Файл: Наша речь. Виды речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 663

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


II. Работа по теме урока

Когда о ком-то говорят «грамотный человек», то всем понятно, что речь идёт о человеке, умеющем читать и писать. Но что значит «грамотный специалист»? Это человек, обладающий необходимыми знаниями, сведениями в определённой области.

— Что значит «грамотное сочинение»? (Не содержащее грамматических и стилистических ошибок.)

— А как вы понимаете слова «грамотный ученик»? (Этот ученик умеет правильно писать и говорить.)

— Что значит «грамматически правильно писать и говорить»? Словарь даёт такое толкование:

Грамматика (запись) — наука о строении языка, включает два раздела: морфологию и синтаксис.

— Что изучает морфология? (Части речи.)

— Что изучает синтаксис? (Способы соединения слов в словосочетаниях и предложениях.)

— Я назову слова, а вы найдите лишние: прилагательное, приставка, существительное, суффикс, глагол (Приставка и суффикс — это части слова.)

— Прочитайте стихотворение. Спишите последнюю строчку. Укажите знакомые части речи.

Существительное — школа.

Просыпается — глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришёл.

— Как вы отличаете части речи друг от друга? (По вопросам, по значению слов.)

В русском языке слов много. Вы установили, чем они друг от друга отличаются. Но у слов есть и общие признаки, объединяющие их в группы. Это части речи. Части речи стоят на трёх китах — трёх грамматических признаках.

Давайте выясним, что же это за три кита. Первый признак — общее значение слова.

Существительное обозначает предмет, явление природы, событие, прилагательное — признак предмета, глагол — действие.

— В доказательство того, что вы поняли этот признак, приведите свои примеры.

Чтобы узнать второй признак, нужно выполнить задание.

— Спишите отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» и укажите, какими частями речи являются «зеркальные» слова.

Варкалось, хливкие шарьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики, в мове.

— Назовите слова и части речи. Как вы догадались? {Эти слова похожи на наши обычные.)

— Чем же они напоминают наши слова? Докажите. (Например, слово хрюкотали— глагол прошедшего времени, а слово мюмзики— существительное множественного числа.)

Итак, второй признак — морфологический.

— Осталось выяснить третий признак. Прочитайте слова. Бабочка, из, весной, убежища, вылетела.


— Посмотрите, эти слова напоминают рассыпанные бусинки: между ними нет связи. Какой частью речи является каждое слово? (Существительное, глагол, предлог, прилагательное.)

— А теперь давайте поставим их в определённую форму и будем последовательно нанизывать на нитку. Из бусинок получаются бусы, а из слов - предложения. Запишите предложение из этих слов.

(Учитель записывает предложение на доске.) Весной вылетела из убежища бабочка.

— Вы собрали слова, связали их не только по смыслу и интонационно, но и грамматически. Разберите это предложение по членам.

Итак, мы определили, какова синтаксическая роль каждого слова в предложении. Это и есть третий кит.

В мае есть праздник. Его называют «праздником со слезами на глазах». В этот знаменательный день в столице нашей Родины Москве на Красной площади проходит военный парад. Школьники встречаются с ветеранами.

— Составьте предложение об этом дне.

(Каждый ученик получает карточку с предложением «И днём и ночью горит огонь у Кремлёвской стены». Учащиеся объединяются в группы.)

— Сделайте морфологический разбор существительных.

— Поменяйтесь листочками, проверьте работу друг у друга.

— Сделайте морфологический разбор прилагательного.

— Поменяйтесь листочками, проверьте работу друг у друга.

— Сделайте морфологический разбор глагола.

— Поменяйтесь листочками, проверьте друг у друга правильность выполнения всех заданий.

— Сравните все разборы в группе, поставьте оценки каждому.

III. Физкультминутка

IV. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 237 (с. 131).

— Рассмотрите таблицу.

— Сегодня мы уже вспомнили, что все слова русского языка распределяются по частям речи. На какие две группы делятся части речи? (Самостоятельные и служебные.)

— Подумайте, чем отличаются самостоятельные части речи от служебных.

— Для чего служат самостоятельные части речи? А служебные?

— Приведите примеры.

Упр. 238 (с. 131).

(Работа по заданиям упражнения.)

V. Рефлексия

— Найдите лишнее слово в каждой строке.

1) Смелость, бег, мечтать, урок.

2) Смелый, морская, книжный, дом.

3) Сторона, бежит, идёшь, смотрел.

4) Я, на, он, мы.

— Оцените свою работу на уроке.

VI. Подведение итогов урока

— Кто сегодня на уроке был самым активным?

Домашнее задание

Упр. 239 (с. 132).

Тема: Обобщение и систематизация изученного о частях речи

Цели:закреплять навыки морфологического разбора слов, синтаксического разбора предложений; совершенствовать грамматико-орфографические и речевые умения и навыки.



Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Как вы распределили слова?

— По каким признакам определили части речи?

— Прочитайте имена существительные. Назовите орфограммы и объясните их написание.

— Прочитайте имена прилагательные. Назовите орфограммы и объясните их написание.

— Прочитайте глаголы. Назовите орфограммы и объясните их написание.

— Прочитайте имена числительные. Назовите орфограммы и объясните их написание.

— Прочитайте предлоги.

— Какие из этих частей речи являются самостоятельными? А какие служебными?

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 240 (с. 132).

— Прочитайте стихотворение.

— Объясните написание слов с орфограммами.

— Подготовьтесь к письму по памяти. (Письмо по памяти. Взаимопроверка.)

— Назовите части речи.

Упр. 241 (с. 132-133).

(Работа по заданиям упражнения.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Самостоятельная работа

— Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Лес оделся в з..л..ную л..ству. На светлых п..лянах цв..тут кудрявые липы. В лугах зап.хтрели цв..ты. Пчёлы носятся около цв..тущих в..твей липы. В восковых сотах они зап.товят душ..стый мёд.

VI. Рефлексия

— Назовите самостоятельные части речи.

— Приведите примеры.

— Назовите служебные части речи.

— Приведите примеры.

— Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

— Кто сегодня на уроке был самым активным?

Домашнее задание

Составить и записать предложение. Указать части речи.

Тема: Обучающее изложение

Цель: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, точно употреблять глаголы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложения.

— Назовите части речи в предложениях.

III. Работа по теме урока

  1. Знакомство с текстом

Упр. 242 (с. 133).

— Прочитайте текст. О чём он?

— Какой заголовок можно к нему подобрать?

— Сколько частей имеет текст-повествование? Какие это части? (Три: начало, основная часть, концовка.)

— Когда произошёл этот случай?

— К чему приложил пулемёт боец?

— Почему ветка с гнёздышком упала?

— Что сделал солдат?

— Почему он так поступил?

2. Составление плана

— Найдите в тексте три части.

— Прочитайте первую часть, начало.

— Назовите основную мысль в этой части.
(Шёл бой.)

— Прочитайте вторую часть, основную.

— Назовите основную мысль в этой части. (Гнездо упало.)

— Прочитайте третью часть, заключительную.

— Назовите основную мысль в этой части. (Гнездо вновь на дереве.)

3. Орфографическая работа

— Объясните написание слов. Какие орфограммы есть в этих словах?

Пулемёт, осколком, отбило, прикрепил.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Пересказ текста по частям. Каждую часть рассказывает один ученик. Можно организовать работу в парах: сначала один ученик рассказывает другому содержание текста, затем наоборот. Далее повторное чтение текста и написание изложения. Самопроверка.)

VI. Подведение итогов урока

— Что мы делали сегодня на уроке?

— Понравился ли вам текст, с которым мы работали?

Домашнее задание

Записать пословицу на тему «Родина». Указать части речи.


Тема: Обобщение изученного о слове, предложении

Цели: закреплять знания о роли слова и предложения в речи, о видах предложений по цели высказывания и по интонации; развивать умение правильно употреблять предложения в речи.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

- Назовите части речи.

III. Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику

Упр. 243 (с. 133).

(Работа по заданиям упражнения.)

Упр. 244 (с. 133).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Несколько учеников рассказывают свои тексты.)

Упр. 245 (с. 134).

- Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

- Какой заголовок можно подобрать к тексту?

- Какие по цели высказывания и интонации предложения употребил автор текста?

- Как вы считаете, почему он их употребил?

- Выполните письменные задания к упражнению.

- Назовите слова с орфограммами. Объясните их написание.

2. Работа со словом из словаря

- Найдите слово солдат в орфографическом словаре.

- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

- Составьте предложение со словом солдат, запишите.

- Запомните написание этого слова.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Упражнения в написании слов с шипящими на конце

(Некоторые задания можно предложить для индивидуальной работы.)

- Допишите рифмы.

— Неправда, —

Не верит Фома, -

Это... (ложь)

И прямо по лужам

Идёт без... (галош).

С. Михалков

Бал гремит, шумит, грохочет,

Всё вокруг несётся ... (вскачь), ,

Только громче всех топочет

Очень странный бородач.

Д. Хармс

Дама сдавала в ... (багаж)

Диван, чемодан,... (саквояж).

А. Барто

— Слова с какой орфограммой вы записали?

— Спишите, вставьте мягкий знак там, где это необходимо.