ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 663
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
II. Работа по теме урока
Когда о ком-то говорят «грамотный человек», то всем понятно, что речь идёт о человеке, умеющем читать и писать. Но что значит «грамотный специалист»? Это человек, обладающий необходимыми знаниями, сведениями в определённой области.
— Что значит «грамотное сочинение»? (Не содержащее грамматических и стилистических ошибок.)
— А как вы понимаете слова «грамотный ученик»? (Этот ученик умеет правильно писать и говорить.)
— Что значит «грамматически правильно писать и говорить»? Словарь даёт такое толкование:
Грамматика (запись) — наука о строении языка, включает два раздела: морфологию и синтаксис.
— Что изучает морфология? (Части речи.)
— Что изучает синтаксис? (Способы соединения слов в словосочетаниях и предложениях.)
— Я назову слова, а вы найдите лишние: прилагательное, приставка, существительное, суффикс, глагол (Приставка и суффикс — это части слова.)
— Прочитайте стихотворение. Спишите последнюю строчку. Укажите знакомые части речи.
Существительное — школа.
Просыпается — глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
— Как вы отличаете части речи друг от друга? (По вопросам, по значению слов.)
В русском языке слов много. Вы установили, чем они друг от друга отличаются. Но у слов есть и общие признаки, объединяющие их в группы. Это части речи. Части речи стоят на трёх китах — трёх грамматических признаках.
Давайте выясним, что же это за три кита. Первый признак — общее значение слова.
Существительное обозначает предмет, явление природы, событие, прилагательное — признак предмета, глагол — действие.
— В доказательство того, что вы поняли этот признак, приведите свои примеры.
Чтобы узнать второй признак, нужно выполнить задание.
— Спишите отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» и укажите, какими частями речи являются «зеркальные» слова.
Варкалось, хливкие шарьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики, в мове.
— Назовите слова и части речи. Как вы догадались? {Эти слова похожи на наши обычные.)
— Чем же они напоминают наши слова? Докажите. (Например, слово хрюкотали— глагол прошедшего времени, а слово мюмзики— существительное множественного числа.)
Итак, второй признак — морфологический.
— Осталось выяснить третий признак. Прочитайте слова. Бабочка, из, весной, убежища, вылетела.
— Посмотрите, эти слова напоминают рассыпанные бусинки: между ними нет связи. Какой частью речи является каждое слово? (Существительное, глагол, предлог, прилагательное.)
— А теперь давайте поставим их в определённую форму и будем последовательно нанизывать на нитку. Из бусинок получаются бусы, а из слов - предложения. Запишите предложение из этих слов.
(Учитель записывает предложение на доске.) Весной вылетела из убежища бабочка.
— Вы собрали слова, связали их не только по смыслу и интонационно, но и грамматически. Разберите это предложение по членам.
Итак, мы определили, какова синтаксическая роль каждого слова в предложении. Это и есть третий кит.
В мае есть праздник. Его называют «праздником со слезами на глазах». В этот знаменательный день в столице нашей Родины Москве на Красной площади проходит военный парад. Школьники встречаются с ветеранами.
— Составьте предложение об этом дне.
(Каждый ученик получает карточку с предложением «И днём и ночью горит огонь у Кремлёвской стены». Учащиеся объединяются в группы.)
— Сделайте морфологический разбор существительных.
— Поменяйтесь листочками, проверьте работу друг у друга.
— Сделайте морфологический разбор прилагательного.
— Поменяйтесь листочками, проверьте работу друг у друга.
— Сделайте морфологический разбор глагола.
— Поменяйтесь листочками, проверьте друг у друга правильность выполнения всех заданий.
— Сравните все разборы в группе, поставьте оценки каждому.
III. Физкультминутка
IV. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 237 (с. 131).
— Рассмотрите таблицу.
— Сегодня мы уже вспомнили, что все слова русского языка распределяются по частям речи. На какие две группы делятся части речи? (Самостоятельные и служебные.)
— Подумайте, чем отличаются самостоятельные части речи от служебных.
— Для чего служат самостоятельные части речи? А служебные?
— Приведите примеры.
Упр. 238 (с. 131).
(Работа по заданиям упражнения.)
V. Рефлексия
— Найдите лишнее слово в каждой строке.
1) Смелость, бег, мечтать, урок.
2) Смелый, морская, книжный, дом.
3) Сторона, бежит, идёшь, смотрел.
4) Я, на, он, мы.
— Оцените свою работу на уроке.
VI. Подведение итогов урока
— Кто сегодня на уроке был самым активным?
Домашнее задание
Упр. 239 (с. 132).
Тема: Обобщение и систематизация изученного о частях речи
Цели:закреплять навыки морфологического разбора слов, синтаксического разбора предложений; совершенствовать грамматико-орфографические и речевые умения и навыки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Как вы распределили слова?
— По каким признакам определили части речи?
— Прочитайте имена существительные. Назовите орфограммы и объясните их написание.
— Прочитайте имена прилагательные. Назовите орфограммы и объясните их написание.
— Прочитайте глаголы. Назовите орфограммы и объясните их написание.
— Прочитайте имена числительные. Назовите орфограммы и объясните их написание.
— Прочитайте предлоги.
— Какие из этих частей речи являются самостоятельными? А какие служебными?
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 240 (с. 132).
— Прочитайте стихотворение.
— Объясните написание слов с орфограммами.
— Подготовьтесь к письму по памяти. (Письмо по памяти. Взаимопроверка.)
— Назовите части речи.
Упр. 241 (с. 132-133).
(Работа по заданиям упражнения.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Самостоятельная работа
— Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Лес оделся в з..л..ную л..ству. На светлых п..лянах цв..тут кудрявые липы. В лугах зап.хтрели цв..ты. Пчёлы носятся около цв..тущих в..твей липы. В восковых сотах они зап.товят душ..стый мёд.
VI. Рефлексия
— Назовите самостоятельные части речи.
— Приведите примеры.
— Назовите служебные части речи.
— Приведите примеры.
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Кто сегодня на уроке был самым активным?
Домашнее задание
Составить и записать предложение. Указать части речи.
Тема: Обучающее изложение
Цель: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, точно употреблять глаголы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте предложения.
— Назовите части речи в предложениях.
III. Работа по теме урока
-
Знакомство с текстом
Упр. 242 (с. 133).
— Прочитайте текст. О чём он?
— Какой заголовок можно к нему подобрать?
— Сколько частей имеет текст-повествование? Какие это части? (Три: начало, основная часть, концовка.)
— Когда произошёл этот случай?
— К чему приложил пулемёт боец?
— Почему ветка с гнёздышком упала?
— Что сделал солдат?
— Почему он так поступил?
2. Составление плана
— Найдите в тексте три части.
— Прочитайте первую часть, начало.
— Назовите основную мысль в этой части.
(Шёл бой.)
— Прочитайте вторую часть, основную.
— Назовите основную мысль в этой части. (Гнездо упало.)
— Прочитайте третью часть, заключительную.
— Назовите основную мысль в этой части. (Гнездо вновь на дереве.)
3. Орфографическая работа
— Объясните написание слов. Какие орфограммы есть в этих словах?
Пулемёт, осколком, отбило, прикрепил.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Пересказ текста по частям. Каждую часть рассказывает один ученик. Можно организовать работу в парах: сначала один ученик рассказывает другому содержание текста, затем наоборот. Далее повторное чтение текста и написание изложения. Самопроверка.)
VI. Подведение итогов урока
— Что мы делали сегодня на уроке?
— Понравился ли вам текст, с которым мы работали?
Домашнее задание
Записать пословицу на тему «Родина». Указать части речи.
Тема: Обобщение изученного о слове, предложении
Цели: закреплять знания о роли слова и предложения в речи, о видах предложений по цели высказывания и по интонации; развивать умение правильно употреблять предложения в речи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
- Назовите части речи.
III. Работа по теме урока
-
Работа по учебнику
Упр. 243 (с. 133).
(Работа по заданиям упражнения.)
Упр. 244 (с. 133).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Несколько учеников рассказывают свои тексты.)
Упр. 245 (с. 134).
- Прочитайте текст. О чём в нём говорится?
- Какой заголовок можно подобрать к тексту?
- Какие по цели высказывания и интонации предложения употребил автор текста?
- Как вы считаете, почему он их употребил?
- Выполните письменные задания к упражнению.
- Назовите слова с орфограммами. Объясните их написание.
2. Работа со словом из словаря
- Найдите слово солдат в орфографическом словаре.
- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
- Составьте предложение со словом солдат, запишите.
- Запомните написание этого слова.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Упражнения в написании слов с шипящими на конце
(Некоторые задания можно предложить для индивидуальной работы.)
- Допишите рифмы.
— Неправда, —
Не верит Фома, -
Это... (ложь) —
И прямо по лужам
Идёт без... (галош).
С. Михалков
Бал гремит, шумит, грохочет,
Всё вокруг несётся ... (вскачь), ,
Только громче всех топочет
Очень странный бородач.
Д. Хармс
Дама сдавала в ... (багаж)
Диван, чемодан,... (саквояж).
А. Барто
— Слова с какой орфограммой вы записали?
— Спишите, вставьте мягкий знак там, где это необходимо.