ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В.Г. Белинский выделял главную задачу: «Любой достойный человек серьёзно понимает свое кровное родство, свои кровные связи с родиной... Любить свою родину - значит сильно стремиться видеть в ней исполнение образца общества и по мере сил своих способствовать этому» .
Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов, изучая вопросы воспитания детей, выделяли в виде его основной цели подготовку гражданина, любящего свою Родину, принимающего активное участие в общественных делах. Для этого важно дать подрастающему поколению право естественно и без ограничений формироваться, воздействовать на него определяя истинные взгляды на жизнь, твёрдые убеждения о добре, правде, долге, воспитать силу воли, самостоятельность в суждениях, трудолюбие, патриотизм.
После 1917 г. в России вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения приняли характерную действительность и новое содержание. Преобразование идеологии и обозначение задач коммунистического воспитания выражены в научных трудах учителей того времени. Значительное количество государственных подвижников деятели, изучая проблемы воспитания детей, определяли важность формирования у подрастающего поколения любви к Отечеству, советского патриотизма через ознакомление обучающихся с родным государством, с историей народа, его культурой, бытом и динамично участвовать в общественной и трудовой жизни государства.
Научные исследования педагогов по вопросам патриотического воспитания советского времени многогранны и разнообразны. В них излагаются теоретические и методологические определения: «патриотизм» и «советский патриотизм», его особенности, способы и парадигму формирования. Прикладные разнообразные линии патриотического воспитания: военно-патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях советского народа, взаимосвязь патриотического, эстетического, трудового воспитания обучающихся различного возраста.
А.С. Макаренко, изучая цели воспитания в советской школе, говорил, что все воспитанники «должны представлять собой мужественность, честь, трудолюбие». При этом он отмечал, что патриотизм выражается не только в героических поступках, от истинного патриота должна быть не только «героическая вспышка», но и многолетняя, трудная, устойчивая деятельность, чаще всего очень трудная, скучная, грязная».
В 30 - 40 гг. 1900 годов проблемы патриотического воспитания были описаны в научных трудах В.В. Глубкова, В.А. Грузинской, О.М. Лобовой, В.А. Никольского, А.А. Озеровой, М.М. Сазоновой, Л.М. Фарбера.
После Великой Отечественной войны вопрос патриотического воспитания будущего поколения принимает особенное значение. Это вызвано тем, что патриотические чувства выражаются значительно ярко в сложные периоды развития государства, трудности войны и послевоенного возрождающего периода повлекли многочисленные демонстрации доблести. мужества и трудового патриотизма советских людей. эти явления описывались в трудах педагогов того времени, в которых представлялись и аргументировались разные грани патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной школы. Требуется выделить, что все вопросы решались через решения партии и правительства, учитывая смысл социализма и коммунизма.
Весомое значение в исследовательской деятельности по патриотическому воспитанию данного времени являются труды В.А. Сухомлинского. Он говорил, что образовательное учреждение обязано воспитывать у молодого поколения желание к самоотверженному служению Родине, к энергичной трудовой и общественной работе. Считая советский патриотизм как «светлую любовь советского народа к своей социалистической родине».
В.А. Сухомлинский выделял, главную воспитательную задачу образовательного учреждения, организация обучающихся к обычному, ежедневному труду для социума, как к патриотической работе, при этом сама деятельность детей, основанная учителем с этой же целью, является движущей силой развития личности формирующегося гражданина.
В числе научных работ, посвященных этим вопросам в 50 - 60 гг., выдущими являются И.С. Марьенко, В.А. Сластенина, М.А. Терентия, Ф.И. Хвалова и др.
Учитывая принципы патриотического воспитания в современном положении цель данного процесса выражается в воспитание уверенного патриота, который любит свою Отчизну, преданного Родине, способного служить ему своей трудовой деятлеьностью и отстаивать его интересы.
Идеи и суть патриотического воспитания являются следствием структуры определения «патриотизм», а оно имеет разное объяснение в педагогической литературе. В научном труде И.Е. Кравцова даёт следующие определение: «Патриотизм - это любовь к своему Отечеству, к «земле отцов», к родному языку, к ведущей культуре и традициям, к результатам труда своего народа и государственному строю. Патриотизм - это абсолютная верность своей Отчизне, готовность оберегать ее независимость».
Мы согласны с мнением педагогов - учёных в том, что любовь к Родине, при следующих условиях, становится силой духа: когда у гражданина зафиксированы в самосознании образы, относящиеся к родным краям, языком, возникает чувство гордости что это место где ты родился, твоя Отчизна.
И.Ф. Харламов говорит о патриотизме как о взаимосвязанной совокупности нравственных чувств и черт поведения. Они включают: любовь к Отчизне, труд на благо Родины; соблюдение и приумножение традиций народа; заботливое отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; любовь к малой родине; желание к упрочнению чести и достоинства Родины; стремление и способность защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов; выносливость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, желание к сотрудничеству с ними.
Т.Н. Мальковская, говоря о патриотизме как о нравственном качестве, включает в его любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальные преимущества, гордость и достоинство, что находит свое олицетворение в гражданственности.
Вопросы патриотического воспитания беспокоили и беспокоят многих.
По суждению О.Р. Шефер (2004 г.) идеологическим ядром патриотического воспитания в современном образовательном учреждении являются духовные и нравственные достояния народа. Тогда особенность патриотического воспитания в современной обстановке может истолковываться как формирование чувства личности, патриотического сознания, организованного на гуманистических духовных ценностях своей нации.
С.Е. Матушкин рассматривает патриотизм с точки зрения психолого- педагогического аспекта как интегративное нравственное качество, имеющее сложное содержание и структуру.
Ш.Ш. Хайруллин говорил о том, что патриотизм есть проявление духовной культуры человека, причем главным звеном духовной культуры значится нравственная культура. Это сложнейшее психическое явление, которое носит тесные единственные широкие этически знания, нравственные взгляды, чувства, желание жить в соответствии с общечеловеческими моральными нормами, помогать людям, нести им добро. Под «патриотическим воспитанием младших школьников»
Т.М. Маслова понимает целенаправленный, педагогически организованный процесс воспитания. Который направлен на освоение позитивного, эмоционального и ценностного отношения к окружающей среде и ближайшему окружению. Проявляется в разнообразной деятельности и поведении.
Данное воспитание подразумевает развитие в младшем школьнике высокого уровня самосознания, чувства собственного достоинства, самоуважения, независимость суждений, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, способность принимать решения и нести ответственность за свои действия.
Обращая внимание на патриотическое воспитание в сравнительно независимое течение воспитательной работы, важно определить его неотъемлемую взаимосвязь с другими направлениями: гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим. Это представляет собой наиболее глубокое соединение, чем соотношение целого и части. Это взаимосвязано с тем что:
-
патриотизм появляется и формируется как чувство, все более социализируясь и воздвигаясь при помощи духовного и нравственного насыщения. -
понимание глубокого уровня развития чувства патриотизма неделимо связано с его действенностью, отражается активных общественных работах и поступках, притворённых субъектом на благо Родины. -
патриотизм, по своей природе, является высоким социальным явление, изображает собой не только направление жизни общества, но источник его бытия и развития, представляется как средство способности жить. -
в роли первого основного субъекта патриотизма является личность, главной социальной и нравственной идеей является понимание исторической, культурной, национальной, духовной и другой принадлежности к Родине как высокого основания, которое определяет суть и пути развития ее жизни, наполненной служению Родине. -
настоящий патриотизм - в его духовной деятельности. Патриотизм как глубокое чувство, необходимая ценность и начало, главный мотив социально общезначимой деятельности, полно выражается в человеке, общественной группе, который достиг высокого уровня: духовного, нравственного и культурного воспитания.
Признанный духовный, в сущности патриотизм ожидает бескорыстное, абсолютное вплоть до самопожертвования служение Отечеству. В связи с этим мнением В.И. Лутовинова, педагогу при подготовке учебно - воспитательного процесса рекомендует правильно учитывать систематическое всестороннее развитие воспитательной работы патриотического напрвления, является обязательным условием воспитания патриота.
Развитие патриотического воспитания основывается на объединении представлений, которые отражают общую логичность и правила воспитательного процесса, а так же особенности патриотического воспитания детей.