Файл: 2. Этап подготовки учащихся к активной основной учебнопознавательной деятельности (Цель, актуализация знаний, постановка проблемы, планирование работы на уроке) (73).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План урока:
Этапы урока |
1. Организационный момент (1м) |
2. Этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности (Цель, актуализация знаний, постановка проблемы, планирование работы на уроке) (7+3) |
3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности (Цель — Сформировать представление о явлении отражения света, формулировка закона отражения света) (22) |
4. Этап подведения итогов учебного занятия (Цель — Соотнесение цели и результатов урока, связь текущего урока и предыдущим, и последующими) (3) |
5. Рефлексия (Цель — Самооценка деятельности) (3) |
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие учащихся, самоконтроль готовности к уроку.
2. Актуализация знаний
Учитель: На прошлом уроке, мы приступили к изучению нового раздела физики. Как он называется? (Оптика) Сегодня мы продолжим изучать данный раздел. Но прежде чем преступить к изучению новой темы, давайте вспомним основные понятия с которыми вы познакомились.
Слайд №2. Что объединяет представленные на экране предметы?
№3 Какие из представленных источников света можно отнести к естественным, какие к искусственным?
№4 Какие из представленных источников света можно отнести к тепловым, какие к люминесцентным?
№5 В каком случае Солнце можно считать точечным источником света?
№6 Примеры какого закона вы видите на фотографиях?
№7 Что такое тень? Что такое полутень?
№8Какие буквы обозначают границы тени непрозрачного тела М на экране?
№9 На какой территории наблюдается частичное затмение Солнца?
Постановка цели и задач урока учащимися.
Учитель: Назовите устройства, изображенные на рисунках. Что между ними общего? (Перископ, калейдоскоп, обскур-камера, их принцип работы основан на отражении света)
Ученики: Перископ, калейдоскоп, обскур-камера, их принцип работы основан на отражении света
Учитель: Всё верно, запишем тему урока в тетрадь «Отражение света. Закон отражения света». А какую же мы поставим цель на этот урок?
Ученики: Получить новые знания об отражении света.
3. Изучение нового материала
Отражение – явление, при котором часть светового луча, падающего на границу раздела двух сред, возвращается в ту же среду, из которой свет упал.
Первые наблюдения за явлением отражения были сделаны греческим ученым Евклидом, жившим в III веке до нашей эры. Также исследованием отражения света занимался и другой знаменитый ученый древности - Архимед, живший также в III веке до нашей эры. Но точной формулировки закона отражения греческим философам найти не удалось. Современная запись закона отражения была сформулирована голландцем Виллеброрд Снель ван Ройен (1580-1626), именовавший себя Снеллиусом, наблюдая, как тонкий луч света отражается в зеркале, он просто измерил угол падения и угол отражения луча (чего до него не делал никто) и установил закон отражения света.
?Давайте попытаемся опытным путем прийти к закону отражения света.
Но предварительно изобразим на рисунке основные лучи и углы: падающий луч, отраженный, угол падения и угол отражения.
Итак, для проведения эксперимента, нам необходимо следующее оборудование.
Ход работы.
-
№ опыта
Угол падения
Угол отражения
1
2
3
Сравните углы падения и отражения и сделайте вывод.
Законы отражения света:
1. Луч падающий, луч отраженный и перпендикуляр, восстановленный в точке падения луча лежат в одной плоскости
2.Угол падения равен углу отражения.
Алгоритм построения угла
отражения
1. Изобразить падающий луч
2. Восстановить перпендикуляр в точке падения луча
3. Показать угол падения
4. Применить закон отражения света α= b
5. Изобразить отраженный луч
Учитель: решим, используя данный алгоритм несколько задач
Задача 1. Используя рисунок, определить, чему равен угол падения, угол отражения, угол между падающим и отраженным лучами.
Задача 2. Угол между падающим и отраженным лучами 20°. Каким будет угол отражения, если угол падения увеличится на 5°.
- При попадании света на любые ровные, гладкие поверхности, например, спокойная поверхность воды, поверхность полированной мебели, поверхность оконного стекла, мы наблюдаем изображения предметов, которые перед ним расположены. Изображения эти в точности повторяют внешний вид предметов. Кажется, что эти предметы-двойники расположены позади поверхности зеркала. Такое изображение называют зеркальным.
- А что происходит со светом, который падает на неровную поверхность?
Он рассеивается от неровных поверхностей, и такое отражение называют диффузным. Именно благодаря рассеянному отражению мы имеем возможность видеть окружающие нас тела, причем мы можем наблюдать их с разных мест: свет, падая на поверхность тел, рассеивается по разным направлениям.
Какой вид отражения световых лучей вы видите на рисунке? Обоснуйте свой ответ.
Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Скажите, пожалуйста, что же вы сегодня узнали на уроке?
Ученик: Сегодня на уроке мы познакомились с новым для вас явлением. Узнали, по каким законам происходит отражение света, что такое обратимость световых лучей.
Учитель: Достигли мы цели, какую поставили в начале урока?
Ученики: Да
Учитель: А сейчас заполните листы рефлексии и запишите домашнее задание
Домашнее задание: §63 упражнение 30, №1, 3