Файл: Методические указания по организации и проведению занятия по военно.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
утверждаю
Командир 3 учебной роты
3 учебного батальона
ст л-т А.Галстян
план-конспект
практического занятия по военно-медицинской подготовке 1 учебного взвода 3 учебной роты 3 учебного батальона
Тема.1 Занятие. 2: Основы сохранения здоровья военнослужащих. Оказание первой помощи. Неотложные реанимационные мероприятия.
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности.
Раздел: Основы военной службы
Вопросы: 1.Методические указания по организации и проведению
2. занятия по военно-медицинской подготовке
. 3.Основы сохранения здоровья военнослужащих 4.Оказание первой помощи
5.Неотложные реанимационные мероприятия
Время: 100 минут
Место проведения: Комната досуга
Метод проведения занятия: практический
Введение
Военно-медицинская подготовка имеет целью изучить правила личной и общественной гигиены, наиболее характерные причины и признаки ранений и травм, острых отравлений и поражений, требующих оказания неотложной помощи, а также привить практические навыки в оказании первой помощи при ранениях, травмах, острых отравлениях и поражениях с использованием табельных и подручных средств.
Занятия по военно-медицинской подготовке проводятся руководителями занятий и медицинскими и работниками образовательных организаций в специализированных классах, на объектах полевой учебной базы или на местности и носят прикладной характер.
В качестве помощников руководителя занятий для отработки практических вопросов (нормативов по военно-медицинской подготовке) привлекаются санитарные инструктора и назначенные командиры отделений, с которыми накануне проведения занятий проводятся инструкторско-методические занятия (инструктажи) по методике отработки практических вопросов (нормативов).
Для достижения максимального результата при обучении л/с и обеспечения наглядности и напряженности в процессе обучения, на занятии должна использоваться переносная учебно-материальная база по военно-медицинской подготовке (переносная укладка для отработки нормативов по военно-медицинской подготовке).
Теоретические положения отрабатываются с широким использованием учебных пособий (плакатов, фотоподборок, схем, таблиц, макетов, кино-, диафильмов, наборов слайдов и т.д.). Практические приемы и нормативы отрабатываются на местности или объектах учебного полигона (тактическом поле общевойсковой подготовки, городке по военно-медицинской подготовке) с использованием имитаторов табельных средств индивидуальной мед. защиты (пакетов перевязочных индивидуальных, аптечек индивидуальных, индивидуальных противохимических пакетов и др.) и подручных средств первой помощи (закруток, матерчатых лент и т.д.).
Методические указания по организации и проведению занятий по военно-медицинской подготовке
Организация занятия.
Во вводной части занятия руководитель обращает особе внимание на правильность подгонки обмундирования и снаряжения подчиненных и добивается устранения выявленных недостатков.
Руководитель занятия напоминаю тему предыдущего занятия по военно-мед. подготовке, при этом особо отмечает, какие знания и навыки, приобретенные ранее, могут пригодиться при изучении вопросов предстоящего занятия.
Далее руководитель переходит к проверке усвоения обучаемыми пройденного материала, для чего задает заранее подготовленные вопросы. Контрольный опрос должен состоять из вопросов по предыдущим темам и охватывать: теоретический - не менее 3-4 человек, практический - 100% л/с. По результатам контрольного опроса руководитель выставляет оценки.
Он напоминает порядок безопасного и безаварийного обращения с учебной материально-технической базой, доводит требования меры безопасности, указывает порядок безопасного выполнения элементов предстоящего занятия.
Основную часть занятия руководитель начинает с построения л/с в развернутом, двухшереножном строю.
Отработку учебных вопросов следует начинать с объяснения и показа приемов, а тренировку проводить по отделениям под руководством назначенных командиров отделений. Руководитель занятия в этом случае будет иметь возможность больше уделить времени контролю за действием обучаемых, что поможет установить слабо усвоенные вопросы и определить, по каким из них обучаемые нуждаются в дополнительном разъяснении и показе.
Отрабатывая каждый элемент приема, руководитель добивается четкого и правильного его выполнения от каждого обучаемого. Обнаружив ошибки в действиях л/с, руководитель приостанавливает выполнение приема, указывает на недостатки, разъясняет, а если необходимо, то и показывает этот прием лично или при помощи обучаемого правильно выполняющего его и продолжает тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены. После отработки каждого учебного вопроса руководитель занятия выстраивает подразделение, проводит частный разбор, затем объявляет обучаемым следующий учебный вопрос и его содержание, доводит основные требования по его выполнению и приступает к его отработке.
После отработки всех учебных вопросов руководитель проводит заключительную часть занятия. При подведении итогов занятия руководитель напоминает обучаемым тему, учебные цели и основные вопросы, получившие отражение на занятии. Отмечает положительное в действиях л/с, подробно разбирает характерные ошибки. Затем он объявляет оценки, полученные за контрольные вопросы во вводной части занятия и отмечает лучших по результатам опроса и отработки вопросов текущего занятия. Заканчивая занятие, руководитель объявляет тему следующего занятия, выдает задание на самоподготовку и организует отправку л/с в подразделение.
Ход занятия
№ п.п. | Учебные вопросы, | Время мин. | Действия руководителя и его помощника | Действия обучаемых |
1. | Основы сохранения здоровья в/сл | мин. | Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения. | Уясняют порядок отработки вопроса. |
Довожу основные положения изучаемого вопроса:
3. Мед. контроль за состоянием здоровья в/сл, что в себя включает:
| Слушают и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса. | |||
Для иллюстрации уставных положений подтверждаю их поучительными примерами из повседневной жизни подразделения. | ||||
Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической части занятия. Проверяю качество усвоения материала. Для этого двум - трем обучаемым задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильном понимании изложенного материала и их готовности применять полученные знания на практике. | При возникновении вопроса задают его. | |||
Отвечают на вопросы. | ||||
2. | Оказание первой помощи. | мин. | Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения. | Уясняют порядок отработки вопроса. |
1. Довожу порядок оказания первой помощь при кровотечениях:
| Слушают и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса. | |||
Одновременно с рассказом показываю: - порядок наложения резинового кровоостанавливающего жгута и закрутки. | Запоминают порядок наложения резинового кровоостанавливающего жгута и закрутки. | |||
Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической и практической части занятия. | При возникновении вопроса задают его. | |||
Наложение повязок на различные области тела | мин. | 2. Довожу порядок наложения повязок на различные области тела:
| Слушают и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса. | |
Одновременно с рассказом показываю порядок наложения повязки на:
| Запоминают порядок наложения повязок на различные области тела. | |||
Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической и практической части занятия. | При возникновении вопроса задают его. | |||
Оказание первой помощь при переломах: - общие правила наложения шин при переломах голени | мин. | 3. Довожу порядок оказания первой помощь при переломах: - общие правила наложения шин при переломах голени; общие правила наложения шин при переломах плеча. | Слушают и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса. | |
Одновременно с рассказом показываю:
| Запоминают порядок наложения шины при переломе костей конечности. | |||
| Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической и практической части занятия. | При возникновении вопроса задают его. | ||
| Практическое обучение | мин. | Ставлю задачу командирам отделений приступить к практическому обучению наложению резинового жгута и закрутки, повязок на различные области тела и шины на конечности. | |
Командиры отделений разбивают л/с на пары, назначают одного из обучаемых «пострадавшим», а другого оказывающим помощь и отрабатывают каждый практический вопрос одновременно со всеми парами, поочередно меняя местами «пострадавшего» и оказывающего помощь. При недостаточном количестве перевязочного материала, жгутов, косынок и шин возможно обучение одновременно 2-3-х пар. Последняя тренировка каждого способа оказания помощи «пострадавшему» выполняется на время с учётом нормативных требований. | Оказывающий помощь выполняет практические действия указанные командиром. | |||
Контролирую качество обучения командирами отделений и добиваюсь четкого и правильного выполнения приемов от каждого обучаемого. Оказываю помощь командирам отделений: провожу индивидуальное обучение слабоуспевающих. Обнаружив ошибки в действиях л/с, приостанавливаю тренировку, указываю на недостатки, разъясняю, а если необходимо, то и показываю прием лично или при помощи обучаемого, правильно выполняющего его, и продолжаю тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены, а действия обучаемых не будут доведены до автоматизма. | Учатся правильным и быстрым действиям до приобретения твердых практических навыков в выполнении каждого элемента. | |||
Проверяю качество усвоения материала. Для этого двум - трем обучаемым задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильном понимании изложенного материала и их готовности применять полученные знания на практике. | Отвечают на вопросы. Выполняют указанные практические действия. | |||
3. | Неотложные реанимационные мероприятия. | мин. | Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения. | Уясняют порядок отработки вопроса. |
Довожу основные положения изучаемого вопроса:
| Слушают и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса. | |||
Одновременно с рассказом показываю: - последовательность проведения реанимационных мероприятий одним и двумя обучаемыми. | Запоминают последовательность проведения реанимационных мероприятий. | |||
Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической (практической) части занятия. | При возникновении вопроса задают его. | |||
Указываю командирам отделений приступить к проведению реанимационных мероприятий сначала одним, а затем и двумя обучаемыми. | | |||
Командиры отделений разбивают л/с на группы по три человека, назначают одного из обучаемых «пострадавшим», а других оказывающими помощь и отрабатывают с подчиненными каждый практический вопрос поточным методом, тренируя индивидуально каждую группу, поочередно меняя местами «пострадавшего» и оказывающего помощь. | Оказывающие помощь выполняют практические действия указанные командиром. Остальной л/с оценивает действия оказывающих помощь, указывает на ошибки (при их наличии) и по требованию командира отделения выполняет правильные действия. | |||
Они приказывают остальному личному составу наблюдать за действиями оказывающих помощь и находить ошибки и неточности в их действиях. | | |||
| | | Контролирую качество обучения командирами отделений и добиваюсь четкого и правильного выполнения приемов от каждого обучаемого. Оказываю помощь командирам отделений: провожу индивидуальное обучение слабоуспевающих. Обнаружив ошибки в действиях л/с, приостанавливаю тренировку, указываю на недостатки, разъясняю, а если необходимо, то и показываю прием лично или при помощи обучаемого, правильно выполняющего его, и продолжаю тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены, а действия обучаемых не будут доведены до автоматизма. | Учатся правильным и быстрым действиям до приобретения твердых практических навыков в выполнении каждого элемента. |
Проверяю качество усвоения материала. Для этого двум - трем обучаемым задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильном понимании изложенного материала и их готовности применять полученные знания на практике. | Отвечают на вопросы. Выполняют указанные практические действия. |
Учебные материалы по теме
1. Основы сохранения здоровья военнослужащих
335. Охрана здоровья и физическое развитие в/сл - неотъемлемая часть их подготовки к выполнению своего воинского долга. Охрана здоровья обеспечивается созданием командирами (начальниками) во взаимодействии с органами государственной власти безопасных условий военной службы. Забота о сохранении и укреплении здоровья в/сл - обязанность командиров (начальников).
336. Охрана здоровья в/сл достигается:
-
проведением командирами (начальниками) мероприятий по оздоровлению условий службы и быта; -
систематическим их закаливанием, регулярными занятиями ФП и спортом; -
осуществлением санитарно-противоэпидемических (профилактических) и лечебнопрофилактических мероприятий.
Закаливание в/сл, занятия по ФП и спортом
339. Закаливание в/сл, занятия ФП и спортом проводятся в целях повышения устойчивости их организма к различным резким изменениям физических факторов окружающей среды, к условиям, связанным с особенностями военной службы и выполнением боевых задач.
340. Мероприятия по закаливанию в/сл организуются их командирами (начальниками) с участием начальника МС и начальника ФП и спорта.
При планировании этих мероприятий учитываются состояние здоровья в/сл, их возраст и климатические условия местности.
341. Закаливание в/сл должно проводиться систематически и непрерывно путем комплексного использования водных, солнечных и воздушных факторов в сочетании с занятиями ФП и спортом.
Основными способами закаливания в/сл являются:
-
ежедневное выполнение физических упражнений на открытом воздухе; -
обмывание до пояса холодной водой или принятие кратковременного холодного душа; -
полоскание горла холодной водой, а также мытье ног холодной водой перед отбоем; -
проведение в зимний период лыжных тренировок и занятий, выполнение некоторых работ в облегченной одежде; -
проведение в летний период занятий ФП и спортивно-массовых мероприятий в облегченной одежде, принятие солнечных ванн и купание в открытых водоемах в свободное от занятий и работ время и в дни отдыха.
342. ФП в/сл осуществляется во время утренней физической зарядки, учебных занятий, спортивно-массовой работы, в процессе учебно-боевой деятельности, а также в ходе самостоятельных тренировок в/сл.