Файл: Информационные технологии в системе образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 272

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
если не учитывать, что тогда ученик каждый урок вынужденно много работает за компьютером, а это плохо отражается на здоровье.

Усилия, затраченные на разработку уроков с применением ИКТ компенсируются, если применение ИТ методически оправдано, продуктивно. К тому же, если учитель систематически готовит материал в электронном виде, то через определенное время накапливается обширная база данных.

Но использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании различных предметов школьного курса невозможно без достаточной технической базы, соответствующего программного обеспечения и подключения к сети Интернет и достаточных умений работы с компьютером самого учителя.

Наши педагоги стали чаще использовать компьютер в образовательно-воспитательном процессе. На сегодняшний день медиаоборудование становится всё более востребованным. Учителя постепенно оценивают преимущества компьютера для совершенствования методики урока.

Итак, использование компьютера - мощное средство для создания оптимальных условий работы на уроке, но оно должно быть целесообразно и методически обосновано. ИТ следует использовать только тогда, когда это использование дает неоспоримый педагогический эффект и ни в коем случае нельзя считать применение компьютера данью времени или превращать его в модное увлечение

Решение:

1. Максимально использовать преимущества ИКТ для повышения качества образования учащихся.

2. Повышать квалификацию через самообразование, участие в профессиональных объединениях учителей и семинарах, мастер-классах.

3. Внедрять информационные технологии в различные этапы традиционного урока.

4. Разрабатывать и использовать собственное программное обеспечение и цифровые образовательные ресурсы, формировать и использовать медиатеку.

Если брать первые революционные этапы развития образования, то можно провести аналогии и предсказать, какие возможны трудности. Учащиеся получают широчайшие возможности в выборе способа изучения того или иного предмета или предметов, но рядом нет учителя. И тут происходят предполагаемые негативные последствия: пассивность учащихся, низкий уровень коммуникативных навыков, отсутствие самостоятельности, введение учителя в заблуждение по поводу понимания материала. Поэтому необходимо искать новые формы работы для решения этой проблемы. Это может быть создание творческого коллективного проекта, при оценке которого оговаривается (очно или виртуально) и оцениванию подлежит каждый участник проекта.


Другой проблемой является увеличение ответственности ученика за результаты обучения в такой ситуации, когда он имеет выбор между различными формами обучения, между дефицитом времени необходимо выбрать полезную и нужную информацию из массы ненужной. Именно здесь учителям необходимо помочь учащимся, чтобы правильно организовать свою учебную деятельность, учитывая их индивидуальные способности и возможности.

2.4 Методологические особенности использования информационных технологий в учебном процессе
Эволюция компьютерных технологий позволила успешно применять их по таким направлениям учебной деятельности: использование информационных справочных и экспертных систем с применением компьютерной техники для хранения информации, поиска и частичной ее интерпретации.

Эффективность учебного процесса несовместима с перегрузкой психической деятельности его участников. Применение компьютерной техники на уроках способно значительно повысить производительность труда участников педагогической деятельности за счет высококачественной передачи учебного материала, концентрации внимания на ключевых моментах, и в то же время уменьшить непродуктивные потери сил и времени на поиск, обработку, восприятие и усвоение информации. В настоящее время разработаны пакеты прикладных программ, ориентированных как на групповую работу во время занятий, так и на внеаудиторную работу ученика1. Спецификой занятий в начальной школе является необходимость достаточно часто использовать наглядность как в виде стационарных ее форм, так и в динамике. С помощью ЭВМ со специальным проектором легко можно продемонстрировать необходимые образовательные материалы.

Важной составляющей частью целостной системы обучения является самостоятельная работа. Этот вид деятельности позволяет использовать разнообразные типы программного обеспечения учебного процесса. Кроме прикладного программного обеспечения, целесообразно использовать банки данных с разными работами в сети Internet.

Усилению обратной связи между участниками учебного процесса в процессе обучения способствует автоматизированный тестовый опрос.

Невзирая на разнообразие применения вычислительной техники, она остается вспомогательным средством для показа наглядно учебного процесса.



Формирование практических умений и навыков учеников в процессе обучения должно связываться с использованием электронно-вычислительной техники не только для выполнения демонстраций, но и творческих заданий.

Практика свидетельствует, что содержание вопросов компьютеризации производства как в одном из основных направлений научно-технического прогресса нуждается в пересмотре позиции относительно ознакомления учеников с физическими основами строения и действия ЭВМ с целью формирования целостных представлений их эффективного использования в индивидуальной экспериментальной работе, для формирования политехнического мировоззрения. Следовательно, для надлежащего обеспечения учебного процесса в школах необходимо разработать такое оборудование и средства наглядности, которые можно было бы использовать как на уроках, так и во время индивидуальной внеурочной работы учеников. При этих условиях появляется возможность воплощать принцип взаимосвязи знаний и практической деятельности1.

Разработанные сегодня наглядные средства используются в учебно-воспитательном процессе, способствуют повышению качества этих видов учебного процесса и проведению внеаудиторной работы. В то же время обеспечивается: достаточная иллюстративность; эстетическая привлекательность демонстрируемого материала; относительная простота манипуляций во время проведения различных видов работ; массовость проведения различных форм деятельности, многократность действий, возможность повторного проведения; переход от теории к практике2.

Направленность занятий на использование ИКТ как высокоэффективного средства обучения не только обеспечивает повышение уровня подготовки учеников, но и существенно влияет на их мотивационную сферу, предопределяя формирование приоритетных профессиональных и учебно-познавательных мотивов изучения предмета, которые обеспечат успешность овладения знаниями и умениями в будущем.

Вычислительная среда во всем мире изменяется очень быстро, и в то же время расширяются наши представления об областях применения компьютеров. Поэтому неопровержимой является необходимость более широкого применения учебных компьютерных моделей в системе профессиональной подготовки и деятельности учителя. Это позволит: расширить знание учеников в отрасли применения методов статистической обработки результатов; увеличить количество параметров, которые определяются по результатам натурного эксперимента; графически и аналитически исследовать явления; углубить межпредметные связи
1.

В связи с техническими достижениями последнего десятилетия, такими как быстрый рост емкости и мощности аппаратных средств, развитие коммуникации (Internet, мировая Wев-служба, мобильные коммуникации), возникают новые подходы к реализации учебно-воспитательного процесса2.

Таким образом, информационные технологии должны применяться при обучении таким образом, чтобы облегчать подачу учителем и понимание учениками материала. Кроме того, именно компьютерные технологии дают широкие возможности в демонстрации применения учебных предметов на практике.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проанализировав использование информационных технологий при обучении геометрии учащихся основной школы, мы пришли к таким выводам.

Под информационными педагогическими технологиями мы понимаем педагогическую технологию, использующую специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией. Информационные технологии начали вводиться в учебный процесс в 80-х гг. ХХ века. Сегодня они заняли прочное место в общеобразовательной школе, поскольку они являются требованием времени и активизируют учебный процесс.

Основным средством ИТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара.

Информационные технологии повышают эффективность обучения, но только при условии правильного их использования со стороны педагога. В противном случае, как показывают зарубежные и отечественные исследования, информационные технологии будут только отвлекать от учебного процесса и усложнять его.