Файл: Аранжировка, как метод современной интерпретации народных песен на примере творчества С. А. Чернобая.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Доклад по предмету Музыка
на тему
«Аранжировка, как метод современной интерпретации народных песен (на примере творчества С. А. Чернобая»)
Аранжировка – это процесс создания музыкального арранжемента, то есть организации инструментов, голосов и звуков в композиции.
Аранжировка имеет большое значение в музыкальной индустрии, поскольку она может повлиять на восприятие песни и настроение аудитории.
Когда говорят о создании музыкального арранжемента, речь идет о том, каким образом будут расставлены инструменты и голоса в композиции. Аранжировщик работает над тем, чтобы сделать музыку более интересной и привлекательной для слушателя, используя различные элементы, такие как гармония, мелодия, ритм и динамика. Он также может добавлять новые инструменты и звуки, чтобы дополнить уже существующие.
Важным аспектом аранжировки является умение работать с тем, что уже есть в композиции. Аранжировщик может работать с имеющейся мелодией или текстом, чтобы создать новое звучание, но при этом он также должен сохранять оригинальную идею и настроение композиции.
Аранжировка играет важную роль в музыкальной индустрии, поскольку она может существенно повлиять на восприятие песни и настроение аудитории. Хорошо выполненный аранжемент может сделать песню более запоминающейся и уникальной, а также помочь исполнителю выделиться среди других.
Аранжировка является неотъемлемой частью процесса создания музыкальных композиций, и часто является ключевым фактором в их успехе. Аранжировка может изменять настроение и характер музыки, делая ее более эмоциональной, воздушной или напряженной. Это может иметь огромное влияние на аудиторию и определять, как музыка воспринимается.
Народные песни - это один из наиболее ценных элементов культуры и истории народов. Они отражают дух и традиции народа, передавая его мудрость, опыт и чувства. В то же время, эти песни не могут оставаться неизменными, так как каждое новое поколение вносит свои изменения и интерпретации в музыкальное наследие своих предков. В этом контексте аранжировка народных песен становится важным методом современной интерпретации этого наследия.
Однако, несмотря на это, процесс создания аранжировки остается творческим процессом, требующим определенных знаний и навыков в области музыки и звукозаписи. Аранжировщик должен уметь сочетать различные инструменты, голоса и звуки таким образом, чтобы создать единое целое, которое соответствует заданным параметрам.
В последние годы аранжировка народных песен стала популярной темой в музыкальном искусстве. Одним из ведущих музыкантов в этой области является Сергей Алексеевич Чернобай.
Сергей Алексеевич Чернобай - был выдающимся российским музыкальным деятелем, заслуженным деятелем искусств РСФСР (1977), главным хормейстером Северного хора с 1955 по 1969 год.
В дополнение к предыдущей информации, Сергей Алексеевич Чернобай родился 8 декабря 1924 года в селе Петровское Ставропольского края. С 1946 года Сергей Чернобай начал своё профессиональное обучение в Ставропольском музыкальном училище по классу баяна и хорового дирижирования, который окончил в 1950 году. Затем Сергей поступил в музыкально-педагогический институт имени Гнесиных на отделение академического хорового пения.
С 1955 года Сергей Чернобай стал главным хормейстером Северного хора, одного из ведущих профессиональных хоров Советского Союза. Он проработал в этой должности до 1969 года. Он начал свою работу в коллективе сразу же после назначения и проявил большой энтузиазм в изучении специфики и особенностей творческой манеры Северного хора.
Чернобай был требовательным и щепетильным в отношении своей работы, но всегда учитывал мнение коллектива и отдельных его членов. Он разработал свой план работы и ставил перед собой творческие задачи, которые помогли создать новые концертные программы, получившие положительные отзывы у зрителей.
Благодаря своей работе, Сергей Алексеевич сыграл важную роль в реорганизации Северного хора, способствовал его профессиональному росту и международному признанию. Он проявил особую уверенность в творческих перспективах коллектива и его богатых возможностях, что помогло укрепить позиции Северного хора в музыкальной среде.
Как хормейстер он сыграл важную роль в реорганизации Северного хора и в значительной мере способствовал профессиональному росту и международному признанию коллектива.
Как композитор, Сергей Алексеевич Чернобай создал множество произведений, в том числе музыку к фильмам и театральным постановкам. Он также является автором более 200 песен на русском и вологодском народных языках, в том числе таких песен, как "Калина", "Загорелась костерочек", "Ой, то не вечер", "Во поле береза стояла" и многих других.
Кроме того, Сергей Алексеевич Чернобай создавал музыку и для других жанров. Например, он написал симфоническую сюиту "Калина" и множество хоров, ансамблей, песенных циклов и песен для детей. Его творчество широко известно в России и за её пределами.
Важно отметить, что Сергей Алексеевич Чернобай не только создавал музыку народных песен, но и занимался их изучением. Он путешествовал по деревням и селам Вологодской области, собирал и записывал народные песни и мелодии, которые затем использовал в своих композициях. Таким образом, он вносил большой вклад в сохранение и развитие народного творчества и культуры.
Сергей Алексеевич Чернобай также был участником и победителем многих конкурсов и фестивалей, посвященных народной музыке. Он был удостоен звания заслуженного деятеля искусств Российской Федерации и многих других наград.
Он был лауреатом Всесоюзного конкурса композиторов, а также победителем многих других музыкальных конкурсов и фестивалей, посвященных народной музыке. Кроме того, он был удостоен звания заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, а также многих других наград, в том числе ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени и медали "За трудовую доблесть".
Сергей Алексеевич Чернобай в период с 1959 по 1963 годы руководил ансамблем народной песни и танца "Сиверко". В это время ансамбль добился большого успеха и популярности в России и за ее пределами благодаря своим выступлениям и записям на пластинках. В репертуаре ансамбля были народные песни и танцы из разных регионов России, а также произведения современных композиторов, созданные в народной традиции.
Сергей Алексеевич Чернобай стал одним из первопроходцев в возрождении Кубанского казачьего хора, который в свое время был одним из самых известных в России. В 1969 году Сергей Алексеевич Чернобай был приглашен руководством Краснодарского края для возрождения Кубанского казачьего хора.
Под руководством Чернобая, хор вернулся к своим корням и стал исполнять традиционную казачью музыку и песни, а также развивать новые направления в музыкальном искусстве. В период с 1969 по 1974 годы Чернобай работал художественным руководителем и главным дирижером Кубанского казачьего хора, привлекая внимание широкой публики своими яркими и оригинальными выступлениями.
За это время хор стал одним из самых популярных и узнаваемых коллективов в России, благодаря своим выступлениям и записям на пластинках. Сергей Алексеевич Чернобай создал новые аранжировки народных песен и танцев, а также внес значительный вклад в развитие культуры Кубани.
За время его работы в хоре, были созданы множество знаковых аранжировок народных песен, таких как "Кубанские казаки", "Черные брови", "Вечер на рейде" и многие другие. С помощью этого, народные песни стали звучать на новый лад и стали более доступными для широкой аудитории. Его аранжировки стали знаковыми и остаются популярными до сих пор.
Кроме того, хор принимал участие в множестве фестивалей и конкурсов, где с успехом представлял культуру Кубани и России в целом.
Вклад Сергея Алексеевича Чернобая в развитие музыкальной культуры Кубани был огромным.
Сергей Алексеевич Чернобай преподавал в Краснодарском краевом музыкальном училище с 1974 года и до своей пенсии. Он также некоторое время руководил ансамблем песни и танца «Юность Кубани».
В течение своей карьеры Сергеем Чернобаем было написано более восьмидесяти хоровых произведений и сочинений для русских народных инструментов, а также создано множество обработок народных песен.
Он также является автором книг «Кубанские народные песни» и «Работа с русским народным хором». Сергей Алексеевич Чернобай скончался 15 ноября 2004 года.
Важно отметить, что Сергей Чернобай был также членом жюри многих региональных и всероссийских конкурсов народной музыки и танца. Он также принимал участие в международных фестивалях и конкурсах, представляя российскую культуру.
В течение своей карьеры он был награжден множеством премий и званий, в том числе званием заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, орденами "Знак Почета" и "За заслуги перед Отечеством" II степени.
Как фольклорист, Сергей Алексеевич Чернобаев собирал и изучал народные песни и музыку различных регионов СССР. Он также создавал аранжировки на основе народных мелодий, привнося в них современные музыкальные элементы.
Одной из самых известных аранжировок Чернобаева является его обработка народной песни "Калинка". Эта аранжировка была использована в различных исполнениях и стала одной из самых популярных музыкальных произведений в мире.
Кроме того, Чернобаев создавал аранжировки на многие другие народные песни и мелодии, которые затем исполнялись его коллективами и другими музыкантами.
В целом, аранжировки Сергея Алексеевича Чернобая были известны своей оригинальностью и высоким профессиональным уровнем, и они оказали значительное влияние на развитие музыкальной культуры в СССР и за ее пределами.
Сергей Алексеевич Чернобай внес большой вклад в развитие культуры и музыкального искусства России. Его творческая деятельность была связана с различными аспектами музыкальной жизни страны - от классической музыки до народной песни. Его народные песни и музыка стали настоящими шедеврами, а его работа с ансамблями и хорами принесла им множество побед и заслуженных наград. Он оставил значительный след в истории музыкальной культуры Кубани и всей России.
Список литературы
1. Жиганова Светлана Александровна, Фалько Глеб Николаевич Современные эстрадные формы интерпретации народных песен // Культурная жизнь Юга России. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-estradnye-formy-interpretatsii-narodnyh-pesen (дата обращения: 01.04.2023).
2. Аранжировка как метод современной интерпретации национальных музыкальных инструментов (на примере домры). Пчелинцев А.В. – URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2019.2/5948/175-182.pdf (дата обращения: 01.04.2023).
3. Феномен аранжировки: история, теория, практика. Пчелинцев А.В – 2021 – URL: https://www.dissercat.com/content/fenomen-aranzhirovki-istoriya-teoriya-praktika?ysclid=lfxvqo1u4r126978969 (дата обращения: 01.04.2023).
4. Пчелинцев Анатолий Васильевич Аранжировка как инструмент интерпретации первоисточника: к вопросу о типологии композиционных методов в хоровой музыке // Культурная жизнь Юга России. 2019. №1 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aranzhirovka-kak-instrument-interpretatsii-pervoistochnika-k-voprosu-o-tipologii-kompozitsionnyh-metodov-v-horovoy-muzyke (дата обращения: 01.04.2023).
5. Музыкальная аранжировка: к содержанию понятия. Шитикова Р. Г. – 2017 – URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-culture-2017-2/4-shitikova.pdf (дата обращения: 01.04.2023).
6. Кинякина Л.В. Виды аранжировки народных песен и их типологические особенности – URL: http://www.rusnauka.com/23_ADEN_2015/MusicaAndLife/0_197689.doc.htm. (дата обращения: 01.04.2023).
7. И.Веретенников. Аранжировка и обработка народной песни – 2005 – URL: https://bgcnt.ru/assets/files/CULTURAL_HERITAGE/EDITIONS/01_REPERTOIRE/VERETENNIKOV/METHODICS/VERET_OBR-NAR-PES_05-17.pdf?ysclid=lfxvwtrv7q161810437 (дата обращения: 01.04.2023).
8. Веселовская, Е.Ю. Аранжировка народной песни – 2016 – URL: https://www.libex.ru/detail/book933317.html (дата обращения: 01.04.2023).
9. ЛИСИНА Е. Н. К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЙ АРАНЖИРОВКИ И ОБРАБОТКИ АУТЕНТИЧНОЙ МУЗЫКИ – URL: https://journal.mrsu.ru/wp-content/uploads/2013/11/Lisina-E.pdf (дата обращения: 01.04.2023).
10. Жиганова Светлана Александровна, Фалько Глеб Николаевич Современные эстрадные формы интерпретации народных песен // Культурная жизнь Юга России. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-estradnye-formy-interpretatsii-narodnyh-pesen (дата обращения: 01.04.2023).
11. В. И. Паршукова. Аранжировка народной песни – 2018 – URL: http://киркоми.рф/logos/db/18849.pdf?ysclid=lfxw21sahh842851380 (дата обращения: 01.04.2023).
12. Народная музыка на современный лад: рассказываем об одном из популярных музыкальных направлений / Gorpom – URL: https://mag.gorpom.ru/citynews/10418337-narodnaja-muzyka-na-sovremennyj-lad-rasskazyvajem-ob-odnom-iz-populyarnyh-muzykalynyh-napravlenij/ (дата обращения: 01.04.2023).
13. Современная аранжировка народной музыки / Trending – URL: http://alchemiarecords.com/2014/08/modern-arrangements-of-folk-music/ (дата обращения: 01.04.2023).
14. Биография С. А. Чернобая / СевХор – URL: https://sevhor.ru/istoriya/vydayushchiesya-lichnosti/306-chernobaj-sergej-alekseevich?ysclid=lg19qna2xe963566917 (дата обращения: 01.04.2023).