Файл: Социальная защита населения при чс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ»
Институт гражданской защиты

Кафедра «Аварийно-спасательных работ»

Курсовая работа

По дисциплине «Ликвидация социальных последствий катастроф»
На тему: «Социальная защита населения при ЧС»


Подготовила: Студентка группы: ГЗ-191 Дубова Ангелина Юрьевна Проверил:
асс. Трищенко С.Н.

Луганск 2023

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………………….…3

  1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА…………………………………………….5

    1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА ПОСТРАДАВШЕМУ………………………………………………7

    2. ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАН ………………………………………..9

    3. ВОЗМЕЩЕНИЕ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА……………………….13

    4. СТРАХОВАНИЕ КАК СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ ВРЕДА….15

    5. АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ……………………..17

  2. МОДЕЛЬ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ……………………………19

  3. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЧС…………………………………20

  4. РАСЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ…………………………………………………………………22

    1. РАСЧЕТ ПОСОБИЙ ПОСТРАДАВШИМ РАБОТНИКАМ…………………………………………………...22

    2. РАСЧЕТ ЗАТРАТ НА ОРГАНИЗАЦИЮ СТАЦИОНАРНОГО И АМБУЛАТОРНОГО ЛЕЧЕНИЯ ПОСТРАДАВШИХ…………25

    3. РАСЧЕТ ПОСОБИЙ СЕМЬЯМ ПОГИБШИХ РАБОТНИКОВ……………………………………………………27

    4. РАСЧЕТ ОБЩИХ ЗАТРАТ НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ ПОСТРАДАВШИХ ……………………………………………...29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..31
ВВЕДЕНИЕ

Начало XXI века характеризуется ростом численности чрезвычайных ситуаций и возрастающими масштабами их негативных последствий. Все чаще средства массовой информации извещают о крушении поездов, гибели морских судов, авиационных катастрофах, взрывах и пожарах, землетрясениях, наводнениях, масштабных лесных пожарах, эпидемиях и т.д. Естественно, что названные катаклизмы сопровождаются большими человеческими жертвами, огромными материальными потерями.

Именно социально-экономический анализ чрезвычайных ситуаций, разработка эффективных механизмов и форм социальной защиты населения от их последствий чрезвычайно актуальны для современного общества, его управленческих структур.


Чрезвычайных ситуаций вне социальной системы практически не бывает. В любую катастрофу всегда оказываются вовлеченными группа людей или человек. В конечном итоге, в тех регионах, где они происходят, формируются кризисные зоны, напитанные негативной социальной энергией и недовольством пострадавших людей. По мнению социологов, занимающихся изучением социальных последствий катастроф, многие техногенные и природные катастрофы, способны спровоцировать людей на экстремальное поведение, мятеж, бунт, политический конфликт между государствами в том случае, если не сформирована действенная система социальной защиты населения от их негативных последствий. Тем более что многие масштабные катастрофы по своим пагубным воздействиям сравнимы разве только лишь с продолжительными войнами.

Негативные социальные последствия чрезвычайных ситуаций могут иметь серьезную угрозу безопасности как для общества в целом, так и для отдельных социальных институтов. Все выше изложенное говорит о необходимости осуществления серьёзной государственной политики в сфере профилактики чрезвычайных ситуаций, минимизации их негативных последствий, обеспечения эффективной социальной защиты пострадавшего населения. От качества решения названных проблем во многом зависят безопасность государства и его стабильное развитие.

Цель данной курсовой работы: провести исследование основных форм и направлений социальной защиты населения при чрезвычайных ситуациях. Достижение поставленной цели потребовало решение следующих основных задач:

– рассмотреть социально-экономическое содержание государственной политики по социальной защите населения при чрезвычайных ситуациях;

– проанализировать статистические данные о произошедших чрезвычайных ситуациях на территории РФ за последние пять лет;

– смоделировать чрезвычайную ситуацию и на её основе определить социальные последствия;

– произвести расчёт материальных затрат на социальную защиту пострадавшего населения.



  1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция Российской Федерации - основной закон государства.

Каждый гражданин РФ имеет право:

–   на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (статья 37);

–   на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42). В Федеральном законе Российской Федерации №68-ФЗ от 11 ноября 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в Статье 18 отмечается, граждане Российской Федерации имеют право:



–   на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

–   в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

–   быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

–   обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

–   участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

–   на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

–   на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

–   на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

–   на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

–   на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.



    1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА ПОСТРАДАВШЕМУ

Лицо, право которого было нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если закон или договор не предусматривают их возмещение в меньшем размере. При этом под убытками понимаются все расходы, которые понесло (должно понести) лицо, чье право было нарушено, для восстановления нарушенного права, утраченного или поврежденного имущества (реального ущерба), а также недополученных доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях, т.е. в случае, если бы его право не было бы нарушено.


Следует иметь в виду, что в результате нарушения права наряду с материальными убытками может быть нанесен ущерб гак называемым «нематериальным благам».

Гражданский кодекс Российской Федерации (глава 8 «Нематериальные блага и их защита», статья 150 «Нематериальные блага») гласит: «Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя.»

А статья 151 «Компенсация морального вреда» гласит: «Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить па нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред».

Рассматривая вред, причиненный здоровью человека, нам необходимо понимать, что такой вред, например, как травма, в большинстве случаев может лишить человека способности своим трудом (на самого себя или по найму) прокормить себя и своих близких, которые сами прокормиться не в состоянии. (Их часто называют иждивенцами - маленькие дети, старики, больные.) Вот почему вред, нанесенный здоровью, всегда соотносится с размером материального вреда, так или иначе полученного вследствие повреждения этого здоровья.



    1. ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАН

Статья 1085 Гражданского Кодекса РФ «Объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья» гласит:


  • при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение;

  • при определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не насчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не насчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья;

  • объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему в соответствии с настоящей статьей, могут быть увеличены законом или договором.

Определяя величину заработка или дохода, утраченного в результате повреждения здоровья и подлежащего возмещению, его исчисление производят в процентах к его среднему месячному заработку или доходу до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности. В состав утраченного заработка или дохода потерпевшего включаются все виды оплаты его труда по трудовым и гражданско-правовым договорам как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые подоходным налогом. При этом не учитываются выплаты единовременного характера, в частности, компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие при увольнении. В то же время пособие, выплаченное за период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам, в составе утраченного заработка учитывается также как и доходы от предпринимательской деятельности и авторский гонорар. При этом доходы от предпринимательской деятельности включаются на основании данных налоговой инспекции, причем все виды заработка или дохода учитываются в суммах