Файл: Развитие коммуникативных ууд на уроках физической культуры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мастер-класс учителя физической культуры Хромых Е.Я
по теме:
«Развитие коммуникативных УУД на уроках физической культуры»
Не секрет, что Важным и востребованным в современном мире является умение общаться, строить отношения в коллективе и с окружающими людьми, становиться лидером.
Как я на своих уроках, в своей профессиональной деятельности работаю над формированием коммуникативных универсальных учебных действий?
Целью моей работы считаю:
- Обучение учащихся поведению в группе
Для реализации цели ставлю следующие задачи:
- активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- взаимодействовать с товарищами уважительно и доброжелательно, не забывая о взаимопомощи и сопереживании.
Уроки физкультуры нравятся детям, но очень важно:
- чтобы они были максимально полезными – соответствовали возрастным особенностям, потому что здоровьесбережение – главный аспект уроков физкультуры (не навреди).
- чтобы умение взаимодействовать в игре ребята могли применить в повседневной жизни.
- чтобы опыт, приобретённый ребёнком в учебной спортивной ситуации, помог ему при решении жизненных проблем.
- конечно, в играх, соревнованиях дети расширяют круг друзей, учатся контролировать своё поведение, эмоции в общении с малознакомыми людьми. Для формирования навыков общения применяю упражнения, в которых требуется согласовывать свои двигательные действия с действиями других детей, - общеразвивающие упражнения в парах, передвижения в строю, групповые и командные подвижные игры.
Так, на уроке «Круговая тренировка» учащиеся выполняют работу в прохождении станций ( поднимание туловища из положения лёжа, прыжки через скакалку, приседания, подтягивания, наклоны стоя и др., которую они выполняют в парах или небольшими группами, показывая навыки самоконтроля за 30 секунд, (один делает – второй считает, затем меняются местами. Я подаю только сигнал для начала и конца выполнения задания (30 секунд)и слежу за техникой безопасности и техникой выполнения.
На уроках, для большей плотности двигательной активности и для решения
коммуникативных задач провожу различные упражнения в группах.
Например, делю класс на два, три отделения; каждое отделение получает своё задание, в отделении с более трудным заданием остаюсь сама, в другие назначаю командиров, которые отвечают за дисциплину и правильность выполнения. Сначала командирами назначаю более ответственных учащихся, которые сами хорошо владеют данным видом упражнения. Они получают хорошую оценку, если справились с заданием, в их отделении была хорошая дисциплина, и они правильно выполняли задание. Каждый из учащихся может стать командиром, поэтому дети стараются не подводить друг друга (этот метод начинает действовать с начальных классов).
большое значение для формирования коммуникативных универсальных действий уделяю организации работы учащихся в соревновательной деятельности, в игре. Игры соревновательного характера начинаю с деления на команды. Можно выбрать капитанов считалочкой (1-3 класс) или ребята сами предлагают капитанов (4-5 класс, а капитаны уже выбирают по очереди членов команды. 1-3 классах дети выбирают тех, с кем дружат: мальчики-мальчиков, девочки-девочек. А дети постарше уже начинают думать, с кем выгоднее играть. Здесь формируются лидерские качества, ребята прислушиваются к своему капитану. В спортивных играх, таких как футбол, баскетбол, волейбол, они начинают согласовывать свои действия с партнерами. Здесь формируется способность к общению в совместной деятельности, проявляется толерантность в общении, соблюдаются правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации.
Мастер- класс под названием «СПЛОЧЕНИЕ КОМАНДЫ»
Кто из вас видел фильм «Легенда №17»?
Вовсе не случайно в качестве эпиграфа мастер класса я выбрала именно этот фильм. «Легенда №17». Ведь здесь представлен удивительный процесс – формирование из отдельных замечательных хоккеистов команды.
— А что такое команда?
Правильно, это группа единомышленников, объединенных единой целью. И от того, насколько сплоченной будет команда, зависит и успех общего дела. А значит победа!
А что такое коммуникативные УУД на уроке физкультуры?
Правильно, это взаимодействие, ориентация на партнера, сотрудничество, умение взять на себя ответственность за товарища. Это особенно важно, если на уроке предстоит серьезная групповая работа.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться друг с другом, из-за чего возникают проблемы из-за недостатка общения.
Основной задачей является – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, найти диалог.
— Поэтому из своей методической копилки я выбрала именно те упражнения, которые помогают развить у наших учеников навыки коммуникации, взаимодействия в группе, в учебной команде.
— Итак, свой мастер-класс я посвящаю развитию коммуникативных учебных действий: «Групповые упражнения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий».
Наша цель – научиться сплочению группы(команды) и настроиться на групповую работу.
Прежде чем мы начнем :
Ребята, какие существуют команды ? (отвечают)
— Любой урок физкультуры начинается с разминки.
Мы с вами проведем мультразминку
1.Упражнение «Путаница»
Цель: Повысить тонус группы и сплотить участников.
Ход упражнения: Участники встают в круг и протягивают правую руку к центру. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию» (число игроков должно быть четным). Затем все вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это не был тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться по кругу, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить, запретив всякое словесное общение.
обсуждение:
-
Возникли ли сложности при выполнении такого, простого на первый взгляд, задания? -
Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть? -
Если нет, то, что помогло сразу скоординировать совместные действия?
2.Упражнение «Мяч»
Цель: Упражнение учит координировать свои действия с партнером, а также брать инициативу на себя, руководить этими действиями (если в паре, группе никто не берет на себя руководящую роль – она проигрывает).
Описание упражнения:
Участники разбиваются на две группы. Каждой группе понадобятся мячи. Группы встают в круг, прижав его между пальцами рук партнеров-соседей справа и слева (во время выполнения в первый раз, можно прижимать мячи всеми пальцами рук). По команде ведущего они начинают движение: опускание мячей, поднимание, сведение к центру, приседания, повороты и др. (Находясь в классе, можно в качестве инвентаря использовать карандаши или ручки).
Можно модифицировать упражнение: бег с одним мячом в паре, можно зажимать одновременно два мяча (один между указательными пальцами правой, а второй – левой руки), бегать по сложным траекториям, в тройках, организовать эстафету. Упражнение выполнимо в шеренге, колонне на месте и в движении.
Обсуждение:
-
Какие качества важнее всего для успешного выполнения этого упражнения? -
Что способствовало его выполнению, а что, наоборот, препятствовало?
3.Упражнение «Перекинь мяч»
Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.
- Вербальное общение-это наша речь, это информация которую мы передаем через органы слуха.
- Невербальные средства общения можно называть проще – язык жестов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации,жесты, мимику)
Ход упражнения: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3–4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!
Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы(«перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.
Вопросы для обсуждения:
-
- Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при - этом активизировался? -
- Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее? -
- Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?
4.«Вызов номеров» ……
Учащиеся рассчитываются на 1-2-ой.
Первые номера встают в одну колонну, вторые в другую. Затем каждая колонна рассчитывается по порядку (1,2,3,4) и каждый ученик запоминает свой порядковый номер. (Техника безопасности). Затем по команде учитель называет любой номер
( например 3) и ученики с этим номером с обеих команд должны добежать до точки обогнув её и прибежать встать на место. (выделяется команду победителя)
Ребята у нас у всех есть семья, где мы обязаны защищать друг друга и помогать друг другу, поэтому следующая игра поможет нам работать в команде, где у каждого будет своя роль.
5. «Не урони палку»
Инвентарь: гимнастические палки — по одной на каждого участника.
Суть игры: Участники игры должны выполнить следующее задание:
все игроки располагаются в кругу. Каждый сбоку от себя (все или с внешней стороны круга или с внутренней) держат гимнастическую палку правой рукой ( левая рука за спиной), стоящую на полу, накрыв её ладонью. По сигналу игроки оставляют свою палку на месте, а сами выполнив рывок не дают упасть палке впереди стоящего. Задача всей командой сделать полный круг вокруг гимнастических палок, при этом палки должны оставаться на месте и сохранять вертикальное положение
Можно менять направление перемещения и расстояние между игроками.
Можно менять положение рук (хват правой рукой – левой)
Перемещаться по команде
Вопросы к обсуждению: Кто регулировал движение? Кому и что было наиболее трудным?
Игра учит: