Файл: Земельный закон братьев Гракхов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.12.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока: Земельный закон братьев Гракхов.
Цель урока: Формировать представление о причинах разорения крестьян в Риме и его последствиях, о реформах братьев Тиберия и Гая Гракхов и их значении.

Планируемые результаты:

Личностные: познавательный интерес к истории, , осознание справедливости борьбы человека за свои права.

Метапредметные:

Познавательные УУД:умение характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме и ее участников, важнейшие события в период разработки земельного закона братьев Гракхов; работать с различными источниками информации,
Личностные УУД:умение доброжелательно относиться к окружающим.

Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию,.

Регулятивные УУД: умение контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.

Предметные УУД: знание причин начала гражданской войны в Римской республике; содержание законодательства Гракхов, исторического значения их деятельности, описание личности Гая и Тиберия Гракхов.

Задачи урока:

1. Рассмотреть причины разорения крестьян во 2 в до.н.э. и его последствия. Показать, что земельный закон братьев Гракхов был справедлив, но его исполнение являлось невозможным для того периода.

2.Включить в активный словарь обучающихся термины народный трибун, земельный закон, народное собрание, реформы.

3.Уяснить суть земельного закона Тиберия Гракха и его значение.

4. Развивать умение рассуждать, сравнивать, сопоставлять факты и события.

5. Воспитывать чувство сопереживания к судьбам простого народа, умение различать добро и зло, стремиться совершать хорошие поступки.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: изучения новой темы.,
Оборудование:

  • мультимедийный проектор, компьютер, экран;

  • мультимедийная презентация«Народные трибуны – братья Гракхи»;

  • карта «Древний Рим»;

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Цель этапа: организация учебной деятельности обучающихся в начале урока, доброжелательный настрой.
Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Я надеюсь, что наш урок пройдёт на позитивной нотке и будет интересным, а самое главное полезным для вас . Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости, мои коллеги из других школ , давайте поприветствуем их.


Закон хорошей учебы:

На уроке не вертитесь и старательно учитесь,
На вопросы отвечайте и пятерки получайте.
- Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны, города, села, района, семьи. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.

Ребята, как можно прославиться?
- Кто хочет прославиться, совершая добрые дела? Я надеюсь, что сегодня каждый из вас постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории.
Первичное применение новых знаний:

Цель этапа: проговаривание и закрепление новой темы

Учитель: «Мы сегодня с вами попробуем быть исследователями. Скажите

где и с чем работают исследователями?».

Учитель: «У нас с вами есть сегодня уникальная возможность поработать с историческими источниками. ЗЕМЛЯ КРЕСТЬЯНИН ЗАКОН На доске представлены фото

Учитель выдает каждому ученику «Послание из древности».

Текст послания:

Все твердили о справедливости в Риме. Но кто видел эту справедливость?

Богачи? Что они знают о бедняках? Заходила ли Госпожа справедливость к бедняку? Скажу Вам однозначное нет! Я видел в Риме тех людей, которые собственной кровью и потом создавали то, чем пользуются другие. Где справедливость?

Мы с братом просто выступили в защиту земледельцев. Я уверен, что

этот земельный закон может изменить ситуацию.
Тиберий Гракх.
Учитель: «Что мы с вами узнали из этого документа?».

Учащиеся: «Автор документа – Тиберий Гракх. Он защищал интересы бедняков. Он считал, что государство относилось к беднякам не справедливо».

Учитель: «Давайте сформулируем тему нашего урока. О чем нам рассказывает текст».
Учитель: «Давайте сформулируем задачи. Какие задачи мы перед собой ставим?» (Формулируются исходя из вопросов).

Учащиеся: «Кто такой Тиберий Гракх? Как именно он боролся за справедливость, за улучшение положения бедняков? Кто помогал Тиберию? Дала ли реформа Тиберия результат?».
Учащиеся: «Изучить, биографию Тиберия Гракха. Изучить, земельный за-

кон, разработанный Тиберием. Узнать, кто поддерживал Тиберия. Проанализи ровать, итоги реформ
План

1. Узнать причины разорение крестьян

2. Изучить земельный закон Тиберия Гракха.

3. Причины гибели Тиберия Гракха.



4. Борьба и гибель Гая Гракха.
Первичное применение новых знаний:

Цель этапа: проговаривание и закрепление новой темы
Сегодня мы с вами начинаем изучать новую главу в истории древнего мира «Гражданские войны в Риме

Ребята, прежде чем начать новую тему давайте с вами выясним: что такоеГражданская война? (дети размышляют).

Итак, Гражданская война - война между гражданами одного государства. (Давайте запишем это понятие в тетради.

Пока римляне завоёвывали Италию, крестьяне были довольны: при дележе земли они получали свою долю. Заморские же походы были невыгодны: они приводили к разорению римских крестьян .
Работа с классом
Факт 1. Вернулся римский крестьянин в Италию после длительных заморских походов, а его земельный участок зарос сорняками, плетень развалился, сарай для скота пуст, т. к. жена вынуждена была продать быков. Чтобы восстановить хозяйство, купить скот, нужны большие средства. Махнёт на всё крестьянин рукой, продаст за бесценок участок соседу-рабовладельцу и уйдёт с семьёй в Рим в поисках лучшей жизни.

Вопрос. Какая первая причина разорения крестьян в Риме?

Факт 2. Не все крестьяне сразу продавали участок. Вернувшись, они работали от зари до зари, пытаясь восстановить хозяйство. Обработка земли и выпас скота требовали больших затрат . И крестьяне разорялись. Соберёт он, например, пшеницу, привезёт её в город на продажу. А там за зерно предлагают такую ничтожную плату, что хоть вываливай весь урожай в реку.

Вопрос. Какая вторая причина разорения крестьян в Риме?

Факт 3. Крупные землевладельцы давно поняли, что пшеницу выращивать невыгодно, дешевле её завозить из Сицилии и других провинций. Нанимать на работу в своё хозяйство крестьян тоже накладно. Ведь можно бесплатно использовать труд рабов. И пусть по качеству оливковое масло и вино, произведённое рабами, хуже, чем произведённое в хозяйстве крестьянина, но труд рабов в имении обходился настолько дёшево, что рабовладелец продавал вино и оливковое масло по более низкой цене. Это неизбежно вело крестьян к разорению.

Вопрос. Какая третья причина разорения крестьян в Риме?
Работа в тетради
Причины разорения крестьян:

  1. длительные заморские походы;

  2. обработка земли и выпас скота стоили дорого;

  3. крестьяне не находили сбыта своим товарам;

  4. приток массы рабов.


Большинство рабовладельцев проявляли полное равнодушие к бедствиям разоряющихся крестьян. Но среди римской знати были и такие люди, которые думали не только о своей выгоде, но и об укреплении Римского государства.

Заступник бедняковТиберий Гракх

Тиберий Гракх. Так звали юношу плебейского рода, известного своими заслугами перед Римом. - Гай и Тиберий Гракхи родился в семье Тиберия Семпрония Гракха старшего и Корнелии Африканы, дочери Сципиона Африканского. Гай рос без отца и воспитывался матерью.

Братья находились в хороших отношениях и позднее действовали вместе, несмотря на разницу в возрасте. . Впервые Тиберий отличился во время 3-й Пунической войны, согласно исторической традиции, первым ворвался в осаждённый Карфаген; его храбрость была признана строгим Сципионом Эмилианом.

Однажды Тиберий проезжал по Италии. Он был поражен тем, что нигде не видел свободных земледельцев: пахари и пастухи были сплошь рабами из чужих краев. Тиберий встревожился, он понимал, сколь опасно скопление массы невольников, всегда неверным по отношению к своим господам. К тому же разорение земледельцев ослабляло военное могущество Рима: ведь в армию не брали бедняков. Вернувшись в Рим, Тиберий стал добиваться должности народного трибуна. На сходках граждан он произносил речи, не оставившие никого равнодушным. «Даже дикие звери имеют норы и логова, - говорил он, - а у тех, кто сражался и умирал за Рим, нет ничего кроме воздуха и света!.. Воинов называют владыками мира, но не единого клочка земли они не могут назвать своими! Нет! И воюют, и умирают они за чужие роскошь и богатство!»

1. Почему разорение свободных римлян тревожило Тиберия Гракха? (выделите и подчеркните причины в тексте)

2. Почему Тиберий Гракх стал лидером и защитником бедняков? Предположите, какие черты его характера могли способствовать этому. Перечислите их.
ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН БРАТЬЕВ ГРАКХОВ

Рабочий лист 1


Причины разорения земледельцев в Риме


























Давайте перенесёмся с вами в 133 год до н.э. и представим, что мы члены народного собрания и перед нами выступает народный трибун Тиберий Гракх с предложением принять его земельный закон.

На сходах он произносил такую речь : «« Даже дикие звери имеют норы и логова,

а у тех, кто сражался и умирал за Рим – нет ничего, кроме воздуха и света…»
А что бы подробнее узнать о земельном законе прочитаем текст в учебника


Рабочий лист 3

Прочитайте текст.
Принятие земельного закона и судьба Тиберия Гракха
Часть 1. Некогда при завоевании Италии часть отобранных у покоренных народов земель стала собственностью Римского государства. Однако знатные римляне захватили лучшие участки на этих землях и распоряжались ими, как хотели. В 133 г. до н.э. Тиберий предложил принять такой закон: ни одна семья не должна пользоваться более чем тысячью югеров (около четверти гектара) государственной земли. Излишки земли следует отобрать и небольшими участками без права их продажи раздать бедным гражданам. В сенате Тиберий не нашел продержки. Более того, сенаторы уговорили другого народного трибуна – Октавия сорвать опасный для них замысел Тиберия. Октавий сам владел многими землями и согласился. Он использовал право вето и запретил голосовать закон в Народном собрании. Тогда Тиберий обратился к Собранию с вопросом: «Может ли народный трибун, действующий во вред народу, оставаться в своей должности?» В ответ граждане проголосовали против Октавия, лишив его звания трибуна. Вслед за тем Собрание приняло земельный закон.

Часть 2. Переделом земли руководил Тиберий, а помогал ему во всем его младший брат Гай Гракх. Богачи яростно сопротивлялись. Стремясь опорочить Тиберия, они заявляли, что его цель не благо бедняков, а смута и захват власти. Тиберий хотел быть избранным на новый срок трибуном, чтобы довести свой замысел до конца. Выборы проходили в разгар лета. Сторонников Тиберия в Собрании было меньше, чем обычно: многие земледельцы не смогли уйти с полей. Зато противники оказались наготове. Задумав злое, они подняли шум. С трудом протиснулся к Тиберию один из друзей и сообщил, что рядом в храме собрался сенат: «Там замышляют над тобой расправу!» Тиберий коснулся головы, давая окружающим понять, что жизнь его в опасности. Иначе истолковали жест враги: Тиберий потребовал царскую корону. Сенаторы, вооружившись ножками разломанных скамей, сопровождаемые слугами с дубинами в руках, шли прямо на Тиберия, разя его сторонников. В тот день были зверски убиты более трехсот граждан. Погиб и сам Тиберий Гракх – народный трибун, согласно римским законам лицо неприкосновенное. Ночью их тела сбросили в Тибр.
Составьте вопросы к тексту (часть 1, часть 2), отражающие его главное содержание.

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________
«югер» (мера измерения площади в древнем Риме, равная четверти гектара. 1 югер = 25 соток), «аренда» (плата за пользование чем-либо)