Файл: I. История возникновения Государственного Эрмитажа. Строительство Зимнего Дворца.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава I. История возникновения Государственного Эрмитажа.

Строительство Зимнего Дворца.

В 1754 г. императрица Елизавета Петровна утвердила проект новой резиденции, предложенный ведущим архитектором русского барокко Бартоломео Франческо Растрелли. Архитектор и его коронованная заказчица принадлежали к одному поколению, сходились во вкусах и представлениях о прекрасном. С капризной государыней работалось тяжело, но итальянец отличался легким нравом, безропотно переделывал законченные вещи, благо полная казна позволяла вести строительство без оглядки на мелочи. Растрелли можно считать счастливейшим зодчим, потому что все его замыслы воплотились в камне. Несмотря на грандиозный размах, в творчестве итальянца ощущалось чувство меры. Пышный, но без излишества декор, нестрогая симметрия, изящные формы зданий отражали характер создателя – веселого гения, оставлявшего добрую улыбку в каждом из своих шедевров. Несмотря на разнообразие, отделка Зимнего дворца связывала комнаты в единую композицию. Невероятно сложный декор включал в себя настенную живопись, скульптуру и позолоченный резной орнамент, щедро покрывавший стены парадных апартаментов. Установленные в каждой комнате печи представляли собой многоярусные сооружения, щедро украшенные орнаментом, статуями и вазами. Покрытые золоченым узором деревянные двери были увенчаны живописными панно – десюдепортами. Дворец построили за восемь лет, которые пришлись на конец царствования Елизаветы Петровны и краткосрочное правление Петра III. Осенью 1763 г. Екатерина II, возвратившись из Москвы в Петербург после коронационных торжеств, становится полновластной хозяйкой Зимнего дворца.1
Создание парадной резиденции, которая по замыслу императрицы Елизаветы Петровны должна была затмить своим великолепием дворцы европейских монархов, потребовало огромных денег и громадного числа рабочих. Около 4000 человек трудились на этой строительной площадке; здесь были собраны лучшие мастера со всей страны. Отделка парадных залов и апартаментов дворца, число которых, по свидетельству его создателя, составляло более 460, отличалась необычайной роскошью. Однако полностью воплотить свой замысел в оформлении интерьеров архитектору не удалось. Екатерина II потребовала внести изменения в первоначальный проект в соответствии с новой архитектурной модой - стилем классицизм2




Строительство Малого Эрмитажа.

В 1764-1766 гг., по желанию императрицы Екатерины II, рядом с парадной резиденцией - Зимним дворцом - архитектор Ю.М. Фельтен возвел двухэтажный корпус. Черты уходящего барокко и зарождающегося классицизма органично и естественно соединились в облике этого здания, в пластичности его архитектурных объемов и изяществе убранства фасада.

Позднее, в 1767-1769 гг., архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот построил на берегу Невы павильон для уединенного отдыха с парадным залом, несколькими гостиными и оранжереей. Здание, оформленное в стиле раннего классицизма, отличается строгими пропорциями, соразмерными архитектурным членениям Зимнего дворца. Ритм колоннады коринфского ордера, украшающей его второй ярус, выразительно подчеркивает художественное единство двух разностилевых зданий. Северный и Южный корпуса соединены расположенным на уровне второго этажа висячим садом, по сторонам которого были устроены галереи. Созданный в конце XVIII в. архитектурный ансамбль получил название Малый Эрмитаж. в соответствии с назначением Северного павильона, где Екатерина II устраивала увеселительные вечера с играми и спектаклями - "малые эрмитажи". Художественные коллекции, размещенные в продольных галереях, положили начало собраниям императорского музея.3 По высоте оно примерно равно Зимнему дворцу, но построено в другом стиле. В истории русской архитектуры 60-е годы XVIII века были началом поворота к строгим линиям классицизма. Первый этаж Ламотова павильона, предназначенный для подсобных помещений, отделан просто. Он производит впечатление подножия, цоколя для более богато оформленного верхнего этажа. Парадности и торжественности его архитектор достиг совершенно другими средствами, нежели те, которыми пользовался Растрелли. Колонн здесь гораздо меньше, и они не разбросаны вдоль фасада, как в Зимнем дворце, а образуют центральный портик, увенчанный скульптурой. Нет и обильной лепки, лишь по краям портика стоят статуи.

Малый Эрмитаж одним своим фасадом выходит на Неву, другим — на Дворцовую площадь.4

Строительство Большого Эрмитажа.



В 1771-1787 гг. по заказу императрицы Екатерины II для размещения дворцовых коллекций и библиотеки было построено здание на берегу Невы рядом с Малым Эрмитажем, которое превосходило его своими размерами и стало называться Большим Эрмитажем. Созданное архитектором Ю.М. Фельтеном трехэтажное строение органично вписалось в существовавший дворцовый ансамбль. Строгость и простота облика Большого Эрмитажа соответствовали духу классицизма XVIII в. Решение его фасада построено на сочетании ритмов горизонтальных членений и вертикалей оконных проемов.5

Если сравнить Малый и Большой Эрмитажи, то можно увидеть, что архитектура второго Эрмитажа проще, строже и спокойнее первого. Здесь уже совсем нет колонн и статуй, только небольшие лепные вставки оживляют фасад.

Строительство Эрмитажного театра.

Строительство Эрмитажного театра, которое Екатерина II поручила в 1783 г. архитектору Джакомо Кваренги, было завершено в 1787 г. Здание, отличающееся гармонией и уравновешенностью архитектурных форм, является прекрасным образцом русского классицизма конца XVIII века. Окна первого этажа, отделанного рустом, украшают замковые камни с львиными масками - один из любимых приемов Кваренги. Стройная колоннада второго яруса фасада фланкирована ризалитами с расположенными в нишах статуями древнегреческих драматургов и поэтов.6

Зрительный зал театра устроен в виде амфитеатра с шестью рядами скамей. Его стены облицованы искусственным мрамором и оформлены колоннами, капители которых украшены сценическими масками. Над установленными в нишах скульптурами Аполлона и муз помещены медальоны с профильными изображениями выдающихся драматургов. Сцена отделена от зала балюстрадой, за которой находятся еще несколько рядов скамей и две боковые ложи. С XVIII в. театральные спектакли при царском дворе стали традиционными и неизменно сопутствовали многим празднествам. Здесь также проводились так называемые театральные обеды для избранных гостей и новогодние маскарады.7

Ситуация с пожаром в Зимнем дворце.

Пожар в Зимнем дворце. Вечером 17 декабря 1837 г. из душника в Фельдмаршальском зале стали просачиваться струйки дыма. Встревоженный дежурный персонал вызвал наряд пожарной роты. Обследовав душник, чердачные и подвальные помещения, пожарные нашли задымившуюся рогожу и обильно залили все водой из брандспойтов. Однако причина возникновения огня, который уже через несколько минут вырвался из-за рухнувшей деревянной перегородки зала, была иной. Сейчас уже стало очевидным, что к трагическим последствиям привели конструктивная ошибка архитектора Монферрана, разместившего душник в узком пространстве, отгороженном перегородкой, и использование дерева как основного строительного материала. Очевидец происшествия А.П. Башуцкий красочно описал финал грандиозного пожара, бушевавшего более 30 часов. "Торжественно-печальны были последние часы феникса-здания... Мы видели в выбитые окна, как огонь победителем ходил на пустынном просторе, освещая широкие переходы: он то колол и обваливал мраморные колонны, то дерзко зачернял драгоценную позолоту, то сливал в безобразные груды хрустальные и бронзовые люстры художественной работы, то обрывал со стен роскошные парчи и штофы... ". Когда вернувшемуся из театра Николаю I стала очевидна невозможность остановить разбушевавшуюся стихию, было принято решение выносить все, что возможно, из дворца и разобрать переходы, ведущие в Эрмитаж. Небывалый пожар начисто уничтожил великолепную отделку царской резиденции, стерев целую эпоху со страниц истории дворца.8

Процесс восстановления парадных залов Зимнего дворца.

Почти сразу же после этого трагического события начались беспрецедентные по масштабу восстановительные работы в царской резиденции, руководство которыми было поручено авторитетному архитектору Василию Петровичу Стасову. Его преданность канонам классицизма гарантировала тщательное воссоздание парадных интерьеров "в прежнем виде". Согласно предписанию императора Николая I, почти без изменений было восстановлено великолепное барочное убранство Парадной лестницы, Большой и Малой церквей. Стасов сохранил облик созданных по проектам Огюста Монферрана Фельдмаршальского и мемориального Петровского залов. В точности была воссоздана Военная галерея, из которой удалось вынести во время пожара все портреты героев Отечественной войны 1812 года. Второй по размерам зал Зимнего дворца, названный после восстановления Гербовым, приобрел более эффектный вид благодаря сплошному золочению колонн. При восстановлении торжественного Георгиевского (Большого тронного) зала В.П. Стасов использовал архитектурные идеи своего предшественника Дж. Кваренги, но применил новые для того времени металлические потолочные конструкции. Созданная Стасовым Невская парадная анфилада, состоящая из Аванзала, Большого и Концертного залов, представляет собой гармоничный классический ансамбль, объединенный общими архитектурными ритмами и светлой цветовой гаммой.






Начало Первой мировой войны.

Во время Первой мировой войны сильно изменился облик интерьеров Зимнего дворца, который перестал быть официальной императорской резиденцией с 1904 г., оставаясь местом приемов и торжественных церемоний. В середине октября 1915 г. в его пустующих залах был устроен госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича, который просуществовал до ноября 1917 г. Залы Невской и Большой анфилад, а также Пикетный и Александровский были отведены под госпитальные палаты. Половину Фельдмаршальского зала превратили в перевязочную. В Гербовом зале оборудовали операционную. Петровский зал стал помещением для дежурных врачей; на хорах Николаевского зала и Аванзала разместили санитаров, а в жилых апартаментах - сестер милосердия. В Галерее 1812 года хранилось белье и предметы, необходимые для обслуживания раненых. Вестибюль Главной лестницы заняла столовая. На ее площадках разместили канцелярию, кабинет главного врача, приемную, лабораторию и рентгеновский кабинет.9


Война 1914 г. прервала нормальную жизнь музея. В августе часть ценностей, в том числе Галерея драгоценностей, была вывезена в Москву. Однако Картинная галерея оставалась на месте.

Начало Февральской революции.

В дни Февральской революции император Николай II находился в Могилеве, в Ставке главнокомандующего. Поздним вечером 2 (15) марта 1917 г. на станции Дно близ Пскова в поезде, который не смог пройти к Петрограду, Николай II подписал акт об отречении за себя и сына в пользу своего брата - великого князя Михаила Александровича. (Не располагая поддержкой ни общества, ни армии, великий князь Михаил отказался от трона). Кроме того, был подписан указ о назначении председателем Совета министров князя Г.Е. Львова, который уже занимал эту должность, так как в тот же день было образовано Временное правительство. Ему, поддержанному общим собранием Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, отныне принадлежала вся полнота исполнительной и законодательной власти в стране до созыва Учредительного собрания.10

7 (20) марта Временное правительство приняло решение об аресте бывших императора и императрицы. 9 (22) марта бывший император Николай II был препровожден в Царское Село, в Александровский дворец, ставший его резиденцией с 1904 г. Там уже были взяты под домашний арест члены его семьи.

Сотрудники Эрмитажа восприняли Февральскую революцию спокойно, сразу сделав заявление о принятии новой власти. В марте 1917 г. на общем собрании было решено работу в музее продолжать в полном объеме, но от впуска публики временно воздержаться.

Период низложения Временного Правительства.

В начале августа 1917 г. по решению Временного правительства, возглавляемого А.Ф. Керенским, бывший царь Николай II и его семья были сосланы в Тобольск. Правительство объявило о национализации царских дворцов и образовало художественно-историческую комиссию по приемке ценностей Зимнего дворца. В сентябре часть эрмитажного собрания была эвакуирована в Москву.

С июля 1917 г. Временное правительство заняло апартаменты Николая II и его супруги Александры Федоровны. Взамен гарнитуров в комнаты доставили обычную канцелярскую мебель. Стены, обитые шелком, вместе с развешенными на них картинами, затянули холстом. Лишь кабинет Николая II был сохранен как мемориальный. Малахитовая гостиная была избрана в качестве зала заседаний. В библиотеке Николая II А.Ф. Керенский обычно проводил совещания с военными.11