Файл: Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6 Снимается блокировка счетов после погашения задолженности указанной в решении о взыскании за счет денежных средств. Кроме того, налоговый орган на основании решения о взыскании за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика, может взыскать налог с лицевых счетов. Это касается счетов, открытых в органах Казначейства и в основном бюджетные организации, при этом размер недоимки на момент принятия решения о взыскании не должен превышает 5 млн. рублей. Свыше 5 млн. рублей задолженность данной категории налогоплательщиков взыскивается в судебном порядке. Наряду с блокировкой счетов налоговым органом активно применяется и другая обеспечительная мера, регламентированная статьей 77 НК РФ – арест имущества с санкции прокурора. Т.е. осуществляются мероприятия по запрету на регистрационные действия имущества должника (в пределах суммы указанной в решении по взысканию задолженности за счет денежных средств). Следующая стадия взыскания – это обращение взыскания задолженности на имущество. Осуществляется она в соответствии со статьей 47 НК РФ, если недостаточно денежных средств на счетах налогоплательщика. Решение о взыскании за счет имущества принимается налоговым органом в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Соответствующее постановление направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Если инспекция приняла решение о взыскании задолженности за счет имущества должника за пределами годичного срока, то в этом случае постановление считается недействительным. Однако налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Задолженность с физических лиц может быть взыскана только в судебном порядке. То есть в случае неисполнения физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафов в соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового Кодекса налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании соответствующих сумм за счет имущества данного физического лица (в том числе денежных средств на счетах в банках и наличных денежных средств). Срок подачи данного заявления в суд зависит от суммы указанной в одном или нескольких требованиях: Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица,
такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.7

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.8

Не позднее дня подачи заявления о взыскании в суд копия заявления направляется налоговым органом физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Не позднее 2 месяцев от подачи заявления, суд выносит судебный приказ о взыскании задолженности за счет имущества физического лица, в том числе за счет его денежных средств. Полученный судебный приказ, налоговый орган направляет для исполнения (взыскания) в службу судебных приставов, или к расчетным счетам должника в банк, или в пенсионный фонд (для взыскания из пенсии должника) или работодателю по месту работы должника. Имеются случаи отмены судебного приказа по причине несогласия налогоплательщика. Тогда налоговая инспекция обращается в суд за получением исполнительного листа о взыскании задолженности в порядке исполнительного производства. И также полученный из суда исполнительный лист направляется на взыскание в банк или работодателю, или в службу судебных приставов. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Взыскание налога на основании вступившего в законную силу решения суда производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» 229-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 6 статьи 48 Кодекса, согласно которому со дня наложения ареста на имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление налогов, сборов не начисляются. Во избежание принудительного взыскания налогоплательщикам необходимо своевременно уплачивать налоговые платежи.



Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится последовательно в отношении:

  1. денежных средств на счетах в банке и электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке9;

  2. наличных денежных средств;

  3. имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке10;

  4. другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося денежными средствами, обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов считается исполненной с момента реализации такого имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм. Со дня наложения ареста на указанное имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление налогов, сборов, страховых взносов не начисляются.

Задача 1

Налоговая инспекция по Ленинскому округу г. Омска на основании решения руководителя инспекции о проведении выездной налоговой проверки ООО «Пламя» направила требование о предоставлении документов директору предприятия. Но в определенный требованием срок документы не были предоставлены, на территорию предприятия инспекторы не были допущены. Через два месяца налоговый орган направил ООО «Пламя» акт выездной налоговой проверки, в котором определил сумму налогов расчетным путем на основании имеющейся информации об аналогичном налогоплательщике. Правомерны ли действия налогового органа?

Решение: Действия налогового органа правомерны.

В соответствии с п. 3 ст. 91 НК РФ, при воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территории или в помещения (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом. В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись. На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.


Данное право также закреплено подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ: налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Задача 2

Российская организация выполняет работы по техническому обслуживанию производственного оборудования одной из фармацевтических компаний Индии. Техническое обслуживание осуществляется на территории Индии. Определите облагаются ли НДС такие услуги?

Решение: Технологическое оборудование промышленных предприятий (несмотря на то, что оно может быть смонтировано на фундаменте) не может быть квалифицировано в качестве недвижимого имущества и выступает в гражданском обороте самостоятельно именно в качестве оборудования, для которого возможны неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов оборудования без потери его технических свойств и технологических функций (Письмо Минпромторга РФ от 23.03.2018 № ОВ-17590/12). Таким образом, производственное оборудование одной из фармацевтических компаний Индии необходимо рассматривать как «движимое имущество». Согласно подп. 2 п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) связаны непосредственно с находящимся за пределами территории Российской Федерации движимым имуществом. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт, техническое обслуживание.

Следовательно, такие работы не попадают под определение подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, в которой определено, что объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.


Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод: местом реализации выполняемых российской организацией работ по техническому обслуживанию производственного оборудования одной из фармацевтических компаний Индии, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги налогом на добавленную стоимость не облагаются.

1 Статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации (пп 3 – 4)

2 НК РФ Статья 72. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов

3 Пункт 7 статьи 101 НК РФ

4 НК РФ Статья 74. Поручительство

5 Пункт 3 статьи 46 НК РФ

6 Пункт 12 статьи 76 НК РФ

7 Федеральных законов от 08.03.2015 N 23-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ

8 Федеральных законов от 08.03.2015 N 23-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ

9 в ред. Федеральных законов от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 27.11.2017 N 343-ФЗ

10 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ