ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 481
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
И.Ю. Исаева
ДОСУГОВАЯ ПЕДАГОГИКА
Учебное пособие
Москва
Издательство «Флинта»
НОУ ВПО «МПСИ»
2010
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
НОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»
Рекомендовано Редакционно-издательским Советом
Российской академии образования к использованию
в качестве учебного пособия
2 3
УДК 379.8(075.8)
ББК 74.200.58я7
И85
Исаева И.Ю.
И85 Досуговая педагогика : учеб. пособие / И.Ю. Исаева. — М. :
Флинта : НОУ ВПО «МПСИ», 2010. — 200 с.
ISBN 978-5-9765-0195-9 (Флинта)
ISBN 978-5-9770-0547-0 (НОУ ВПО «МПСИ»)
В учебном пособии излагаются теоретические основы досуговой дея- тельности, методика организации и проведения различных досуговых меро- приятий, вопросы организации совместной досуговой деятельности детей и родителей, методика подготовки и организации летнего досуга детей и под- ростков в детском оздоровительном лагере.
Учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов, педагогов-организаторов, заместителей директоров по воспитательной ра- боте, классных руководителей, вожатых и воспитателей детских оздорови- тельных лагерей.
ISBN 978-5-9765-0195-9 (Флинта)
ISBN 978-5-9770-0547-0 (НОУ ВПО «МПСИ»)
© Исаева И.Ю., 2010
© Издательство «Флинта», 2010
УДК 379.8(075.8)
ББК 74.200.58я7
Р е ц е н з е н т ы:
д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой психолого-педагогических дисциплин
Магнитогорского госуниверситета Т.Ф. Орехова
д-р пед. наук, профессор кафедры психолого-педагогических дисциплин
Магнитогорского госуниверситета Т.В. Кружилина
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ......................................................................................................... 6
Глава 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ДОСУГОВОЙ ПЕДАГОГИКИ .................... 8 1.1. Основные рабочие понятия «свободное время»,
«досуговое время», «досуг», «деятельность»,
«досуговая деятельность», «отдых», «рекреация» ................. 8 1.2. История досуговой педагогики ............................................... 12 1.2.1. Виды занятий в первобытном обществе .................... 12 1.2.2. Свободное время и досуговые занятия в Древнем мире ............................................................ 16 1.2.3. Досуг в эпоху Средневековья ..................................... 20 1.2.4. Развитие досуга в России ........................................... 22 1.3. Принципы досуговой педагогики ......................................... 30 1.4. Методы досуговой педагогики ............................................. 36
Глава 2. ДОСУГ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ........................................... 39 2.1. Виды досуговой деятельности, разнообразие форм воспитательной работы в структуре досуга .......................... 39 2.2. Коллективные творческие дела ............................................. 44 2.3. Игра в сфере досуга ................................................................ 47 2.4. Праздники ............................................................................... 52 2.5. Конкурсные программы .......................................................... 55 2.6. Кружковая работа и деятельность клубных объединений ............................................................. 59 2.7. Индивидуальный досуг ......................................................... 63
Глава 3. СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ .................................................................... 68 3.1. Совместный отдых детей и родителей,
формы его организации .......................................................... 68
Г л а в н ы й р е д а к т о р д-р псих. н., проф., акад. РАО Д.И. Фельдштейн
З а м. г л а в н о г о р е д а к т о р а д-р псих. н., проф., акад. РАО С.К. Бондырева
Ч л е н ы р е д а к ц и о н н о й к о л л е г и и:
д-р псих. н., проф., акад. РАО Ш.А. Амонашвили; д-р пед. н., член-корр. РАО В.А. Болотов; д-р псих. н., проф., акад. РАО А.А. Деркач; д-р псих. н., проф., акад. РАО А.И. Донцов; д-р псих. н., проф., акад. РАО И.В. Дубровина; д-р псих. н., проф. В.П. Зинченко; д-р филол. н., проф., акад. РАО В.Г. Костомаров; д-р пед. н., проф., акад. РАО Н.Н. Малофеев; д-р физ.-мат. н., проф., акад. РАО В.Л. Матросов; д-р пед. н., проф., акад. РАО Н.Д. Никандров; д-р псих. н., проф., акад. РАО В.В. Рубцов; д-р пед. н., проф., акад. РАО М.В. Рыжаков; д-р ист. н., проф. Э.В. Сайко
4 5
3.2. Методика организации семейных праздников ..................... 71 3.3. Экскурсии в музей ................................................................... 77 3.4. Посещение театра .................................................................... 80 3.5. Летний отдых детей и родителей .......................................... 83
Глава 4. ЛЕТНИЙ ДОСУГ ........................................................................... 87 4.1. Психолого-педагогические основы летнего отдыха детей и подростков в детском оздоровительном лагере ................ 87 4.2. Планирование работы в детском оздоровительном лагере ........................................ 92 4.2.1. Методика составления программы работы с отрядом ..................................................................... 92 4.2.2. Календарный план-сетка работы отряда ................. 94 4.2.3. Ежедневный план работы вожатого .......................... 95 4.3. Организационный период в детском оздоровительном лагере ....................................... 98 4.3.1. Задачи, содержание и средства работы с детьми и подростками в организационный период ............... 98 4.3.2. Позиция вожатого в организационный период ....... 101 4.3.3. Некоторые советы о том, как провести первый день в лагере .................................................. 104 4.4. Разнообразие форм работы с детьми и подростками в детском оздоровительном лагере ..................................... 107 4.5. Заповеди вожатого ............................................................... 112
Глава 5. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ
ДОСУГОВОЙ ПЕДАГОГИКИ ................................................. 113 5.1. Программа спецкурса «Досуговая педагогика» ................. 113 5.2. План практических занятий ................................................. 122 5.3. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы ............................................... 126 5.4. Тематика курсовых работ ..................................................... 128 5.5. Перечень вопросов к зачету ................................................. 130 5.6. Контрольно-измерительные материалы по досуговой педагогике ..................................................... 132 5.7. Памятка анализа досугового мероприятия ....................... 142 5.8. Методики изучения личности воспитанника ................. 144 5.9. Копилка вожатого ................................................................. 159
Глоссарий ......................................................................................................... 184
Литература ....................................................................................................... 189
6 7
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее время происходят существенные изменения в вос- питании современной молодежи, в социально-педагогическую прак- тику вводятся новые подходы, соответствующие тенденциям раз- вития российского общества, в котором наблюдаются процессы со- циального расслоения, разрушения традиционных нравственных ориентиров, роста преступности, обострения межнациональных конфликтов, снижения общенародной доступности сфер культуры, дополнительного образования, досуга и спорта.
Досуг как время свободного самоопределения, саморазвития подростков сосредотачивает в себе значительные ресурсы для раз- вития их творческой активности, так как эта деятельность осущест- вляется на основе свободного выбора. В то же время досуг является зоной, свободной от участия в ее организации педагогов, родителей, вследствие чего досуг в некоторых случаях превращается в опасное время для подростка. Все это делает необходимым поиск путей управления досугом, который бы обеспечил включение подростков в самоценную для них деятельность, способствовал формированию у них умений и навыков управления собственным досугом, а следо- вательно, и развитию самоуправления и самоорганизации.
Однако в настоящее время в стране нет единой воспитательной системы, в которой бы были определены требования, рекомендации к организации воспитательной работы с детьми и подростками в условиях современной школы. Усложняет проблему и отсутствие в стране системы детских и юношеских общественных организаций.
Все это вносит определенные трудности в управление досуговой деятельностью детей и подростков. Каждая школа занимается вос- питанием учащихся в соответствии со своими представлениями и возможностями. Часто у учителя не хватает знаний и умений по ор- ганизации досуговой деятельности подростков, тем более по управ- лению этой деятельностью.
Наши наблюдения показывают, что досуговая деятельность де- тей и подростков часто характеризуется малосодержательностью и однообразием, в школах используются устарелые и малоинтересные формы организации досуга. Это вызвано как материальными при- чинами, так и отсутствием знаний, заинтересованности и недоста- точно серьезным и ответственным отношением к организации дет- ского досуга со стороны педагогов.
Следовательно, на сегодняшний день существует потребность в подготовке специалистов, способных управлять досуговой деятель- ностью детей и подростков (заместителей директоров по воспита- тельной работе, педагогов-организаторов, классных руководителей).
Учебное пособие «Досуговая педагогика» нацелено на оказание методической помощи педагогам-организаторам, классным руково- дителям, студентам педагогических вузов. Пособие может быть ис- пользовано в рамках подготовки будущих вожатых к профессио- нальной деятельности в детском оздоровительном лагере.
8 9
Глава I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ
ДОСУГОВОЙ ПЕДАГОГИКИ
1.1. Основные рабочие понятия
«свободное время», «досуговое время», «досуг»,
«деятельность», «досуговая деятельность»,
«отдых», «рекреация»
Досуг является объектом исследования достаточно большого круга общественных наук: социологии, философии, психологии, пе- дагогики и др., которые вносят своеобразие в понимание этого по- нятия. Прежде всего следует отметить, что понятие «досуг» — это категория социологическая. В социологии понятия «досуг» и «сво- бодное время» используются как синонимы. Так, в Кратком словаре по социологии понятие «досуг» рассматривается как синоним по- нятия «свободное время». В начальный период развития социоло- гии, когда категория «свободное время» наполнялась значительно более широким содержанием, нежели теперь, а именно, отождест- влялась с нерабочим временем в целом, под досугом понималась лишь та часть этого времени, которая оставалась за вычетом из него всех необходимых, непреложных затрат (сон, уход за детьми, заня- тия домашним хозяйством и т. п.), т.е. оказывалась свободной в строгом собственном смысле этого слова.
Время, которым располагает общество, личность, делится на рабочее и внерабочее. Под рабочим временем понимается время фактической работы на общественном производстве. Внерабочее время — это время суток (месяца, года) за вычетом рабочего време- ни. Оно подразделяется на следующие части: 1) время, связанное с подготовкой к работе на производстве; 2) затраты времени на удо- влетворение физиологических потребностей; 3) время, затрачивае- мое на домашний труд и другие бытовые потребности; 4) собствен- но свободное время.
Свободное время — это потенциальное пространство, свобод- ное от непреложных дел, в котором личность выбирает варианты действий с учетом своих склонностей и уровня культуры. Кроме того, свободное от работы время можно разделить на опосредованно рабочее время, содержание которого обусловлено необходимостью подготовки к рабочему времени, и досуговое время. Формально в это время человек свободен, но реально он вынужден его тратить, чтобы успешно выполнять работу в рабочее время.
Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое он затрачивает на:
— производственно-трудовые функции, включая дорогу к ме- сту работы и обратно;
— физиологический отдых (ночной сон);
— оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды (вклю- чая утренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье посу- ды и др.);
— покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;
— приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;
— воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким людям и др.
Доля суток, которая остается в распоряжении человека после на- званных выше вычислений, может быть определена как его досуг, именно этой частью времени человек может распорядиться по свое- му усмотрению.
В педагогических исследованиях значительный вклад в уточне- ние понятия «досуг», его изучение и теоретическое обоснование внесли М.Г. Бушканец, А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, И.А. Новикова,
Э.В. Соколов, В.Я. Суртаев, Б.А. Титов, С.А. Шмаков и др. Они рас- сматривают досуг как предоставляемую человеку возможность за- ниматься в свободное время разнообразной деятельностью по свое- му усмотрению, удовлетворяя свои интересы и потребности. В их
10 11
исследованиях подчеркивается, что досуг является фактором само- выражения, самореализации, самосовершенствования, средством погружения человека в культуру, способом превращения свободно- го времени в средство активного отдыха и дальнейшего физическо- го, нравственно-духовного развития личности.
Достаточно интересно понятие «досуг» охарактеризовано в ис- следованиях Э.В. Соколова. Досуг им рассматривается как «особое время, когда возможен свободный выбор занятий, в которых отдых перемежается с физической и умственной активностью». По мне- нию Э.В. Соколова, «без достаточного отдыха человек быстро ис- тощает силы и оказывается неспособным к какой-либо возвышен- ной деятельности. Без игр и развлечений досуг становится монотон- ным и плоским.
Анализ позиции С.А. Шмакова в отношении досуга показывает, что он рассматривает это явление комплексно как «время духовного развития школьной молодежи, которое представляет ей возмож- ность свободного выбора общественно значимых ролей и положе- ний, позволяет заниматься деятельностью, развивающей неограни- ченные возможности детей, их таланты в наиболее целесообразном применении; как сферу, в которой полнокровно раскрываются по- требности в свободе и независимости, активной деятельности и са- мовыражении, как особую социальную сферу, где учащиеся удо- влетворяют личностные потребности в самопроверке, самооценке собственного “Я”; как зону активного общения, в которой учащиеся открыты для воздействия и влияния самых различных институтов и организаций».
Так как досуг занимает лишь часть свободного времени и явля- ется личной сферой жизни человека, следовательно, он напрямую связан с досуговой деятельностью и досуговым временем.
Досуговое время — это время, непосредственно и опосредован- но свободное от рабочего времени, именно в эти часы и минуты человек может соизмерять время со своими желаниями, избиратель- но относиться к тому времени, которое находится в его личном рас- поряжении.
Исходя из рассуждений, приведенных выше, будем считать, что
досуг — это единство досугового времени и досуговой деятельно- сти, которые взаимоопределяют друг друга и способствуют самораз- витию личности, ее самоорганизации и самореализации.
Раскрывая понятия «свободное время» и «досуг», мы так или иначе выходим на предмет определения функций досуга, способов и содержания его заполнения, и тогда, естественно, понятие «досуг» раскроется перед нами другой своей гранью и другой смысловой наполненностью. Ведь в обыденном сознании досуг всегда воспри- нимается просто как свободное от труда время. Действительно, с одной стороны, это время, необходимое для отдыха и развлечений, но, с другой стороны, это и время, заполненное культурно-ценност- ным содержанием. Тогда уместно будет, на наш взгляд, рассмотреть понятие «досуг» в сочетании с понятием «деятельность», т.е. «до- суговая деятельность».
В Российской педагогической энциклопедии деятельность определяется как специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности.
Специфической деятельностью в сфере свободного времени яв- ляется досуговая деятельность. Согласно тому, что досуг напрямую связан с деятельностью, мы будем считать, что досуговая деятель-
ность — это осознанная активная деятельность человека, направ- ленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях непо- средственно и опосредованно свободного от работы времени. Как было отмечено выше, в бюджете суточного времени человека обяза- тельно должен быть период для физиологического отдыха, связан- ного с полным расслаблением.
Отдых — это проведение некоторого времени без обычных за- нятий, работы, служащий для восстановления сил и снятия уста- лости.
Отдых может быть пассивным: чтение литературы, прогулки, просмотр телепередач и др.; усталый человек может потратить часть свободного времени на пассивный отдых (дрема, релаксация). Кро- ме того, отдых может быть реализован и через активные досуговые формы: занятие любимым делом, физическими упражнениями, об- щение с другими людьми и др.
12 13
В широком смысле феномен отдыха сближается с явлением ре- креации. До недавнего времени понятие рекреации оставалось ма- лораспространенным и использовалось лишь в узких кругах спе- циалистов по медицинскому оздоровлению человека. Следует от- метить, что единого мнения в науке по поводу понятия «рекреация» не существует, наиболее значимые научные открытия в сфере ре- креации были сделаны в западной школе. Это понятие связывалось преимущественно с релаксацией жизненно-физиологических сил человека. Сейчас понятие