Файл: Картотека прогулок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КАРТОТЕКА ПРОГУЛОК

Старшая группа

Февраль

Прогулка 1

Наблюдаем за работой дворника

Цель: воспитать уважение к труду взрослых, формировать же­лание приходить на помощь окружающим.

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на работу дворника. Что делает дворник? Чем он разгребает снег? Какая лопата у него? Зачем? Какие ещё орудия труда нужны дворнику зимой? Спросить, как мы можем помочь?

Снега прошли немалые, а все идут, идут...

Дворники усталые метут, метут, метут.

Гремят они лопатами под тучами лохматыми,

Метелками шуршат. На улицах, на улицах,

В дворах и закоулках управиться спешат. Е. Благинина
Загадка: Он с утра пораньше встанет, лопату в руки возьмет,

Тротуар почистит и весь двор уберет. (Дворник)

Дидактические игры: «Кому что нужно для работы» — дети рассуждают на тему «Про­фессии».

Цель: закрепить знания детей о том, чтолюдям помогают в работе разные вещи, орудия труда. Воспитание интереса к труду взрослых, желание трудиться.

«Исправь ошибку» Цель: развивать логическое мышление.

Лыжнику нужны санки? Конькобежцу нужны лыжи? Саночнику нужны коньки? Хоккеисту нужны санки?

«Нарисуй картинку» Дети рисуют орудия труда дворника.

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Подвижные игры: «Мы веселые ребята».

Цель:учить четко, проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры.

«Найдем  предмет». Цель: внимание, выдержка.

Индивидуальная работа: Упражнения на скольжение.

Цель: учить скользить с разбега по ледяным дорожкам.

«Дорожки». Цель: научитьдетей бегать друг за другом, делая сложные повороты, сохранять равновесие, не мешать друг другу и не толкать впереди бегущего. (На площадке рисуются раз­ные извилистые линии).

Трудовая деятельность: Очистить тротуар или участок площадки от снега.

Цель: воспитание интереса к труду взрослых, желание трудиться.
Вечерняя прогулка

Наблюдение за состоянием погоды.

Цель: Развивать умение самостоятельно распознавать и называть снегопад, поземку, мороз, вьюгу, иней. Учить детей сравнивать эти явления, находить сходство и различия.

Дидактическая игра «Кто больше?» - упражнять в подборе определений к существительным и глаголов, соответствующих зимним явлениям.

Какой зимний день? (морозный, холодный, ясный, снежный, короткий, ветреный, сказочный).

Мороз (что делает?) морозит, трещит, крепчает, вымораживает, стоит, ударяет, слабеет, сковывает, стоять не велит. Ветер (что делает?) дует, метет, несет(снег), завывает, воет, кружит.

Трудовая деятельность: Утепление корней деревьев и кустов снегом. 

Цель: формировать положительное отношение к труду на участке; воспитывать экологические представления о взаимосвязи живой и неживой природы.

Подвижные игры: «Собака и воробьи», «На санки».

Цель: упражнять в беге в разные стороны, умении ориентироваться в  пространстве, быстро добегать до санок и садиться на них.

Индивидуальная работа: Конкурс на лучшую фигуру из снега.

Цель:учить слепить из снега простые фигурки, схожие с простыми предметами.

Прогулка 2

Наблюдение за снегом

Цель: Дать понятие о снеге, и его свойствах. При постройке снежных фигур. показать, что пластичность, вязкость снега зависят от его влажности (полить снег водой и слепить фигурку). Подчеркнуть, что снег стал влажный и липкий.

Ход наблюдения.

Определяем температуру воздуха по термометру. Как вы думаете, какой сегодня снег? Как догадались? Можно из такого снега лепить? Давайте проверим.

Какой пушистый чистый снег,

Кусты одеты в белый мех,

Они стоят несмелые как медвежата белые. «Снегодром». Взрослый  организует  конкурс  на  лучшую  фигуру из снега (самолет, ракету, большой ледокол, птицу, цветок и т. п.).

Дидактические игры: «Слова-родственники»

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов (к слову «снег»). Как называется комок из снега, который бросают, играя? (Снежок) А звездочка из снега? (Снежинка) Кого лепят дети зимой из снега? (Снеговика) Как называют внучку Деда Мороза? (Снегурочка) А цветы, которые первыми вырастают из-под снега? (Подснежники)

Подвижные игры: «Сделай фигуру»

Цель: учить соблюдать правила игры.

«Метелица» Цель: бежать змейкой, не натыкаться на предметы, не разрывая цепочку. Все дети встают друг за другом и берутся за руки. Первым стоит взрослый -  он метелица. Метелица медленно пробегает между снежными постройками, валами, санками змейкой или обегает их, ведя за собой.

Индивидуальная работа: Упражнения с элементами игры в хоккей: ведение шайбы клюшкой в заданном направлении, передача шайбы друг другу в парах.

Цель: развивать двигательную активность.

«Не сбей флажок». Цель:ходить змейкой между предметами, не сбивая их.

Трудовая деятельность: Изготовление снежных фигур.

Цель:учить работать сообща, получать радость от выпол­ненного труда и его результата.
Вечерняя прогулка

Наблюдение за сезонными изменениями.

Цель: формировать представления об изменениях в природе; учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель); закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Ход наблюдения

Снег да вьюжные узоры, в поле вьюги, разговоры.

Холод, полутьма... День — коньки, гора, салазки,

Вечер — бабушкины сказки. Вот она — зима!

Февраль — конец холодной поры, морозотрескучий и метельный месяц, полный неожиданностей и разных перемен. В нем звенит первая робкая капель, вытягиваются длинные хрустальные сосульки* стекленеют южные склоны сугробов, появляются затайки у одиноко стоящих деревьев. Февраль — месяц волчьих свадеб. В феврале сугробы, частые поземки и бураны, вьюги да метели. На один бок февраль греет, на другой — студит. В оттепель окна покрываются слоем воды. В мороз из этой воды образуются причудливые узоры.

Воспитатель задает детям вопросы: Назовите все зимние месяцы. Зачем мы засыпали корни деревьев снегом? Назовите признаки февраля.

Трудовая деятельность: Украшение участка цветными льдинками.

Цель: учить работать в коллективе; развивать эстетический вкус.

Подвижные игры

«Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?».

Цель: продолжать учить прыгать гигантскими шагами; начинать игру по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа: Развитие движений. 

Цель: упражнять в скольжении; учить приседать во время скольжения.
Прогулка 3

Наблюдение «Как стали одеваться люди»

Цель: сформировать представления о сезонной одежде.

Ход наблюдения

Обратить внимание на одежду прохожих, детей. Уточнить, какая это одежда по сезону, теплая или нет. Почему? Закрепить названия частей одежды, название материала, из которого одежда сшита.

Какая одежда? (А. Шибаев)

Летом, в жаркие часы – только майка и трусы. А зимою нам нужны: свитер, теплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии, шапка и так далее.
Шапка …, свитер… впрочем, я…
Я запутался, друзья!
Я перчатку надеваю, я в нее не попадаю!

Сосчитайте-ка, ребятки. Сколько пальцев у перчатки?

Начинаем вслух считать: «Раз, два, три, четыре, пять (Я.Нищева )

Загадки: В них упрячешь две ноги — и в мороз гулять беги.

Все в шерсти, а кожи нет.(Валенки) Мягкая, теплая, пушистая, воротник и рукава, не замерзнет детвора. (Шуба)

Я зимой на голове грею ушки детворе. (Шапка)

Дидактические игры: «Назови ласково»

Цель: образование существительных с помо­щью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (дети подбирают слова на тему «Зимняя одежда»).

«Назови одним словом» Цель: закрепить обобщающие слова.

«Чья шуба, чей шарфик, чье пальто?» Цель: закреплять словообразование в муж­ском, женском и среднем роде.

"Печатать". Отпечатывать формочками изображения на снегу.

Цель: развитие мелкой моторики рук

Подвижные игры: «Иголочка, ниточка, узелок»

Цель: научить ходить и бегать, меняя направления, в колонне по одному, играть дружно. «Платок» Цель: развить быстроту и ловкость.

Индивидуальная работа: Ходить и перелезать через сугробы.

«Кто дальше?» Цель:упражнять в метании снежков правой и левой ру­кой в определенном направлении.

Трудовая деятельность: Очистка дорожек ото льда и снега. Очистить друг у друга одежду от снега. Цель: закреплять навыки работы с лопатой; воспитывать настойчивость, самостоятельность, чувство товарищества.
Вечерняя прогулка

Наблюдение за изменением термометра.

Напомнить, что каждая черточка обозначает один градус. Когда столбик термометра стоит выше красной линии, он обозначает, что тепло. Чем выше столбик красной линии, тем теплее. Если столбик опускается ниже красной линии, наступает мороз. Чем ниже столбик, тем сильнее мороз.

Стихотворение Е.Трутневой «Морозный ветер»:

     Скоком – боком, скоком – боком ходит галка мимо окон.

     Ветром вся взъерошена, снегом запорошена,

     Тяжелы, мохнаты провода – канаты.

Каждый звонок, как струна, - загудела вся страна.

     Сразу градусник отметил – прилетел морозный ветер:

     Между черточек и точек синий столбик стал короче.

Трудовая деятельность: Прикопка к стволам деревьев снега, чтобы ели было тепло зимой.

Цель:воспитывать гуманно-деятельное отношение к растениям, умение своевременно заботиться о них.

Подвижные игры: Обучение детей ходьбе на лыжах.

Цель:упражнять в ходьбе на лыжах, делать повороты на месте и в движении.

Индивидуальная работа: «Сбей кеглю». Цель:развивать ловкость, быстроту реакции.

Прогулка 4

Наблюдение за снегопадом

Цель: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде; развить чувство прекрасного.

Ход наблюдения

Не вымыт, а блестит, не поджарен, а хрустит. (Снег.)
Как кусочки сладкой ваты белый снег летит куда – то.

И на радость детворе покрывалом во дворе

Белый снег ложится и опять кружится.

Не боюсь я снегопада – я во двор бегу с лопатой!

Будет горка, будут башни, снеговик и кот домашний. (В. Галичина)
В разную погоду из туч идёт разный снег. Когда холодно и нет ветра, падают и кружатся лёгкие и красивые снежинки. Если на улице не очень холодно, а снег пошёл сильнее, гуще, то становится ещё теплее. Снежинки слипаются вместе в мягкие хлопья снега. Сильный снег называют снегопадом. А когда дует ветер, из туч сыплется крупа – маленькие плотные комочки снега. Они очень похожи по форме и размеру на пшено или гречку, поэтому такой снег и прозвали – крупа. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на зем­лю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани. Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха. Почему снег хрустит под ногами? А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ло­маются звездочки и лучики. При какой погоде снежинки образуют крупу, хлопья? Почему снег бывает рыхлый?

Дидактические игры: «Назови одним словом»

Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.
«Скажи, какой?» Цель: учить детей выделять признаки предмета. (Снег какой?)

«Назови ласково" дети подбирают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами к предложенным словам на тему "Зима". Цель: образование существительных с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов.

« У кого лучше снежная фигура?» - дети лепят фигуры из снега. Цель: развитие общей моторики. Подвижные игры: «Бездомный заяц» (бег)

Индивидуальная работа: «Попади в цель» Метание снежков вдаль и в цель.

Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата,развивать координацию движений. «По снежному мостику». Цель: сохранять равновесие.

Трудовая деятельность: Уборка участка от снега. Цель:учить собирать снег в опреде­ленное место.
Вечерняя прогулка

Наблюдение за ветром.

Цель:формировать представление об одном из признаковзимы — метели; — учить определять направление ветра.

Ход наблюдения

Кружится и хохочет метель под Новый год.

 Снег опуститься хочет, а ветер не дает.

И весело деревьям и каждому кусту.

Снежинки, как смешинки, танцуют на лету.

Обратить внимание: ветер переносит снег с одного места на другое, не дает снегу опуститься на землю — это метель.

Трудовая деятельность: Сгребание снега в общую кучу для постройки горки.

Цель:работать сообща, получать радость от выполненной работы.

Подвижные игры: «Сбей мяч», «Пронеси мяч, не задев кеглю».

Цель:учить метанию мяча в беге, выполнять задания по команде.

Индивидуальная работа: Игровые упражнения при ходьбе по буму.

Цель:закреплять умение держать равновесие.


Прогулка 5

Наблюдение за воробьем

Цель: продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц. Ход наблюдения

Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зиму­ющие птицы.) Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зи­мующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.)Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, воро­ны, галки, сороки, дятлы, клесты.)Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зер­нышками).Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.)Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробь­ев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом, они защищаются от мороза.)Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы про­кормиться и согреться возле него).

Прыгал воробьишка в коричневом пальтишке,

Ростом мал, да боевой, нелегко ему зимой.

Прыгает он у крыльца — покормите молодца.

Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (От­чистить от снега место для корма.) Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц. Дидактические игры: «Улетает — не улетает». Цель: уточнить знания о птицах

«Четвёртый лишний» Цель: закреплять знания о зимующих и перелётных птицах.

Подвижные игры: «Мы веселые ребята». Цель:учить четко, проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа: «Забей шайбу». Из снега делается несколько ворот шириной 1,5 м и глубиной 0,5 м. С расстояния в 2 м дети стараются загнать шайбу в ворота.

«На ледяных дорожках». Цель: учить скользить по ледяной дорожке.

Трудовая деятельность: Расчистка от снега кормушек, кормление птиц.

Цель:воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за легковым автомобилем.

Цель: продолжать различать автомобили по их назначению (легковые, грузовые);формировать интерес к профессии водителя, умение отличать грузовой и легковой транспорт.

Ход наблюдения

Воспитатель предлагает понаблюдать за автомобилями, движущимися по улице города, рассмотреть их внешний вид, организует беседу.

Какие виды транспорта вы знаете? Чем отличается легковой автомобиль от грузового и от автобуса? Что спереди у автомобиля? (Фары.) Для чего они нужны? (Для освещения дороги.)

Кто управляет машиной? (Водитель.) Любой человек может управлять машиной? (Нет.)

Их видно повсюду, их видно из окон,

По улице движутся длинным потоком,

Они перевозят различные грузы

И люди в них ездят.

За эту работу мы их полюбили.

Они называются ... (автомобили).


Трудовая деятельность: Сгребание снега в определенное место, очистка дорожек на участке, подкормка птиц.

Цель: приучать к чистоте и порядку; закреплять умение трудиться в коллективе; воспитывать заботливое отношение к животным.

Подвижные игры: «Попади в коробку».

Цель:тренировать меткость бросков.

«Золотые ворота». Цель:развивать внимательность.

Индивидуальная работа: Хождение по буму; прыжки с места на двух ногах (энергичное отталкивание и правильное приземление).

Цель:развивать чувство равновесия.

Прогулка 6

Наблюдение за погодой

Цель: познакомить детей с такими явлениями, как «метель» и «вьюга».

Ход наблюдения

Какая сегодня погода? (ветреная). Посмотрите, как низко и быстро плывут облака. Что происходит с ветками деревьев? (они раскачиваются ). Обратите внимание на то, как ветер поднимает с земли и переносит снег в другое место, с силой бьет в окно. Прислушайтесь, что вы слышите? Это завывает ветер, это метель. Откуда дует ветер?

Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле легкая поземка. (С. Маршак)

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, То, как зверь она завоет, то заплачет как дитя...(А. Пушкин)

Кто бросает снег в лицо? Наметает на крыльцо?

Кто в трубе печной завыл? Кто ворота отворил? (Вьюга) (Н. Нищева)

Дидактические игры

«Какой ветер?» - ответить на вопрос, подбирая относительные прилагательные.

Цель: расширить словарный запас.

«Времена года». Воспитатель называет приметы времени года, дети определяют.

Цель: развить внимание, мышление, логику, речь.

«Как поет ветер?» — дети изображают гудение ветра, произ­нося звук [в].

Цель: закрепить произношение звука [в].

Подвижные игры

« Не оставайся на снегу» (прыжки)

«На санки»

Цель: упражнять в беге в разные стороны, умении ориентироваться в пространстве, быстро добегать до санок и са­диться на них.

Индивидуальная работа

Ходьба по снежному валу со снежком в руках и спрыгивание. Цель: Сохранять равновесие.

Конкурс на лучшую фигуру из снега.

Цель:учить слепить из снега простые фигурки, схожие с простыми предметами.



Трудовая деятельность: Утепление корней деревьев и кустов снегом.

Цель: формировать положительное отношение к труду на уча­стке; воспитывать экологические представления о взаимосвя­зи живой и неживой природы.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за сосульками.

Цельзакреплять знания о различных состояниях воды.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Если сели на карниз,

То растут все время вниз. (Сосульки.)

Из чего состоит сосулька? Какие свойства льда вам знакомы?

Сосулька — замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Они образуются только с солнечной стороны дома. Почему? Снег подтаивает и стекает в капельки, которые не успевают упасть с крыши и замерзают.

В морозный день сосулька растет или уменьшается? А в солнечный? Чем отличается место, где есть сосульки, от другого участка? Почему сосульки растут «головой вниз»? (Когда капелька стекает вниз по сосульке, она вытягивает кончик, и он становится тонким.)

Если появляются сосульки — это первый признак приближения весны. Капель — борьба весны с зимой.

Трудовая деятельность: Расчистка дорожек и скамеек от снега.

Цель:воспитывать желание помогать взрослым в уборке участка.

Подвижные игры: «Дорожка препятствий», «Охотники и зайцы».

Цель: учить согласовывать движения друг с другом; развивать глазомер.

Индивидуальная работа: Катание на санках.

Цель:учить выполнять повороты при спуске.

Прогулка 7

Наблюдение« Морозный солнечный денек»

Цель: сформировать у детей представление о зиме.

Ход наблюдения

Какая сегодня погода? Какое небо? Дети, посмотрите как красиво кругом. Обратите внимание, как сверкает снег на солнце. Кругом бело, светло, небо голубое. Какое солнце? (яркое). Какое оно было вчера? Обратите внимание дети, что зимой солнце не греет, не поднимается высоко, путь его становится короче. Зимой солнце все позже всходит и все раньше заходит, из-за этого уменьшается день. В феврале день заметно увеличивается, но всё равно ночь заметно длиннее дня.

Под голубыми небесами, великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит. (А. Пушкин)

Колобок, колобок, золотистый бок, за елки нырнул,

Там крепко заснул. А к утру проснулся — на весь мир улыбнулся! (Солнце) Л. Кузьмин


Дидактические игры: «Что сначала, что потом» — дети называют по порядку вре­мена года.

Цель: закрепить знания детей о временах года.

«Четвертый лишний» Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную. Подвижные игры: «Ловишки со снежком». Цель:начинать игру по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа: Скольжение по наклонной ледяной дорожке на 2-х ногах, поочерёдно приседая и вставая.

Цель:развивать ловкость, быстроту реакции.

Трудовая деятельность: Прикопка к стволам деревьев снега, чтобы им было тепло зимой.

Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к рас­тениям, умение своевременно заботиться о них.
Вечерняя прогулка

Наблюдения за снежным покровом.

Обсудить защитные свойства снега. В теплый солнечный день понаблюдать за появлением воронок в снегу вокруг стволов деревьев. Обсудить, почему появились воронки. Для подведения детей к самостоятельному выводу предложить потрогать темную и светлую одежду и убедиться, что темная одежда быстрее нагрелась на солнце. Сравнить появление воронок у березы. Закрепить в представлении детей понятие «наст», когда он появляется и почему.

Трудовая деятельность

Очистка участка от снега.

Цель:воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок.

Подвижная игра 

«Попади в цель».

Цель:учить бросать мяч в цель, развивать меткость, соблюдать правила игры.

«Хоккей на снегу».

Цель:учить прокатывать шайбу в ворота.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель:закреплять умение двигаться приставным шагом.

Прогулка 8

Наблюдение «Следы птиц на снегу»

Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы наснегу.

Ход наблюдения

Кто прошелся по дорожке и оставил здесь свой след?

Это птичка-невеличка, а зовут ее ... (синичка)

Предложить детям рассмотреть следы на снегу возле кормушки. Как вы думаете, чьи это следы животных или птиц? Что такое след? (Отпечаток, оставшийся на снегу.) Почему на снегу остаются птичьи следы? (Под лапками, от тяжести тела птицы, ломаются лучики холодных снежинок.) Раздать детям карточки с нарисованными следами птиц. Предложить определить, каким птицам принадлежат следы на рисунке, и найти подобные на снегу. Как вы думаете, что можно узнать о птице по ее следу? (Размер птицы; как она передвигалась, в каком направле­нии; делала ли остановки.)


Дидактические игры: «Назови правильно» Цель:развивать грамматический строй речи.

След зайца – заячий, лисы – лисий, птицы – птичий, от лыж – лыжный, от санок – санный.

«Подбери признак» Цель:упражнять в словообразовании. Отвечать на вопрос. ворона, (какая?) …; голубь, (какой?)...; снегирь (какой?)...; синица (какая?) .... «Нарисуй картинку» - Предложить утрамбовать на небольшом участке снег и за­рисовать палочкой увиденные следы птиц. Цель: развитие мелкой моторики. Подвижные игры: «Брось за флажок». Дети стоят в две шеренги друг за другом, в руках у первой шеренги мячи, мешочки с песком. Впереди на расстоянии 4—5 м стоят на одном уровне несколько флажков.  Дети одновременно бросают мешочки с песком из-за головы двумя руками или одной, стараясь забро­сить их за линию флажков. Воспитатель подсчитывает, сколько детей забросили мешочки за флажки. Затем дети поднимают мешочки, бегут и передают их своей паре. Бросает следующая шеренга, затем сравниваются результаты.

Указания. Можно передавать мешочек своей паре и перебрасыванием. Нужно внимательно следить за местом падения мешочка. Результат броска от­мечается по месту падения мешочка.Индивидуальная работа: Хождение по снежному валу;

Цель:развивать чувство равновесия.

Прыжки с места на двух ногах Цель:энер­гичное отталкивание и правильное приземление.

Трудовая деятельность: Сгребание снега в определенное место, очистка дорожек на участке, подкормка птиц. Цель: приучать к чистоте и порядку; закреплять умение трудиться в коллективе; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Вечерняя прогулка

Наблюдение за сосной.

Цельуточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях (сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее).

Ход наблюдения

Была ли малым деревцем? Сосне совсем не верится:

Давно с высокой кручи достала кроной тучи

И с другого берега достала тень от дерева.   В. Могутин

В народе говорят: «Сосна там красна, где взросла», «Всякая сосна своему бору шумит».

Сосна — высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Размножается сосна шишками.