Файл: Практическое задание 1 по учебному курсу Элективные дисциплины по физической культуре и спорту.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.12.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Первые в России современные спортивные соревнования были проведены в 1894 г. Петербургским кружком любителей плавания в Павловске, на реке Славянке. Были построены крытые бассейны в московских Центральных банях, еще через три года — в знаменитых Сандунах, а в 1902 г. - при Киевском кадетском корпусе.

Наиболее известная в России школа плавания была основана в Шувалове, недалеко от Петербурга, в 1908 г. Школа была организована на общественных началах по инициативе морского врача В.Н. Пескова. В течение летнего сезона здесь занималось до 400 человек. Занимавшиеся сдавали экзамен и могли получить звание магистра плавания. Магистр плавания должен был выполнить нормативы по 12 дисциплинам, в том числе: проплыть 3000 м брассом, 1500 м на спине, 1350 м в одежде, 30 м с камнем (весом не менее 2 кг), прыгнуть в воду с 7-метровой вышки, продемонстрировать приемы спасения тонущих. По выходным дням в школе проводились праздники с участием лучших учеников и учителей, с выполнением различных фигур на воде, демонстрацией различных способов плавания и ныряния, прыжками в воду с трамплина и вышки, состязаниями в скорости плавания и сноровке при спасении «тонущих», «сражениями» на лодках со сбиванием противника шестом в воду.

Магистры Шуваловской школы составили костяк российской сборной пловцов, дебютировавшей на Олимпиаде 1912 г. в Стокгольме.

В 1889 г. в Будапеште состоялись первые международные соревнования по плаванию с участием пловцов Венгрии, Австрии, Германии и Швеции. В 1896 г. плавание было включено в программу первых современных Олимпийских игр, которые оказали большое влияние на дальнейшее его развитие.

Популярность плавания в мире, включение его в программу Олимпийских игр и стремление к интеграции национальных союзов пловцов привело к созданию в 1908 г. Международной любительской федерации плавания (ФИНА), что послужило дальнейшему развитию этого вида спорта, расширению его представительства в олимпийской программе. Сейчас ФИНА объединяет более 120 национальных федераций. Возникновение Международной любительской федерации плавания позволило создать систему соревнований, именуемую календарем, упорядочить правила проведения соревнований, что обусловило выделение различных спортивных способов плавания. В настоящее время в спортивном плавании применяются четыре основных способа: кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй (дельфин) и брасс.

Особенности воздействия плавания на организм ребенка.

Плавание – это вид физических упражнений, который относится к наиболее популярным видам спорта, как в нашей стране, так и за рубежом. Особенность плавания в том, что человек очень активно двигается в воде. При этом его организм подвергается двойному воздействию: с одной стороны на него действуют физические упражнения, с другой водная среда. Польза плавания уже начинается с того момента, как он только попадает в воду. Омывая тело, вода очищает кожу, и кожа начинает лучше дышать. К тому же в воде содержится много микроэлементов, которые питают кожу, делая ее нежной и гладкой. Плавание – это одно из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека, начиная с первых месяцев жизни и до старости. Доказательством пользы и эффективности плавания, служат много примеров, когда заниматься плаванием приходят дети с недостатком в физическом развитии, ослабленные после перенесенных заболеваний, и становятся известными спортсменами. Так было с Дон Фрезер – чемпионкой трех Олимпийских игр, которая пришла на занятия плаванием после тяжелой болезни. А многих детей родители приводят заниматься плаванием, обеспокоенные плохой осанкой детей. И таких примеров очень много.


Влияние на мышечную систему и опорно-двигательный аппарат.

Всем известно, что мышцы ребенка слабее и сокращаются медленнее, чем у взрослого, но они более эластичны. Поэтому дети быстро утомляются, но достаточно несколько минут отдохнуть, и физическая утомляемость проходит, и ребенок опять полон энергии. Плавательные движения можно совершать при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, при этом вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Когда напряжены крупные мышцы, мелкие расслаблены, затем наоборот, таким образом, они чередуются, и мышцы не устают. Поэтому для развития мышечной системы занятия плаванием очень благоприятны, так как работают все мышцы, чего нет в других видах спорта. В детском возрасте позвоночник ребенка мягкий и может неправильно изгибаться, что приводит к нарушению осанки. При плавании тело находится в горизонтальном положении, и сила воды удерживает человека на поверхности, что очень благоприятно для позвоночника, на него не давит вес тела, позвоночник расслаблен и выпрямлен, это создает условия для правильной и красивой осанки.

Влияние на сердечно - сосудистую систему.

Плавание благоприятно влияет и на сердечно - сосудистую систему. При совершении плавательных движений, происходит давление воды, все мышцы начинают усиленно работать, дыхание глубокое и в «полную грудь» (диафрагмальное), тело в горизонтальном положении — все это способствует притоку крови к сердцу и облегчает его работу, сердечная мышца работает мощно и экономно. Сердце быстрее начинает «носить» кровь, насыщенную кислородом, ко всем участкам тела, внутренним органам, и к головному мозгу. Влияние на дыхательную систему. При плавании человек дышит чистым, лишенным пыли и увлажненным воздухом. Во время плавания необходимо очень глубоко дышать. Так как пловцу приходится преодолевать сопротивление воды, необходимо много усилий для того, чтобы сделать глубокий вдох и выдох, и эти усилия положительно действуют на органы дыхания и всю дыхательную систему в целом, работают самые дальние участки легких, грудная клетка становится подвижнее и кровь потребляет больше кислорода.

Влияние на нервную и иммунную систему.

Вода, мягко обтекая тело, массирует на коже нервные окончания, успокаивает и снимает утомление. Температура воды благоприятно влияет на центральную нервную систему, уравновешивая процессы возбуждения и торможения, улучшает кровоснабжение мозга. В течение всего дня человек чувствует себя энергично, у него нет сонливости, в школе на занятиях он очень активен, у него улучшается внимание, память. Кроме этого, плавание является эффективным средством закаливания. У человека повышается устойчивость к простудным заболеваниям и воздействию низких температур. Повышаются и защитные свойства иммунной системы, увеличивая сопротивляемость инфекционным и простудным заболеваниям.



Взаимосвязь плавания с интеллектуальным и умственным развитием ребенка.

«Он не умеет ни читать, ни плавать» - так в Древней Греции говорили о человеке недостойном называться гражданином. В то время умение читать и плавать рассматривалось как символ разностороннего развития человека. Плавание воздействует не только на физическое воспитание, но и на уровень развития умственных способностей. На занятиях по плаванию возникают ситуации, в которых изучается техника движений и их точность. Возникают и проблемные ситуации, в которых от человека требуется принятие самостоятельных решений, каких-либо активных действий и творческого подхода к решению проблемы. Плавание в целом укрепляет здоровье, тем самым повышается и жизнедеятельность, и активность всего организма, что тоже приводит к повышению умственной деятельности.

Оздоровительный эффект плавания

Плавание является жизненно необходимым навыком. Массовое обучение плаванию имеет государственное значение. Умение плавать необходимо и для спортсменов, занимающихся разными видами спорта, и для людей, чьи профессии связаны с водной средой, и просто для каждого человека на Земле. Оздоровительное значение плавания известно с давних времен. Ещё в Древней Индии, Египте, Греции и Средней Азии многие религиозные обряды были связаны с погружением в воду, омовением, купанием. Изречение древних индийских мудрецов гласит: «Десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин» [2, 1]. Плавание – одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков. Температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50-80 % больше тепла, чем на воздухе (вода обладает теплопроводностью в 30 раз и теплоемкостью в 4 раза большей, чем воздух). Купание и плавание повышают сопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывают стойкость к простудным заболеваниям. Если плавание проводится в естественном водоеме, то закаливающий эффект оказывают и естественные факторы природы – солнце и воздух [1, 60]. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц – особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног. Занятия плаванием совершенствуют работу вестибулярного аппарата, улучшают чувство равновесия. Систематические занятия плаванием развивают и закаливают организм, усиливают деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, активизируют обменные процессы, укрепляют опорнодвигательный аппарат, совершенствуют системы терморегуляции, повышают умственную работоспособность и т.д. [2, 14]. Основные задачи оздоровительного плавания это – достижение и в дальнейшем поддержание желаемого уровня здоровья, повышение качества жизни, профилактика заболеваний, связанных с возрастом и вредными воздействиями окружающей среды, обучение плаванию, развитие физических качеств. Оптимальная нагрузка определяется многими факторами, например: необходимостью улучшения функциональных показателей либо их сохранением на достигнутом уровне, режимом привычной двигательной активности и образом жизни занимающегося и др. Оздоровительным плаванием рекомендуется заниматься 3-4 раза в неделю по 30-45 минут [2, 11]. Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. У людей, систематически занимающихся плаванием, возрастает величина ударного объема сердца, частота сердечных сокращений в покое снижается от 60 до 55 (50) уд/мин. При этом сердечная мышца работает мощно и экономно. У не занимающихся спортом частота сердечных сокращений обычно колеблется в пределах от 65 до57 уд/мин. Горизонтальное положение тела, а также циклические движения,
связанные с работой мышц, давление воды на подкожное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела – все это способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работу. В результате занятий плаванием снижается систолическое давление, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца. Таким образом, в результате занятий плаванием в сердечно-сосудистой системе происходят положительные изменения (в виде усиления сократительной способности мышечной стенки сосудов и улучшения работы сердца), которые ведут к более быстрому транспортированию крови, насыщенной кислородом, к периферическим участкам тела и внутренним органам, что способствует активизации общего обмена веществ. 97 Механизм положительного воздействия плавания на органы дыхания заключается в активной тренировке дыхательной мускулатуры, увеличении подвижности грудной клетки, легочной вентиляции, потреблении кислорода кровью, в выработке правильного ритма дыхания. Также занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, вырабатывают правильный ритм дыхания, увеличивают жизненную емкость легких (ЖЕЛ), поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха: вдоха – из-за давления воды на грудную клетку, выдоха – из-за сопротивления воды. При плавании в дыхании участвуют самые отдаленные участки легких и в результате исключаются застойные явления в них. Кроме того, плавание с задержкой дыхания, ныряние, погружение под воду тренируют устойчивость к гипоксии. Люди, систематически занимающиеся плаванием, имеют высокие показатели жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ) и экскурсии грудной клетки (величина ЖЕЛ у пловцов-спортсменов находится в пределах 7000 см3). Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что плавание является эффективным средством укрепления и развития дыхательной системы. Регулярные занятия плаванием являются мощным фактором воздействия на нервную высшую деятельность человека. Вода, мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, благоприятно воздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает утомление. После плавания человек легче засыпает, крепче спит, у него улучшаются внимание, память. Действие температуры воды улучшает кровоснабжение мозга, уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, т.е. положительно сказывается на состоянии психики, способствует формированию положительного эмоционального фона, так необходимого в повседневной жизни. При плавании человек находится в состоянии гидростатической невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела – это создает условия для нормирования нарушений осанки, увеличивает двигательные возможности и содействует их развитию. Находясь в водной стихии, человек разгружает свой позвоночник. Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим такие нарушения в осанке, как сутулость, сколиоз, кифоз. Регулярно проплывая определенную дистанцию, ребенок невольно привыкает держать нормальную осанку. Показатель суммарной подвижности в
суставах пловцов значительно выше, чем у спортсменов других специализаций. Выполнение плавательных движений руками и ногами вовлекают в работу почти все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры. Также необходимо отметить, что при занятиях плаванием практически отсутствует опасность травмирования опорно-двигательного аппарата. Оздоровительное плавание часто рекомендуется врачами как лечебное средство. Занятия плаванием широко применяются в лечебной физкультуре и медицине при нарушении обмена веществ, сердечно-легочной недостаточности, контрактурах суставно-мышечного аппарата, а также после травм, перенесенных операций и др. Интенсивность занятий лечебным плаванием обычно ниже, чем оздоровительным плаванием, меньше и продолжительность одного занятия. Для достижения наибольшего эффекта от лечебно-оздоровительного плавания, необходимо заниматься ежедневно. По своим динамическим характеристикам оздоровительное плавание является одним из доступных средств физической культуры, занимающихся различного возраста и подготовленности. Особенно велико оздоровляющее и укрепляющее воздействие плавания на детский организм. Плаванию можно обучать детей с грудного возраста. Занятия плаванием укрепляют опорнодвигательный аппарат ребенка, развивают такие физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют “мышечный корсет”, способствуя выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям [2]. К удивительным особенностям плавания нужно отнести его необычайную доступность для всех детей – девочек и мальчиков, детей с искривлениями позвоночника, некоторыми нарушениями сердечной деятельности, последствиями полиомиелита, церебрального паралича, ампутантов, ослабленных и так далее [3, 26]. Бывают случаи, когда заниматься плаванием приходят дети с недостатками в физическом развитии в чисто лечебных целях, а становятся известными спортсменами. Так было с Дон Фрезер – чемпионкой трех Олимпийских игр, которая пришла на занятия плаванием после перенесенного полиомиелита. Будущую чемпионку Европы и СССР Тину Леквеишвили мама привела заниматься плаванием, обеспокоенная ее плохой осанкой. 98 Регулярные занятия плаванием поддерживают уровень физического состояния у взрослых людей, повышают жизненный тонус, а также повышают общее качество жизни. Это подтверждают наблюдения за физическим состоянием занимающихся в группах здоровья, где среди других видов физических упражнений применяется плавание. Оздоровительное плавание полезно и пожилым людям. Известно, что вода является хорошим проводником тепла, поэтому только за 15 минут пребывания в воде (при температуре 24°С) человек теряет около 100 ккал тепла. Иными словами, для людей пожилого возраста, которым трудно выполнять интенсивную физическую работу, плавание является средством повышения интенсивности процессов обмена веществ в организме. Плавание способствует замедлению процессов преждевременного старения организма человека, предупреждению возможных болезней, а значит увеличению продолжительности жизни. Известный американский специалист в области оздоровительных технологий Кеннет Купер, называет плавание вторым (после бега на лыжах) по