Файл: Реферат Система государственных органов принципы формирования и функционирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 433

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра социально-экономических дисциплин

Реферат

«Система государственных органов: принципы формирования и функционирования»



Выполнила: студентка Педагогического института 1 курса, 204121 ЗБ группы заочной формы обучения направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профиля «История-Обществознание»

Васильева Вероника Евгеньевна
Проверил: преподаватель,

канд. ист. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин

Буханцов Владимир Викторович



Иркутск 2023 г.

Оглавление


Введение 3

Глава 1. Государственный аппарат 5

1.1 Понятие аппарата государства, его признаки 5

1.2 Структура аппарата государства 9

1.3 Особенности государственных органов как основного элемента государственного аппарата 13

Глава 2. Принципы формирования и функционирования государственного аппарата 17

2.1 Общие и частные принципы государственного аппарата 17

2.2 Принцип разделения властей 21

2.3 Бюрократия как принцип формирования и функционирования аппарата государства 24

Заключение 28

Список используемых источников 31


Введение


Любая сложная система, каковой является и общество, нуждается в управлении. Управление обществом есть процесс организованного воздействия на различные стороны жизнедеятельности человека: экономическую, социальную, культурную и иные. Его целью является создание максимально благоприятных условий для удовлетворения потребностей отдельно взятого человека и эффективного функционирования общества в целом.

По мере развития общества, это управление, а вместе с ним и государственный аппарат, который является важнейшим составным элементом любого государства, непрерывно усложняются и совершенствуются.


Современное государство является государством социальным соединяющим все группы населения, наций и народностей, проживающих на его территории в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Современное демократическое государство немыслимо без эффективных механизмов управления и организации публичной власти.

Поэтому такому понятию как «система органов государства» отводится огромное значение в дисциплине «Теория государства и права», важным также является и то на основе каких принципов формируются и функционируют механизмы современных государств.

Я считаю, что данная тема актуальна, так как последние столетия являются периодом наиболее бурного развития и усложнения систем управления обществом, которые принимают различные формы. «Государственная деятельность, - справедливо отмечал Гумпилович Л.- начинаясь с простого, примитивного господства, развивается до большого многообразия форм, до законодательной, судебной, административной, полицейской, фискальной, финансовой и культурной деятельности, чего и не предполагали и величайшие мыслители древности».

Целью моего реферата является рассмотрение системы государственных органов государства на современном этапе развития общества, их основных принципов построения и деятельности.

Для достижения этой цели я в первой главе решила рассмотреть понятие «государственного аппарат», его основные признаки, позволяющие его не спутать с другими политическими институтами, участвующими в осуществлении государственной власти или влияющих на нее; определить виды и особенности государственных органов как основного элемента механизма государства, проанализировать общие и частные принципы системы государственных органов. Изучить принцип разделения властей в Российской федерации, а также понятие «бюрократии» как принципа аппарата государства.

Глава 1. Государственный аппарат

1.1 Понятие аппарата государства, его признаки


«Государственный аппарат представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции государства, достигаются стоящие перед ним на различных этапах его развития цели и задачи. Аппарат является важнейшим составным элементом любого государства», - отмечает М. Н. Марченко.

«Центральное место в механизме государства занимает государственный аппарат, представляющий собой систему взаимосвязанных органов государства, наделенных властными полномочиями, и занятых в них государственных служащих, которые практически осуществляют государственную власть» - отмечает Р. Т. Мухаев.



Государственный аппарат принято употреблять в двух смыслах - широком и более узком. В широком смысле понятие государственный аппарат как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного права. Аппарат является важнейшим составным элементом любого государства. С его помощью осуществляется управление государственными и, отчасти, общественными делами.

В основе построения и функционирования государственного аппарата любой страны лежат объективные и субъективные факторы. Они предопределяют наиболее важные особенности его внутреннего строения, структуры, характера, форм и методов деятельности, в значительной мере способствуют соединению его различных составных звеньев в единую систему.

Аппарат любого государства - это не механическое соединение его отдельных органов, а их четко организованная, строго упорядоченная целостная система. В число факторов, оказывающих решающее воздействие на функционирование и постоянное развитие государственного аппарата как единой, целостной системы, входят: общность экономической основы различных государственных органов и организаций - системы хозяйства и различных форм собственности на средства производства; единство политической основы государственных органов, организаций и учреждений; наличие в некоторых странах единой официальной идеологии; морально-политическое и идейное единство различных частей общества; наличие общих принципов построения и функционирования различных государственных органов - составных частей государственного аппарата; общность конечных целей и задач, стоящих перед различными государственными органами и организациями.

К числу факторов, во многом предопределяющих функционирование государственного аппарата как единой системы, следует отнести также такие, которые связаны с обеспечением всех его звеньев едиными организационными, финансовыми, а при необходимости и принудительными средствами, общей направленностью их деятельности на проведение политической линии и выражение интересов всего общества, правящего класса или классов, отдельных социальных слоев.


Понятие государственного аппарата - весьма емкое и многогранное. Его недопустимо отождествлять с другими, тесно связанными с ним, но неравнозначными по своему логическому объему и содержанию понятиями, в частности, с понятиями системы диктатуры класса и политической системы общества.

Аналогично в научной литературе зачастую решается вопрос о соотношении понятия государственного механизма и государственного аппарата. Государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов.

Наряду с данной точкой зрения имеются и другие мнения, в соответствии с которыми «государственный механизм» и «государственный аппарат» представляются как идентичные понятия. Государственный механизм в таких случаях нередко именуется государственным аппаратом в широком смысле слова, а система государственных органов - аппаратом в узком смысле слова.

Аппарат государства обладает характерными признаками, которые позволяют отличить его от других политических институтов и развести с понятием «политическая система».

Во-первых, аппарат государства - это целостная система государственных органов, основанная на общности целей и задач, единстве принципов его организации и деятельности.

Во-вторых, органы государства, составляющие аппарат, взаимодействуют как составные части строго иерархической системы, основанной на подчинении нижестоящих органов вышестоящим, действующим в пределах своей компетенции.

В-третьих, аппарат государства состоит из особой группы людей, выделенных из общества и подготовленных для управления им, осуществляющих эту деятельность профессионально и на постоянной основе.

В-четвертых, каждый орган государства является относительно самостоятельной и обособленной частью системы и обладает властными полномочиями, создается государством, действует от его имени и по его поручению.

В-пятых, для выполнения задач и функций органы государств обладают необходимыми средствами: материальными, информационными, организационными, включая и возможность государственного принуждения.

В-шестых, формы организации аппарата государства детерминированы содержанием тех функций, которые они выполняют.

1.2 Структура аппарата государства



Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура всегда указывает, из чего складывается государственный аппарат, какова субординация его составных частей, каковы принципы его организации и функционирования.


В любой стране сложившийся государственный аппарат выступает как единая целостная (общая) система, которая состоит из ряда частных систем. В качестве последних выступают однородные по своим функциями, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемой деятельности различные государственные органы.

Наиболее важными частными системами современного государственного аппарата являются следующие: система органов государственной власти, система органов государственного управления, система судебных органов и система органов прокуратуры. Каждая из первых трех названных систем является носителем соответствующей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной.

В научных кругах иногда говорят и пишут о четвертой ветви власти - средствах массовой информации. Однако это - образное выражение. Средства массовой информации не являются носителями какой-либо официальной власти.

Таковыми их называют в силу того, что оказывают очень сильное, нередко решающее влияние на массы. Они играют исключительно важную роль в формировании общественного мнения, в создании положительного или, наоборот, отрицательного образа правящей элиты или отдельных лиц.

Среди авторов, занимающихся проблемами государственной власти и аппарата, нет единого мнения о том каким должен быть государственный аппарат, как должны соотноситься между собой различные ветви государственной власти, а следовательно, и их носители - государственные органы. Должны ли они быть равны между собой или должна существовать их определенная соподчиненность, субординация?

Высказывается точка зрения, согласно которой все ветви государственной власти и их носители должны находится в совершенно одинаковом положении, уравновешивать друг друга. В странах с тоталитарным и авторитарным режимом усиленно насаждается идея о том, что исполнительная власть, а вместе с ней и ее носители, должны доминировать в структуре государственного аппарата.

Однако, как показывает исторический опыт, реализация подобной концепции приводит не к демократии, а к диктатуре. Об этом свидетельствует, в частности, политическая практика фашисткой Германии, Италии и ряда иных стран.

Другой подход к решению проблемы соотношения государственных властей и их носителей заключается в том, что на первый план выступает государственная власть, источником которой является народ.