществ и недостатков различных ПО -
Что такое делегирование риска? -
Что такое методология CRAMM и COBIT?
Задания 2 типа
-
Опишите главные риски разработки ИТ стратегии и классифицируйте их. -
Опишите главные риски приобретения ПО и классифицируйте их. -
Опишите главные риски внедрения КИС и классифицируйте их. -
Опишите главные риски поддержки эксплуатации КИС и классифицируйте их. -
Опишите главные риски полного ИТ аутсорсинга и классифицируйте их. -
Опишите главные риски аутсорсинга КИС и классифицируйте их. -
Опишите главные риски получения облачных услуг типа SaаS и классифицируйте их. -
Опишите главные риски самостоятельной разработки КИС и классифицируйте их. -
Опишите главные риски интеграции унаследованных КИС и классифицируйте их. -
Опишите главные риски заказа на разработку уникальной КИС и классифицируйте их. -
Опишите главные риски закупки тиражируемой КИС и классифицируйте их. -
В каких единицах измеряется риск? В каких - ущерб? Опишите на примерах. -
Опишите главные риски проведения тендера на закупку КИС и классифицируйте их. -
Какие способы управления ИТ рисками Вы знаете? Приведите примеры. -
Какие методологии управления рисками Вы знаете? Приведите примеры. -
Опишите из каких частей состоит Система Управления ИТ Рисками? -
Опишите к какой группе задач ITIL относится управление ИТ рисками? -
К какому этапу жизненного цикла ИС относится управление рисками? Опишите на примере. -
Какой способ преодоления неопределённости Вы знаете? Приведите примеры. -
Напишите формулу оценки ущерба при наступлении рискового случая. Приведите примеры ее применения. -
Позволяет ли передача процесса на аутсорсинг говорить о преодолении ИТ риска? Обоснуйте ответ. -
Какие действия по преодолению последствий наступления рискового случая нужно обязательно предусмотреть? -
Опишите кто и как должен заниматься сбором статистики для уточнения вероятности наступления того или иного рискового случая? -
Есть ли виды неопределенности, которые невозможно преодолеть? Обоснуйте ответ. -
Как рассчитать потенциальный ущерб от связанных рисковых событий? Приведите пример.