Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ»
Институт гражданской защиты
Кафедра «Аварийно-спасательных работ»
Курсовая работа
По дисциплине «Ликвидация социальных последствий катастроф»
На тему: «Социальная защита населения при ЧС»
Подготовила: Студентка группы: ГЗ-191 Дубова Ангелина Юрьевна Проверил:
асс. Трищенко С.Н.
Луганск 2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………………….…3
-
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА…………………………………………….5-
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА ПОСТРАДАВШЕМУ………………………………………………7 -
ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАН ………………………………………..9 -
ВОЗМЕЩЕНИЕ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА……………………….13 -
СТРАХОВАНИЕ КАК СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ ВРЕДА….15 -
АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ……………………..17
-
-
МОДЕЛЬ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ……………………………19 -
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЧС…………………………………20 -
РАСЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ…………………………………………………………………22-
РАСЧЕТ ПОСОБИЙ ПОСТРАДАВШИМ РАБОТНИКАМ…………………………………………………...22 -
РАСЧЕТ ЗАТРАТ НА ОРГАНИЗАЦИЮ СТАЦИОНАРНОГО И АМБУЛАТОРНОГО ЛЕЧЕНИЯ ПОСТРАДАВШИХ…………25 -
РАСЧЕТ ПОСОБИЙ СЕМЬЯМ ПОГИБШИХ РАБОТНИКОВ……………………………………………………27 -
РАСЧЕТ ОБЩИХ ЗАТРАТ НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ ПОСТРАДАВШИХ ……………………………………………...29
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..31
ВВЕДЕНИЕ
Начало XXI века характеризуется ростом численности чрезвычайных ситуаций и возрастающими масштабами их негативных последствий. Все чаще средства массовой информации извещают о крушении поездов, гибели морских судов, авиационных катастрофах, взрывах и пожарах, землетрясениях, наводнениях, масштабных лесных пожарах, эпидемиях и т.д. Естественно, что названные катаклизмы сопровождаются большими человеческими жертвами, огромными материальными потерями.
Именно социально-экономический анализ чрезвычайных ситуаций, разработка эффективных механизмов и форм социальной защиты населения от их последствий чрезвычайно актуальны для современного общества, его управленческих структур.
Чрезвычайных ситуаций вне социальной системы практически не бывает. В любую катастрофу всегда оказываются вовлеченными группа людей или человек. В конечном итоге, в тех регионах, где они происходят, формируются кризисные зоны, напитанные негативной социальной энергией и недовольством пострадавших людей. По мнению социологов, занимающихся изучением социальных последствий катастроф, многие техногенные и природные катастрофы, способны спровоцировать людей на экстремальное поведение, мятеж, бунт, политический конфликт между государствами в том случае, если не сформирована действенная система социальной защиты населения от их негативных последствий. Тем более что многие масштабные катастрофы по своим пагубным воздействиям сравнимы разве только лишь с продолжительными войнами.
Негативные социальные последствия чрезвычайных ситуаций могут иметь серьезную угрозу безопасности как для общества в целом, так и для отдельных социальных институтов. Все выше изложенное говорит о необходимости осуществления серьёзной государственной политики в сфере профилактики чрезвычайных ситуаций, минимизации их негативных последствий, обеспечения эффективной социальной защиты пострадавшего населения. От качества решения названных проблем во многом зависят безопасность государства и его стабильное развитие.
Цель данной курсовой работы: провести исследование основных форм и направлений социальной защиты населения при чрезвычайных ситуациях. Достижение поставленной цели потребовало решение следующих основных задач:
– рассмотреть социально-экономическое содержание государственной политики по социальной защите населения при чрезвычайных ситуациях;
– проанализировать статистические данные о произошедших чрезвычайных ситуациях на территории РФ за последние пять лет;
– смоделировать чрезвычайную ситуацию и на её основе определить социальные последствия;
– произвести расчёт материальных затрат на социальную защиту пострадавшего населения.
-
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА
Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция Российской Федерации - основной закон государства.
Каждый гражданин РФ имеет право:
– на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (статья 37);
– на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42). В Федеральном законе Российской Федерации №68-ФЗ от 11 ноября 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в Статье 18 отмечается, граждане Российской Федерации имеют право:
– на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
– в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
– быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
– обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
– участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
– на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
– на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
– на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
-
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА ПОСТРАДАВШЕМУ
Лицо, право которого было нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если закон или договор не предусматривают их возмещение в меньшем размере. При этом под убытками понимаются все расходы, которые понесло (должно понести) лицо, чье право было нарушено, для восстановления нарушенного права, утраченного или поврежденного имущества (реального ущерба), а также недополученных доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях, т.е. в случае, если бы его право не было бы нарушено.
Следует иметь в виду, что в результате нарушения права наряду с материальными убытками может быть нанесен ущерб гак называемым «нематериальным благам».
Гражданский кодекс Российской Федерации (глава 8 «Нематериальные блага и их защита», статья 150 «Нематериальные блага») гласит: «Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя.»
А статья 151 «Компенсация морального вреда» гласит: «Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить па нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред».
Рассматривая вред, причиненный здоровью человека, нам необходимо понимать, что такой вред, например, как травма, в большинстве случаев может лишить человека способности своим трудом (на самого себя или по найму) прокормить себя и своих близких, которые сами прокормиться не в состоянии. (Их часто называют иждивенцами - маленькие дети, старики, больные.) Вот почему вред, нанесенный здоровью, всегда соотносится с размером материального вреда, так или иначе полученного вследствие повреждения этого здоровья.
-
ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАН
Статья 1085 Гражданского Кодекса РФ «Объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья» гласит:
-
при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение; -
при определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не насчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не насчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья; -
объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему в соответствии с настоящей статьей, могут быть увеличены законом или договором.
Определяя величину заработка или дохода, утраченного в результате повреждения здоровья и подлежащего возмещению, его исчисление производят в процентах к его среднему месячному заработку или доходу до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности. В состав утраченного заработка или дохода потерпевшего включаются все виды оплаты его труда по трудовым и гражданско-правовым договорам как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые подоходным налогом. При этом не учитываются выплаты единовременного характера, в частности, компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие при увольнении. В то же время пособие, выплаченное за период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам, в составе утраченного заработка учитывается также как и доходы от предпринимательской деятельности и авторский гонорар. При этом доходы от предпринимательской деятельности включаются на основании данных налоговой инспекции, причем все виды заработка или дохода учитываются в суммах