Файл: Становление философии из мифологии. Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 716
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие №1
Тема:Становление философии из мифологии. Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни.
Цель: Сформировать представление о философии как учении о разумной и правильной жизни
Задания:
1. Пояснение терминов:
Мировоззрение________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мифология____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Религия_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Философия____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Заполните таблицу: «Функции философии»
1 | Функции философии | Пояснение |
| | |
3. Выполнить кейс –задачу:
На занятиях по философии преподаватель предложил прочитать текст: «По общепринятым взглядам, мифология, или мифологическое сознание (от древнегреческого «mythos» - пересказ) - набор чудесных историй или легенд. В действительности же мифология – древнейшая форма мироощущения и деятельности людей».
Мифология – это древнейшая форма мироощущения и деятельности людей, основанная на ____________переживании мира.
(Варианты ответов):
-
Эмпирическом -
Рациональном -
Художественно-эмоциональном -
Научном
Особенностями мифологического сознания являются (Указать не менее 2-х вариантов ответов)
-
Национализм -
Социоантропоцентризм -
Нигилизм -
Эгоцентризм
Неспособность отделения человека от __________является отличительной чертой мифа ((введите слово в поле в форме соответствующего падежа)
Основные источники:
-
Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с. (ч.1, гл. 1-3, с. 5-35) -
Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с. (Введение, с.4-9) -
Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных заведений.- М.: Логос, 2009.-288с. (Введение,с. 5-16;) -
Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с. (Разд. 1, гл.1, с. 6-25; разд.2, гл.4, с. 57-60).
Учебно – теоретический и справочный материал:
Миф, религия, философия - все они являются историческими типами мировоззрения – это три его формы. Миф, религия – предшественники философии. Особенностью мифологии и религии является их духовно-практический характер. Они тесно связаны с уровнем освоения человеком окружающего мира и зависимостью его, от природы и быта. Отправная точка философии – миф, его осмысление, рассуждение на его тему. Мифология отвевает на вопрос о начале и происхождении мира, философия – о его смысле, целостном функционировании и о смысле жизни человека.
Философия - это научно-теоретический тип мировоззрения, основанный на знании, логике, дискурсивности, системности, опирающийся на четкие понятия и категории. Она возникает как преодоление мифа (путь от мифа к Логосу) и одновременно как преодоление житейской мудрости. Философия максимально постигает бытие рациональными способами, подвергая все сомнению, логическому мышлению, идет к поиску истины.
Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.
Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Чертами мифа являются: очеловечивание природы; наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
Основными мировыми религиями являются: христианство; ислам; буддизм.
Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии: синтоизм; индуизм; иудаизм.
Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
• основано на знании (а не на вере либо вымысле);
• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
• логично (имеет внутреннее единство и систему);
• опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: космоцентризм; теоцентризм;антропоцентризм.
Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять следующие функции философии:мировоззренческую; методологическую; мыслительно-теоретическую; гносеологическую; критическую; аксиологическую; социальную; воспитательно-гуманитарную; прогностическую
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности .
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).
Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы;
вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Домашнее задание
1.Объясните, каким образом данное высказывание Ф. Декарта соответствует содержанию предмета философии?
“Вся философия подобна как бы дереву, корни которого метафизика, ствол- физика, а ветви, исходящие из этого ствола,- все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике, этике…Подобно тому, как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец.
Каково предназначение философии?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание для самостоятельной работы.
Написать конспект по произведению Платона «Апология Сократа».
Практическое занятие №2
Тема: Философия Востока и Античности.
Цель: Определить основные отличия философии Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции, сформировать понимание специфики различных стран и народов.
Задания:
1.Поясните термины:
Дао__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карма________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сансара_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Софизм_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Заполнить таблицу: Философские школы Древнего Китая, Индии и Рима (по 3 представителя из каждой страны):
Наименование школы | Представители | Особенности и основные положения теории |
| | |
Колонки в таблице: Наименование школы, представители, особенности и основные положения
3.Выполните кейс-задание
В книге по философии написано «Философия Древнего Востока – это прежде всего философская мысль в Древней Индии и Древнем Китае. В свою очередь внутри индийской философии существует 6 основных школ. Безусловно во всех взглядах этих школ на основной вопрос философии-мир и место в нем человека есть различия.
Вместе с тем можно выделить несколько позиций общих для всех школ :
1. вера в господство в мире вечного порядка и справедливости
2. идея вечного круговорота, бесконечного перерождения всех живых существ
3. концепция Мокши – необходимость освобождения человека от круговорота вызывающего у человека страдания;
4. практика самоконтроля
5. теория незнания истинной природы цепи перерождений.
(Восточный мир как интеграционная стадия развития древней мировой цивилизации //онлайн –библиотека. Httpi//litrus.netdook|redo)
Ответьте на вопросы теста:
Идея вечного круговорота, бесконечного перерождения живых существ называется:
(Варианты ответов):
-
акциденцией -
сансарой -
аналогией -
абстракцией
Самыми известными религиозно – философскими учениями Древней Индии являются (Указать не менее 2-х вариантов ответов)
-
иудаизм -
конфуцианство -
джайнизм -
буддизм
Закон нравственного воздаяния означающий, что все поступки людей вызывают соответствующие последствия в этой и других жизнях, в древнеиндийской философии называются ______________(введите слово в поле в форме соответствующего падежа).
Основные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2007.- 256 с. (ч.1, гл. 1-3, с. 5-35)
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с. (Введение, с.4-9)
3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных заведений.- М.: Логос, 2009.-288с. (Введение, с. 5-16;)