ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предмет: русский язык . 4 класс.
Тема урока: Текст. Типы текстов.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Цели урока: обобщение и уточнение представлений учащихся об особенностях текста как единицы речи, развитие умения распознавать повествовательные, описательные тексты и тексты рассуждения.
Задачи:
Предметные: создать условия для определения признаков текста; способствовать развитию умения отличать текст от других записей по его признакам; формировать умения распознавать типы текстов.
Метапредметные: развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы, развивать умение работать в паре, в группе.
Личностные: ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке.
Ход урока
-
Организационный момент. -
Минутка чистописания т
Задание: Красиво списать, исправить ошибки.
Побилели паля и лиса. Хрупким льдом пакрылась рика, уснула, как вскаске.
Проверьте свою работу с тем, что написано на доске.
-
Словарная работа. На доске кроссворд, заполним его.
| | | а | Т | т | р | а | к | ц | и | о | н |
| а | н | т | Е | н | н | а | | | | | |
| | х | о | К | к | е | й | | | | | |
| д | р | е | С | с | и | р | о | в | щ | и | к |
к | р | и | с | Т | а | л | л | | | | | |
-
Место развлечения в парке. -
Устройство для получения сигнала для приемников, телевизоров -
Зимний вид спорта -
Цирковая профессия. -
Твердое тело, имеющее симметричное строение.
На какое правило все слова? (По очереди записываем слова в кроссворд.)
-
Определение темы урока, постановка целей.
Какое ключевое слово в кроссворде? (Текст) Случайно ли это?
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Цель: Наша цель повторить, систематизировать наши знания о разного вида текстах.
Что такое текст? Что вы знаете о тексте? Какие виды текстов вам знакомы?
В толковом словаре даётся объяснение слову текст( от лат. textus-«ткань; сплетение, связь, паутина, сочетание»).
Текст состоит их двух и более предложений связанных по смыслу, раскрывающих одну тему. В тексте должна прослеживаться основная мысль, которая в заключительной части должна быть доведена до логического завершения.
5.Первичное закрепление: Определите тип текстов. Действуем по алгоритму.
1. Прочитать текст.
2. Определить на какой вопрос дается ответ в тексте.
3. По вопросу и содержанию определить тип текста.
-Работаем с текстом 1.
-Все нашли?
-Прочитайте текст вслух 1 человек.
-Определить на какой вопрос дается ответ в тексте?(почему?)
-Определите тип текста?(рассуждение)
-Почему вы так считаете?
Текст 1. Трудно птицам зимой. Холодно. По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло снегом. Где достать корм?
Поэтому на помощь птицам приходят дети. У школы в саду ребята повесили кормушки. Дежурные каждый день приносят птицам корм.
(В тексте дается объяснение, где можно достать корм для птиц зимой).
Вывод: вы доказали, что это текст – рассуждение.
Продолжим работать с данным текстом.
Задание: Найдите в тексте предложения с однородными членами.
Текст 2. Лось. Лось - мирный лесной житель. У лесного великана длинная горбоносая морда. Он тяжёлый и грузный, а ноги высокие и стройные. Острые и широкие рога
, тяжелые копыта защищают его от врагов.
-Найдите текст 2.
-Все нашли?
-Прочитайте текст вслух 1 человек.
-Определите на какой вопрос дается ответ в тексте?(Кто?)
-Определите тип текста?(описание)
-Докажите?
(Это текст описание, объект описания – лось).
Какие слова помогают описать лося? (Мирный, лесной, стройные, широкие – имена прилагательные)
Вывод: вы доказали, что это текст - описание.
Поработаем с данным текстом.
Задание: Найдите в тексте все имена прилагательные и подчеркните их.
-Давайте проверим, все ли имена прилагательные вы подчеркнули?
-Все имена прилагательные названы?
Теперь поработаем с текстом 3.
Текст 3. Медвежонок. Родился медвежонок. Он родился очень маленьким и слепым. Шел день за днем. Медвежонок немного подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать – медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю.
-Все нашли?
-Прочитайте текст вслух 1 человек.
-Определите на какой вопрос дается ответ в тексте?(Что происходило?)
-Определите тип текста?(повествование)
-Отвечает на вопрос: Что происходит с медвежонком?
Вывод: вы доказали, что это текст – повествование.
-Почему?
Поработаем с данным текстом.
Задание: Найдите в тексте и подчеркните все глаголы.
-Кто готов назвать глаголы?
6.Работа в парах
- У вас на партах лежат карточки с текстами. Посоветуйтесь с товарищем и определите тип текста. Переверните свои карточки и подпишите свои фамилии. Сейчас мы будем работать в парах. Давайте вспомним, что важное при работе в парах?
На карточках написано 3 текста. Вам надо прочитать тексты и посоветоваться друг с другом, и определить тип каждого текста, за тем рядом с текстом поставьте букву П, О, Р.
-Начали работать.
-
Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.(повествование -
Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.(описание) -
Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.(рассуждение)
7. Самостоятельная работа. Задание (буквенный диктант)
- Прослушайте текст и определите его вид, записав начальной буквой в тетрадь (описание – о, рассуждение – р, повествование – п).
1. На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.
2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.
3. Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.
4. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.
5. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.
6. Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий свет ослепляет их.
Самопроверка. Р, О, П, О, П, Р. Слайд №7
8. Творческая работа. Работа над деформированным текстом. Собери предложения и запиши текст. (повествование)
заиграло, лесом, над, солнце, зимнее |
|
берез, иней, ветки, украсил, гибкие |
|
к, летят, высоким, клесты, елям |
|
тетерева, снега, мягкого, вылетели, из |
|
расселись, на, и, березах, почки, стали клевать, душистые, они |
|
эти, живут, дружными, птицы, нарядные, стаями. |
|
9. Итог урока.
Что нового узнали на урока?
- Что вам понравилось на уроке?
- Что не понравилось?
- Что для вас показалось очень трудным?
10. Рефлексия
Закончите предложения:
Несколько предложений, объединенных по смыслу называются …. .
Текст, в котором рассказывается о чем произошло, называется-…. .
Текст ,к которому можно поставить вопрос КАКОЙ? Называется -… .
Текст, в котором говорится о причинах явлений и состояний, к которому можно поставить вопрос ПОЧЕМУ? ,называется -… .
11. Самопроверка.
12. Домашнее задание: составить текст на тему: Что жду я от весенних каникул?
ПРИЛОЖЕНИЕ
-
Раздаточный материал
Текст 1. Трудно птицам зимой. Холодно. По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло снегом. Где достать корм?
Поэтому на помощь птицам приходят дети. У школы в саду ребята повесили кормушки. Дежурные каждый день приносят птицам корм.
Текст 2. Лось. Лось - мирный лесной житель. У лесного великана длинная горбоносая морда. Он тяжёлый и грузный, а ноги высокие и стройные. Острые и широкие рога, тяжелые копыта защищают его от врагов.
Текст 3. Медвежонок. Родился медвежонок. Он родился очень маленьким и слепым. Шел день за днем. Медвежонок немного подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать – медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю.
-
Текст для работы в парах
-
Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика. -
Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка. -
Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.
-
Деформированные предложения.
заиграло, лесом, над, солнце, зимнее |
|
берез, иней, ветки, украсил, гибкие |
|
к, летят, высоким, клесты, елям |
|
тетерева, снега, мягкого, вылетели, из |
|
расселись, на, и, березах, почки, стали клевать, душистые, они |
|
эти, живут, дружными, птицы, нарядные, стаями. |
|