Файл: Министерство образования и науки республики коми.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Особенности патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста

Верно организованная работа по патриотическому воспитанию младших школьников основывается на понимание возрастных возможностей и психологических особенностей школьников данного возраста.

Психологи обращают внимание на то, что у младших школьников, возникают новые образования, которые свидетельствуют о надобности и возможности реализации особой деятельности по патриотическому воспитанию.

К ним относят, в первую очередь, зарождение у обучающихся нравственных чувств через насыщенное содержание, увеличение осознанности, основательность и прочность эмоциональных переживаний.

Дети младшего школьного возраста выделяются значительной эмоциональностью. Чувства и эмоции управляют всеми гранями его жизни, обозначают поступки, являются мотивами поведения, определяют личное отношение ребёнка к окружающему миру.

Существенное значение в процессе формирования у обучающихся любви к Отчизне имеет тот результат, что эмоциональные волнения детей младшего школьного возраста получают более основательный и прочный характер. Дети этого возраста могут заботится о членах семьи и ровесниках. Характерным свойством чувств детей младшего школьного возраста является распространение области явлений, которые порождают эти чувства. Углублённое ознакомление данного возраста с явлениями социальной жизни помогает повышению общественного истока в чувствах, развитию положительного отношения к событиям окружающей действительности.

Немалое значение, в воспитании младших школьников, модель эмоциональной оценки взрослых к действительности.

Обилие проявлений чувств взрослых обуславливает эмоциональное понимание детьми того или иного явления действительности.

Психологи особо выделяют значимость зарождения ростков патриотизма, которые содержат «предыдущий опыт» ребёнка, опыт чувств, оценку к окружающей жизни. Когда ребёнок в детстве постиг чувство сострадания к другому человеку, уважение и гордость к своим родителям, почтение к работающему человеку, удовлетворение от хорошего поступка, благоговение подвигом, он тем самым получил «эмоциональный навык, который он будет носить большое значение для его последующего развития. Таким образом это будет составлять основу, фундамент более сильных чувств, условием эффективного эмоционального развития ребёнка.


Нравственные чувства и их развитие зависят от приёмов и путей исследования воспитания, от требований, в которых развивается ребёнок. Целенаправленное воспитание чувства ребёнка гораздо ценнее, многообразнее и выявляются они ранее, чем у детей, не получивших верного воспитания.

Возросшие возможности, которыми овладевают, дети в интеллектуальном развитии существенно повышают объём знаний об окружающем мире.

Им доступны знания, выступающие за рамки конкретного, воспринимаемого. Тем не менее самостоятельно ребёнок школьного возраста не может постигнуть в суть социальных явлений.

У детей младшего школьного возраста могут быть созданы полновесные понятия и простые нравственные представления, а также умения сравнивать, анализировать, классифицировать, группировать знания по заданным признакам.

У школьников формируются познавательные интересы - выборочная целенаправленность личности на проявления и суть действительности. Дети младшего школьного возраста стараются ставить перед собой познавательные задачи, пытаются найти объяснения увиденных явлений. Совершается преобразование от простого любопытства к любознательности. Любознательность вытекает из внутренней стороны предмета или явления. Обучающиеся пытаются привлекать общественные явления, что доказывают детские вопросы, предметы и мотивы разговоров, рисунков, игр.

У детей младшего школьного возраста можно сформировать систему общих знаний о явлениях социальной жизни, которые являются фундаментом их осмыслённого отношения к окружающей действительности, обязательным условием патриотического воспитания. Этому помогает расширению объёма понятий и представлений об окружающем мире обучающихся.

К младшему школьному возрасту у детей расширяется произвольность поведения через эффективное развитие волевых процессов. Совершенствуется способность контролировать своё поведение, удерживать естественные желания, подчинять свои действия предъявляемым требованиям.

В младшем школьном возрасте формируются истоки действенного в глубокой сути этого слова отношения к Родине, демонстрирующие в способности заботиться о родных и близких людях, серьёзно относиться к доверенному делу, делать нужное для других, бережно относится к тому, что создано человека, беречь и любить с природу.

Одним из главных свойств детей младшего школьного возраста может быть тому принципу определяются социальные мотивы трудовой деятельности, желание сделать что - то полезное, значимое для окружающих. Данная истина имеет огромное значение для

воспитания истоков патриотизма у обучающихся, так как появление общественных мотивов деятельности является фундаментом развития нравственных качеств личности, вызывает трансформацию содержания чувств маленького гражданина нашей Родины.

Следует учитывать следующий принцип построения работы по патриотическому воспитанию младших школьников:

Принцип историзма. Воплощается через сохранения хронологического порядка описываемых явлений и выражается в двух исторических понятиях: прошлое (давным-давно) и настоящее (сейчас). Это обусловлено неразвитостью у младших школьников исторического осознания: они не способны вообразить историческую прямую времени, выявить свое место на ней и отследить дальность тех или других происшествий. Младший школьник наиболее чувствителен к влиянию на него личности педагога, что требует от него осторожности в словах и делах.

Патриотизм является главным из нравственных качеств личности, которое вырабатывается в школьном возрасте. Оно включает:

  • содержательную часть;

  • постижение детьми понятных их возрасту объём представлений и определений об окружающем мире: природе родного края, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, социальном устройстве общества, определение положительных взглядов на истину общественной жизни государства;

  • только под руководством взрослых дети младшего школьного возраста могут понять систему знаний через осознание естественных, действительно реальных в окружающем мире связей и отношений между

отдельными предметами и явлениями. Поэтому учителю важно содержание системы знаний выстроить по иерархическому принципу: выделить главное, центральное звено знаний, которые могли бы стать фундаментом целенаправленной системы.

Т.М. Маслова в своей научной работе создала концепцию воспитательной работы по формированию патриотических чувств и определила критерии: мотивационный, интеллектуальный, чувственный и волевой.

К мотивационному уровню относятся следующее: возникновение внимания к «малой родине», частые проявления желаний школьников к патриотической деятельности, желание изучать историю «малой родины».

Интеллектуальный критерий заключается в: объёме сведений младших школьников по истории «малой родины», их обстоятельность, твёрдость, осмысленность, критическое отношение к ней, словесные демонстрации, уровень знаний смысла патриотизма.


Чувственный критерий заключается в проявление патриотических эмоций и чувств по отношению к «малой родине».

Волевой критерий заключается в умении применять практически знания и навыки, по использовании знаний о «малой родине» (соучастие в акциях по облагораживанию города, в спортивных соревнованиях и торжествах), описывает поступки, в отношении друг с другом, к классной комнате, к школе и её имуществу, к делам за пределами школы.

На основе критериев определены уровни патриотической воспитанности:

4 уровень - уровень выявления патриотических качеств личности, проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; ярко выражает стремление заботиться о ближних; ярко выражает гордость за свое Отечество; знает историю «малой родины», ярко проявляет желание к патриотической деятельности; отношения с одноклассниками доброжелательные, знает все символы России и р.п.Ачит.

3 уровень - уровень западание отдельных показателей, нравственные качества личности выражаются только под контролем педагога; выражает чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает стремление заботиться о ближних; гордится своим Отечеством; изучает историю «малой родины», но по желанию педагога; стремится к патриотической деятельности; знает часть символов России и р.п.Ачит.

2 уровень - уровень выявления патриотических качеств не менее чем по 3 критериям: слабо проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе. Стремление заботиться о других людях незначительное; недостаточный уровень активность при патриотической деятельности; слабо выражается гордость за свое Отечество; историей «малой родины» мало интересуется - может принять информацию, но сам не интересуется; из символов России и р.п.Ачит знает малую часть.

1 уровень - уровень выявления патриотических качеств по 2 и менее критериям: редко выражает чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе. Отсутствуют стремления заботиться о других людях; при выполнении патриотической деятельности выражается вялость, инертность; желание гордится своим Отечеством нет; не интересна история «малой родины», из символов России и р.п. Ачит ни одного не знает.

Итогом патриотического воспитания младших школьников в связи с начальным общим образованием
, считается патриотическое формирование личности, которое заключается в процессе осваивания личностью общими человеческими нормами нравственности, развитие концепции моральных регуляторов поведения, умение анализировать свои поступки и поведение этическими мерами, соединёнными с их чувствами к малой и большой Родине.

1.3. Методы и приемы, способствующие воспитанию чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста

Воспитание молодого поколения - процесс разносторонний. В виде значимых направлений в воспитании подразумеваются физическое и нравственное здоровье детей; интеллектуальное развитие; воспитание культуры личности и духовных ценностей; гражданское и патриотическое образование; эстетическое и трудовое; возникновение жизненных планов школьников, приготовление к семейной жизни.

При осуществлении педагогических задач применяют разнообразные формы внеурочной работы:

  • Классный час;

  • Родительское собрание;

  • Экскурсия;

  • Праздник;

  • Круглый стол, диспут;

  • Конкурс, викторина, КВН;

  • Встреча с интересными людьми и др.

В любом образовательном учреждении, при осуществлении внеурочной работы, всегда была и остается очень важная досуговая сфера.

Кроме уроков, занятия и общение с детьми в более свободной обстановке дают значительно и часто важное значение для их развития и воспитания. Данные занятия важны для педагога, они помогают сблизиться с ребятами, узнать друг друга лучше, наладить хорошие и доброжелательные отношения. Обучающиеся в свою очередь находят для себя привлекательные и положительные стороны личности педагога. В их процессе коллектив переживает счастливые минуты объединения, общие волнения, что в большинстве случаев делает учителя и обучающихся дружными на всю жизнь. Это дарит педагогу чувство надобности его деятельности, ее общественной значимости, потребности.

Форму внеурочной воспитательной деятельности с обучающимися можно установить в виде определённого способа организации их условно свободной деятельности в школе, их самостоятельной деятельности при педагогически разумном руководстве взрослых. В воспитательной деятельности есть огромное многообразие форм работы, их тяжело классифицировать. Всё же попробуем систематизировать формы воспитательной работы. Определим значимый и главный компонент воспитательного процесса. Приходим к заключению, что фундаментом нашей классификации - основные средства воспитательного влияния, которых мы определили пять: слово, чувства, деятельность, игра, психологические задания.