Файл: Методические указания по организации и проведению занятия по военно.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

утверждаю

Командир 3 учебной роты

3 учебного батальона

ст л-т А.Галстян

план-конспект

практического занятия по военно-медицинской подготовке 1 учебного взвода 3 учебной роты 3 учебного батальона

Тема.1 Занятие. 2: Основы сохранения здоровья военнослужащих. Оказание первой помощи. Неотложные реанимационные мероприятия.
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности.

Раздел: Основы военной службы

Вопросы: 1.Методические указания по организации и проведению

2. занятия по военно-медицинской подготовке

. 3.Основы сохранения здоровья военнослужащих 4.Оказание первой помощи

5.Неотложные реанимационные мероприятия

Время: 100 минут

Место проведения: Комната досуга

Метод проведения занятия: практический


Введение
Военно-медицинская подготовка имеет целью изучить правила личной и общественной гигиены, наиболее характерные причины и признаки ранений и травм, острых отравлений и поражений, требующих оказания неотложной помощи, а также привить практические навыки в оказании первой помощи при ранениях, травмах, острых отравлениях и поражениях с использованием табельных и подручных средств.

Занятия по военно-медицинской подготовке проводятся руководителями занятий и медицинскими и работниками образовательных организаций в специализированных классах, на объектах полевой учебной базы или на местности и носят прикладной характер.

В качестве помощников руководителя занятий для отработки практических вопросов (нормативов по военно-медицинской подготовке) привлекаются санитарные инструктора и назначенные командиры отделений, с которыми накануне проведения занятий проводятся инструкторско-методические занятия (инструктажи) по методике отработки практических вопросов (нормативов).

Для достижения максимального результата при обучении л/с и обеспечения наглядности и напряженности в процессе обучения, на занятии должна использоваться переносная учебно-материальная база по военно-медицинской подготовке (переносная укладка для отработки нормативов по военно-медицинской подготовке).


Теоретические положения отрабатываются с широким использованием учебных пособий (плакатов, фотоподборок, схем, таблиц, макетов, кино-, диафильмов, наборов слайдов и т.д.). Практические приемы и нормативы отрабатываются на местности или объектах учебного полигона (тактическом поле общевойсковой подготовки, городке по военно-медицинской подготовке) с использованием имитаторов табельных средств индивидуальной мед. защиты (пакетов перевязочных индивидуальных, аптечек индивидуальных, индивидуальных противохимических пакетов и др.) и подручных средств первой помощи (закруток, матерчатых лент и т.д.).

Методические указания по организации и проведению занятий по военно-медицинской подготовке

Организация занятия.

Во вводной части занятия руководитель обращает особе внимание на правильность подгонки обмундирования и снаряжения подчиненных и добивается устранения выявленных недостатков.

Руководитель занятия напоминаю тему предыдущего занятия по военно-мед. подготовке, при этом особо отмечает, какие знания и навыки, приобретенные ранее, могут пригодиться при изучении вопросов предстоящего занятия.

Далее руководитель переходит к проверке усвоения обучаемыми пройденного материала, для чего задает заранее подготовленные вопросы. Контрольный опрос должен состоять из вопросов по предыдущим темам и охватывать: теоретический - не менее 3-4 человек, практический - 100% л/с. По результатам контрольного опроса руководитель выставляет оценки.

Он напоминает порядок безопасного и безаварийного обращения с учебной материально-технической базой, доводит требования меры безопасности, указывает порядок безопасного выполнения элементов предстоящего занятия.

Основную часть занятия руководитель начинает с построения л/с в развернутом, двухшереножном строю.

Отработку учебных вопросов следует начинать с объяснения и показа приемов, а тренировку проводить по отделениям под руководством назначенных командиров отделений. Руководитель занятия в этом случае будет иметь возможность больше уделить времени контролю за действием обучаемых, что поможет установить слабо усвоенные вопросы и определить, по каким из них обучаемые нуждаются в дополнительном разъяснении и показе.



Отрабатывая каждый элемент приема, руководитель добивается четкого и правильного его выполнения от каждого обучаемого. Обнаружив ошибки в действиях л/с, руководитель приостанавливает выполнение приема, указывает на недостатки, разъясняет, а если необходимо, то и показывает этот прием лично или при помощи обучаемого правильно выполняющего его и продолжает тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены. После отработки каждого учебного вопроса руководитель занятия выстраивает подразделение, проводит частный разбор, затем объявляет обучаемым следующий учебный вопрос и его содержание, доводит основные требования по его выполнению и приступает к его отработке.

После отработки всех учебных вопросов руководитель проводит заключительную часть занятия. При подведении итогов занятия руководитель напоминает обучаемым тему, учебные цели и основные вопросы, получившие отражение на занятии. Отмечает положительное в действиях л/с, подробно разбирает характерные ошибки. Затем он объявляет оценки, полученные за контрольные вопросы во вводной части занятия и отмечает лучших по результатам опроса и отработки вопросов текущего занятия. Заканчивая занятие, руководитель объявляет тему следующего занятия, выдает задание на самоподготовку и организует отправку л/с в подразделение.

Ход занятия



п.п.

Учебные вопросы,

Время мин.

Действия руководителя и его помощника

Действия обучаемых

1.

Основы сохранения здоровья в/сл

мин.

Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения.

Уясняют порядок отработки вопроса.

Довожу основные положения изучаемого вопроса:

  1. Общие положения:

  • чем достигается охрана здоровья в/сл.

  1. Правила личной и общественной гигиены:

  • что в себя включает личная гигиена;

  • правила общественной гигиены.

3. Мед. контроль за состоянием здоровья в/сл, что в себя включает:

  • Мед. контроль за состоянием здоровья в/сл;

  • Мед. осмотр;

  • амбулаторный прием;

  • стационарное лечение.

Слушают и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса.

Для иллюстрации уставных положений подтверждаю их поучительными примерами из повседневной жизни подразделения.

Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической части занятия.

Проверяю качество усвоения материала. Для этого двум - трем обучаемым задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильном понимании изложенного материала и их готовности применять полученные знания на практике.

При возникновении вопроса задают его.

Отвечают на вопросы.

2.

Оказание первой помощи.

мин.

Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения.

Уясняют порядок отработки вопроса.

1. Довожу порядок оказания первой помощь при кровотечениях:

  • способы временной остановки кровотечения прижатием артерии на протяжении;

  • способы временной остановки кровотечения давящей повязкой, жгутом и закруткой.

Слушают и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса.

Одновременно с рассказом по­казываю:

- порядок наложения резинового кровоостанавливающего жгута и закрутки.

Запоминают порядок наложения резинового кровоостанавливающего жгута и закрутки.

Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической и практической части занятия.

При возникновении вопроса задают его.

Наложение повязок на различные области тела

мин.

2. Довожу порядок наложения повязок на различные области тела:

  • наложение повязки на глаз;

  • наложение повязки на локтевой сустав;

  • наложение повязки на коленный сустав;

  • наложение повязки на плечевой сустав;

  • наложение повязки на грудь;

  • наложение повязки на голе­ностопный сустав.

Слушают и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса.

Одновременно с рассказом по­казываю порядок наложения повязки на:

  • глаз;

  • порядок наложения повязки на локтевой сустав;

  • порядок наложения повязки на коленный сустав;

  • порядок наложения повязки на плечевой сустав;

  • порядок наложения повязки на грудь;

  • порядок наложения повязки на голеностопный сустав.

Запоминают порядок наложения повязок на различные области тела.

Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической и практической части занятия.

При возникновении вопроса задают его.

Оказание первой помощь при переломах: - общие правила наложения шин при переломах голени

мин.

3. Довожу порядок оказания первой помощь при переломах: - общие правила наложения шин при переломах голени; общие правила наложения шин при переломах плеча.

Слушают и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса.

Одновременно с рассказом по­казываю:

  • порядок наложения шин при переломах голени;

  • порядок наложения шин при переломах плеча.

Запоминают порядок наложения шины при переломе костей конечности.




Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической и практической части занятия.

При возникновении вопроса задают его.




Практическое обучение

мин.

Ставлю задачу командирам отде­лений приступить к практиче­скому обучению наложению резинового жгута и закрутки, повязок на различные области тела и шины на конечности.




Командиры отделений разбивают л/с на пары, назначают одного из обучаемых «пострадавшим», а другого оказывающим помощь и отрабатывают каждый практи­ческий вопрос одновременно со всеми парами, поочередно меняя местами «пострадавшего» и ока­зывающего помощь.

При недостаточном количестве перевязочного материала, жгутов, косынок и шин возможно обучение одновременно 2-3-х пар.

Последняя тренировка каждого способа оказания помощи «пострадавшему» выполняется на время с учётом нормативных требований.

Оказывающий помощь выполняет практические действия указанные командиром.

Контролирую качество обучения командирами отделений и добиваюсь четкого и правильного выполнения приемов от каждого обучаемого. Оказываю помощь командирам отделений: провожу индивидуальное обучение слабоуспевающих.

Обнаружив ошибки в действиях л/с, приостанавливаю тренировку, указываю на недостатки, разъясняю, а если необходимо, то и показываю прием лично или при помощи обучаемого, правильно выполняющего его, и продолжаю тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены, а действия обучаемых не будут доведены до автоматизма.

Учатся правильным и быстрым действиям до приобретения твердых практических навыков в выполнении каждого элемента.

Проверяю качество усвоения материала. Для этого двум - трем обучаемым задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильном понимании изло­женного материала и их готов­ности применять полученные знания на практике.

Отвечают на вопросы. Выполняют указанные практические действия.

3.

Неотложные реа­нимационные мероприятия.

мин.

Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения.

Уясняют порядок отработки вопроса.

Довожу основные положения изучаемого вопроса:

  • что относится к основным реанимационным мероприятиям;

  • методы искусственного ды­хание и порядок его проведения;

  • закрытый массаж сердца и порядок его проведения;

  • последовательность проведения реанимационных мероприятий.

Слушают и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса.

Одновременно с рассказом по­казываю:

- последовательность проведения реанимационных мероприятий одним и двумя обучаемыми.

Запоминают последова­тельность проведения реанимационных меро­приятий.

Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической (практической) части занятия.

При возникновении вопроса задают его.

Указываю командирам отделений приступить к проведению реанимационных мероприятий сначала одним, а затем и двумя обучаемыми.




Командиры отделений разбивают л/с на группы по три человека, назначают одного из обучаемых «пострадавшим», а других оказывающими помощь и отрабатывают с подчиненными каждый практический вопрос поточным методом, тренируя индивидуально каждую группу, поочередно меняя местами «пострадавшего» и оказывающего помощь.

Оказывающие помощь выполняют практические действия указанные командиром. Остальной л/с оценивает действия оказывающих помощь, указывает на ошибки (при их наличии) и по требованию командира отделения выполняет правильные действия.

Они приказывают остальному личному составу наблюдать за действиями оказывающих помощь и находить ошибки и неточности в их действиях.













Контролирую качество обучения командирами отделений и добиваюсь четкого и правильного выполнения приемов от каждого обучаемого. Оказываю помощь командирам отделений: провожу индивидуальное обучение слабоуспевающих.

Обнаружив ошибки в действиях л/с, приостанавливаю тренировку, указываю на недостатки, разъясняю, а если необходимо, то и показываю прием лично или при помощи обучаемого, правильно выполняющего его, и продолжаю тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены, а действия обучаемых не будут доведены до автоматизма.

Учатся правильным и быстрым действиям до приобретения твердых практических навыков в выполнении каждого элемента.

Проверяю качество усвоения материала. Для этого двум - трем обучаемым задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильном понимании изложенного материала и их готовности применять полученные знания на практике.

Отвечают на вопросы. Выполняют указанные практические действия.



Учебные материалы по теме

1. Основы сохранения здоровья военнослужащих

335. Охрана здоровья и физическое развитие в/сл - неотъемлемая часть их подготовки к выполнению своего воинского долга. Охрана здоровья обеспечивается созданием командирами (начальниками) во взаимодействии с органами государственной власти безопасных условий военной службы. Забота о сохранении и укреплении здоровья в/сл - обязанность командиров (начальников).

336. Охрана здоровья в/сл достигается:

  • проведением командирами (начальниками) мероприятий по оздоровлению условий службы и быта;

  • систематическим их закаливанием, регулярными занятиями ФП и спортом;

  • осуществлением санитарно-противоэпидемических (профилактических) и лечебнопрофилактических мероприятий.

Закаливание в/сл, занятия по ФП и спортом

339. Закаливание в/сл, занятия ФП и спортом проводятся в целях повышения устойчивости их организма к различным резким изменениям физических факторов окружающей среды, к условиям, связанным с особенностями военной службы и выполнением боевых задач.

340. Мероприятия по закаливанию в/сл организуются их командирами (начальниками) с участием начальника МС и начальника ФП и спорта.

При планировании этих мероприятий учитываются состояние здоровья в/сл, их возраст и климатические условия местности.

341. Закаливание в/сл должно проводиться систематически и непрерывно путем комплексного использования водных, солнечных и воздушных факторов в сочетании с занятиями ФП и спортом.

Основными способами закаливания в/сл являются:

  • ежедневное выполнение физических упражнений на открытом воздухе;

  • обмывание до пояса холодной водой или принятие кратковременного холодного душа;

  • полоскание горла холодной водой, а также мытье ног холодной водой перед отбоем;

  • проведение в зимний период лыжных тренировок и занятий, выполнение некоторых работ в облегченной одежде;

  • проведение в летний период занятий ФП и спортивно-массовых мероприятий в облегченной одежде, принятие солнечных ванн и купание в открытых водоемах в свободное от занятий и работ время и в дни отдыха.

342. ФП в/сл осуществляется во время утренней физической зарядки, учебных занятий, спортивно-массовой работы, в процессе учебно-боевой деятельности, а также в ходе самостоятельных тренировок в/сл.