Файл: Конспекта Техника безопасности на судах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 404

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

противогазов или кислородных дыхательных аппаратов
категорически
запрещено
), который должен обеспечивать непрерывную работу в течение 20 минут.

Защитного комбинезона с сапогами, перчатками и газонепроницаемыми очками,

Страховочного конца, изготовленного из материалов, обеспечивающих его пожаро- и химостойкость.

Взрывобезопасного фонаря.

Как минимум одного комплекта запасных баллонов к дыхательному аппарату.
Кроме этого на борту судна должен находиться компрессор сжатого воздуха, обеспечивающий зарядку баллонов дыхательных аппаратов. Если химовоз оборудован грузовыми насосными отделениями, то для работы в таких помещениях должно быть предусмотрено наличие 2-х комплектов шланговых дыхательных аппаратов с соответствующей системой дыхательного воздуха низкого давления. Система должна обеспечить непрерывную работу 2-х человек в насосном отделении в течение промежутка времени не менее 1 часа без использования дополнительных дыхательных аппаратов. Как минимум один полный комплект защитной одежды должен быть расположен в специальной кладовой в непосредственной близости от грузового насосного отделения.
Проверка дыхательных аппаратов сжатого
воздуха осуществляется ответственным
офицером ежемесячно с записью в судовой журнал. Ежегодно
дыхательные аппараты и запасные баллоны к ним должны быть
освидетельствованы специальными береговыми службами.
Каждый член экипажа на борту химовоза должен быть обеспечен индивидуальными дыхательными аппаратами, предназначенными ТОЛЬКО для эвакуации. Такие аппараты сжатого воздуха должны обеспечивать непрерывное дыхание человека в течение 15 минут. Использование такого типа аппаратов для тушения пожара или для работы с грузом
КАТЕГОРИЧЕСКИ
ЗАПРЕЩЕНО
В дополнение к индивидуальным средствам защиты, химовоз должен быть оборудован специальными душами и раковинами для промывки глаз, которые должны быть расположены на грузовой палубе, и их работоспособность должна быть обеспечена при
ЛЮБЫХ
ТЕМПЕРАТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

(Более подробную информаци. о дыхательных аппаратах см. в Руководстве
ISGOTT эксплуатация танкеров)
Судовые чек- листы
Назначение судовых чек- листов
Судовые чек – листы – это расписанный порядок действий и
последовательность операций при выполнении работ, проводимых
судовым персоналом. Это напоминание по подготовке и безопасному
выполнению заданий.
Функции судовых чек- листов могут быть различными, но главным назначением является выработка стереотипа поведения судового персонала
(выполнение им необходимых действий в определенной последовательности).
Очевидна и такая функция чек- листов как подсказка. Кроме этого, чек- листы позволяют документировать выполнение необходимых действий в простой и удобной форме путем проставления отметок, фиксировать передачу ответственности или согласованности действий. Чек - листы, в случае их
заполнения, являются отчетным документом, позволяют экономить время,
поскольку записи в судовые журналы становятся более простыми:
“произведена проверка по чек- листу №_, замечаний нет”. Подробный регламент работы с чек- листами, порядок и обязательность их заполнения, порядок хранения, передачи в компанию, требования к записи о проверках в судовые журналы приведены в соответствующих комментариях к чек- листам.
Чек- листы ходового мостика
1. Знакомство с оборудованием мостика ;
2. Смена вахты;
3.Ежедневные испытания и проверки;
4. Подготовка к выходу в море;
5. Посадка/высадка лоцмана;
6. Обмен информацией между капитаном и лоцманом;
7. Океанское плавание;
8. Плавание в прибрежных водах/системы разделения движения судов;
9. Подготовка к прибытию в порт;
10. Постановка на якорь и якорная вахта;
11. Ограниченная видимость;
12. Плавание во время штормовой погоды или в районах тропических штормов;
13. Плавание во льдах.
Чек-лист 1 заполняется вновь прибывшим (направленным) на судно помощником капитана и хранится у капитана до замены помощника капитана подписавшего чек-лист. Предыдущий чек-лист сдается в компанию.
Чек-лист 2 заполняется при наличии отрицательного ответа хотя бы на один вопрос, либо по команде капитана - в этом случае чек-лист сдается капитану, в противном случае (при положительных ответах) проверка по чек- листу фиксируется в судовом журнале: ―Смена вахты осуществлена с проверкой по чек- листу № 2, замечаний нет‖ без непосредственного заполнения чек- листа.


Чек- листы 3-13 заполняются:
• в случае наличия хотя бы одного отрицательного ответа/ неудовлетворительного параметра;
• по команде капитана с последующей сдачей капитану, а при положительных ответах допустимо осуществление проверки фиксировать в судовом журнале:
―Проведена проверка по чек- листу № _, замечаний нет‖ без непосредственного заполнения чек- листа. Подлинники заполненных чек- листов (2-13) сдаются в компанию по окончанию рейса, а копии хранятся у капитана сроком на его усмотрение.
Чек- листы аварийных ситуаций
1.
Выход из строя главного двигателя
2.
Выход из строя рулевого привода
3.
Выход из строя гирокомпаса
4.
Выход из строя системы управления с мостика/машинного телеграфа на мостике
5.
Угроза столкновения/столкновение
6.
Посадка на мель
7.
Пожар
8.
Затопление
9.
Место посадки в спасательные шлюпки/плоты
10.
Человек за бортом
11.
Поиск и спасание
(Из Правил 2020 г.)
Система допуска к работе
15. На каждом судне должен находиться перечень судовых работ
повышенной опасности, на которые требуется получение разрешения на
проведение судовых работ повышенной опасности, к которым в том числе
относятся работы:
1) выполняемые на высоте и за бортом;
2) выполняемые в помещениях с недостатком кислорода или наличием
вредных газов и паров, выполняемые с использованием изолирующих СИЗ;
3) связанные с нахождением в плохо вентилируемых закрытых
помещениях, колодцах, тоннелях;
4) связанные с проверкой воздушной среды при вскрытии трюмов с
различными (окисляющимися или токсичными) грузами;
5) выполняемые в междудонных отсеках, балластных, топливных,
масляных танках, емкостях для хранения пресной воды;
6) связанные с электро- и газосварочными, огневыми работами (за
исключением сварочных работ в специально оборудованных помещениях);
7) выполняемые в выхлопных трактах главных двигателей, в дымоходах
и дымовых трубах котлов требуют оформления разрешения.

16. Разрешение на проведение судовых работ повышенной опасности
(далее - Разрешение) должно содержать следующие сведения:
1) наименование судовой работы повышенной опасности;
2) Фамилия, имя, отчество (далее - ФИО) и должность руководителя
работы;
3) время действия Разрешения;
4) сведения о проведении целевого инструктажа по охране труда с
исполнителями работ;
5) сведения об осмотре оборудования, инструментов, приспособлений
(нахождение в исправном, рабочем состоянии, соответствие требованиям
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

охраны труда, даты испытаний);
6) сведения об обеспечении работающих средствами индивидуальной и
коллективной защиты;
7) ФИО и должность страхующего лица;
8) сведения об оповещении вахтенной службы о предстоящей работе,
согласовании и проверке системы связи руководителя работы и
исполнителя работы;
9) ФИО исполнителя работы, время начала и окончания работы;
10) сведения о завершении работы, извещение вахтенных о завершении
работы.
Разрешение на проведение работ.
Система разрешений на проведение судовых работ – один из методов обеспечения безопасности, при помощи которого до каждого участника работ, связанных в той или иной степени с риском, в письменном виде доводятся основные процедуры, обеспечивающие безопасное проведение работ.
При разработке такой системы компания (судовладелец) должен учитывать несколько важных факторов:

Система разрешений не должна быть чрезмерно сложной или запутанной.

Разрешение должно выдаваться ТОЛЬКО для работ, которые связаны с
ПОВЫШЕННЫМ или НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ риском для здоровья или жизни персонала, возможным загрязнением окружающей среды или нанесением ущерба судну и судовому имуществу.

Форма разрешения на работы должна содержать описание работы, как таковой и меры безопасности, которые необходимо выполнить. Все опасности, которые можно предвидеть в ходе выполнения работ, должны быть учтены, а предусмотренные меры безопасности должны быть указаны в разрешении в письменном виде и в определенной последовательности.

В разрешении должен содержаться четко спланированный лист проверок, направленных на идентификацию, контроль и предотвращение опасностей, которые могут возникнуть в ходе выполнения работ, а также перечень аварийных мероприятий, которые необходимо выполнить в случае возникновения непредвиденной ситуации или несчастном случае.


Разрешение выдается ОТВЕТСТВЕННЫМ ОФИЦЕРОМ, ТОЛЬКО после проверки выполнения всех необходимых действий и процедур.
Разрешение также ДОЛЖНО БЫТЬ ПОДПИСАНО КАПИТАНОМ.

В разрешении на проведение работ должны быть предусмотрены условия, при которых данное разрешение аннулируется, а также срок его действия.
Судовые работы
Как показывает статистика, повышенный травматизм персонала вызывают работы, связанные с использованием ручного инструмента, механизированного инструмента, силовых агрегатов, защитных устройств, а также работы в стесненных условиях (в мастерских, кладовых и т.д.) Поэтому такие работы должны быть спланированы более тщательно. В первую очередь внимание должно быть уделено самому инструменту, который предстоит использовать в работах. Неправильное его использование или использование инструмента, не предназначенного для выполнения тех или иных работ, использование неисправного инструмента может привести к травматизму. Персонал, работающий с механизированным инструментом должен пройти необходимую подготовку по его использованию и знать основные меры безопасности и технической эксплуатации. Использование неисправного инструмента
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО. Наибольшую опасность при выполнении работ представляет инструмент с силовым приводом (электрическим, гидравлическим или пневматическим). Перед использованием такого инструмента необходимо произвести тщательную проверку не только агрегатов, но и силовых кабелей, шлангов, соединений и пр.
На грузовой палубе или в необорудованных помещениях разрешено
использовать электроинструмент, питание которого осуществляется от
сетей с напряжением не более 24 вольт.
При использовании переносного электроинструмента ЗАПРЕЩЕНО
ФИКСИРОВАТЬ пусковую кнопку. И прежде чем запустить силовой агрегат, необходимо знать, как его выключить.
НИКОГДА НЕ ВКЛЮЧАЙ МЕХАНИЗМ, ЕСЛИ НЕ ЗНАЕШЬ, КАК ЕГО
ВЫКЛЮЧИТЬ!
Если предусмотрено использование ограждений или щитков при использовании инструмента, их отсутствие делает инструмент
НЕПРИГОДНЫМ для выполнения работ. Важное значение в обеспечении безопасности работ имеет поддержание порядка в судовых помещениях и непосредственно в месте проведения работ. Следует придерживаться некоторых правил:

Держать рабочее место чистым и свободным от лишних предметов

Всегда убирать даже незначительные разливы топлива или смазки

Ограждать открытые люки, отверстия или горловины

Обозначать безопасные проходы в месте проведения работ



Возвращать инструмент на штатные места после использования в чистом и исправном виде

Образовавшийся в результате работ мусор убирать и утилизировать в соответствии с требованиями МАРПОЛа.

Надежно закреплять инструмент и оборудование на штатных местах после окончания работ.

При проведении работ в штормовых условиях использовать индивидуальную страховку и крепление инструмента.
Как правило, работы, связанные с
непосредственным риском для жизни
персонала, проводятся ТОЛЬКО после
заполнения проверочного листа и при
наличии
письменного
разрешения
на
проведение работ, подписанного капитаном. К
таким работам относятся, прежде всего:

Горячие работы

Работы в закрытых помещениях
(Из книги Баскаков С.П. «Безопасность на танкерах»
Организация судовых работ идентификация (выявление) степени риска
Согласно требованиям МКУБ все судовые работы и процедуры (порядок) должны быть идентифицированы в отношении степени риска. Важно определить, возникает ли угроза человеческой жизни, окружающей среде или судну при выполнении той или иной работы вообще и насколько велика эта угроза. Все судовые работы, при которых возникает риск человеческой жизни, судну или среде можно разделить на две группы:

Опасные

Критические
При выполнении опасных работ может возникнуть угроза жизни или
здоровью человека, судну и/или среде, если такие работы выполняются с
нарушением технологии или ошибками. Но только в том случае, если
такие нарушения не устранены. То есть, определение «опасные работы»
подразумевает, что есть некоторое время, чтобы устранить опасность до
того как она возникнет.
При выполнении критических работ, любое нарушение технологии или
ошибка, вызывают немедленную и необратимую угрозу человеческой
жизни или его здоровью, судну и/или среде.
Такое деление является весьма условным, но, как правило, к опасным процедурам относят все подготовительные работы, а к критическим - само выполнение работ. Например, установка стремянки в библиотеке для поиска
книги на верхней полке стеллажа, процедура опасная, поскольку, если стремянка неисправна, плохо установлена, имеет сломанные ступеньки и пр., еѐ использование может привести к падению человека и, возможно, травме. Сам же процесс подъѐма по стремянке - процедура критическая, так как, если не устранить неисправности, допущенные при установке стремянки, то падение неизбежно, и возможен травматизм. Поэтому любая судовая процедура должна быть детально описана в судовых документах, и содержать четкие ответы на следующие вопросы:

Какую работу, и с какой целью необходимо выполнить?

Когда и как еѐ нужно выполнить?

Кто должен выполнить работу?

Кто и как должен контролировать выполнение работ и принимать решение?
К судовым работам повышенного риска относятся:

Работы на высоте

Работы за бортом

Окраска и работы с растворителями или судовой химией

Переноска тяжестей

Операции с вертолетом

Мойка танков

Бункеровочные операции

Работа с электрооборудованием

Работа с грузоподъѐмными устройствами

Швартовые операции

Судовые учения

Проверка и спуск спасательных шлюпок

Ликвидация разливов груза и топлива

Постановки или съѐмка с якоря

Работа в дыхательных аппаратах

Использование оборудования высокого давления (гидробластеры)

Работа с паром и гидравликой

Работа с асбестом

Работа с абразивным инструментом и пр.
(Из Правил 2020 г. п. 244.)
3) Ручной инструмент
1. Молотки, кувалды, топоры и другие им подобные инструменты должны иметь надежно закрепленные рукоятки из сухой древесины твердых пород (кизил, рябина, береза, граб и т.п.). Рукоятки молотков, кувалд, топоров для прочности закрепляются металлическими заершенными клиньями. Длина


рукояток молотков должна быть не менее 0.4 метра, а у кувалд – не менее
0.7 метра.
2. Запрещается пользоваться неисправными приспособлениями и инструментом, в том числе: ручниками и кувалдами, имеющими заусенцы, изношенные ударные поверхности, неисправные рукоятки; зубилами, крейцмейселями, пробойниками и т.д. с заусенцами, наклепами и другими недостатками; напильниками и другими инструментами без прочно закрепленных рукояток; ключами с разработанными губками или ослабленным раздвижным механизмом; гаечными ключами с изношенными губками, заусенцами и трещинами, а также применять их в качестве контрключей для увеличения длины рычага.
Пневматический инструмент.
1. Работать пневматическим инструментом необходимо в защитных очках и рукавицах, а при повышенном уровне шума использовать средства индивидуальной защиты (противошумные наушники, "беруши", антифоны).
2. Пневматический инструмент следует не реже 1 раза в 6 месяцев разбирать, промывать, смазывать, а обнаруженные при осмотре повреждения или сильно изношенные части заменять новыми.
3. При использовании пневматического инструмента запрещается:
3.1. Передавать его другим лицам;
3.2. Разбирать или производить какой-либо ремонт;
3.3. Работать с приставных лестниц;
3.4. Применять подкладки (заклинивать) или работать пневматическим инструментом при наличии люфта во втулке;
3.5. Работать пневматическим инструментом с неотрегулированными клапанами;
3.6. Оставлять инструмент на обрабатываемой детали в неустойчивом положении;
3.7. Натягивать и перегибать шланги;
3.8. Оставлять шланги под давлением сжатого воздуха без надзора;
3.9. Касаться рабочих частей, производить их замену при наличии в шланге сжатого воздуха.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ
В ЗАМКНУТОМ ПРОСТРАНСТВЕ
К замкнутым пpостpанствам на судах, гле должны соблюдатся повышенные меpы безопасности, относятся: междудонные и междубоpтные
отсеки, коффеpдамы, цистеpны, котлы, подсланевые пpостpанства
машинного помещения, pумпельные отделения, гpузовые танки на
нефтеналивных судах, фоpпики, ахтеpпики, забортные ящики и дpугие

пpостpанства в коpпусе судна с входом в них через горловины люков
сечением до 1 м
2
. Указанные помещения именуются замкнутыми помещениями (пространствами) I категории. Все остальные судовые помещения, имеющие иллюминаторы или окна, вход в которые осуществляется через двери, относятся к помещениям II категории. (см. Пр. без.труда на пром.пред. стр.236)
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Продолжительное нахождение в атмосфере с пониженным содержанием
кислорода может привести к необратимому нарушению мозговой
деятельности. При недостатке кислорода возникает состояние апатии,
слабость, замедляется двигательная активность. Если при проявлении
этих симптомов работник не покинет помещение, то, в конечном итоге,
физическое истощение приведѐт к еще большему ослаблению его
умственной деятельности и способности контролировать ситуацию.
При концентрации кислорода в атмосфере менее 8 % человек теряет
сознание после первого же вдоха, и если его не эвакуировать из помещения с
такой атмосферой в пределах 5 минут с момента потери сознания, то
происходит необратимое нарушение мозговой деятельности. Более
продолжительная задержка приводит к смерти.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Пpоведение pабот осуществляется только с pазpешения капитана
судна, руководитель работ (старпом, стармех) обязан пpовести целевой
инструктаж по безопасному выполнению pабот, капитан судна должен
назначить наблюдающего, котоpого инстpуктиpует руководитель работ.
Необходимо обязательно оговорить средства индивидуальной защиты , которыми надлежит пользоваться при входе в закрытое помещение .
--------------------------------------------------------------------------------------------------
При этом должно быть предусмотрено наличие :
• защитной одежды , включая рабочую одежду или защитный костюм , защитной обуви , защитной каски , перчаток , зашитых очков ;
• предохранительного пояса , который , возможно , также придется надеть при выполнении работ в больших помещениях или при работе на высоте ;
• безопасных фонарей одобренной конструкции ;
• УКВ радиопередатчиков одобренного типа ;
• персонального газоанализатора или локального газоанализатора в комплекте с сигнализатором ;
• аварийно спасательного дыхательного аппарата ( аппаратов ).
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Пеpед допуском людей в замкнутое пpостpанство администpация судна должна убедиться в отсутствии скопления вpедных ( прибор – анализатор содержания О
2 в атмосфере) взpывоопасных газов и паpов. (Состав воздуха:
кислорода – 21%, азота – 77%, другие газы – 2%)
Вход в замкнутое пpостpанство сpазу же после его откpытия без пpедваpительной вентиляции запpещен (вентиляция 15-20 минут) и только по
указанию капитана. Содержание кислорода должно быть не менее 20%. На