Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Регулирование наемного труда. Одним из элементов социальной защиты населения в условиях рыночной экономики является правовое регулирование наемного труда, которое осуществляется путем законодательного установления минимального уровня заработной платы, пенсий, порядка совершения коллективных договоров по отношению к условиям труда, оплата рабочей силы, социального страхования, отпусков и т.д.
За базу минимального уровня заработной платы принимают набор основных товаров и услуг, которые удовлетворяют основные физиологические и социальные нужды отдельного человека или типовых семей разного типа (с одним ребенком, двумя и др.).
В Украине минимальный размер заработной платы составляет 1004 грн. С минимальным уровнем заработной платы тесно связан критерий бедности. Важным элементом программы социальной защиты населения является регулирование заработной платы независимо от сферы деятельности и профессии, формы собственности. Так, в развитых странах Запада осуществляется прямое регулирование заработной платы в госсекторе. Специальным законодательством устанавливаются права и обязанности, занятых в госаппарате, военнослужащих, выборных лиц. Как правило, в США и др. странах Запада заработная плата в госсекторе ниже, чем в частном, но для работников и служащих первого существует большая гарантия занятости, более высокие социальные выплаты и т.д.
Зарплата для наемных работников регулируется с помощью коллективных договоров и тарифных соглашений. Более широкий круг вопросов регулируется коллективными договорами. У них, кроме оплаты рабочей силы, фиксируются продолжительность рабочего дня и отпусков, конкретные гарантии по отношению к условиям труда, доплаты за сверхурочные работы, за предоставление дополнительного питания и др. В тарифном соглашении устанавливаются минимальный уровень заработной платы в тех или иных отраслях и минимальные гарантии уровня зарплаты для работников разной квалификации. Тарифное соглашение при участии представителей предприятия и работников составляется при посредничестве государства. Это выступает гарантом его выполнения. Однако, на деле такая практика просуществовала совсем, не долго, разбившись об амбиции руководителей предприятий и профсоюзов. В настоящий момент регулирование отношений работник - работодатель осуществляется при помощи контрактов
, трудовых соглашений, что даёт широкое поле для произвола администрации в условиях самоустранения профсоюзов от защиты прав трудящихся.
Социальная реабилитация. Слово «реабилитация» означает восстановление, возвращение утерянного. Принято говорить о восстановлении здоровья, прав, возвращении доброго имени. Социальная реабилитация означает, прежде всего, восстановление нарушенной социальной справедливости.
Особенно остро в наше время стоит проблема социальной реабилитации невинно пострадавших. Это, прежде всего жертвы противозаконных репрессий со стороны государственных органов и отдельных лиц, произвола, насилия, нарушения прав человека. Это жертвы войны, потерявшие здоровье, ставшие инвалидами, лишившиеся крова. Наиболее тяжелый урон в этом отношении принесла людям Украины Великая Отечественная война с германским фашизмом, в результате которой жестко пострадали десятки миллионов людей. К сожалению, продолжаются локальные региональные военные действия разного масштаба, результатом которых являются огромные потери жизней, здоровья людей, имущества и ценностей.
Это также лица, пострадавшие от катастроф, стихийных бедствий, аварий (авария на Чернобыльской атомной электростанции, землетрясения, оползни, затопления и др.). К числу невинно пострадавших относятся инвалиды по болезни, жертвы эпидемий пострадавшие от вредности производства, нуждающиеся в реабилитации.
Всем пострадавшим государство, общество призваны оказывать всемерную помощь, стремясь сделать все возможное для полной социальной реабилитации.
Забота об окружающей среде как социальный процесс. Человек, люди, общество живут в природном окружении, без которого была бы невозможной сама жизнь. Людям жизненно необходимы земля, на которую они опираются, на которой строят, сеют; вода, которую они пьют, в которой моются, купаются, которой обогревают, охлаждают, орошают; воздух, которым они дышат; природные богатства, используемые в производстве и потреблении. Так что социальная экономика, изучающая экономические процессы и явления в тесной увязке с жизнью людей, образом и уровнем жизни, несомненно, включает в себя экологические вопросы и проблемы. Ведь экология и жизнь связаны между собой узами, которые становятся более и более тесными.
Человек, стремясь к лучшей жизни, настолько глубоко трансформировал и безжалостно эксплуатировал природу, что жизнь от этого стала намного хуже и опасней, способна стать и более короткой.
Поэтому актуальнейшая социальная задача состоит в установлении разумного равновесия между тем, что мы берем от природы, насколько вмешиваемся в нее, и тем, что мы даем природе, насколько охраняем, защищаем, восстанавливаем ее во имя жизни настоящего и будущих поколений. Все это вместе взятое образует предмет и объект экономической экологии и социальной экономики.
Осознание значимости экологии проявляется в постоянном увеличении средств, выделяемых на охрану и восстановление окружающей среды в государственном и местном бюджетах, бюджетах предприятий. Вместе с тем, пока этих средств недостаточно для предотвращения разрушающего воздействия производства на природу, в связи с чем экологическая ситуация в ряде зон Украины ухудшается.
Обычно последствия пренебрежительного отношения предприятий и людей к природе проявляются не сразу. Те, кто допускает вредные выбросы в воздушную среду, загрязняет отходами почву и воду, не склонны воспринимать свои действия как социальные наносящие ущерб жизни и здоровью людей. Лишь когда обнаруживаются тяжелые социальные последствия таких действий, общество поднимает тревогу.
Из сказанного следует, что охрана и восстановление окружающей среды должны рассматриваться как составная часть социальной экономики и социальной политики.
Поддержка экономических, политических и социальных условий есть базис для стабильности общества. Любые изменения в одной из этих сфер сразу же отражается на других. С другой стороны, изменения в этой структуре необходимы для успешного развития общества. Улучшение жизненных условий населения - вот чаще всего цель реформ. Но в Украине жизненные условия различных групп изменились к худшему. В свете этих перемен потребность в социальной поддержке населению резко возросла, и продолжает расти, по сей день.
Общий анализ показал, что службы социальной помощи являются неотъемлемой частью социальной политики. Их необходимость - вопрос, не требующий обсуждения, их эффективность - проблема современной Украины. Налицо такие недостатки социальных служб в Украине, как:
§ зацикливание работы только на «социально незащищённых слоях населения», тогда как другие обширные группы людей остаются без внимания;
§ отсутствие единой социальной политики;
§ недостаточная квалификация социальных работников;
§ скудный набор социальных услуг;
§ развитие социального неравенства.
Крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил. Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры ведут политику по смягчению социального неравенства, созданию условий для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей, что достигается путем налоговой политики, расширением и углублением социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения.
3. Задача
Наличные деньги = 350, срочные депозиты = 250, текущие счета = 200, расчетные счета = 300000, средства клиентов по трастовым операциям банков = 150. Рассчитайте агрегат М2.
Решение
Для расчета совокупной денежной массы в Украине предусмотрены четыре денежных агрегата:M0,М1,М2,М3.
По данной задаче:
М2 = М1 + срочные депозиты.
М1 = М0 + средства на расчетных и текущих счетах.
М0 - наличные деньги.
М0 = 350
М1 = 350+200+300000=300550
М2 = 300550+250=300800
Ответ: М2 = 300800.
Список используемой литературы
1. Закон Украины “О занятости населения” от 01.03.1991г. №14 с изменениями и дополнениями. - X.: «Рандер», 2001. - 35с.
2.Чимеркина Н.В. Макроэкономика: конспект лекций.- М.:ПРИОР,2001.-80с.
3.Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: учебник.-М.: Высшее образование,2006.-654с.
4. Предборский В.А. Экономическая теория: учебное пособие.- К.:Кондор,2007.-492с.
5. Луссе А.В. Макроэкономика: учебное пособие.-Питер,1999.-240с.