Файл: Реферат Система государственных органов принципы формирования и функционирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 436

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В юридической литературе законность рассматривается по-разному. Часто ее определяют, как режим, принцип, метод государственного руководства обществом, состоящий в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативно-правовых актов в интересах определенного класса, социальных групп или народа в целом.

Законность можно определить, как принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, общественными и иными организациями, трудовыми коллективами, должностными лицами, гражданами - всеми без исключения). При этом принцип вы ступает как идеальная форма законности - соблюдать нормы права должны все.

Важное значение для теории и практики укрепления законности имеет вопрос о разграничении принципов и требований законности. Принципы законности - это основные идеи, начала, выражающие содержание законности, а требования - то, чего «требует» законность, т.е. сформулированные в общем виде правовые предписания, соблюдение, исполнение которых делает явление (поведение, акт и т.п.) законным.

При таком подходе можно выделить четыре принципа законности: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности.

Укрепление законности и правопорядка является непременным условием и средством формирования правового государства, а сами они - его необходимыми элементами. Государство станет правовым только при наличии прочной законности и стабильного, основанного на праве и законности порядка.

Эффективность деятельности государственного органа зависит от следования такому правилу, как принцип профессионализма и этики государственных служащих. Отбор на государственные должности производится с помощью экзаменов и на основе диплома по предлагаемой специальности. Однако работа государственного служащего имеет много соблазнов и искушений - ведь от него часто зависит решение важного для рядового гражданина дела, например, начисление пенсии, выплата пособия и т.д. Чиновник может ускорить время прохождения прошения, а может и затормозить. Так возникает возможность удовлетворить за счет общества свои финансовые интересы, получая взятки от просителей за содействие. Поэтому во многих развитых странах к морально-этическому облику государственного служащего предъявляются высокие требования.

К общим принципам функционирования относятся также принципы гласности, федерализма (если речь идет о государственном аппарате союзного государства), оптимальности, ответственности государственных служащих за принимаемые решения.


Гарантией против узурпации государственной власти каким-либо лицом или органом, а также условием эффективной деятельности аппарата государства является принцип разделения властей. Данный принцип разделения властей, на мой взгляд, самый существенная из всех, поэтому я хочу рассмотреть его более подробно в следующем параграфе на примере РФ.

Наряду с общими существуют частные принципы, составляющие специфические требования, предъявляемые к различным элементам государственного аппарата. Так, например, принцип коллегиальности характерен преимущественно для деятельности органов, где решения принимаются большинством членов этих органов. В свою очередь, принцип единоначалия присущ деятельности исполнительных органов власти, занимающихся решением повседневных вопросов и поэтому требующих оперативности.

Действие частных принципов достаточно избирательно. Например, принцип внепартийности характерен для деятельности судов, исполнительных органов и не свойственен для представительных органов, создаваемых на основе партийной принадлежности депутатов законодательных собраний. Или принцип несменяемости, характерный для судебных органов, нецелесообразно использовать для организации деятельности законодательных органов.

2.2 Принцип разделения властей


Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (Статья 10 Конституции РФ).

В статье закрепляется фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации - принцип разделения властей.

Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократических государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмерной концентрации власти у этого органа, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима.



Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

На федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов, согласно Конституции, выглядит следующим образом.

Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд, Верховный суд, суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд, другие арбитражные суды РФ.

Являясь главой государства, Президент Российской Федерации не относится ни к одной из трех ветвей власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент Российской Федерации обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.

Существует мнение, что реализация принципа разделения властей ведет к многовластию. Это суждение ошибочно. Власть в Российской Федерации едина, так как ее единственным источником, согласно ст. 3 Конституции, является многонациональный народ Российской Федерации. Никакой государственный орган в отдельности не может претендовать на суверенное осуществление государственной власти. Сама по себе государственная власть не делится между государственными органами. Осуществление государственной власти связано с разделением функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы самостоятельны лишь в осуществлении закрепленных за ними Конституцией и законами функций государственной власти.


Осуществление государственной власти в Российской Федерации возлагается на перечисленные выше федеральные органы государственной власти. Перечень федеральных органов государственной власти, даваемый в ч. 1 ст. 11, является исчерпывающим, т.е. не допускающим расширения без изменения гл. 1 Конституции. Перечисление федеральных органов государственной власти в гл. 1 Конституции, для изменения которой, согласно ст. 135 Конституции, применяется усложненная процедура, имеет целью создать стабильную систему организации государственной власти в Российской Федерации.

2.3 Бюрократия как принцип формирования и функционирования аппарата государства


«Аппарат государства не в состоянии эффективно осуществлять функции и задачи государства без особого слоя людей, профессионально занятых управлением. Его называют бюрократией, что означает буквально господство канцелярии в переводе с французского языка» - определяет Р. Т. Мухаев.

«Бюрократия - это организация современного типа предполагающая господство общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не должно зависеть от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком» - так считает А. Оболонский.

Сегодня понятие бюрократии прочно ассоциируется в общественном сознании с волокитой и невозможностью логически выстроить необходимую цепь действий чиновников для достижения какой-либо цели. Между тем бюрократия в классическом смысле подразумевает всего лишь систему власти и управления, основанную на формализованной системности, четких правилах, прозрачных правах и обязанностях, а также ту социальную группу, которая это управление осуществляет.

Впервые бюрократия появилась на Востоке, а позже на Западе. Известный немецкий социолог М. Вебер, являющийся автором теории рациональной бюрократии, в своей работе «Хозяйство и общество» выделяет два различных типа бюрократической организации: патримониальную (иррациональную) и рациональную бюрократию.

Патримониальный тип бюрократической организации представляет собой способ управления традиционным государством, когда в распоряжении правителя находится особый аппарат управления. Назначение на должность в аппарат управления выступает как милость правителя, которую он оказывает лишь тем лицам, на чью преданность может вполне полагаться. Следовательно, основным правилом формирования государственного аппарата является принцип личной преданности.


Признаки патримониального типа бюрократии:

        • патримониальный правитель наделяет чиновников теми или иными полномочиями от случая к случаю, не устанавливая какого-либо постоянного разделения труда между ними;

  • границы между сферами полномочий патримониальных чиновников неизбежно оказываются нечеткими;

  • поскольку чиновник рассматривает свою власть как личную привилегию, то в тех случаях, когда традиция не требует от него обязательного совершения каких-либо действий, они производятся им по собственному желанию и, как правило, лишь в расчете на вознаграждение.

Разновидностью патримониальной бюрократии стала имперская бюрократия, имевшая распространение в азиатских странах до двадцатого века. Ее классической формой принято считать модель организации бюрократии в Китае. К основным чертам китайской модели бюрократии можно отнести:

– отсутствие у чиновников узкой специализации, что позволяло их безболезненно взаимозаменяемость;

– постоянный избыток кандидатов на должности.

– ограниченность перспектив служебной карьеры

– жесткие меры против неформальных связей в среде чиновников, чтобы предотвратить возникновение в их среде устойчивых коалиций.

– финансовую зависимость чиновника не от императорского жалованья (обычно довольно небольшого), а от его умения выжать из императорских подданных максимум доходов

– отсутствие у чиновников каких-либо гарантий от увольнения, понижений в должности и перемещений;

– тщательный контроль над потенциально более опасной для власти высшей и средней бюрократии посредством разветвленной сети секретной полиции (цензоров);

– практика непосредственной связи императора с низшим эшелоном бюрократии, минуя ее промежуточные уровни, личной системы всех назначений.

Прямой противоположностью патримониальной была рациональная бюрократия, развивавшаяся на Западе в условиях становящегося гражданского общества. Отличительной чертой было наличие системы формальных правил, регулирующих деятельность управленческого персонала. Основные принципы:

– чиновники лично свободны и подчинены власти только в том, что касается их безличных должностных обязанностей,

– четкая иерархия,

– добровольное соглашение при занятии должности,

– специальная квалификация,

– жесткий контроль,

– постоянное денежное жалование,

– назначение на должность и т. д.

Такая организация деятельности достаточно эффективна, поскольку построена на разделении и специализации труда. Но у него есть недостатки: использование власти чиновниками для собственного обогащения, волокита, манипулирование интересами рядовых граждан и т. д.