Файл: Тема Несовершенная конкуренция. Производство и ценообразования в условиях монополии. Основные вопросы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.12.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11
Рис.4 Потребительский выигрыш
Приобретая QDх единиц товара Х по цене Рх, потребитель тем не менее готов был платить более высокие цены за любое, меньше QDх количество товара, поскольку при сокращении потребления Х возрастает предельная полезность и изменяется равенство.
Δ АЕВ показывает ∑ денег, которую покупатель «сэкономил», не приобретая каждую единицу товара по max цене.
Приобретая QDх единиц товара по цене Dх, покупатели тем не менее готовы были платить более высокие цены за любое меньшее количество товара. Ту ∑ денег, которые покупатели «сэкономят», не приобретая товар по высоким ценам, принято считать «потребительским выигрышом» (на рис. 4), он равен Δ-у АЕВ.
Проводя ценовую дискриминацию, монополист способен перераспределить часть «потребительского выигрыша» в свою пользу.
При понижении цены можно привлечь новых покупателей, которые в противном случае просто не купят продукцию по высоким ценам.
Но провести это снижение цен нужно так, чтобы состоятельные покупатели по-прежнему покупали продукцию по высоким ценам (и даже более высоким, чем до дискриминации), не «перебежав» на более дешевый рынок. Фирма увеличит свою прибыль, если разделит рынок: более богатым покупателям предложит продукцию выше цены монопольного равновесия, а более бедным – ниже этой цены.

12
Рис. 5 Дорогой рынок Дешевый рынок
Самая сложная проблема ценовой дискриминации – надежно отделить один рынок от другого. Если этого не сделать, то идея максимизации прибыли не будет реализована. Ведь потребители «дешевого» рынка купят на нем продукцию по низким ценам и перепродадут ее на «дорогом» рынке.

6.
Картель как пример монополии
Существует и второй вариант возникновения монополии – когда фирмы одной отрасли договариваются между собой и ведут согласованную ценовую политику, выступая как единая фирма.
Подобного рода объединения фирм называются картелем. Картель, объединяющий фирмы отрасли, можно рассматривать наподобие одной фирмы-монополиста, владеющей этими фирмами. Создав картель, фирмы могут добиться получения монопольной прибыли за счет сокращения объемов выпуска и повышения цены товара.
Если все фирмы отрасли начинают действовать как одна фирма, то рыночная (отраслевая) кривая спроса становится кривой средней выручки
AR.
Поскольку для продажи дополнительной единицы продукции картель должна снизить цену всех остальных единиц товара, то как и в случае монополии кривая предельной выручки MR лежит ниже кривой спроса D.
Равенство МС=МR для картеля обеспечивается при значениях выпуска
Qа ниже, чем Qе. Для картеля производство товара в интервале (QА-Qе) невыгодно, поскольку каждая единица продукции из этого промежутка

13 приносит картелю убытки (МС выше MR, т. к. кривая МС лежит выше кривой MR).
Рис. 6 Картелизация отрасли
Если отрасль при совершенной конкуренции находилась в равновесии, то все фирмы получали кривую прибыль и кривая средних суммарных издержек АТС проходила через точку Е. Отсюда очевидно, что устанавливая цену товара Ра>Ре, картель в состоянии получать монопольную прибыль, т. к. кривая АТС может проходить ниже точки А.
Обычно картели не столь долговечны. Основной разрушительной силой картеля служат эгоистические интересы каждой составляющей его фирмы – для успешной работы картеля необходимо сократить суммарный объем выпуска до Qа единиц. Как правило, каждой фирме картеля устанавливается четкая квота выпуска товара. Однако желание получить сверхприбыль подталкивает фирмы идти на нарушение договоренностей, и они тайно увеличивают производство товара, продавая по цене Ра. Но расширение количества предлагаемого товара обязательно приводит к снижению монопольной цены, в результате чего монопольная прибыль сокращается и картель распадается.
7.
Антимонопольное (антитрестовское) законодательство и
регулирование экономики
При всех неоспоримых достоинствах совершенной конкуренции у нее есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Совершенная конкуренция, будучи «предоставленной самой себе», превращается в конкуренцию несовершенную. А это означает, что под удар ставится экономическая демократия, которая, в свою очередь, является основой политической демократии.


14
Поэтому еще в конце ХIХ в. в промышленно развитых странах Запада и прежде всего в США была осознана необходимость поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации.
Монополия означает определенную степень власти над ценой, а эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные и явные соглашения о разделе рынков и уравнение цен, создание искусственных дефицитов и др. Антитрестовское законодательство призвано не допустить развертывания разрушительной (для эффективности экономики) ограничительной деловой практики. Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Она базируется на 3-х китах, 3-х основных законодательных актах:
1. Закон Шермана (1890г.). Этим законом запрещается тайная монополизация торговли, захват единоличного контроля в той или иной отрасли, сговор о ценах.
2. Закон Клейтона (1914г.) запрещает ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний.
3. Закон Робинсона-Пэтмэна (1938г.) – запрет на ограничительную деловую практику в области торговли.
В 1950г. к закону Клейтона была принята поправка Селлера-Кефовера: уточнялось понятие незаконного слияния. Так запрещались слияния путем скупки активов. Если актом (законом) Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слияниям крупных фирм, то поправка Селлера-Кефовера ограничивала вертикальные слияния.
В России основным фактором, под воздействием которого формировалась антимонопольная политика, является открытие экономики для иностранной конкуренции и установление единого курса рубля по отношению к доллару.
Закон РФ «О конкуренции» предусматривает дополнительные меры противодействия антиконкурентной практике предпринимательских фирм, в частности, признаются незаконными такие действия:
* изъятие товаров из обращения, а также ограничение или прекращение производства товаров с целью создания искусственного дефицита.
* соглашения о территориальном делении рынков или делении рынков по потребителям, а также установление квот на производство и реализацию товаров.

15
* приобретение фирмой акций предприятий выпускающих аналогичные товары, если она уже выпускает 30% таких товаров.
Однако не будут преследоваться экспортные картели, создаваемые для совместного выступления на мировом рынке.
В РФ также принят Федеральный закон «О естественных монополиях»
(17/VIII-95г. № 147-93), определяющий правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий и направленный на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий. Законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче тепловой и электрической энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Госрегулирование в этих сферах, согласно закону, предусматривает установление цен и тарифов или их предельного уровня, централизованное определение группы потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.
Государство будет контролировать любые сделки по приобретению прав собственности, капиталовложения, продажу или сдачу в аренду ОФ этих предприятий.
В России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:
1) Естественные монополии;
2) Разрешенные монополии;
3) Временные монополии.
Естественными монополиями теперь в нашей стране будут считаться отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками: а) они производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать из-за рубежа или привезти из других регионов страны; б) они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно.
Реально в эту категорию попали такие отрасли, как электроэнергетика и теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система водоснабжения и т.п.
Разрешенными монополиями будут считаться отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности, либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение


16 числа фирм-производителей облегчает государству контроль над качеством и продажами этой продукции
В эту категорию попадают отрасли оборонной промышленности, а также фирмы, производящие ликѐроводочные и табачные изделия (акцизные товары, требующие лицензирования) и лекарства.
Временными монополиями будут признаваться отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.
Некоторые формы монополии современная экономическая наука и законодательство все же считают нормальным явлением и потому не преследуют. Прежде всего, не подлежит наказанию та фирма, которая сумела схватить значительную долю рынка за счет:
Создания уникального товара;
Эффективного маркетинга;
Разработки и освоения новой технологии, позволившей существенно снизить затраты и на этой основе продавать товары по более низким ценам, не лишаясь прибыли.
Можно сказать, что антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще в середине XIX века пришел к выводу, что появление монополий требует государственного вмешательства.
Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции.
Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя.
8. Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.
Различия между монополистической и чистой конкуренцией весьма значительные. Для монополистической конкуренции не требуется

17 присутствия сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно большого их числа, скажем 25, 35, 60 или 70.
Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции:
1. каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой;
2. тайный сговор почти невозможен;
3. в отрасли каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм. Реакцию конкурентов можно не учитывать, потому что влияние действий одной фирмы на каждого из ее многочисленных соперников настолько мало, что у этих конкурентов не будет причины реагировать на действия фирмы.
В противоположность чистой конкуренции, одним из основных признаков монополистической конкуренции является также дифференциация продукта. При этом дифференциация продукта может принимать ряд различных форм.
Качество продукта. Продукты могут различаться по своим физическим, или качественным, параметрам. "Реальные" различия, включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работы, являются крайне важными сторонами дифференциации продукта.
Персональные компьютеры, например, могут различаться с точки зрения мощности аппаратуры, программного обеспечения, графического вывода и степени их ориентированности на потребителя.
Услуги. Услуги и условия, связанные с продажей продукта, являются важными аспектами дифференциации продукта. Один бакалейный магазин может придавать особое значение качеству обслуживания покупателей.
Конкурент в лице большого розничного магазина может предоставлять покупателям самим упаковывать и переносить свои покупки, но продавать их по более низким ценам.
Размещение. Продукты могут также быть дифференцированы на основе размещения и доступности. Небольшие мини–бакалеи или продовольственные магазины самообслуживания успешно конкурируют с крупными супермаркетами, несмотря на то, что последние имеют намного более широкий ассортимент продуктов и назначают более низкие цены.
Владельцы маленьких магазинов располагают их вблизи от покупателей, на наиболее оживленных улицах, нередко они открыты 24 часа в сутки.
Стимулирование сбыта и упаковка. Дифференциация продукта может также являться результатом – в значительной степени – мнимых различий, созданных посредством рекламы, упаковки и использования торговых знаков


18 и торговых марок. Когда та или иная марка джинсов или духов связывается с именем какой–либо знаменитости, то это может повлиять на спрос на эти продукты со стороны покупателей.
Одним из важных значении дифференциации продукта является то, что, несмотря на наличие относительно большого числа фирм, производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами на свою продукцию.
Неценовая конкуренция
В условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но также и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия, связанные с продажей продукта. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем продукция конкурентов.
Лѐгкое вступление в отрасль
Вступить в отрасли с монополистической конкуренцией относительно легко. То, что производители в условиях монополистической конкуренции являются типично небольшими по размеру фирмами как в абсолютном, так и в относительном выражении, предполагает, что эффект масштаба и требующийся капитал невелики. С другой стороны, по сравнению с чистой конкуренцией могут быть некоторые дополнительные финансовые барьеры, порожденные потребностью получения продукта, отличающегося от продукта конкурентов, и обязательством рекламировать этот продукт.
Существующие фирмы могут владеть патентами на свою продукцию и авторскими правами на свои фабричные клейма и торговые знаки, что увеличивает трудности и издержки их успешного копирования.
Определение цены и объѐма производства
Для облегчения задачи допустим, что фирмы в отрасли производят некие данные продукты и занимаются деятельностью по стимулированию продаж в некоем данном объѐма. Позднее мы покажем, как изменение продукта и реклама видоизменяют наши рассуждения.

19
Рис.1: Фирмы, действующие в условиях монополистической конкуренции, имеют тенденцию к получению нормальной прибыли в долговременном периоде а) Прибыли в краткосрочном периоде б) Убытки в краткосрочном периоде в) Равновесие в долговременном периоде
Экономические прибыли (а) побудят новые фирмы вступить в отрасль, в итоге в ходе конкуренции они будут ликвидированы. Убытки (б) вызовут массовый выход фирм из отрасли до тех пор, пока нормальные прибыли не будут восстановлены. Таким образом, если цена просто покрывает издержки на единицу продукции при объеме производства, для которого MR = МС (в), в долговременном периоде достигается положение равновесия.