ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Воркутинский филиал государственного профессионального образовательного учреждения
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И. А. Куратова»
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Профессиональный модуль ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования.
Область исследования МДК.01.05. Естествознание с методикой преподавания
Допустить к защите ____________________
Заместитель руководителя Пиженко С.И.
Подпись_______________________________
Дата защиты___________________________
Формирование чувства патриотизма у младших школьников через активные формы работы в процессе воспитательной работы
Выпускная квалификационная работа
(дипломный проект)
Выполнил студент группы 40-У __________________________ /Абросимова А.В. /
(подпись)
Научный руководитель ___________________________ / Вейлентас И.В./
(подпись)
ОЦЕНКА:_______________
(цифрой, прописью)
Протокол № _______ от «____»________20___г.
Председатель ГЭК ________________ /Балашова М. С. /
(подпись)
Воркута
2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……...………………………….…………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ……......................................................6
1.1. Патриотическое воспитание как педагогическая проблема
………………..…………………………………………………………………….6
1.2. Особенности патриотического воспитания у детей младшего
школьного возраста……………….……….………………… ………………....14
1.3. Методы и приемы, способствующие воспитанию чувства
патриотизма у детей младшего школьного возраста ………………................20
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Значительное количество социальных и экономических проблем, в современных условиях, с которыми встретилась Россия, в большой степени явились результатом потери высокопатриотических чувств у основной части народонаселения нашего государства. Престиж военной и государственной службы претерпел значительные падения в обществе. Значимость патриотизма и его воспитания были осознаны в последние несколько лет. Как факторов, содействующих поднятию степени понимания каждого человека, его участия к существующим перед страной задачам и процветанию самого государства. Огромные перемены в обществе оказывают сильное воздействие на наше подрастающее поколение: на ее неразвитое сознание, чувства, слабую волю. Суть процесса изменений в современной России: формирование нравственности, патриотизма, гражданской активности современного поколения.
Современные возможности по преодолеванию отрицательных тенденций, связанных с потерей патриотических ценностей в современном обществе, демонстрирует Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016- 2020 годы.
Данная программа определяет основные линии формирования концепции патриотического воспитания граждан РФ, включают основы патриотического воспитания и направления воспитания патриотизма.
Преобразования в российском обществе привели к изменениям и в общественном заказе на образование. Современное образовательное учреждение обязано стать главной движущей силой, которая в свою очередь обеспечивает социокультурную составляющую, ставит и решает задачи развития личности, преобразуясь тем самым в эффективный фактор развития страны. В Законе «Об образовании», ФГОС (утверждены приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г № 373), Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [2] отдельное внимание обращено на становление и воспитание личности, обладающей чертами гражданина - патриота Родины, умеющего небезуспешно реализовывать гражданские обязанности в мирное и военное время.
Результаты психолого – педагогических исследований (Л.С. Выготский, А.Н. Леоньтев, Т.М. Маслова) пришли к выводу, что младший школьный возраст является положительным для формирования патриотических чувств. Школа - важный общественный институт, через который проходит каждый российский гражданин. Исходя из выше изложенного в школе должна быть объединена не только обще интеллектуальная, но и общегражданская, нравственная, высококультурная жизнь обучающегося.
На воспитание патриотизма у обучающихся, влияет все, с чем он контактирует: семья, друзья, образовательное учреждение с ее учебными дисциплинами, средства массовой информации, окружающий мир, характер трудовой деятельности.
Тема выпускной квалификационной работы является актуальной, так как ученые - исследователи подчёркивают, по мере взросления у школьников, начинает зарождаться «родничок героизма» (А.Я. Бруштейн) (Цит. по: Козаковой 2003). Требующий реализацию, но он чаще всего остается не нужным. Зато просыпающиеся силы формирующейся личности могут найти свое отражение в присоединении к негативным организациям, число которых год от года возрастает.
Актуальность работы повлияла на выбор темы исследования:
«Воспитаниечувства патриотизма у детей младшего школьного возраста».
Объект исследования: процесс развития чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста.
Предмет: комплекс занятий направленный на воспитание патриотических чувств у четвероклассников.
Цель работы - теоретически обосновать и проверить в опытно- поисковой работе эффективность комплекса занятий по воспитанию патриотических чувств младшего школьника.
В соответствии с изучаемой проблемой, целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
-
провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования чувства патриотизма; -
выделить критерии, подобрать и провести диагностику патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста
- апробировать план воспитательной работы по формированию чувства патриотизма у младших школьников;
- проанализировать результат опытно - поисковой работы по формированию чувства патриотизма у младших школьников.
Для поставленных задач, мы использовали следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ психолого – педагогичекой и методической литературы;
- эмпирические методы: в том числе анкетирование, наблюдение с последующим анализом и интерпритацией полученных данных.
Исследования проходили на базе (ШКОЛА) Участие принимали обучающиеся (какого класса и в кол-ве чел)
Структура исследования обусловлена логикой поставленных задач и включает в себя введение, две главы, заключение. Список используемой литературы, состоящий из 62 источников.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Патриотическое воспитание как педагогическая проблема
Проблемы уважения к своей стране подрастающего поколения: любовь Родине и верность Отечеству, законно уважающих граждан государства. Эти критерии всегда были в центре внимания ученых в течение всей истории развития людей. С древнейших времен философы и педагоги обращали большое внимание на этот вопрос.
В идеях воспитания Древней Греции свойственно изучать человека только во взаимоотношении его со страной, а не самого обособлено. Население маленьких автономных рабовладельческих общин не могли осознавать себя вне Родины. Она в свою очередь гарантировала их существование, и поэтому главной целью каждого отдельного гражданина и считалось благополучие общины. Демокрит говорил, что успехом воспитания обязан быть добродетельный человек, в меру действующий в созвучии с общественным обязательством.
Я.А. Коменский выделял, что одним из значимых установок воспитания должно быть воспитание у детей желание приносить благо своими поступками большому количеству сограждан. Он говорил в «Великой дидактике»: «Лишь тогда наступит счастливое состояние в делах личных и общественных, если все наполнились стремлением действовать в потребностях социального блага» .
К.А. Гельвеций главной целью воспитания считал развитие у каждого человека глубинного осознания личной и общественной пользы: если сердца граждан распахнутся для человечности, а интеллект - для знаний, тогда возникнет поколение новых граждан - патриотов. По его суждению, общественное воспитание, созданное государством, может развивать из детей патриотов, подготовив их личное счастье и процветание нации.
Выделяя обязательность патриотического воспитания, говорил: «Хорошее качество воспитанного человека - любовь к преданности и к Родине».
В российской педагогической науке немало исследований обращено к вопросами патриотического воспитания. Великие преподаватели считали патриотизм, желанием гражданина к благополучию Родины ведущей ролью духовной жизни. Этим, А.Н. Радищев утверждал, что «подлинный гражданин и сын отчизны одно и то же», он «если уверен в том, что смерть его даст защиту и честь отчизне, то не испытывает страха пожертвовать жизнью». Выявляя основный качества, которые по его суждению, обязаны принадлежать каждому гражданину, он говорил: «Тот истинно благороден, у которого сердце не может не сжиматься от нежной радости при малейшем звуке имени родины».
А.П. Куницын в «Наставлении воспитанникам» выделял, что ключевыми линиями воспитания детей обязаны быть: «поселить в сердце сына праотеческие положительные нравственные качества, сделавшие бессмертным целую нацию; наградить сограждан настоящим соревнователем в общественных благах».
Учитель и философ 2000-х годов И.Ю. Ястребцов говорил, что «у всякого гражданина есть свои обязанности, которые заключаются в том, чтобы быть полезным обществу, Родине и самому себе», при этом, долг к Родине подразумевает, «чтоб разделять с ним своими способностями... Самоотверженно жертвовать своими благами бесполезно для Отчизны; еще хуже жертвовать ими во вред ему». Раскрывая определение «Отечество», педагог говорил, что «оно не есть земля только, на которой живет народ. Оно есть цель, развивающаяся в религии, языке, науках, нравах той нации, к которой гражданин относится и для физического хорошего состояния которому содействует большая доля вод и земель с их животными, растительными и минеральными произведениями. Эти произведения имеют не только физическую пользу, но и нравственную.
Служа своим образом развитию единой цели общества; от сюда объединены сугубо в круге той симпатии. Она объединяет все принадлежащее Отчизне и все ему сопутствующее, все родное. Долг имеет основу только на неопределённом нахождении сердца, а на нравственных истоках рассудка». Раскрывая определение «патриотизм», автор говорил, что «патриотизм может быть так же заблуждающимся или нерешающим своей цели, как будто неуместная благотворительность. Понятия «благотворительность» и «патриотизмом» имеют много общего. Не почтенна притворная благотворительность, презренна и ложная любовь к Родине, но обе необъяснимо наполняют душу высоким смыслом, когда они непорочны».
Вопросами патриотизма занимался великий ученый А.Ф. Афанасьев, он подчёркивал, что воспитание должно подготовить человека для социума. Обязано «вырастить» и сформировать в нем идею, чувствования и волю по духу, законам и потребностям того социума, в котором человек будет жить, по масштабности той сферы, на которой он будет функционировать».
К.Д. Ушинский, формируя принцип народности в воспитании, особо выделял необходимость воспитания у детей любви к Родине, человеколюбия, трудолюбия, ответственности. При этом он выделял большое влияние труда на развитие личности: «Как нет гражданина без самолюбия, так же нет гражданина без любви к родине. Именно эта любовь преподносит воспитанию истинный ключ к сердцу человека и крепкий фундамент для борьбы с его отрицательными природными, личными, семейными и родовыми влечениями».