Файл: Становление философии из мифологии. Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 721

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Глобализацию критикуют не только антиглобалисты и некоторые политики (например, Уго Чавес), но также ряд экономистов и учёных. Например, известный экономист Джозеф Стиглиц написал несколько книг, в которых содержится острая критика глобализации. Стиглиц доказывает на многочисленных фактах и примерах, что она разрушает промышленность, способствует росту безработицы, нищеты, тормозит научно-технический прогресс и усугубляет экологическую катастрофу на планете. Он критикует политику глобальных институтов: ВТО, МВФ, - которые, по его мнению, используют глобализацию и её идеологию (свободная торговля, свободный доступ к сырьевым ресурсам, мировое патентное право, использование в качестве мировых валют «бумажных» доллара и евро, вмешательство международных институтов во внутреннюю политику и т. д.) в интересах нескольких наиболее развитых государств, в ущерб большинству стран на планете[9]. Некоторые авторы указывают на то, что глобализация способствует падению рождаемости[10]. Другие утверждают, что глобализация используется США как инструмент для ослабления или уничтожения своих геополитических противников[11]. Третьи указывают, что глобализация способствует росту спекулятивной экономики, монополизации производства и сбыта товаров и перераспределению богатства в пользу небольшой группы людей («мирового правящего класса»)[12].

В то время как сторонники глобализации утверждают, что все современные процессы и связанные с ними негативные явления имеют естественный характер и ими невозможно управлять, критики глобализации, наоборот, убеждены, что крупные государства в состоянии значительно уменьшить негативное влияние последней. По их мнению, это может быть достигнуто посредством разумной протекционистской политики во всех областях: в области внешней торговли, движения капиталов, иммиграции, - а также посредством реформы мировой валютной системы. Альтернативой современной глобальной экономике, по их мнению, может стать образование 10-20 национальных или региональных экономик («зон свободной торговли»), которые должны быть защищены от негативного влияния глобальной экономики посредством протекционизма и золотого (или «сырьевого») стандарта как основы установления валютных курсов.

Нынешний старейшина отечественных философов науки Вячеслав Семёнович Степин высказывает серьёзное предположение о том, что «само существование техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы этого типа цивилизационного роста, что обнаружилось во второй половине ХХ века в связи с возникновением глобальных кризисов и глобальных проблем». (Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2008. С. 100).


Методолог перечисляет крупнейшие глобальные проблемы, свидетельствующие о кризисе техногенной цивилизации. Во-первых, проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования средств массового уничтожения. Во-вторых, нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах. В-третьих, проблема сохранения человеческой личности, человека как биосоциальной структуры в условиях постоянно растущих всесторонних процессов отчуждения.

Глобальные проблемы человечества в XX веке.

В настоящий момент перед человечеством стоят следующие глобальные проблемы:

                     экология и жизненное пространство;

                     выживаемость человека;

                     войны и мир.

Беспрецедентный характер нынешней мировой истории заключается в том, что до сих пор человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы, ни кто-либо из людей не мог уничтожить или даже прервать человеческий прогресс. Человечество издавна знало кризисы, вызывавшимися стихийными силами природы, как-то: землетрясения и наводнения, засухи, эпидемии и т.д. Однако кризисы эти порождались внешними для человека причинами, и сам он был лишь их жертвой. Кризисы, с которыми пришлось столкнуться современному человечеству являются уже результатом деятельности самого человека, являются уже результатом деятельности самого человека, носят антропогенный характер.

С изобретением ядерного оружия приобрела особое глобальное значение проблема войны и мира. В мире прогрессировало не только добро, но и зло. Зло концентрировалось в большей степени именно в войнах, которые разрушали все, что, создавалось людьми, и уничтожая самих людей. Первым средством в борьбе против войн должен быть отказ от войны как средства продолжения политики. Ныне стал очевидным ее иррациональный смысл, а точнее полная абсурдность как какого бы то ни было средства решения международных проблем.

Помимо глобальной атомной угрозы существуют и иные глобальные проблемы, порожденные кризисным состоянием взаимоотношения природы и общества в результате научно-технического развития. Среди них наиболее значимым является экологический кризис, выражающийся в повседневном загрязнении окружающей среды, одновременно с прогрессирующим истощением запасов планеты - ее земных и водных ресурсов. Для решения экологической проблемы необходимо правильно рационально и экономно использовать природные ресурсы. Один из рациональных способов организации природопользования - изменение производственной технологии, в чем воплощается непосредственно материальное взаимоотношение человека и природы. Но для его осуществления требуется и изменение ценностных ориентаций человека -

формирование его экологического мышления, новой экологической этики.

Еще одной не менее тревожной глобальной проблемой является проблема физического и нравственного здоровья человека. Информационные перегрузки, общий, все ускоряющийся ритм жизни особенно в гигантских, крупных городах, злоупотребление лекарственными препаратами, химические свойства которых по своим неблагоприятным для организма последствиям оказываются зачастую неизвестными - все это пагубно действует на человека. Это лишь маленькая толика из общего количества неблагоприятных для человека факторов.

Практическое занятие 18

Основные направления философии XX века. Философия экзистенциализма и психоанализа.

Цель: изучить основные направления философии 20в.

Теоретические справочно-информационные материалы по теме занятия:

Экзистенциализм-философия существования- направление в современной философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.

Представитили:

В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны.

• Л. Шестов

• Н. Бердяев

В Германии экзистенциализм возник после Первой мировой войны.

• К. Ясперс

• М. Хайдеггер

• М. Бубер

Во Франции нашёл своих последователей в период 2-ой мировой войны.

• Ж.-П Сартр

• Г. Марсель

• А. Камю

• Симона де Бовуар.

В Австрии в 40-50х годах 20в.

В. Франкл (логотерапия)

В Испании :

Х. Ортега-и-Гассет.

Экзистенциализм возводит свои истоки к С. Кьеркегору, Шеллингу, Ницше.

Психоанализ - направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного и иных психических процессов в жизни человека и общества.

Представители психоанализа:

З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм, Г.Маркузе, А.Адлер, В.Райх.

• Неопозитивизм-направление в философии 20в. утверждающие ,что философия должна заниматься логическим анализом языка науки.

Представители:

Б.Рассел.

Л.Витгенштейн.

Постпозитивизм (2 полов.-конец 20в)

направление в философии, определяющее главной целью развитие научного знания.

Представители:

К.Поппер

Т.Кун.

Прагматизм - направление в философии 20в, которое имело своей целью выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике.

Представители:

(Ч.Пирс, У.Джеймс, Д.Дьюи)
Практические задания, упражнения.

Задание 1. Дайте определение понятиям:

Герменевтика

Экзистенциализм

Свобода

Гносеология

Позитивизм
Задание 2.

Дайте пояснение понятию «пограничные ситуации по К. Ясперсу».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.

По мнению американского философа Ч.Пирса-представителя прагматизма, "истина это-то, во что мы верим".


Что такое прагматизм? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каковы его положения ?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как с ним связано высказывание Р. Пирса ?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выскажите своё отношение к прагматизму.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Изобразите графически модель личности, созданную З.Фрейдом.

5. По каким признакам учение З.Фрейда можно отнести к иррационализму?

________________________________________________________________________

6. В чём заключается значение психоанализа?

________________________________________________________________________

5. В чём заключается актуальность философии экзистенциализма?

________________________________________________________________________

6. Каково отношение прагматизма к идее "моральных абсолютов"?

________________________________________________________________________

7. Какие нравственные выводы следуют из положения Ж-П Сарта об абсолютности свободы выбора?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания студентам для самостоятельной работы.

1.Раскройте причины способствующие зарождению экзистенциализма?

2.Каким проблемам уделяют внимание философы _экзистенциалисты?

3.Что такое "пограничные ситуации " по К.Ясперсу?

4.Как понимает свободу Ж-П Сартр?

5.Как раскрывает проблему смысла жизни А.Камю?

6.В чём значение философии экзистенциализма? Почему она так актуальна в наши дни?

7.Может ли любовь преодолеть экзистенциальное одиночество?

Контрольные вопросы, тесты, задания по теме.

1.Является ли экзистенциализм в подлинном смысле слова гуманизмом? Объясните.

2.Согласно психоанализу З.Фрейда, жизнь в целом и в большинстве конкретных поступков человека определяется:

а) мышлением

Б) бессознательным

в) разумам

г) рассудком.

3. Известное утверждение прагматизма (по Ч. Пирсу.)

а) истина-то ,что доказано

б) истина-то ,что полезно

в) истина-то ,что привычно

г) истина-то ,что непостижимо.

4. Какое философское направление рассматривает человека ,как существо, "заброшенное в мир", жизнь которого трагична, проблематична, временна и абсурдна?