ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 658
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Упр. 257 (с. 138).
Тема: Итоговый контрольный диктант
Цель: проверить знания, умения и навыки по программе 3 класса.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.
Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.
По А. Куприну
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.
2. Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.
3. Разберите предложения по членам: вариант 1 - второе, вариант 2 — третье.
(Учитель также может предложить следующий текст.)
Соловьиная песня
Закатилось солнце. Угасает длинный день. Смолкают голоса птиц. Наступает тишь. Но вот в сумраке вечера послышалась новая птичья песня. Певец пробует свой сильный чудесный голос. Щёлкнул, издал протяжный свист. Помолчал чуточку, снова засвистал, залился трелью.
Кто это так хорошо поёт в сумерках? Вот он сидит на суку. Сам серый. Ростом с воробья.
Птичка подняла головку, открыла клюв. Легко и свободно плывёт в ночной тишине соловьиная песня.
По Г. Скребицкому
III. Подведение итогов урока
— Написание каких слов вызвало затруднения?
Тема: Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова
Цели:проработать ошибки, допущенные в контрольном диктанте; обобщить знания о частях речи, однокоренных словах.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель сообщает общие итоги контрольного диктанта.)
II. Анализ контрольного диктанта
1. Запись слов, в написании которых учащиеся допустили наибольшее количество ошибок.
2. Индивидуально-коллективный (на доске и в тетрадях) разбор наиболее типичных ошибок.
3. Орфографический анализ слов, в которых учащиеся допустили ошибки.
III. Физкультминутка
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 259 (с. 139).
(Работа по заданиям упражнения.)
Упр. 260 (с. 139).
(Работа в парах. Проверка.)
— Назовите лишнее слово в каждой строке. Обоснуйте свой выбор.
Упр. 261(с. 139).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Назовите группы однокоренных слов.
V. Рефлексия
— Что такое корень слова?
— Назовите признаки однокоренных слов.
— Приведите примеры однокоренных слов.
VI. Подведение итогов урока
— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?
Домашнее задание
Упр. 263 (с. 140).
Тема: Обучающее изложение
Цель: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Какое предложение вам нужно было выписать?
— Проверьте друг у друга правильность выполнения задания.
III. Работа по теме урока
Упр. 265 (с. 141).
— Прочитайте текст. О ком он?
— Как можно озаглавить текст?
— Определите тему текста.
— Назовите его главную мысль.
— Кого увидел Антон?
— Как лосиха себя вела?
— Что сделал Антон?
— Почему в глазах лосихи блестели слёзы?
2. Составление плана
— Прочитайте названия частей текста.
— К каким частям они подойдут?
— А какие бы заголовки придумали вы?
3. Орфографическая работа
(Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Пересказ текста по частям. Каждую часть рассказывает один ученик. Можно организовать работу в парах: сначала один ученик рассказывает другому содержание текста, затем наоборот. Далее повторное чтение текста и написание изложения. Самопроверка.)
VI. Подведение итогов урока
— Что мы делали сегодня на уроке?
— Понравился ли вам текст, с которым мы работали?
Тема: Текст
Цели: обобщить знания о тексте; развивать устную речь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 262 (с. 140).
— Прочитайте. Обсудите задание в парах.
— Подготовьтесь к письму по памяти. (Письмо по памяти. Взаимопроверка.)
Упр. 264 (с. 140).
— Рассмотрите рисунки.
— Расскажите эпизод из любой сказки.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Самопроверка.)
Упр. 266 (с. 142).
— Рассмотрите рисунки.
(Работа по вопросам и заданиям учебника.)
III. Физкультминутка
IV. Продолжение работы по теме урока
Упр. 268 (с. 143).
— Прочитайте текст. Рассмотрите рисунок.
(Далее беседа по вопросам и самостоятельное выполнение заданий упражнения. Самопроверка.)
2. Упражнения в подборе антонимов
(Эти задания можно предложить для индивидуальной работы.)
— Соедините антонимы стрелками,
север лёгкий здоровье прилететь высокий открыть улететь низкий загадка болезнь завязать ленивый прилежный юг светлый отгадка польза тёмный закрыть развязать тяжёлый вред
— Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания.
Лёгкая задача, лёгкая ноша; слабый голос, слабые знания; мягкий диван, мягкий климат; старый охотник, старый дом.
— Спишите. Подчеркните в пословицах антонимы. 1) Сей в ненастье, а убирай в вёдро. 2) Ученье - свет, а неученье -тьма. 3) Каково начало, таков и конец. 4) Не узнавши горя, не узнаешь и радости. 5) Добро помни, а зло забывай.
— Объясните смысл пословиц.
V. Рефлексия
— Что такое текст?
— Назовите типы текстов.
— Оцените свою работу на уроке.
VI. Подведение итогов урока
— Кто сегодня на уроке был самым активным?
Тема: Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»
Цели:формировать умение составлять текст на заданную тему; развивать устную и письменную речь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 267 (с. 142).
— Прочитайте стихотворение. Назовите его тему.
— Назовите главную мысль.
(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения.)
- Расскажите, чем вы занимаетесь летом.
III. Физкультминутка
IV. Продолжение работы по теме урока
1. Составление плана сочинения
- Сколько частей должно быть в сочинении? Назовите их. (Три: вступление, основная часть, заключение.)
Примерный план
1. Скоро лето.
2. Мои летние увлечения.
3. Мои впечатления.
2. Работа над сочинением (Учащиеся пишут сочинение по плану. Самопроверка
V. Рефлексия
— Прочитайте свои сочинения.
— Оцените свою работу на уроке.
VI. Подведение итогов урока
— Чьё сочинение вам больше всего понравилось?
Тема: КВН «Знатоки русского языка»
Цели:прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Наш КВН, девиз которого: «Хочу всё знать!»
Сегодня наш КВН посвящен русскому языку.
(Играют три команды (по рядам). Каждое задание оценивается по трёхбалльной системе: 1 балл — зелёный шар, 2 балла — жёлтый шар, 3 балла — красный шар.)
II. Работа по теме урока
1. Представление команд
(Каждая команда представляет своё название в виде загадок. Другие команды отгадывают.)
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. (Имя существительное.)
2. Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (Имя прилагательное.)
3. Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт. (Глагол.)
2. Разминка
— Наша устная речь состоит из...
— Какие части речи вы знаете?
— Из каких частей состоит слово?
— Что вы знаете о предложении?
— Назовите виды текстов.
— Какие правила учат писать корень слова?
3. Орфографический диктант
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Обозначьте орфограммы.
Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
— Облетел я всю Сибирь.
Как зовут меня? (Снегирь.)
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих,
Что за кони у меня? (Коньки.)
Под гору — коняшки,
В гору — деревяшки.
По обеим сторонам,
Маленькие горы. (Лыжи.)
Стучит, бренчит, вертится,
Никого не боится.
Считает весь свой век,
А всё не человек? (Часы.)
Горит столб, а дыму нет. (Свеча.)
Стоит над водой, трясёт бородой. (Камыш.)
Махнула птица крылом,
Накрыла весь свет одним пером. (Ночь.)
Что выше леса, краше света
И без огня горит? (Солнце.)
В лесу у пня суетня, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе город строит. (Муравьи.)
4. Шарады
— Какие части слова вы знаете? Сейчас мы это проверим.
1) Корень в слове снежинка, приставка в слове подъехали, суффикс слове лесник, окончание в слове ученики. (Подснежники.)
2) Приставка в слове посмотрел, корень в слове дороженька, суффикс п слове лыжник. (Подорожник.)
3) Корень в слове въезд, суффикс в слове книжка, приставка в слове
Тема: Итоговый контрольный диктант
Цель: проверить знания, умения и навыки по программе 3 класса.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.
Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.
По А. Куприну
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.
2. Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.
3. Разберите предложения по членам: вариант 1 - второе, вариант 2 — третье.
(Учитель также может предложить следующий текст.)
Соловьиная песня
Закатилось солнце. Угасает длинный день. Смолкают голоса птиц. Наступает тишь. Но вот в сумраке вечера послышалась новая птичья песня. Певец пробует свой сильный чудесный голос. Щёлкнул, издал протяжный свист. Помолчал чуточку, снова засвистал, залился трелью.
Кто это так хорошо поёт в сумерках? Вот он сидит на суку. Сам серый. Ростом с воробья.
Птичка подняла головку, открыла клюв. Легко и свободно плывёт в ночной тишине соловьиная песня.
По Г. Скребицкому
III. Подведение итогов урока
— Написание каких слов вызвало затруднения?
Тема: Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова
Цели:проработать ошибки, допущенные в контрольном диктанте; обобщить знания о частях речи, однокоренных словах.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель сообщает общие итоги контрольного диктанта.)
II. Анализ контрольного диктанта
1. Запись слов, в написании которых учащиеся допустили наибольшее количество ошибок.
2. Индивидуально-коллективный (на доске и в тетрадях) разбор наиболее типичных ошибок.
3. Орфографический анализ слов, в которых учащиеся допустили ошибки.
III. Физкультминутка
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 259 (с. 139).
(Работа по заданиям упражнения.)
Упр. 260 (с. 139).
(Работа в парах. Проверка.)
— Назовите лишнее слово в каждой строке. Обоснуйте свой выбор.
Упр. 261(с. 139).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Назовите группы однокоренных слов.
V. Рефлексия
— Что такое корень слова?
— Назовите признаки однокоренных слов.
— Приведите примеры однокоренных слов.
VI. Подведение итогов урока
— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?
Домашнее задание
Упр. 263 (с. 140).
Тема: Обучающее изложение
Цель: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Какое предложение вам нужно было выписать?
— Проверьте друг у друга правильность выполнения задания.
III. Работа по теме урока
-
Знакомство с текстом
Упр. 265 (с. 141).
— Прочитайте текст. О ком он?
— Как можно озаглавить текст?
— Определите тему текста.
— Назовите его главную мысль.
— Кого увидел Антон?
— Как лосиха себя вела?
— Что сделал Антон?
— Почему в глазах лосихи блестели слёзы?
2. Составление плана
— Прочитайте названия частей текста.
— К каким частям они подойдут?
— А какие бы заголовки придумали вы?
3. Орфографическая работа
(Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Пересказ текста по частям. Каждую часть рассказывает один ученик. Можно организовать работу в парах: сначала один ученик рассказывает другому содержание текста, затем наоборот. Далее повторное чтение текста и написание изложения. Самопроверка.)
VI. Подведение итогов урока
— Что мы делали сегодня на уроке?
— Понравился ли вам текст, с которым мы работали?
Тема: Текст
Цели: обобщить знания о тексте; развивать устную речь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 262 (с. 140).
— Прочитайте. Обсудите задание в парах.
— Подготовьтесь к письму по памяти. (Письмо по памяти. Взаимопроверка.)
Упр. 264 (с. 140).
— Рассмотрите рисунки.
— Расскажите эпизод из любой сказки.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Самопроверка.)
Упр. 266 (с. 142).
— Рассмотрите рисунки.
(Работа по вопросам и заданиям учебника.)
III. Физкультминутка
IV. Продолжение работы по теме урока
-
Работа по учебнику
Упр. 268 (с. 143).
— Прочитайте текст. Рассмотрите рисунок.
(Далее беседа по вопросам и самостоятельное выполнение заданий упражнения. Самопроверка.)
2. Упражнения в подборе антонимов
(Эти задания можно предложить для индивидуальной работы.)
— Соедините антонимы стрелками,
север лёгкий здоровье прилететь высокий открыть улететь низкий загадка болезнь завязать ленивый прилежный юг светлый отгадка польза тёмный закрыть развязать тяжёлый вред
— Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания.
Лёгкая задача, лёгкая ноша; слабый голос, слабые знания; мягкий диван, мягкий климат; старый охотник, старый дом.
— Спишите. Подчеркните в пословицах антонимы. 1) Сей в ненастье, а убирай в вёдро. 2) Ученье - свет, а неученье -тьма. 3) Каково начало, таков и конец. 4) Не узнавши горя, не узнаешь и радости. 5) Добро помни, а зло забывай.
— Объясните смысл пословиц.
V. Рефлексия
— Что такое текст?
— Назовите типы текстов.
— Оцените свою работу на уроке.
VI. Подведение итогов урока
— Кто сегодня на уроке был самым активным?
Тема: Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»
Цели:формировать умение составлять текст на заданную тему; развивать устную и письменную речь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 267 (с. 142).
— Прочитайте стихотворение. Назовите его тему.
— Назовите главную мысль.
(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения.)
- Расскажите, чем вы занимаетесь летом.
III. Физкультминутка
IV. Продолжение работы по теме урока
1. Составление плана сочинения
- Сколько частей должно быть в сочинении? Назовите их. (Три: вступление, основная часть, заключение.)
Примерный план
1. Скоро лето.
2. Мои летние увлечения.
3. Мои впечатления.
2. Работа над сочинением (Учащиеся пишут сочинение по плану. Самопроверка
V. Рефлексия
— Прочитайте свои сочинения.
— Оцените свою работу на уроке.
VI. Подведение итогов урока
— Чьё сочинение вам больше всего понравилось?
Тема: КВН «Знатоки русского языка»
Цели:прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Наш КВН, девиз которого: «Хочу всё знать!»
Сегодня наш КВН посвящен русскому языку.
(Играют три команды (по рядам). Каждое задание оценивается по трёхбалльной системе: 1 балл — зелёный шар, 2 балла — жёлтый шар, 3 балла — красный шар.)
II. Работа по теме урока
1. Представление команд
(Каждая команда представляет своё название в виде загадок. Другие команды отгадывают.)
-
Являюсь я важнейшей частью речи...
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. (Имя существительное.)
2. Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (Имя прилагательное.)
3. Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт. (Глагол.)
2. Разминка
— Наша устная речь состоит из...
— Какие части речи вы знаете?
— Из каких частей состоит слово?
— Что вы знаете о предложении?
— Назовите виды текстов.
— Какие правила учат писать корень слова?
3. Орфографический диктант
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Обозначьте орфограммы.
Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
— Облетел я всю Сибирь.
Как зовут меня? (Снегирь.)
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих,
Что за кони у меня? (Коньки.)
Под гору — коняшки,
В гору — деревяшки.
По обеим сторонам,
Маленькие горы. (Лыжи.)
Стучит, бренчит, вертится,
Никого не боится.
Считает весь свой век,
А всё не человек? (Часы.)
Горит столб, а дыму нет. (Свеча.)
Стоит над водой, трясёт бородой. (Камыш.)
Махнула птица крылом,
Накрыла весь свет одним пером. (Ночь.)
Что выше леса, краше света
И без огня горит? (Солнце.)
В лесу у пня суетня, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе город строит. (Муравьи.)
4. Шарады
— Какие части слова вы знаете? Сейчас мы это проверим.
1) Корень в слове снежинка, приставка в слове подъехали, суффикс слове лесник, окончание в слове ученики. (Подснежники.)
2) Приставка в слове посмотрел, корень в слове дороженька, суффикс п слове лыжник. (Подорожник.)
3) Корень в слове въезд, суффикс в слове книжка, приставка в слове