Файл: I. История возникновения Государственного Эрмитажа. Строительство Зимнего Дворца.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В ночь на 25 октября (7 ноября) в Петрограде произошла смена власти: Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) во главе с В.И. Ульяновым (Лениным) взяла под свой контроль главные объекты города - телеграфное агентство, вокзалы, главную электростанцию, продовольственные склады, государственный банк и телефонную станцию. В 21 час 40 минут прозвучал холостой выстрел крейсера "Аврора". Зимний дворец был обстрелян пушками Петропавловской крепости. В 2 часа 10 минут 26 октября 1917 г. министры Временного правительства были арестованы в Малой столовой Зимнего дворца и отправлены в Петропавловскую крепость. А.Ф. Керенский покинул дворец накануне.12
Эрмитажа эти события не коснулись, т.к. музей и в предшествующие дни был совершенно изолирован от дворца. Сразу же после взятия Зимнего дворца в Эрмитаж для охраны был послан вооруженный отряд.
Эрмитаж и Зимний дворец- государственные музеи.
30 октября (12 ноября) 1917 г. народный комиссар просвещения в Советском правительстве А.В. Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями. Несколько месяцев сотрудники Наркомпроса (Народный комиссариат просвещения) работали в комнатах I этажа Зимнего дворца. Вскоре после революции в парадных залах начали устраивать кинематографические сеансы, концерты и лекции. В 1919 г. открылись первые выставки - произведений живописи из оставшихся в Петрограде картин и экспозиция "Заупокойный культ Древнего Египта". К ноябрю 1920 г. завершился процесс возвращения эвакуированных в Москву художественных ценностей. 2 января 1921 г. состоялось открытие для публики залов Картинной галереи, а в следующем году других экспозиций. Посетители входили в музей через портик с атлантами; организовывались первые экскурсии. Первые пять лет после революции вход в музей был бесплатным.
11 января 1920 г. в Зимнем дворце был открыт Музей Октябрьской революции, созданный по решению Петроградского совета. В нем были представлены материалы по истории освободительного движения в России и революционных событий 1917 г. Одновременно открылись для обозрения жилые покои дворца. Как Музей Октябрьской революции и одновременно как художественно-исторический музей Зимний дворец просуществовал до начала в 1941 г. Великой Отечественной войны. 13
Начало Великой Отечественной войны.
22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война, и сотрудники музея сразу же вместе с многочисленными добровольными помощниками приступили к эвакуации коллекций Эрмитажа. На Урал, в составе двух эшелонов, было отправлено более миллиона произведений искусства. Продолжалась работа по упаковке третьего эшелона, когда вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады. В Свердловск первый эшелон прибыл 6 июля 1941 г., второй - 30 июля. Директором филиала Эрмитажа в Свердловске был назначен В.Ф. Левинсон-Лессинг. В эвакуации сотрудники несли дежурства в помещениях, где хранились экспонаты, не прекращали научную деятельность - делали доклады, писали статьи и читали лекции в госпиталях. Во время эвакуации не пропал ни один экспонат. В самом Эрмитаже велась напряженная работа по укрытию оставшихся коллекций и по приему на хранение культурных ценностей из пригородных дворцов и различных учреждений Ленинграда. В условиях блокады, голода и холода проводилась консервация вещей. Здания и их богатейшие интерьеры по возможности сохраняли от ветров, снегов и дождей.14
Для защиты от воздушных налетов и обстрелов в Эрмитаже были сформированы подразделения гражданской обороны, а в надежных подвалах зданий оборудовали 12 бомбоубежищ, в которых до начала 1942 г. постоянно жили около двух тысяч человек. Несмотря на трудности и лишения, не прекращалась научная деятельность: сотрудники Эрмитажа провели научные заседания, посвященные памяти двум выдающимся поэтам Востока - Низами и Алишера Навои. Всей этой большой и трудной работой руководил директор Эрмитажа И.А. Орбели.
Когда фронт отошел от Ленинграда, 24 августа 1944 г. Совет народных комиссаров СССР вынес решение о восстановительных работах в Эрмитаже. Они начались с Павильонного зала и двух галерей вдоль Висячего сада, где было решено открыть выставку памятников искусства и культуры, остававшихся в Ленинграде во время блокады, а также экспонатов, вновь приобретенных музеем. 7 ноября 1944 г. выставка была открыта и просуществовала до момента прибытия основного состава музея из эвакуации: 10 октября 1945 г. из Свердловска прибыли два эшелона. В Эрмитаже началась работа по восстановлению залов для большой выставки с реэвакуированными сокровищами музея. 5 ноября 1945 г. в Эрмитажном театре состоялось торжественное заседание с докладом директора музея И.А. Орбели, посвященное открытию залов, восстановленных после войны. Вход в музей был устроен через портик с атлантами в Новом Эрмитаже: 8 ноября 1945 г. восстановленные залы были открыты для публики. Однако реставрация залов и зданий, в которые попали 17 артиллерийских снарядов и две авиационные бомбы, продолжалась еще долгие годы.
200-летие Эрмитажа.
В 1964 году Эрмитаж праздновал свое 200-летие. Юбилею была посвящена научная сессия, состоявшая из 69 докладов. Главными темами стали история Картинной галереи Эрмитажа, значение Эрмитажа в русской культуре, научная и просветительская работа музея. Истории музея были посвящены временные выставки: "Эрмитаж в рисунках, акварелях и чертежах XVIII-XIX веков", "Эрмитаж после Октябрьской революции". Крупнейшим событием года стала выставка шедевров западноевропейской живописи XIV-XV веков из музеев Советского Союза.15
Новый отдел Государственного Эрмитажа.
В 1981 г. был открыт для посетителей дворец-музей Александра Даниловича Меншикова, первого губернатора Санкт- Петербурга.
Облик здания, заложенного на Васильевском острове в 1710 г., сложился к 1727 г. В строительстве дворца и его отделке принимали участие западноевропейские архитекторы и мастера: Джованни Марио Фонтана, Иоганн Готфрид Шедель, Доменико Трезини, Карло Бартоломео Растрелли, Георг Иоганн Маттарнови, Жан-Батист Александр Леблон.
В отделке и убранстве комнат использовались мрамор, монументально-декоративная живопись и лепка, античная и современная итальянская скульптура, резное и наборное дерево, расписные голландские кобальтовые плитки и русские печные изразцы, расписная и тисненая кожа, дорогие ткани и шпалеры. Дворец, вмещавший собрания живописи, скульптуры, предметов прикладного искусства, книг, произведений нумизматики, был центром культурной жизни столицы.16
После опалы Меншикова в 1727 г. все его имущество было конфисковано, а дворец на Васильевском острове передан Первому кадетскому корпусу. Здесь учились многие выдающиеся деятели XVIII - первой половины XIX в., в числе которых полководцы П.А. Румянцев-Задунайский и А.В. Суворов, драматург и поэт А.П. Сумароков, знаменитый актер Ф.Г. Волков.
Новый этап в истории дворца длился почти 200 лет. Дворец постепенно утрачивал свой первоначальный облик и отделку интерьеров, превращаясь в часть комплекса зданий Кадетского корпуса. В 1880-х гг. был создан музей Кадетского корпуса, существовавший до 1924 г. В его состав вошли несколько сохранившихся интерьеров, включая личные покои А.Д. Меншикова. В советское время здание использовалось различными учреждениями.
В 1950-е гг. началось научное исследование дворца. Комплексный проект реставрации, положенный в основу восстановления памятника на его состояние в первой четверти XVIII в., был разработан в 1976 г. После проведения строительных и реставрационных работ дворец был передан Государственному Эрмитажу. В здании была создана экспозиция "Культура России первой трети XVIII века".17
Создание международного Клуба Друзей Эрмитажа
В 1996 г. состоялось официальное объявление о создании международного Клуба Друзей Эрмитажа. Государственный Эрмитаж стал первым российским музеем, который организовал общество друзей в ноябре 1996 года. Идея организации такого общества в Санкт-Петербурге принадлежала директору Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровскому.
Клуб Друзей Эрмитажа - это одна из специальных программ развития музея, которая существенно поддерживает многочисленные проекты по реставрации, реконструкции, образовательные и научные проекты, программы по приобретению новых экспонатов. Клуб объединяет индивидуальных и корпоративных членов; в него входят как наши соотечественники, так и иностранные граждане.
Клуб Друзей Эрмитажа объединяет деятельность всех обществ Друзей Эрмитажа по всему миру.
Государственный Эрмитаж как особо ценный объект.
Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 18 декабря 1991 г. Государственный Эрмитаж включен в список особо ценных объектов национального наследия народов Российской Федерации.
По указу Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 12 июня 1996 г. Государственный Эрмитаж находится под покровительством Президента Российской Федерации.18
Открытие Большого парадного двора Зимнего дворца и нового входа в Эрмитаж
Со времен постройки Зимнего дворца во второй половине XVIII в. Большой парадный двор был замощен булыжником. В его западной стороне у крыльца располагалась площадка гауптвахты, предназначенная для развода дворцового караула. В 1885 г. посредине двора был устроен пейзажный сад по проекту архитектора Н.А. Горностаева. Сад имел форму прямоугольника, в центре которого располагался фонтан. Здесь были высажены рядами деревья разных пород, а по периметру - живая изгородь из кустарника.
За прошедшее с тех пор время Большой парадный двор утратил свою былую привлекательность: в саду находились больные деревья, дорожки были засыпаны, уровень культурного слоя значительно превысил исторический, фонтан не работал, главные ворота были деформированы, а бoльшая часть их декора утрачена.
Реконструкция Большого парадного двора и сада началась в 2002 г. Все подготовительные работы, связанные с перекладкой инженерных сетей, были выполнены ранее. Двор был вновь замощен булыжником. От входа со стороны Дворцовой площади до пандусов у Посольского вестибюля Зимнего дворца проложили две дорожки из гранитных плит. В саду были разбиты газоны, устроены набивные дорожки и цветник, вновь заработал фонтан. Сад приобрел вид наподобие викторианских садов 1880-х гг.19
В 2003 г. были завершены работы по реставрации и воссозданию декоративного убранства главных ворот Большого парадного двора, начатые в 1980-е гг. Ворота, созданные в 1880-е гг. по проекту архитекторов Н.А. Горностаева и Р.Ф. Мельцера, значительно пострадали в феврале 1917 г. Тогда по решению Временного правительства с них были сняты позолоченные двуглавые орлы, императорские вензеля и короны. В последующие десятилетия были утрачены многие декоративные детали.
Ко дням празднования 300-летия Санкт-Петербурга главные ворота дворца обрели свой первозданный вид: отреставрированы конструкции и механизмы, воссозданы из черного и цветного металла утраченные декоративные элементы - розетки, пальмовые и лавровые ветви, изготовлены из выколотной листовой меди и вызолочены двуглавые орлы, короны и недостающие детали императорских вензелей.
Работы были осуществлены под руководством заместителя главного архитектора Государственного Эрмитажа В.В. Ефимова. Реставрация Большого парадного двора Зимнего дворца стала заключительным этапом выполнения программы "Новый вход в Эрмитаж".20
Делая вывод, можно сказать, что в те времена Эрмитаж создавался в качестве императорского. В связи с этим, огромный интерес вызывают не только коллекции предметов искусства, но и невероятные по красоте интерьеры. Потрясающего великолепия дворцы, входящие в перечень архитектурных шедевров мирового уровня – сами по себе являются особо ценными и интересными для туристов достопримечательностями.