Файл: Москва, 28 мая 2020 г. 2ВозможностиИсточник Roland BergerДецентрализация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13 33 цифровых решения релевантных для электроэнергетики России на базе «Сквозных» цифровых технологий
3
Стратегия цифровой трансформации электроэнергетики до 2030 года. Цифровые решения
Кросс-отраслевые
цифровые
решения
7
Моделирование и прогнозирование параметров энергообъекта с помощью цифровой модели (цифровой двойник)
14
Распределенная система накопителей энергии
18
Управление спросом и нагрузкой
24
Защита данных и защита оборудования от кибер-угроз
25
Автоматизация и стандартизация процессов (RPA, интеллектуальный ассистент)
Повышение эффективности производственного персонала
26
Цифровые технологии "2-
го уровня" (выборочно)
Квантовые технологии
2)
> Квантовые коммуникации
> Квантовые вычисления
> Квантовые сенсоры и метрология
> Технологии захвата движений в VR/AR
> Технологии графического вывода
Технологии виртуальной
и доп. реальности
Интернет вещей
> Дроны/роботы
> Электромобили
2)
> "Умные" счетчики
Новые
производственные
технологии
> "Умное" моделирование продукта
> Технологии "умного" производства
> Манипуляторы и технологии манипулирования
9
Производство отдельных элементов оборудования
(аддитивные технологии )
Цифровые решения на базе цифровых технологий
"
Сквозные" цифровые
технологии
1)
Технологии связи 5G и
спутниковой связь
3)
> WAN; LPWAN; WLAN; PAN
> Спутниковые технологии связи (СТС)
Робототехника и
сенсорика
> Технологии для человеко-машинного взаимодействия
> Технологии сенсомоторной координации и пространственного позиционирования
> Сенсоры и обработка сенсорной информации
5
Дистанционное управление, в т.ч. интеллектуальное.
Роботизированная диагностика инфраструктуры
Искусственный
интеллект
> Машинное обучение
> Предиктивная аналитика
> Большие данные
> Видеоаналитика
21
Автоматическое ценообразование для новых потребителей
8
Прогнозирование производства энергии (ВИЭ)
12
Алгоритмическая торговля, установка цен
15
Предиктивное обслуживание
17
"Умное" управление дебиторской задолженностью
22
Цифровые каналы коммуникации c клиентом, например чат-боты
23
Анализ и оптимизация потребления
27
Информационное моделирование зданий (BIM)
1
CIM-модель
29
Сегментация и анализ поведения потребителей с использованием больших данных
Конвергентные сервисы ЖКХ (единая платформа)
30
31
Цифровые платежи
Активный энергокомплекс (в том числе виртуальная ЭС)
2
Продвинутое управление турбинами
(традиционная генерация и ВИЭ)
3
16
Видеомониторинг и видеоаналитика проектов кап. строит.
19
"Умный" дом/город
4
Мониторинг работы производственных активов (VR, дроны и прочее)
20
Интеграция автомобиля в эл. сеть (V2G)
32
Инфраструктура интеллектуального учета (AMI)
Системы
распределенного
реестра
> Обработка и отслеживание данных
> Умные контракты
> Блокчейн платформа
Сертификация энергетических продуктов
28
Оптовая торговля электроэнергии (распределенный реестр)
11
Частичное владение генерирующими активами (ВИЭ)
6
Использование "умных" контрактов для взаимодействия с потребителем
13
Развитие микросетей
10
Система векторных измерений (СМПР)
33
1) Список "сквозных" технологий одобрен протоколом совещания у заместителя председателя правительства РФ М. А. Акимова от 13.11.2019. № МА – 109пр
2) Квантовые технологии включают в себя: технологии квант. вычислений, коммуникаций, сенсорики и метрологии
3) "Сквозные" технологии связи 5G и спутниковой связи объединены в единый блок "сквозных" технологий
Источник: Roland Berger


14
Базовые ценности для общества (потребности в энергетике)
II. Надежность
I. Безопасность
III. Доступность
IV. Устойчивое развитие
> Техническая возможность подключения
> Подключение с минимальными затратами времени и сил
> Финансовая доступность
> Бесперебойная поставка электроэнергии и тепла
> Развитие технологического уровня
> Отсутствие техногенных аварий
> Защищенность
> Компетентность работников
> Комфортные условия жизни
> Занятость населения
> Повышение уровня знаний
> Благоприятная окружающая среда
Цели и задачи цифровой трансформации – сохранить и преумножить ценности для государства,
общества и
человека,
вывести взаимодействие между ними на качественно новый уровень
Для оценки эффективности цифровой трансформации электроэнергетики России предлагается использовать набор из 7
показателей
4
Ключевые показатели эффективности цифровой трансформации

15
Для отслеживания степени достижения поставленных стратегических задач предлагается рассмотреть
7 ключевых показателей эффективности
Показатели для отслеживания прямого эффекта цифровизации
Показатели для отслеживания косвенного эффекта цифровизации.
Предлагаемое целевое знач. в 2030 г.
ХХ
I. Повысить эффектив- ность операцион- ной деятельности
Не
менее
30
> Цифровые технологии обеспечивают персонал новыми инструментами (датчики, планшеты, VR/AR, RPA, автоматизация процессов ТОРО, цифровое ДУ объектами э/э, развитие платформ взаимодействия с клиентами, автоматизация деловых процессов, применение предиктивной аналитики, оптимизация процессов управления запасами, повышения эффективности управления ремонтными бригадами и прочее), которые позволяют сократить рутинные операции и сконцентрироваться на деятельности с добавленной ценностью для компаний
Показатель: Рост производительности труда персонала относительно уровня
2020 года [%]
1
Рост
производитель-
ности труда
персонала
Показатели, релевантные для сегмента генерации электроэнергии
Показатели, релевантные для сегмента передачи и распр. электроэнергии
Показатели, релевантные для сегмента сбыта электроэнергии
Показатели, релевантные для СО ЕЭС
2
Перевод
взаимодействия
с потребителями
в цифровой
формат
> Цифровые технологии позволяют автоматизировать взаимодействие потребителей и компаний-поставщиков энергоресурсов и услуг на рынке электро- и теплоэнергетики, а также предоставить всю необходимую информацию для повышения прозрачности взаимодействия с потребителем, роста клиентоориентированности и снижения уровня ошибок и сбоев. Цифровая форма взаимодействия с клиентом также создает условия для расширения количества услуг, предлагаемых клиенту и роста количества торговых операций. Также цифровая прозрачность исключает условия для коррупции на местах. В дальнейшем в условиях цифрового взаимодействия с клиентом произойдет рост качества услуг и снижение их стоимости
100
Показатель: Доля услуг, предоставление которых возможно в цифровом формате [%]
> Цифровой формат взаимоотношений с потребителем снизит сроки оказания услуг, повысит прозрачность взаимодействия, сократит затраты
> Снижение себестоимости производства за счет роста производительности труда позволит сдержать рост тарифов и стоимости оказания услуг
Источник: анализ Roland Berger
44
Ключевые показатели эффективности цифровой трансформации


16
III. Развивать новые на- правления деятельности
II. Инвести- ровать в но- вые классы активов
> Счетчик электроэнергии и ОДПУ тепла, подключенный к сети и способный принимать и отправлять данные, является частью интеллектуальной системы учета
(ИСУ) и необходимым условием для внедрения разнообразных цифровых технологий и решений, как для энергетических компаний, так и для конечных потребителей,
а также для повышения эффективности энергокомпаний с использованием аналитики ИСУ
Показатель:
Доля точек учета конечных потребителей, включенных в
ИСУ [%]
3
Не
менее
75
75
(2030г.)
100
(2035 г.)
> Отсутствие необходимости снимать и передавать показания, осуществлять поверку и замену.
Индивидуализация услуг на основе анализа профилей потребления
Не
менее
5
> Портфель новых сервисов (например, инфраструктура учета потребления, P2P- продажи электроэнергии) на базе цифровых технологий может позволить электроэнергетическим компаниям лучше адаптироваться в меняющуюся внешнюю среду за счет получения дополнительных доходов и повышения качества обслуживания
Показатель 4.1:
Доля выручки от новых услуг на базе цифровых технологий [% от выручки электроэнергетических компаний]
Показатель 4.2:
Объем мощности, участвующей в программе управления спросом [ГВт]
4
Развитие
новых услуг
Не
менее
4
> Рост числа новых услуг позволит наиболее гибким образом удовлетворять запросы потребителей, снизить затраты на электроэнергию за счет участия в программах управления спросом, повысить надежность поставок электроэнергии
Источник: анализ Roland Berger
Показатели для отслеживания прямого эффекта цифровизации
Показатели для отслеживания косвенного эффекта цифровизации.
Предлагаемое целевое знач. в 2030 г.
ХХ
Показатели, релевантные для сегмента генерации электроэнергии
Показатели, релевантные для сегмента передачи и распр. электроэнергии
Показатели, релевантные для сегмента сбыта электроэнергии
Показатели, релевантные для СО ЕЭС
Для отслеживания степени достижения поставленных стратегических задач предлагается рассмотреть
7 ключевых показателей эффективности
Развитие
интеллектуаль-
ных систем учета
В соответствии с утвержденным планом внедрения интеллектуальных систем учета и приборов учета электрической энергии (Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской
Федерации" от 27.12.2018 N 522-
ФЗ)
44
Ключевые показатели эффективности цифровой трансформации
Реализации технологий видеоаналитики для мониторинга и контроля процессов обслуживания, «умное» управление дебиторской задолженностью,
смарт-контракты, электронный документооборот с контролем сроков на всех этапах прохождения документов и заяврк


17
Источник: анализ Roland Berger
Показатели для отслеживания прямого эффекта цифровизации
Показатели для отслеживания косвенного эффекта цифровизации.
Предлагаемое целевое значение в
2030 г.
ХХ
1) Согласно планам ФП "Кадры для цифровой экономики" целевые показатели потенциально могут быть доведены до 100% (высший менеджмент) и 70% (в среднем по компаниям)
Показатели, релевантные для сегмента генерации электроэнергии
Показатели, релевантные для сегмента передачи и распр. электроэнергии
Показатели, релевантные для сегмента сбыта электроэнергии
Показатели, релевантные для СО ЕЭС
IV.Наращива- ние цифрового технологи- ческого потенциала отрасли
> Показатель, который отражает результаты усилий по переподготовке персонала в основных компаниях в отрасли с учетом требований, предъявляемых новыми технологиями и бизнес-моделями
5
Показатель 5.1: Доля высшего менеджмента компаний, обладающего цифр. компетенциями [%]
Показатель 5.2: Доля персонала компаний, обладающего цифр. компетенциями [%]
7
Повышение
безопасности
работ и сокраще-
ние травматизма
в отрасли
Показатель: LTIFR –
коэффициент частоты травматизма, связанного с производством, состоящий их двух независимых показателей
Не
более
0,1/0
> Повышение цифр. компе- тенций персонала приво- дит к улучшению качества предоставления услуг, адекватному и своевре- менному реагированию на вызовы и запросы потребителей, повыше- нию надежности поставок
Не
менее
90
1)
Не
менее
70
1)
> Применение интеллектуальных/цифровых систем контроля наличия СИЗ, мониторинг нахождения производственного персонала и выполняемых работ, прохождение обучения и контроля знаний и пр. с использованием VR/AR технологий, применение необслуживаемого оборудования, новых безопасных технологий, роботизация технологий может позволить сократить уровень травматизма производственного персонала в отрасли
> Показатель, отражающий готовность отрасли использовать цифровые решения.
При этом предлагается учитывать не только пилоты в форме разработки и внедрения
ИТ решений, но и новые стандарты, технологии, методологию (например, CIM: внедрение стандартов СIM в информационных системах субъектов отрасли и развитие внутриотраслевого информобмена с использованием CIM формирует основу для цифровизации основных процессов в отрасли)
Показатель 6.1: Количество пилотных проектов в области цифровой трансформации электроэнергетики, дошедших до этапа MVP (минимальный жизнеспособный продукт) [шт.]
Показатель 6.2: Количество пилотных проектов в области цифровой трансформации электроэнергетики, развернутых в промышленном масштабе минимум в одной крупной компании [шт.]
Не
менее
50
Не
менее
15
6
Наращивание
опыта
реализации
цифровых
решений
> Новые цифровые решения, внедренные в компаниях отрасли, позволят повысить надежность поставки электроэнергии потребителям, снизить аварийность, снизить расходы за счет использования систем распределенной генерации, систем управления спросом
> Снижение уровня травматизма, приоритет жизни и здоровья работников над выполняемой работой, повышение культуры безопасности производства, где самое ценное - человек
Для отслеживания степени достижения поставленных стратегических задач предлагается рассмотреть
7 ключевых показателей эффективности
Развитие
цифровых
компетенций
в отрасли
44
Ключевые показатели эффективности цифровой трансформации


18
Ключевые эффекты цифровой трансформации электроэнергетики для населения
I. Повышение качества обслуживания
III. Поддержание экологии
IV. Снижение уровня коррупции
Длительное время решения вопросов
1 2
Ошибки и сбои в обслуживании, провоцирующие повторные обращения
5
Утечка/ разглашение перс. информации, кибер-угрозы
4
Травматизм на энергетических объектах
6
Загрязнение воздуха
7
Бюрократия на местах
Повышение скорости выполнения бизнес-процессов за счет реализации технологий роботизации и искусственного интеллекта (в т.ч. круглосуточные чат-боты), повышения удобства использования цифровых сервисов за счет новых стандартов, технологий, методологий
Экономия времени клиентов на решении вопросов; сокращение длины «клиентского пути»
Направление
Проблема
Описание цифрового решения
Ожидаемый результат
Применение интеллектуальных и цифровых систем для мониторинга и контроля процессов и результатов обслуживания посредством использования технологий больших данных,
развития интеллектуальных систем учёта,
предиктивной аналитики, цифровых компетенций
Снижение уровня ошибок и сбоев при обслуживании клиентов; решение вопросов клиента за одно обращение
Защита персональных данных и операций с платежами
II. Повышение уровня безопасности
Детализация энергопотребления, соответствие услуг индивидуальным моделям потребления с учетом использования технологий больших данных,
развитие сервисов «умного дома»
Персонализация сервисов и услуг
Применение систем дистанционного управления,
интеллектуальных/
цифровых систем контроля СИЗ, мониторинг нахождения производственного персонала и выполняемых работ, прохождение обучения и контроля знаний и пр. с использованием VR/AR технологий, применение необслуживаемого оборудования, новых безопасных технологий, роботизация технологий
Реализации технологий видеоаналитики для мониторинга и контроля процессов обслуживания, «умное» управление дебиторской задолженностью,
смарт-контракты, электронный документооборот с контролем сроков на всех этапах прохождения документов и заяврк
Использование технологий распределенного реестра, смарт-контрактов
Повышение уровня прозрачности оказываемых услуг
3
Массовый формат предоставления услуг, не отвечающий требованиям конкретного потребителя
Повышение безопасности человека; сокращение времени реагирования на аварию
Развитие ВИЭ и электротранспорта, и сопутствующих сервисов: технологии прогнозирования производства энергии, интеграция автомобилей в эл. сеть
(V2G),
Сокращение выбросов
CO2
45
Эффекты цифровой трансформации для потребителя