Файл: Конспект урока обществознания в 6 классе Межличностные отношения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока обществознания в 6 классе «Межличностные отношения»
Цель урока: способствовать формированию представления об условиях складывания межличностных отношений, определении видов межличностных отношений
Задачи урока:
- раскрыть понятие и особенностей межличностных отношений;
- способствовать формированию представления о чувствах как основе межличностных отношений;
- способствовать формированию представления о видах межличностных отношений;
- способствовать формировании оценки черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
- способствовать выполнению обучающимися в повседневной жизни этических норм;
- формировать умения определять собственное отношение к явлениям современной жизни и формулировать свою точку зрения.
Тип урока: урок усвоения нового знания
План урока:
1. Какие отношения называют межличностными.
2. Чувства – основа межличностных отношений.
3. Виды межличностных отношений.
Основные понятия: межличностные отношения, знакомство, приятельство, товарищество, дружба, симпатия, антипатия, стереотип,
Словарь урока:
1) Межличностные отношения – взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения.
2) Симпатия – это внутреннее расположение, привлекательность.
3) Стереотип – устойчивое, упрощенное, схематичное представление о чем-либо.
4)Антипатия – чувство неприязни, нерасположения
Межпредметные связи: история, литература, русский язык.
Образовательные ресурсы:
- учебник «Обществознание», Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова . 6 класс
- презентация «Межличностные отношения»
-рабочие листы формата А4 для индивидульной и групповой работы, тетради, листы с таблицей самооценки (для использования на этапе рефлексии и оценивания) для каждого ученика.
-проектор, экран, авторская презентация «Межличностные отношения».
Методы и формы обучения:
Печатно-словесный, наглядный
Работа фронтальная, индивидуальная и в группах
I этап. Мотивационно-целевой этап
1. Организационный момент.
Учитель: здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть, и надеюсь, что наше сегодняшнее общение доставит нам взаимное удовольствие.
Присаживайтесь поудобнее, пожалуйста, начнем наш урок Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку. Все ли сегодня присутствуют на уроке? Ученики отвечают на поставленный вопрос, приветствуют учителя, присаживаются. Учитель отмечает отсутствующих в журнале, если таковые имеются.
2. Проверка домашнего задания
Учитель: прежде, чем мы перейдём к изучению новой темы давайте вспомним некоторые моменты из изученного ранее материала. Я предлагаю вам разгадать кроссворд в вашем рабочем листе и узнать ключевое слово (слайд 1) Кроссворд по главе 1 «Человек в социальном измерении»
Вопросы к кроссворду: «Человек в социальном измерении»:
1. Любая активность, труд человека
2. Человек как один из многих
3. Один из видов деятельности человека
4. Оценивание человеком самого себя
5. Все человечество в прошлом, настоящем и будущем
6. Мышление состоит из понятия, умозаключения и …?
7. Нужда человека в чем-либо
УЧИТЕЛЬ: Давайте поменяемся заполненными кроссвордами и проведем взаимопроверку, поставьте оценку друг другу по 5 балльной системе. (слайд 2).
Поднимите руку у кого оценка «5», «4», «3», ниже тройки? Хорошо, обратите внимание кому еще нужно подтянуть пройденный материал.
Далее на всех этапах урока мы будем оценивать себя сами и ставить баллы за выполнение заданий, а в конце урока сами поставим себе оценку, исходя из заработанных баллов.
3. Актуализация знаний.
УЧИТЕЛЬ: 1. Какое слово в кроссворде ключевое? Ответы обучающихся: Личность
УЧИТЕЛЬ: 2. Дайте определение понятию ЛИЧНОСТЬ. Ответы обучающихся: Личность – совокупность качеств, которые человек приобретает, живя в обществе.
УЧИТЕЛЬ: 3. Скажите можно ли назвать личностью животное? Ответы обучающихся: Нет, потому что животное не обладает сознанием, не может заниматься деятельностью…
УЧИТЕЛЬ: 1. Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос: что их объединяет? Что делают люди на картинах? (Рассматривают иллюстрации. Формулируют ответы на вопросы) (слайд 3)
Ответы учеников: 1. На всех иллюстрациях мы видим людей, которые общаются друг с другом. Человеку требуется общение. Вступая в отношения друг с другом, люди удовлетворяют свои потребности в общении.
УЧИТЕЛЬ: 2) Потребности в общении относятся к… (биологическим, социальным, духовным)? Ответы учеников: социальным
УЧИТЕЛЬ: 3) Как вы думаете, почему человек стремится к общению? Ответы учеников: Человек стремится к общению, так как хочет, чтобы его выслушали, помогли в чём-то или, просто хочет поделиться радостью…
УЧИТЕЛЬ: итак, мы сказали, что каждый человек – личность и стремится к общению. Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? Ответы учеников: об общении
УЧИТЕЛЬ: посмотрите на цепочку «Личность – личность – личность».
Как назвать такой вид общения? Кто с кем общается, между кем проходит общение? (Слайд 4)
Значит, как называются отношения между личностями = Межличностные отношения.
Записываем тему урока: «Межличностные отношения» (слайд 5)
УЧИТЕЛЬ: формулируем цель урока.
Что же сегодня мы должны с вами узнать? О чем мы будем говорить? Ответы учеников: узнать, что такое межличностные отношения, определять виды межличностных отношений.
УЧИТЕЛЬ: правильно! А зачем нам это знать? Ответы учеников: чтобы уметь правильно общаться.
II.Ориентировочный этап
УЧИТЕЛЬ: обратимся к учебнику - рубрике «Вспомним» и «Обсудим вместе», ответим на вопросы и исходя из них составим план нашего урока
– Можно ли назвать личностью животное?
– Что такое чувства?
– Какие чувства ты знаешь?
– Почему одним людям мы симпатизируем, а других сторонимся?
- Всегда ли мы справедливы в наших суждениях?
Что нам необходимо сделать, чтобы узнать, что влияет на установление межличностных отношений как складываются межличностные отношения?
1. Какие отношения называют межличностными.
2. Чувства – основа межличностных отношений. Особенности
3. Виды межличностных отношений.
III. Поисково-исследовательский этап
1. Изучение первого пункта плана - Какие отношения называют межличностными.
УЧИТЕЛЬ: Как вы понимаете выражение «межличностные отношения»? Давайте обратимся к словарю Ожегова:
Межличностные отношения – это особенная связь человека с окружающими людьми.
Межличностные отношения – взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения. (запишем) (слайд 6)
УЧИТЕЛЬ Человек живёт в обществе. Он постоянно взаимодействует с другими людьми, оказывается в различных коллективах. Первоначально это семья, друзья, близкие нам люди. Затем класс. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем какие-то общие дела.
В любой ситуации мы независимо от нашего желания общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями. С одними нам хочется общаться, дружить, с другими – нет. Как вы думаете почему? Ответы учеников: нам хочется общаться с теми, кто совершают поступки, которые мы готовы разделить, которые нас привлекают, вызывают симпатию, обладают положительными качествами. Не хочется общаться с теми, кто нас обижает или обижает кого-то на наших глазах, совершает нехороший, с нашей точки зрения, поступок. Такие люди вызывают у нас антипатию.
УЧИТЕЛЬ: всегда ли мы справедливы в наших суждениях? Ответы учеников: Нет, так как мы можем не знать человека, не знать, почему он так поступает…
УЧИТЕЛЬ: поэтому нам нужно учиться понимать окружающих нас людей, понимать, почему человек поступает именно так, а не иначе, учиться строить свои отношения так, чтобы они были добрыми, позитивными.
1. А у вас получается общаться с другими так, чтобы никого не обидеть, не унизить? Ответы
2. Все ли ребята хотят с вами общаться и даже дружить? Задумывались ли вы об этом? Ответы
3. Что же делать, если не получается установить контакты с одноклассниками? Ответы учеников: стараться найти контакт
4. Почему на нас кто-то обижается и даже сердится? Ответы учеников: потому что не всегда мы себя ведем правильно
УЧИТЕЛЬ: Попытайтесь сформулировать проблемный вопрос, на который мы постараемся получить ответ в конце урока.
Ученики формулируют проблемный вопрос. Как выстраивать отношения с людьми, которые нас окружают? (слайд 7)
УЧИТЕЛЬ: главное в отношениях с другими людьми то, что они носят обоюдный характер. Обычно это подчёркивается словом «взаимо»: ВЗАИМОдействие, ВЗАИМОпонимание, ВЗАИМОвосприятие. (слайд 8)
Поясните на представленных примерах, что это означает…Обучающиеся демонстрируют понимание, опираясь на примеры спортсменов, действующих в команде.
Какой вывод можно сделать на основе этих примеров? Ученики формулируют вывод: понять другого, научиться сотрудничать – важное условие межличностных отношений.
Давайте вместе построим схему: «Особенности межличностных отношений» (слайд 9)
1. общение (во- первых что происходит между людьми, когда они вступают в отношения друг с другом? Один из видов деятельности человека)
2. взаимность (во-вторых, будет ли межличностное отношение если один разговаривает, а другой не хочет с ним общаться, каким оно должно быть?)
3 чувства (в-третьих, симпатия, антипатия, любовь дружба это что такое?)
Учитель: давайте сделаем гимнастику для глаз, в рабочем листе у вас есть рисунок, каждое упражнение повторяем 5 раз. Молодцы, продолжаем работу
Изучение второго пункта плана - Чувства – основа межличностных отношений их особенности УЧИТЕЛЬ: сейчас Вам предстоит самостоятельно поработать, выполнить задание 1 и 2 из вашего рабочего листа.
Давайте проверим вашу работу
Задание 1.
СИМПАТИЯ – внутреннее расположение, симпатия.
Есть чувства, которые, наоборот разъединяют людей, мешают их сотрудничеству, их называют отрицательными. АНТИПАТИЯ – отношение, прямо противоположное симпатии.
Чувства Примеры
симпатия добрая и отзывчивая девочка, рыцарь
антипатия грубый, невоспитанный одноклассник, грязнуля
стереотип девочки-плаксы, все блондинки дуры
СТЕРЕОТИП – обобщенное и упрощенное понятие об особенностях людей принадлежащих к той или иной группе
Задание 2. Вам нужно было распределить чувства на две группы. Какие относятся к отрицательным? Положительным?
Чувства
Положительные Отрицательные
Удовольствие Благодарность Зависть
Радость Любовь Горе
Блаженство Гордость Обида
Восторг Доверие Гнев
Восхищение Уважение Тоска
Нежность
УЧИТЕЛЬ: Молодцы, не забываем проставить себе баллы в листе самооценки
УЧИТЕЛЬ: Проявление человеческих чувств можно увидеть на картинах художников. Предлагаю вам посмотреть репродукции и определить, какие чувства на них изображены (картины)
Попытаемся опровергнуть стереотип: ребята 6 класса не любят делать зарядку.
Физкультминутка (музыка)
Изучение третьего пункта плана - Виды межличностных отношений.
УЧИТЕЛЬ: Межличностные отношения бывают разных видов, а какими, давайте узнаем:
1)здравствуйте, я ваш новый учитель обществознания Надежда Петровна – Что я сейчас сделала? Познакомилась –У вас есть знакомые? Их много? Это самый распространённый вид общения,1 вид – знакомство.
2) 2 вид запишите приятельство – с этим человеком я хочу общаться он мне симпатичен
3) я учусь в шестом классе и у меня есть товарищи, у нас общая цель – хорошо учиться – 3 вид товарищество