Файл: 1. Что такое сенсорные эталоны и какова их роль в познавательном развитии ребенкадошкольника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.     Что такое сенсорные эталоны и какова их роль в познавательном развитии ребенка-дошкольника?

С первых секунд появления на свет ребенок сразу же начинает взаимодействовать с окружающим миром.Органы чувств с невероятной скоростью собирают информацию о:

  • запахах;

  • вкусе маминого молока или смеси;

  • звуках и голосах;

  • ярком свете или его отсутствии;

  • температурных изменениях.

Родители должны приложить максимальное количество усилий, чтобы не только накормить и обезопасить жизнь ребенка, но и обеспечить его гармоничное развитие. А сделать это на первом этапе можно через развитие сенсорики.

Что такое сенсорное развитие?

Сенсорика — это возможность организма распознавать внешнее воздействие. Сенсорное развитие — метод восприятия и формирования знаний о наиболее важных свойствах предметов:

  • форме;

  • размере;

  • запахе и вкусе;

  • цвете;

  • тактильных свойствах;

  • положении в пространстве.

Проще говоря, через обоняние, вкусовые рецепторы, зрение, осязание и слух у младенца закладывается индивидуальное представление обо всем вокруг, и уже опираясь на эти образы, далее формируется умственная деятельность.

Сенсорный эталон

Запорожцем А. В. было введено такое понятие, как «сенсорный эталон», подразумевающее под собой устоявшиеся за время развития человечества нормы и понятия об основных видах свойств и отношений. Стоит подчеркнуть, что сенсорные эталоны не являются набором так называемых образцов, расположенных в хаотичном порядке. Это понятие намного шире и глубже, поскольку являет собой систему расположения и взаимодействия, например:

  1. Семь музыкальных нот, расположенных в строгой последовательности друг за другом в направлении вверх по нотному стану, и чем тоньше звучание ноты, тем выше она расположена.

  2. 33 буквы русского алфавита, каждая из которых имеет «свое место».

  3. Семь цветов спектра, которые также находятся в определенном порядке (это связано с длиной световой волны): красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.


Также к сенсорным эталонам относят и другие понятия и восприятия:

  • вкусы — основных видов 4: сладкий, кислый, горький и соленый;

  • температурные показатели: теплый и холодный;

  • размер: большой, средний и маленький;

  • оттенки запахов: легкий, свежий, тяжелый, горький и сладкий;

  • формы фигур: круг, квадрат, треугольник, овал и прямоугольник.

Целесообразно проводить знакомство с фигурами на плоскостных примерах, а уже после переносить их на объемные фигуры, показывая, что заложено в основу одной из сторон. Дело в том, что изучение объемных фигур может вызвать у незрелого детского мозга ассоциативное восприятие. Например, круг отображает форму как мяча, так и часов. Но если проводить знакомство с кругом сразу на примере объемной фигуры, по типу мячика, то в дальнейшем малыш может не распознать ее в часах.

Сенсорное восприятие — основа познавательного развития ребёнка, раннего возраста. Есть несколько ступеней познания:

  1. Полученный опыт (цвет вкус, запах и т. п.) сразу переходит от чувственного к рациональному.

  2. Далее от восприятия к мышлению.

  3. И в завершении, к запуску интеллектуальной деятельности.

Таким образом, правильно сформированное сенсорное восприятие дошкольника позволяет заложить основы для:

  • развития умственных способностей;

  • обучения, усидчивости и концентрации внимания;

  • развития памяти у ребенка, в том числе зрительной, тактильной, долгосрочной и краткосрочной;

  • богатого воображения и креативности мышления в будущем;

  • эстетического развития;

  • вкусовых предпочтений;

  • облегчения и ускорения процесса приобщения к реальному миру.

Но от того, что малыш самостоятельно будет ползать по комнате, рассматривать предметы, их формы и цвета, полноценного результата не будет. От хаотично полученной информации образы будут неточными, а иногда и ошибочными. Поэтому в разностороннем развитии ребенка через сенсорное воспитание необходимо педагогическое воздействие.



Этапы сенсорного развития

Первый год жизни

Еще небольшое время назад специалисты рекомендовали начинать сенсорное воспитание дошкольника с 1 года, но последние исследования показали ошибочность этих утверждений, поскольку приступать следует с первого месяца жизни. Дело в том, что с 4 по 16 неделю ребенок воспринимает мир через обоняние и осязательные органы. Начиная с 17-й недели, первостепенным органом сенсорики становится зрение, а уже с полугодовалого возраста можно начинать развивать мелкую моторику малыша.

Основные рекомендации по развитию сенсорного восприятия.

Развитие органов осязания:

  1. Полезен совместный сон и купания с мамой и частый физический контакт в течение дня.

  2. Если у младенца нет аллергии на мех, плюш, шелк, махру, лен, дерево и т. п., чередуйте поверхности из разных материалов для выкладывания. Необязательно их менять по несколько штук за один раз, просто чередуйте по дням или через день. Важно проводить выкладывания на оголенное тело, а не в пеленке.

  3. После трех месяцев можно приступать и к самым простым пальчиковым упражнениям.

Развитие зрения:

  1. Нельзя до 4-8 недель смотреть на малыша в упор — попытки концентрации взгляда на предмете с близкого расстояния (в данном случае на лице родителя) могут спровоцировать косоглазие.

  2. В 4-8 недель показывайте черно-белые картинки, а также однотонные предметы.

  3. После 8 недель можно заменить игрушки и картинки цветными, но не стоит усердствовать с яркостью, отдавайте предпочтение спокойным цветам и оттенкам из семи основных;

  4. Чаще показывайте разные пейзажи и виды, подносите младенца ко всем окнам в доме. После 6 месяцев гуляйте в коляске в положении сидя или полулежа, для лучшего обзора.

  5. Подносите малыша к зеркалу для знакомства с собственным отражением.

Развитие вкуса и обоняния:

  1. Натуральный запах маминого тела успокаивает ребенка и формирует свой сенсорный эталон восприятия, поэтому, находясь дома в близком контакте с малышом, не стоит пользоваться парфюмом и дезодорантами. Шампуни и уходовые средства также должны быть с минимальным количеством отдушек.

  2. После полугода, когда начинается смешанное питание, старайтесь его разнообразить (в пределах разумного, конечно) и начинайте знакомить с новыми нерезкими натуральными запахами.


Развитие слуха:

  1. Несмотря на то, что младенцы не самые лучшие собеседники, они прекрасные слушатели, поэтому чаще говорите с ребенком, но не монотонно, а с разной интонацией. Рассказывайте все, что видите, делаете. Если не получается, то читайте стихи, сказки, пойте песенки.

  2. Чаще ставьте инструментальную музыку: фортепиано, арфу, скрипку, гитару, саксофон, ханг и т. п. Если вам не нравится классика, выбирайте современные произведения.

После года можно подключать игровую деятельность для формирования новых каналов восприятия.

Пример игр и упражнений для сенсорного развития дошкольника

Главное правило не хочет, не нужно заставлять.

Восприятие цвета

1. «Цветные штампики» всегда сопровождается весельем со стороны деток

Подготовьте пальчиковые краски, несколько прищепок с закрепленной ватой и пару листов бумаги. Называйте цвет, попросите ребенка поставить им штамп на бумагу. Начинайте с трех цветов: желтый, синий, красный, постепенно вводя другие. Можно упростить для деток 1-2 лет, разрешив все делать ручками, или усложнить для более старших, вырезав из картошки геометрические фигуры.

2. «Цветные дорожки»

На полу цветным скотчем наклейте дорожки. Можно начать с прямых для самых младших или кривых пересекающихся для старших. Подготовьте предметы такого же цвета. Задание — взять предмет, назвать его цвет и пронести «по цветному маршруту» к домику (в виде ведерка соответствующего цвета).

3. «Сам себе ювелир»

Понадобится около 10 бусин двух разных цветов. Попросите нанизать их на веревочку, чередуя между собой. Усложняется игра путем добавления других цветов и разных способов чередования. Важно соблюдать последовательность или алгоритм в нанизывании при использовании 3-х и более цветов.


Эффективное сенсорное развитие ребенка с младенчества — залог успешного развития в будущем! Тренируя все его сенсорные системы, родители помогают лучше воспринимать любую новую информацию и формировать адекватное представление об окружающем мире в его разнообразных сферах. Такие детки научатся самостоятельно справляться со стрессами и расслабляться, когда это необходимо, и будут проявлять хорошую концентрацию, музыкальный слух, тактильную восприимчивость, правильное цветоразличение и другие полезные навыки.

2.    Почему учебная деятельность признается ведущей именно в младшем школьном возрасте, а не на всем протяжении школьного обучения?

С момента поступления ребенка в школу она начинает опосредовать всю систему его отношений. По мнению Д. Б. Эльконина, ее роль приоритетна потому, что, во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом; во-вторых, в них осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов. Объяснение возникающих в школьном возрасте основных новообразований невозможно вне анализа процесса формирования учебной деятельности и ее уровня.

Учебная деятельность — это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. Эти предметы не даны как кубики, с которыми можно манипулировать. Все они абстрактны, теоретичны. Предметы науки и предметы культуры — это особые предметы, с которыми надо научиться действовать. Как отмечал В. В. Давыдов, специфической потребностью и мотивом учебной деятельности человека являются теоретическое отношение к действительности и соответствующие ему способы ориентации. Содержанием этой деятельности выступают взаимосвязанные формы теоретического сознания людей (научного, художественного, нравственного, правового).

Д. Б. Эльконин описал ряд специфических особенностей учебной деятельности в младшем школьном возрасте:

  • Один из парадоксов учебной деятельности заключается в следующем: будучи общественной по своему смыслу, содержанию и форме, она вместе с тем осуществляется сугубо индивидуально, а ее продукты есть продукты индивидуального усвоения.