Файл: Реферат Социализация и воспитание в первобытном обществе Студент 1 курса группы 17. 1209.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.12.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Профиль: Начальное образование и иностранный (английский) язык
РЕФЕРАТ

«Социализация и воспитание в первобытном обществе»

Студент 1 курса

группы 17.1–209

"___"________2023г. ____________ (Исаева С.А)

К.п.н, доцент кафедры

педагогики КФУ

"___"___________2023г. _____________ (Парфилова Г.Г)


г. Казань

2023




Введение……………………………………………………………….......3




1.

Глава I Соотношение понятий «социализация»и «воспитание»……………………………………………………………....4




2.

Глава II «Социализация и воспитание в первобытном обществе»……………………………………………………………….….6




2.1

Первобытное общество ………………………………….……………….7




2.2

Возникновение воспитания…………………………………………...…..8




2.3

Воспитание и социализация в первобытном обществе……………...….9




2.4

Зарождение воспитания как особого вида деятельности……………...11




2.5


Появление организационных форм воспитания…………………...…..12




3.

Заключение………………………………………………………….……14







Список использованной литературы…………………………………....15







Приложение 1 «Периоды развития человеческого общества, соответствующие первобытнообщинному строю»







Приложение 2 «Зарождение организованных форм воспитания»







Приложение 3 «Воспитание в первобытном обществе»





Содержание

Введение

Реферат посвящен такому актуальному вопросу, как «Социализация и воспитание в первобытном обществе». Проблема происхождения воспитания помогает представить и понять сущность воспитания в реальности конкретно-исторических событий. Осмысление этой проблемы позволяет более широко взглянуть на привычный арсенал педагогических средств. Сведений о данном историческом отрезке времени очень мало. Тем и обусловлена актуальность изучаемого вопроса.

Тем не менее, интересные факты содержатся в трудах ученых и путешественников XIII – начала XIX в., которые описали быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной Америки, которые в те времена находились на стадии первобытного развития.

Кроме того, восстановить элементы воспитания первобытной эпохи помогают этнографические данные о жизни немногочисленных сохранивших черты первобытности племен – редкостных сообществ, не затронутых современной цивилизацией. Помочь исследовать тему социализации и воспитания во времена исторического детства могут и находки археологов (примитивные орудия и предметы быта, детские игрушки, наскальные изображения и пр.), фольклор (народные игры, обряды, развлечения), корни которого уходят в глубь веков, а также метафорический уровень языка (поговорки, пословицы, эпос и пр.).

Цель работы: охарактеризовать воспитание в первобытном обществе.

Задачи:

  1. Рассмотреть основные современные теории, связанные с проблемой социализации и воспитания в первобытном обществе;

  2. Выявить особенности развития общества в данный исторический период;

  3. Раскрыть основные этапы и главные особенности социализации и воспитания в первобытном обществе.


Глава I. Соотношение понятий «социализация» и «воспитание»

Прежде, чем начать изучать вопрос социализации и воспитания в первобытном обществе, хотелось бы раскрыть и соотнести понятия данных терминов.

Согласно теории Э. Дюргейма, социализация — это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Понятие социализации было введено в науку французской социологической школой: "социализация" — это "очеловечивание" под влиянием воспитания, это "воздействие поколения взрослых на поколение молодых".



По Ж. Пиаже, социализация — это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, чтобы ребенок, достигнув определенного уровня развития, становился способным к сотрудничеству с другими людьми. В отечественной педагогике введено аналогичное понимание этого процесса.

Таким образом, социализация — это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Воспитание — это целенаправленный и организованный процесс, приводящий к развитию личностных качеств и личности в целом.

Довольно сложным является соотношение понятий "социализация" и "воспитание". В широком смысле слова под воспитанием понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта, что, по сути, и есть социализация. Воспитание в узком смысле слова - как управление процессом развития личности - можно рассматривать в качестве одного из компонентов процесса социализации, который можно назвать педагогическим. Основная социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание - вечная категория, ибо оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретная же социальная функция воспитания, конкретные его содержание и сущность изменяются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни общества, общественными отношениями, борьбой идеологий.


Глава II «Социализация и воспитание в первобытном обществе»

2.1. Первобытное общество

Древнейшим и самым длительным временем развития человеческого общества был первобытнообщинный строй. Учёные выделяют в нём несколько периодов и связывают их с материалом, из которого люди изготавливали орудия труда и оружие. Вначале это был каменный век. Его сменил бронзовый век. Третьим стал век железный. Каждый период первобытного строя длился сотни и даже тысячи лет. (Приложение 1)


Каменный век. Понятие «каменный век» условно, как и его даты. Сегодня принято считать, что человек начал выделяться из животного мира около 3 млн лет назад. Древние люди объединялись в группы по несколько десятков человек, которые назывались орда или стадо. Пищу добывали собирательством и охотой. Устраивали облавы на животных, загоняя их в ловчие ямы или глубокие овраги, используя копья и рогатины. Объектами охоты были мамонт, шерстистый носорог, пещерный лев, медведь, олень.

Примерно 30 тысяч лет назад сформировались родовые общины – коллективы людей, связанные кровнородственными отношениями. Члены общины сообща трудились. Имущество было общим. Несколько родовых общин одной местности составляли племя во главе с советом старейшин.

Бронзовый век. В III тысячелетии до н. э. человек сделал важное открытие – путём сплава меди и олова получил бронзу. Совершенствовались не только орудия труда, но и вооружение – лук, стрелы, мечи, кинжалы. Скотоводы-кочевники большую часть жизни проводили в военных походах. Удачливые вожди и их соратники обогащались за счёт захваченной добычи. Временами отдельные племена объединялись в большие племенные союзы, властвовавшие на обширных пространствах.

Железный век – новая эра в истории человечества. Железо стали выплавлять в I тысячелетии до н. э. С его помощью человек строил жилища, отвоёвывал у леса пашни, добивался высоких урожаев. Развивалось пашенное земледелие. Использование сохи с железным наконечником и лошадиной (или воловьей) упряжки улучшало качество обработки земли. Тесное общение племён способствовало распространению на огромных территориях единых культур и близких языков.

Семьи обособлялись и наряду с родовыми наделами самостоятельно распахивали новые земли. Нередко соседями оказывались представители разных родов. Кровнородственные связи со временем утрачивали своё значение. Их вытесняли хозяйственные интересы семей. Со временем родовая община преобразовалась в территориальную соседскую общину.

Таким образом, изменения в организации общественной жизни первобытных людей обусловили соответствующие изменения в их воспитательной практике. Цель воспитания в это время заключалась в передаче подрастающему поколению трудовых навыков, способов поведения, религиозных представлений, традиций, обычаев и обрядов. Содержание и характер воспитания детей зависели от условий и характера производственной деятельности взрослых.

2.2. Возникновение воспитания

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. (Приложение 2). К числу традиционных относятся две теории: эволюционно-биологическая (Дж. Симпсон) и психологическая (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории уподобляли воспитательную деятельность первобытных людей инстинктивной заботе о потомстве, присущей высшим животным. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым. Объединяет эти теории утверждение, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существовавшему тогда порядку вещей. В этой связи П. Монро писал, что «мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде».

Основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Ф. Энгельс в своей классической работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал: «труд создал самого человека». Человеческое общество возникло с того времени, как началось изготовление человеком орудий труда.

Таким образом, трудовая деятельность первобытных людей, направленная на удовлетворение их естественных потребностей выживания и размножения, преобразовала животного в человека, создала человеческое общество, в котором формирование человека стало определяться социальными закономерностями. Сначала это происходило в процессе трудовой деятельности, всей бытовой и общественной жизни. В дальнейшем воспитание становится особой сферой деятельности и сознания человека.

Некоторые современные исследователи, поддерживая тезис о преемственности между формами рассудочной деятельности некоторых высших животных и человека, делают акцент на качественные социальные характеристики, которые отличали начальную стадию человеческого воспитания как особого вида деятельности.


2.3. Воспитание и социализация в первобытном обществе

На первой ступени развития первобытного общества - в дородовом обществе - люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Процесс добывания средств существования был по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия.