Файл: Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением головного мозга.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Восстановление фразовой речи

Ед. и мн. число им. сущ.

Род им. сущ. и прил., падежи им.сущ.

Лицо глагола.

Времена глаголов.

Местоимения и числительные.

Простое предложение их 2 слов.

Простое предложение из 3 – 4 слов.

Распространенное предложение с определительными словами.

Сложное предложение, включающее придаточные.

Сложное предложение с придаточными оборотами.

Связные тексты из нескольких предложений.

Задачи коррекционной работы при динамической афазии

Преодоление дефектов внутреннего речевого программирования

Создание программ высказывания с помощью внешних опор (вопросов, схем, фишек)

Повышение речевой инициативы

Обучение планированию текста

Приемы коррекционной работы при динамической афазии

Упражнения на классификацию предметов
(мебель, одежда, посуда)

Прямой и обратный порядковый счет

Рассказы по сюжетным картинкам и серии картин с внешней опорой

Ответы на вопросы по картинкам

Диалоги, беседы по данным опорным словам

Пересказы текстов

Восстановление письменных текстов

Задачи коррекционной работы при
афферентной моторной афазии

Преодоление нарушений кинестетического артикуляторного праксиса

Преодоление аграфии и алексии

Развитие вторичных нарушений понимания речи

Восстановление развернутого устного и письменного высказывания

Приемы работы при афферентной моторной афазии

Глобальное, сопряженное произнесение

Чтение автоматизированных речевых рядов

Списывание и чтение про себя

Зрительные диктанты и чтение вслух

Запись под диктовку букв

Бухштабирование

Слуховой имитационный прием воспроизведения доступных звуков

Приемы работы при афферентной моторной афазии

По мере преодоления апраксии переходят к сопряженному и отраженному произнесению фраз

По мере возникновения ситуативной речи переходят к восстановлению монологической речи

Основные задачи – расширение словаря, предупреждение аграмматизма, развитие развернутого устного и письменного высказывания, подготовка свободной диалогической речи

Задачи коррекционной работы при акустико – гностической афазии:

восстановление фонематического слуха;

восстановление вторично нарушенной экспрессивной речи;

восстановление навыков чтения и письма.


Этапы коррекционной работы при акустико – гностической афазии

Первый этап - дифференциация слов, контрастных по длине, звуковому и ритмическому рисунку (кот – машина)

Второй этап – дифференциация слов, близкой слоговой структуры, но далеких по звучанию (ноги – рыба)

Третий этап – дифференциация слов с дизъюнктными фонемами - (рак – мак)

Четвертый этап – дифференциация слов с оппозиционными фонемами (рак – лак, дом – том)

Пятый этап – подбор серий на заданный звук или букву в тексте

Восстановление понимания речи

Диалогическая речь. Фразы 1 степени сложности
для ответа «да», «нет».
Вас зовут Мария Ивановна? Вас зовут Николай
Петрович? Вы мужчина? Вы женщина? Вы живете в деревне? Вы живете в России? Вы находитесь в парке? Вы дома? В в больнице? У Вас на тумбочке сок? У Вас на тумбочке стакан? Вы любите молоко?
Вы любите цветы? У Вас есть карандаш?
Выполнение инструкций. Поднимите руку. Возьмите карандаш. Дайте мне карандаш! Сожмите руку в кулак! Откройте тетрадь! Откройте окно! Закройте дверь! Нарисуйте круг, закройте тетрадь!

Восстановление понимания речи

Фразы 2 степени сложности для
ответа 2 -3 словами.
Как Вас зовут? Сколько Вам лет? Как
Вы себя чувствуете? Как Вы спали?
Когда Вы заболели? Где Вы сейчас находитесь? Вы далеко живете? На чем
Вы сюда приехали? Что Вы ели на завтрак? Какая у Вас квартира?

Упражнения на восстановление способности улавливать смысловые искажения

Ответьте, может ли так быть?
Рыба летает, птица плавает.
Кашу пьют, воду едят.
Ночью светит луна, днем светит солнце.
Кошка лает, собака мяукает.
Корова мычит, собака лает.
Рыба плавает в реке.
Хозяйка варит хлеб.
Лампа висит под столом.

Упражнения для восстановления фонематического слуха.

Рассмотрите картинки, обратите внимание, что все слова начинаются на один звук (одну букву): класс, карта, кот, картина.

Спишите слова, подчеркните букву К: мак, щенок, рак, бак, лук, сук, кошка, каша, кусок, ложка, карта, кино.

Покажите, где суп? где дуб? где нога? где рога? где
щека? где река? где мука? где рука?

Вставьте пропущенную букву:
Девочка …ьет сок. Девочка …ьет иглой.


Упражнения для восстановления фонематического слуха

Спишите слова, подчеркните первую букву, найдите ее среди букв азбуки: мука-рука торт-порт лодка-водка тир-пир рога-нога ворот-город гора-нора забор-набор варит-жарит
Какое слово подходит по смыслу?
Из чайника идет… пар, жар
В печке большой…

Задачи коррекционной работы при акустико – мнестической афазии:

преодоление нарушений слухоречевой памяти;

восстановление зрительных представлений о существенных признаках предмета;

преодоление амнестических трудностей;

преодоление элементов экспрессивного аграмматизма.

Приемы восстановления речи при акустико – мнестической афазии:

показ предметов, объединенных одним смыслом;

повтор серий слов (предметы, действия, качества, числа);

конструирование предметов из элементов
(дорисовывание, зашумление);

послоговое прослушивание и повторение сложных по слоговой структуре слов;

понимание многозначности слова;

составление письменных текстов.

Как научиться быстрее запоминать слова?

1. Упражнения для развития произвольного внимания.

2. Упражнения для тренировки памяти.

3. Тренировка речевого мышления.

4. Упражнения для удлинения фраз.

5. Упражнения для запоминания столбиков слов.

Упражнения для развития произвольного внимания

Рисование фигур, требующих двигательных переключений.

Воспроизведение серий движений кисти (кулак – ребро – ладонь).

Воспроизведение серий движений органов артикуляции: 1 раз подуть, 2 раза поцокать; 3 раза подуть, 2 раза улыбнуться.

Прохлопать прослушанный ритмический рисунок.

Решение головоломок, ребусов, лабиринтов.

Отсчет от 100 по 3, 7, 9.

Устное решение примеров и задач.

Подчеркивание заданной буквы в тексте в 1 лист.

Упражнения для тренировки памяти

Зрительное восприятие и запоминание: фраз и текстов разной длины с последующим письменным воспроизведением их по памяти; рядов геометрических фигур в прямом и обратном порядке, телефонов.

Заучивание наизусть стихотворений.

Восприятие и запоминание со слуха рядов звуков, слов, фраз и текстов.

Примеры для тренировки памяти
Запоминание рядов цифр.
8-4-2-1 9-5-7-1-3 3-6-9-4-5-7 0-7-6-8-4-9-3 9-6-8-5-7-4-3-1
Запоминание рядов звуков и слов. а-у-о а-о-и-у у-и-а-о-э э-а-о-у-и-ы кот-лес-ночь ночь-стол-кот-лес ночь-кот-лес-стол-дом-сын кот-сын-ночь-стол-дом-лес-свет свет-сыр-кот-лес-ночь-стол-дом-сын


Упражнения для развития речевого мышления

Подбор слов на заданную букву, с заданным числом букв, по заданному признаку, ассоциативно связанных с заданным словом.

Объяснение слов (толковый словарь: телевизор – это техническое устройство, передающее изображение на расстоянии).

Объяснение пословиц и идиом (Цыплят по осени считают – Подводить итоги можно лишь после завершения дела).

Подбор омонимов, синонимов.

Сходства и различия между понятиями.

Исключение 4-го лишнего с объяснением.

Упражнения для запоминания фраз

Собака лает.

Во дворе лает собака.

Во дворе лает злая собака.

В нашем дворе лает злая собака.

В нашем темном дворе лает злая лохматая собака.

В нашем старом темном дворе лает злая черная лохматая собака.

Запоминание столбиков слов

Прочитать каждый столбик сверху вниз.

Прочитать слова обоих столбиков попарно.

Закрыть листом бумаги левый (затем правый) столбик и вспомнить парное слово.

Примеры запоминания слов
Дом – комната телефон – обед любовь - дорога
Хлеб – стол монета – клей день - судьба
Цветок – сад улица – пила радость - гроза
Собака – кошка аптека – окно терпение - свобода
Чай – самовар линейка – дорога прошлое - место
Ребенок – мама суп – цирк красота - слезы
Кольцо – свадьба платье – кино минута - плен
Бумага – книга врач – голубь грамота - лень
Муж – семья мяч – лампа весна - звук
Свет – тьма артист – ребенок доход - слух
Товар – деньги птица – зонт колокол - скука
Страна – народ круг – радио страх - глупость

Задачи коррекционной работы при семантической афазии:

преодоление трудностей нахождения названий предметов;

расширение лексического и синтаксического состава речи;

преодоление импрессивного аграмматизма.

Приемы коррекционной работы
при семантической афазии:

развитие зрительно – пространственной деятельности (зрительный анализ геометрических фигур, складывание из элементов, ориентация в левом и правом, в частях света, в географической карте);

сопоставление различных смысловых связей слов;

описание сходств и различий синонимов, антонимов, омонимов;

Приемы коррекционной работы
при семантической афазии:

уточнение значений отдельных предлогов и наречий, усвоение схемы предлогов с перемещением точки;

сравнение описаний высоты, длины, логико – грамматических конструкций;

уточнение разрядов, входящих в число;

устное описание элементов букв для преодоления оптической алексии и аграфии.


Выводы и проблемы

При восстановлении речи у больных с афазией необходима предварительная неречевая работа

Работа ведется над всеми сторонами речи с учетом специфики нарушения

При афазии ставится конкретная перспективная цель, работа ведется поэтапно в соответствии с индивидуальными особенностями

Программы восстановления речи носят дифференцированный характер

Одной из важных проблем афазиологии является изучение вариантов разных форм афазий