Файл: 2. Этап подготовки учащихся к активной основной учебнопознавательной деятельности (Цель, актуализация знаний, постановка проблемы, планирование работы на уроке) (73).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План урока:

Этапы урока

1. Организационный момент (1м)

2. Этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности (Цель, актуализация знаний, постановка проблемы, планирование работы на уроке) (7+3)

3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности (Цель — Сформировать представление о явлении отражения света, формулировка закона отражения света) (22)

4. Этап подведения итогов учебного занятия (Цель — Соотнесение цели и результатов урока, связь текущего урока и предыдущим, и последующими) (3)

5. Рефлексия (Цель — Самооценка деятельности) (3)

                                                  

Ход урока


1.Организационный момент

Приветствие учащихся, самоконтроль готовности к уроку.
2. Актуализация знаний

Учитель:  На прошлом уроке, мы приступили к изучению нового раздела физики. Как он называется? (Оптика) Сегодня мы продолжим изучать данный раздел. Но прежде чем преступить к изучению новой темы, давайте вспомним основные понятия с которыми вы познакомились.
Слайд №2. Что объединяет представленные на экране предметы?

3 Какие из представленных источников света можно отнести к естественным, какие к искусственным?

4 Какие из представленных источников света можно отнести к тепловым, какие к люминесцентным?


5 В каком случае Солнце можно считать точечным источником света?  

6 Примеры какого закона вы видите на фотографиях?

7 Что такое тень? Что такое полутень?

8Какие буквы обозначают границы тени непрозрачного тела М на экране?

9 На какой территории наблюдается частичное затмение Солнца?
Постановка цели и задач урока учащимися.

Учитель: Назовите устройства, изображенные на рисунках. Что между ними общего? (Перископ, калейдоскоп, обскур-камера, их принцип работы основан на отражении света)

Ученики: Перископ, калейдоскоп, обскур-камера, их принцип работы основан на отражении света

Учитель: Всё верно, запишем тему урока в тетрадь «Отражение света. Закон отражения света». А какую же мы поставим цель на этот урок?

Ученики: Получить новые знания об отражении света.
3. Изучение нового материала

Отражение – явление, при котором часть светового луча, падающего на границу раздела двух сред, возвращается в ту же среду, из которой свет упал.

Первые наблюдения за явлением отражения были сделаны греческим ученым Евклидом, жившим в III веке до нашей эры. Также исследованием отражения света занимался и другой знаменитый ученый древности - Архимед, живший также в III веке до нашей эры. Но точной формулировки закона отражения греческим философам найти не удалось. Современная запись закона отражения была сформулирована голландцем Виллеброрд  Снель ван Ройен (1580-1626), именовавший себя Снеллиусом, наблюдая,  как тонкий луч света отражается в зеркале, он просто измерил угол падения и угол отражения луча (чего до него не делал никто) и установил закон отражения света.
?Давайте попытаемся опытным путем прийти к закону отражения света.

Но предварительно изобразим на рисунке основные лучи и углы: падающий луч, отраженный, угол падения и угол отражения.


Итак, для проведения эксперимента, нам необходимо следующее оборудование.



Ход работы.



№ опыта

Угол падения

Угол отражения

1







2







3







Сравните углы падения и отражения и сделайте вывод.

Законы отражения света:

1. Луч падающий, луч отраженный и перпендикуляр, восстановленный в точке падения луча лежат в одной плоскости

2.Угол падения равен углу отражения.

Алгоритм построения угла

отражения

1. Изобразить падающий луч

2. Восстановить перпендикуляр в точке падения луча

3. Показать угол падения

4. Применить закон отражения света α= b

5. Изобразить отраженный луч
Учитель: решим, используя данный алгоритм несколько задач

Задача 1. Используя рисунок, определить, чему равен угол падения, угол отражения, угол между падающим и отраженным лучами.
Задача 2. Угол между падающим и отраженным лучами 20°. Каким будет угол отражения, если угол падения увеличится на 5°.

- При попадании света на любые ровные, гладкие поверхности, например, спокойная поверхность воды, поверхность полированной мебели, поверхность оконного стекла, мы наблюдаем изображения предметов, которые перед ним расположены. Изображения эти в точности повторяют внешний вид предметов. Кажется, что эти предметы-двойники расположены позади поверхности зеркала. Такое изображение называют зеркальным.
- А что происходит со светом, который падает на неровную поверхность?

Он рассеивается от неровных поверхностей, и такое отражение называют диффузным. Именно благодаря рассеянному отражению мы имеем возможность видеть окружающие нас тела, причем мы можем наблюдать их с разных мест: свет, падая на поверхность тел, рассеивается по разным направлениям.


Какой вид отражения световых лучей вы видите на рисунке? Обоснуйте свой ответ.
Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Скажите, пожалуйста, что же вы сегодня узнали на уроке?

Ученик: Сегодня на уроке мы познакомились с новым для вас явлением. Узнали, по каким законам происходит отражение света, что такое обратимость световых лучей.

Учитель: Достигли мы цели, какую поставили в начале урока?
Ученики: Да

Учитель: А сейчас заполните листы рефлексии и запишите домашнее задание
Домашнее задание: §63 упражнение 30, №1, 3