Файл: Министерство образования и науки республики коми.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для воспитания основ патриотизма у детей данного возраста педагоги применяют разные формы и методы воспитания.

Так же существенной учебной формой является игра. Игровая деятельность младших школьников обращена на простое повторение общественным формам поведения. В игре проявляется естественная сущность, а так же подготовленность к социальной адаптации. В игре отрабатываются нормы поведения из взрослой жизни, формируются лично значимые ценности. Д.Б. Эльконин утверждал что, в игре ребенок перемещается в развитый мир высоких форм общественной деятельности, правил людских взаимоотношений, и игра становится началом морали.

Методы воспитания можно сформулировать как «совокупность главных единых методов решения воспитательных задач и реализация воспитательных взаимодействий» или «социально определённые способы педагогически разумного взаимодействия между взрослым и молодым поколением, помогающие формированию детской жизни, деятельности, отношений, общения, побуждающие их активность и управляющие поведением».

Между индивидуальных форм патриотического воспитания детей особо отмечают самостоятельные занятия (домашние задания). Например, ответить на вопросы учителя, прочитав произведения детских писателей о подвиге, доблести, славе воинов в истории Отечества.

Эмоциональные переживания входят в любой психический процесс и могут стать основой для их объединения, выступать системным фактором внутренней психической жизни и фактором формирования самой функциональной психологической системы деятельности, ее интеграции. Эмпатия как личностное качество ребенка может формироваться, через эмоциональную оценку, которая закреплена конкретными действиями.

Индивидуальные формы воспитания организуются в большей степени в семье. Так как семье отводится главная роль на разных возрастных этапах. Исходя из этого, учитель должен тесно взаимодействовать с семьями обучающихся, вовлекать членов семьи в процесс воспитания патриотизма.

Педагогический коллектив подчёркивает, что активное участие членов семьи в воспитательном процессе, проведение совместных творческих дел является важной составляющей воспитания. Каждое дело и начинание должно проводиться с их активным участием. Соединительным звеном и ещё одним направлением в воспитательной деятельности образовательного учреждения является «Патриотическое воспитание младших школьников». Дети вместе с родителями знакомятся с историей развития школы
, правилами поведения в ней, возникновением своей семьи, семейным бытом и традициями. Родители и дети совместно принимали участие в праздниках «23 февраля - Русский солдат умом и силой богат»,

«Страницы семейного альбома», «По страницам времени», где взрослые делятся воспоминаниями о своих школьных временах. Все эти мероприятия сплотили детей, родителей и педагогов. Тематические классные часы

«История моей малой Родины», «Народы России», «Художественные народные промыслы» и другие классные, общешкольные культмассовые мероприятия были направлены на формирование патриотических чувств младших школьников.

Домашние творческие торжества, традиции, концерты, посиделки, которые посещают всей семьёй, вот часть перечня мероприятий, в которых участвуют совместно дети и родители. Разнообразные концерты

«Единственной маме на свете», «День мудрого человека», День Победы, День семьи, являются для детей самыми любимыми и запоминающимися для родителей. В подготовке и проведении мероприятий участвует все: одни организовывают концертную программу, другие заготавливают своими руками поделки на выставку, кто - то оформляет зал совместно со взрослыми. Детям необходимо слышать слова благодарности за выступление от бабушек и дедушек ветеранов войны, от членов семьи, педагогов. Каждый обучающийся и каждый родитель пытаются сделать что-то нужное и полезное при организации общих творческих дел. Все участники мероприятия получают массу положительных эмоций. Родители гордятся своими детьми, а дети рады от предоставленного случая показать свой талант и умение.

Значимы и нужны для формирования личности ребёнка встречи, которые проходят между обучающимися школы и представителями старшего поколения. В течении года совет ветеранов организует мероприятия. Здесь собираются разные поколения: ветераны войны и труда, пенсионеры более молодого возраста. По большей части, все они - бабушки и дедушки обучающихся школы. Мероприятия эти посвящены праздникам и различным датам, к каждой встрече ветеранов готовятся и обучающиеся школы. Ребята оформляют зал: своими рисунками и поделками, пишут мини - сочинения или стихи.

На каждой встрече пенсионеров школьники выступают с небольшими концертными номерами. Слёзы на глазах ветеранов, вдов войны, тружеников тыла - это самый трогательный и наглядный показатель совместной работы, сотрудничества родителей и педагогов. После таких встреч не надо долго объяснять школьникам, что надо уважать пожилых людей, они приходят к этому выводу сами.



Таким образом, успех патриотического воспитания в образовательном учреждении зависит от нравственно - психологического облика педагогов, их психолого - педагогической и профессиональной подготовки, отношения к своим обязанностям, а также от умения плодотворно сотрудничать с родителями обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова, С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально - правовое проектирование, изучение гуманитарного права [Текст] / С.В. Абрамова. - М.: Глобус, 2006. - 224 с.

2. Абросимова, Г.Н., Трубачева М.Е. Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо - туристской деятельности: Пособие по реализации Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 - 2005 годы". [Текст] Г.Н. Абросимова, - М.: "АРКТИ" - 2004. - 206 с.


3. Абрамова, Н.А., «Патриотическое воспитание младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях» [Текст] / Н.А. Абрамова. – М: Пресс, 2016. – 361 с.

4. Аверина, Н.Г. О духовно- нравственном воспитании младших школьников. Начальная школа // Начальная школа. [Текст] / Н.Г. Аверина - 2011. - №11. - С.68 - 71.

5. Агапова, И.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия [Текст]: 1- 11 классы / И.А. Агапова. - М.: ВАКО, 2010. - 368 с

6. Агапова, И.А, Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. [Текст] / И.А. Агапова- М.: Ай - пресс, 2002. - 212c.

7. Адаменко С. Воспитываем патриотов России //Народное образование [Текст] / С. Адаменко - 2005. - № 4.- С. 23.

8. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. [Текст] / Ю. Азаров

- 2013. - №6. - С.3 - 7.

9. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий [Текст] / Е.Ю. Александрова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 203 с.

10. Афтонасьев, А.Ф. Мысли о воспитании // Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века [Текст] / П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 2015. - С. 394- 402.

11. Басаргина, А.А. Музей народной культуры [Текст] / А.А. Басаргина. - Белгород: КОНСТАНТА, 2006. - 114 с.

12. Батурина, Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях [Текст] / Г.И. Батурина. - М.: Народное образование, 2002 - 112с.

13. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». [Текст] / К. Ю. Белая - М.: Республика, 2008. - 96с.

14. Белинский, В.Г. Полн. собр. соч. В 13- т. [Текст] / Ред. коллегия: Н.Ф. Бельчиков и др. - М.: АН, 2014. - Т.4. - 676 с.

15. Беспятова, Н.К. Военно - патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие / Н К. Беспятова, Д.Е. Яковлев [Текст] / Н.К. Беспятова. - М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2006. - 189 с.

16. Быков, А.К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников // Воспитание школьников. [Текст] / А.К. Быков - 2009. - №7. - С.21 - 24.

17. Волчкова, А. А., Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. [Текст] / А.А. Волчкова - М.: Изд- во МГПУ; Самара: Изд- во «НТЦ», 2003. - 232с.

18. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский - М.:Учпедгиз, 2016. - 690 с.

19. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании // Хрестоматия по истории педагогики [Текст] / Сост. Пискунов А.И. - М.: Просвещение, 2011. - С. 255- 265


20. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 годы»: Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795[Текст] / Собрание законодательства Российской Федерации. № 41, 11 октября 2011 года (Часть 2).

21. Дик, Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники в 3- 4- х классах [Текст] / Н.Ф. Дик. - 2- е изд. - Ростов- на- Дону: Феникс, 2008. - 340 с.

22. Евладова, Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. [Текст] / Е.Б. Евладова - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с.

23. Елесеева Ю.А. Реализация дополнительных образовательных программ в начальной школе [Электронный ресурс] [Текст] / Ю.А. Елесеева.

- Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://www.nsportal.ru/nsportal/20/83694/ (22 февр. 2015г.)

24. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. [Текст] / Г. Ефремова - 2005. - № 8.

25. Журавская, Т.В. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. - 2- е изд., перераб. [Текст] / Т.В. Журавская - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 96 с.

26. Закон «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 года N 12- ФЗ) (с изм. на 3 декабря 2011 года) (редакция, действующая с 1 января 2012 года).

27. Ивашкина, Н. А., «Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики» [Текст] / Н.А. Ивашкина. - автореф. дис., д-ра. пед. наук: 09.00.01; Московского гос. пед. ун-т, - Москва2008

28. Ильичев, Л.Ф. Философский энциклопедический словарь [Текст]

/ Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, Г.В. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 2013. - 840 с.

29. Касимова, А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие [Текст] / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис- пресс, 2005. – 64 с.

30. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. [Текст] /- М.: Учпедгиз, 2015. - 656 с.

31. Конасова, Н.Ю. Права детей на дополнительное образование и социально - педагогическую поддержку [Текст]: учеб. - метод. пособие / Н.Ю. Конасова [и др.]. - Санкт- Петербург: КАРО, 2005. - 219 с.

32. Куницын А.П. Наставление воспитанникам // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века [Текст] / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 2007. - С. 141- 145.

33. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование [Текст] /А.А. Леонтьев / Начальная школа (плюс и минус). - 2002. - № 4.

34. Луговинов, В. И. Развитие патриотизма в России XXI века: концепция, программа и практика патриотического воспитания молодых граждан России [Текст] / В. И. Луговинов. - М. : Гардарики, 2007. - 132 с.