Файл: Теория государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Виды правоотношений

Виды

Коммерческое представительство - особенностью данного подвида представительства является то, что представитель выступает только от фамилии и только в интересе юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя. Поведение представителя в данном случае полностью не совпадает с поведением юридического лица или индивидуального предпринимателя, в его обязанности входят — неисполнение поручений представляемого, а также несохранения в тайне информации, которая является коммерческой тайной. Коммерческим представителем может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие представительство в виде промысла (например, брокерские компании, действующие на фондовых биржах в интересах своих клиентов). Действия, которые осуществляются коммерческими представителями, ограничивается сделками, которые может осуществлять юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Данный подвид представительства является возмездным.(Российская судебная практика в этих вопросах однозначна: Согласно статье 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Действия органов юридического лица, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей юридического лица, признаются действиями самого юридического лица. В силу указанной нормы органы юридического лица не могут рассматриваться как самостоятельные субъекты гражданских правоотношений и, следовательно, выступать в качестве представителей юридического лица в гражданско-правовых отношениях. (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 ноября 2005 г. N 9467/05) Следовательно:директор фирмы может подписать с обеих сторон договор между этой фирмой и собой как физическим лицомчеловек, являющийся директором двух фирм, может подписать с обеих сторон договор между этими двумя фирмамичеловек, являющийся директором одной фирмы, и представляя другую фирму по доверенности, может подписать с обеих сторон договор между этими двумя фирмами) 11. Сроки в гражданском праве. Исковая давностьИскова́я давность — установленный законодательством срок в суде или ином юрисдикционном органе для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Данное определение соответствует понятию исковой давности, закрепленному в ст. 195 Гражданского Кодекса РФПо российскому праву срок исковой давности является императивным сроком, то есть срок не может быть изменен соглашением сторон.Вообще различают только два вида для сроков:1.общий (3 года, например, для исков по ничтожным сделкам)2.специальные (ранее назывались «сокращенные сроки», но чтобы не вводить в заблуждение, нужно отметить, некоторые специальные сроки длятся более 3 лет) — устанавливаются для особых случаев (например, 1 год для оспаривания недействительности оспоримых сделок)Сроки по исковой давности не распространяются на (ст. 208 ГК):1.требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом;2.требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов;3.требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска;4.требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304);5.другие требования в случаях, установленных законом.Специальный срок делится на:1.трехмесячные — нарушения права преимущественной покупки2.шестимесячный — по искам чекодателя ко всем обязанным лицам3.годичный — по искам, связанным с перевозками грузов4.двухгодичный — по искам о недостатках проданного товара, по искам о некачественной работе (по требованию потребителя - физ. лица к организации-исполнителю), по требованиям, связанным со страхованием.5.пятилетний — по искам о недостатках работы по строительному подряду6.шестилетний — иски по возмещению ущерба от загрязнений с судов нефтью7.десятилетний — по требованиям работы по бытовому подряду, иски, связанные с морской перевозкой опасных грузов Сроки давности нельзя изменять, так как они являются императивными. Срок давности начинает течь с момента, как лицо узнало о правонарушении или должно было узнать об этом (например, лицо не узнало о правонарушении из-за своей беспечности) и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите нарушенного права. Срок исковой давности по делам об исполнении обязательства начинает течь со дня наступления срока исполнения обязательства.Приостанавливается течение срока исковой давности в случае:1.непреодолимой силы — если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство2.нахождения истца и ответчика в Вооруженных Силах РФ3.моратория, то есть отсрочки исполнения обязательства на основания решения Правительства РФ4.приостановления действия закона, который регулировал спорное правоотношение5.заключения соглашения о проведения медиации согласно ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»6.если судом оставлен без рассмотрения иск, предъявленный в уголовном делеСогласно п. 1 ст. 204 Гражданского Кодекса: «Если иск оставлен судом без рассмотрения, то начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается в общем порядке.»В п. 2 ст. 202 ГК указано, что «течение срока исковой давности приостанавливается при условии, если указанные в настоящей статье обстоятельства возникли или продолжали существовать в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев — в течение срока давности».Перерыв исковой давности отличается от приостановления тем, что после перерыва срок исковой давности начинает течь заново. Перерыв происходит в случаелицо признало долгВосстановление срока исковой давности судом — это решение суда, по которому суд постановляет, что срок давности хоть и пропущен, но необходимо защитить права. Причина пропуска срока давности в таком случае должна быть уважительной.При пропуске срока исковой давности суд по заявлению другой стороны отказывает в иске. Однако, при наличии достаточных оснований, срок исковой давности может быть восстановлен.По регрессным искам срок начинает течь с момента исполнения основного обязательства.Установление срока исковой давности позволяет избежать неоправданно поздних обращений в суд и в связи с этим способствует большей стабильности гражданского оборота.Согласно ст. 207: «с истечением срока исковой давности по главному требованию истекает срок исковой давности и по дополнительным требованиям (неустойка, залог, поручительство и т. п.)». 12. Понятие вещного права в цивилистической доктрине. Свойства вещных прав. Принципы вещного права. Задачи вещно-правового регулирования.Вещным правом является абсолютное гражданское право лица, предоставляющее ему возможность непосредственного господства над вещью и отстранения от нее всех других лиц, защищаемое специальными гражданско-правовыми исками.Вещное право — подотрасль гражданского права.После рецепции римского права в Средние века один из основополагающих его принципов римского права — недопустимость двух (нескольких) прав собственности вступил в противоречие с существовавшим при феодализме одновременным «правом собственности» сеньора и вассала на один и тот же земельный участок. Феодальное право, подобно древнему римскому праву, не содержало чёткого различия между правом собственности и другими правами на вещи, что создавало возможность сосуществования нескольких близких по содержанию имущественных прав собственности на одну и ту же вещь. В связи с этим глоссаторами была разработана концепция «разделенной собственности», допускавшая и объяснявшая сосуществование двух или нескольких одноимённых имущественных прав на одну и ту же землю (лен, феод).Однако впоследствии феодальные отношения вассальной зависимости были устранены и была исключена возможность существования двух прав собственности на одну и ту же вещь, в том числе применительно к земельным участкам. В связи с этим появилась экономическая необходимость предоставить юридически наиболее прочную, то есть вещно-правовую (а не обязательственно-правовую) возможность одним лицам пользоваться землёй, принадлежащей другим лицам. Решением этой проблемы стало появление в европейском континентальном праве категории ограниченных вещных прав, противопоставляемых обязательственным правам требования, чаще всего вытекающим из договоров. Эта общая категория заменила собой различные феодальные титулы (права собственности). К ограниченным вещным правам были отнесены сервитуты, узуфрукт, эмфитевзис и суперфиций, а также залог, как право при определённых условиях продать чужую, в том числе недвижимую, вещь и преимущественное право покупки недвижимости (земельного участка), в том числе при установлении долевой собственности на соответствующий объект.Институт вещного права признан ст. 2 ГК России, определившей предмет гражданско-правового регулирования, признан разделом 2 ГК, названным «Право собственности и другие вещные права». Законодатель отвел в структуре гражданского кодекса вещному праву второе «почетное» место, поместив его вслед за группой норм, определяющих правовое положение участников гражданского оборота (ст. 2 ГК). Таким образом, получили официальное признание вещно-правовые отношения как отношения особого рода.Ст. 2 ГК, характеризуя эти задачи, обратила внимание только на основания возникновения и порядок осуществления вещных прав. Иными словами: как права могут возникнуть? и каким образом эти права субъекты должны осуществлять? Обобщенно задачи данного института вещно-правового регулирования сформулированы законодателем в ст. 2ГК следующим образом:«Определить основания возникновения и порядок осуществления вещных прав». Недостаток действующего законодательства, по мнению Щенниковой Ларисы Владимировны, касается как раз самой постановки задач вещно-правового регулирования.Первейшей для законодателя должна быть задача по формированию круга вещных прав. Она может быть обозначена следующим образом: а какие вещные права существуют?Этот круг должен быть замкнутым, а вещные права – поименованными законодателем.Вторым важным для законодателя должен быть вопрос о границах вещных прав. Все вещные права, помимо права собственности, потому и называются ограниченными, что имеют другой, по сравнению с правом собственности, объем и различаются по объему этих прав друг от друга. Вот почему важнейшей для законодателя задачейявляется определение границ вещных прав.Эти границы актуальны и для самого «сильного» вещного права – права собственности. Права собственника не могут быть не ограничены.Третья задача законодателя, как нам представляется, заключается в определении соотношения права собственности и его ограничений. Известно, что все вещные права, кроме права собственности,– это права на чужие вещи, т. е. вещи, имеющие собственника. Они, следовательно, зависимы от воли собственника, чаще всего им порождаются и носят некий производный от права собственности характер. Появление у какого-либо субъекта гражданского права ограниченного вещного права влечет за собой автоматически уменьшение объема господства над этой вещью со стороны собственника. Само право собственности при этом оказывается если можно так сказать «неполным».Таким образом, проблема соотношения права собственности и его ограничений наиважнейшая проблема законодателя.Четвертой задачей законодателя, является определение соотношения вещных прав с правами обязательственными. Обязательственное и вещное права отличаются по существу, следовательно, задачей законодателя является соотнесение этих прав на имущество друг с другом. Цивилистика дает для этого достаточно хороший фундамент – теоретическую базу. Законодательное же регулирование призвано эту теоретическую основу использовать, воплотив ее в конкретные гражданско-правовые нормы и отразив в продуманной структуре разделов ГК.Пятой задачей института вещного права является установление границ «неприкасаемости» его норм, пределов возможного публично-правового вмешательства.В действующем ГК, сделана попытка сохранить необходимое равновесие частно-правового регулирования и публично-правового вмешательства.Тем не менее определение границ возможного публично-правового воздействия на нормы института вещного права остается глобальной проблемой, и она должна быть, как представляется, обозначена в ГК. 13. Виды вещных прав в действующем гражданском законодательстве. Понятие и виды ограниченных вещных прав.Ве́щное пра́во (лат. jus in rem) — абсолютное субъективное гражданское право, обеспечивающее возможность его обладателю своими непосредственными действиями извлекать полезные свойства из самой индивидуально-определенной вещи (вещи как таковой) в целях удовлетворения своего собственного интереса. Лицо, обладающее вещным правом, осуществляет его самостоятельно, не прибегая для этого к каким-либо определённым действиям, содействию других обязанных лиц. Собственник вещи владеет, пользуется и распоряжается ею по своему усмотрению в пределах, установленных законом. Вещные права можно разделить на 2 группы: на право собственности и на ограниченные вещные права.Кроме того, под вещным правом понимают также совокупность норм, регулирующих субъективное право собственности и иные субъективные вещные права. В российском праве большинство таких норм сосредоточены в Разделе II Гражданского кодекса РФ. Вещное право — подотрасль гражданского права.Виды вещного права: право собственности, ограниченные вещные права.Право собственности в объективном смысле — совокупность правовых норм, регулирующих владение, пользование и распоряжение собственника имуществом по своему усмотрению и в своих интересах и защита этого имущества от посягательств третьих лиц.Право собственности в субъективном смысле состоит из следующих правомочий собственника:Правомочие владения — возможность осуществления фактического господства над вещью.Правомочие пользования — это возможность осуществлять эксплуатацию имущества, извлекать из него полезные свойства, получать плоды и доходы.Правомочие распоряжения — возможность определять фактическую судьбу вещи (возможность определения юридической судьбы вещи является не чем иным, как возможностью распорядиться правом собственности. Такая возможность не входит в корпус права собственности, а представляет собой внешнее по отношению к нему правовое явление — так называемая «распорядительная власть» над субъективным правом).Кроме права собственности, обладатель которого имеет неограниченные возможности в управлении вещью (за исключением случаев, когда правомочия собственника ограничены законом), существуют иные вещные права, которые можно назвать ограниченными. Они предоставляют ограниченный комплекс прав в отношении имущества. Чаще всего это выражается в невозможности определять юридическую судьбу вещи (распоряжаться ею).Виды: право хозяйственного ведения; право оперативного управления; право пожизненного наследуемого владения землёй; право постоянного бессрочного пользования земельным участком; право безвозмездного срочного пользования земельным участком; право социального найма; право пользования жильём членами семьи собственника; право фактического владельца; право пожизненного проживания в жилом помещении другого лица в соответствии с завещательным отказом (ст. 1137 ГК); сервитут.

имеющих силу задним числом законов, внутренняя противоречивость или частая изменчивость законодательства делают его неисполнимым на системном уровне и оставляют возможность только избирательного применения. В частности, никто не может быть подвержен наказанию за поступки, которые не нарушали законодательство на момент их совершения[15]. Законы должны ясно и непротиворечиво формулировать критерии наказуемости, чтобы свести к минимуму произвол в их применении.

45. Понятие и признаки гражданского общества. Государство и право в гражданском обществе.

Гражда́нское о́бщество — совокупность граждан, не приближенных к рычагам государственной власти; совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных и коммерческих структур; сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерческих направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти, а также других внешних отличий.

Предпосылки(признаки): автономизация общества, превращение человека в индивида, освобождённого от всяких уз, связывающих его с ближними[2]; наличие в обществе частной собственности на средства производства: «Первый, кто расчистил участок земли и сказал: „Это моё“, — стал подлинным основателем гражданского общества» (Жан-Жак Руссо); наличие конфронтации имущих с неимущими в форме постоянно текущей «холодной гражданской войны», «хищничество богачей, разбой бедняков» (Руссо)[2]; наличие демократии в социальной сфере; правовая защищённость граждан; определённый уровень гражданской культуры; высокий образовательный уровень и высокая гражданская активность населения; наиболее полное обеспечение прав и свободы человека; самоуправление; конкуренция образующих его структур и различных групп людей; свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм; многоукладная экономика; большой удельный вес в обществе среднего класса.

Когда речь идет о взаимоотношении гражданского общества и права, то мнение ученых единодушно:

1) право является нормативной основой регулирования отношений между всеми структурными элементами гражданского общества;


2) право защищает гражданское общество от вмешательства государства, а точнее – определяет пределы такого вмешательства;

3) право является нормативной основой регулирования отношений между гражданским обществом и государством.

Гораздо сложнее решается проблема взаимоотношений гражданского общества и государства. В этом случае существует несколько подходов. Первый из них – либерально-демократический, берущий начало в трудах А. де Токвиля и Дж. Милля. Этот подход, в свою очередь, подразделяется на негативно-либертарный и позитивно-либертарный. Сторонники негативно-либертарной традиции считают, что в условиях демократии важно создание защитных структур между индивидом и государством, обеспечивающих в обществе свободу, которая понимается как свобода от вмешательства извне, в особенности со стороны государства.

Критики негативно-либертарной традиции, позицию которых называют позитивно-либертарной, не просто требуют свободы, а считают, что люди свободны только тогда, когда имеют возможность поступать определенным образом. Для обеспечения такой свободы необходимо государство, которое должно заботиться о том, чтобы члены гражданского общества располагали ресурсами, необходимыми для пользования свободой.

В отличие от сторонников либерально-демократического подхода, представители социал-демократической традиции не разделяют гражданское общество и государство, его политику. По их мнению государство должно обязательно участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, чтобы гарантировать демократический характер их деятельности. Эти взгляды основываются на представлении о том, что политика неизбежно пронизывают властные отношения.

В настоящее время ряд ученых (Майкл Уолзер, Иэн Шапиро и др.) пытаются найти компромисс между различными подходами к проблеме взаимоотношений гражданского общества и государства. Они считают, что государство должно заниматься установлением и поддержанием надежности границ между различными сферами общества и не пытаться навязывать людям те цели, к которым они должны стремиться. И. Шапиро, кроме того, утверждает, что государство должно играть контрольную или регулирующую роль как в

структурировании гражданского общества, так и в области отношений между составляющми его элементами.

Независимость судебной власти


Независимость суда от других ветвей власти и их изолированность от внешнего давления играют существенную роль в правовом государстве[2][6]. Если суд зависит от исполнительной власти, он может оказаться не в состоянии защитить подсудимого от нелегитимного применения силы. Если судебная власть смыкается с законодательной, свобода подсудимого может стать предметом произвольного регулирования.

Правосудие


С процедурной стороны правосудие обеспечивается за счёт того, что система права содержит полный набор заранее известных процедур и правил принятия решений, процесс применения которых отличается справедливостью, последовательностью и прозрачностью[25]. Принципы работы системы должны позволять обычным людям предсказывать, какие действия будут расценены как законные, а какие - нет[17]. Правосудие становится непредсказуемым, например, если коррупция позволяет заведомым нарушителям избежать наказания или лишить владельцев их законной собственности, или если зависимые от исполнительной власти суды узаконивают её произвол.

Защита прав человека


Сторонники естественно-правовых теорий утверждают, что никакие законы не должны покушаться на всеобщие права и свободы человека и гражданина[1][8]. Однако фактически в разных странах понимание прав человека различается[17]: в США смертная казнь не считается лишением права на жизнь, в Скандинавии высокие налоги не рассматриваются как нарушение права на частную собственность, во многих странах Восточной Европы и Латинской Америки люди не видят противоречия между преследованием гомосексуалов и принципами равноправия. Некоторые правоведы полагают, что законодательная защита прав человека эффективна только при условии, что эти права имеют ценность в местной культуре.

Другие компоненты правового государства


Устойчивость правового государства зависит от восприятия законности как культурной ценности. Обычно правовая культура находит своё выражение в использовании законов для защиты своих интересов, требовании новых законов, периодическом издании таких законов и повседневной законопослушности.

Ряд правоведов полагает, что правовое государство предполагает не только ответственность граждан перед государством, но ответственность власти перед населением и её подчинение интересам общества.


Согласно некоторым специалистам, для правового государства также характерно наличие развитого гражданского общества и децентрализация власти, так что она не сосредоточена в каком-либо институте или в руках у узкой группы лиц. Другие теоретики полагают, что правовое государство должно оберегать рынок от мер по перераспределению ресурсов[12].

Формирование правового государства в нашей стране закреплено в Конституции. Однако при практической реализации продекламированного факта возникает масса объективных и субъективных причин, которые порождают проблемы формирования и отодвигают перспективы правового государства.

Объективные причины - это наследство исторического пути развития российского государства и населения. Многое досталось нам от образа жизни в социалистическом государстве. Прежде всего, это выражается в устойчивых стереотипах, системе ценностей, сформированных коммунистическим режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части (если не у большинства) населения вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде. Внедрение этих универсальных ценностей в сознание российских граждан осуществляется в условиях постоянного падения уровня жизни большинства населения. Это и определяет его реакцию отторжения важнейших ценностей - конкуренции, демократии, рынка.

Другой причиной является то, что СССР был специфическим типом государства, во многом отличным от классической империи, хотя и сохраняющим имперские традиции и замашки в своей политике, часто движимой мессианской идеологией.

Считаю, что наибольшее и непосредственное воздействие на формирование правового государства оказывает политическая культура. Она выступает тем фокусом, в котором воздействие разнообразных природных, социальных, антропологических и других факторов концентрируется и конвертируется в непосредственные детерминанты политического поведения людей.

В многочисленной научной, публицистической и художественной литературе отмечаются лежащие в основе отечественной политической культуры черты русского менталитета, национального характера, которые оказывают влияние на характер государственного устройства и политическую жизнь в целом. Прежде всего, к ним относится нецелесообразность, проявляющаяся в нелюбви, пренебрежении к планированию, расчетливости и рациональной организации собственной жизни, в беспечности, нежелании предвидеть события, думать о будущем, в надежде на "авось".