Файл: Порядок проведения инвентаризации кассы и отражение ее результатов в бухгалтерском учете.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Инвентаризацию кассы проводит специальная комиссия. Ее состав определяет руководство компании. Стандартно туда входят:
-
главный бухгалтер; -
представитель администрации предприятия; -
сотрудники из юридического, экономического и других отделов.
Минимально в комиссии по инвентаризации должно быть 2 человека. Руководитель назначает одного из сотрудников председателем — обычно это его заместитель или руководитель отдела. Председатель руководит инвентаризацией и занимается ключевыми операциями: контролирует оформление и подписывает документы, акты и описи, запрашивает объяснительные от ответственных за операции с кассой сотрудников и т.д.
Кроме ревизоров, к проведению инвентаризации привлекают материально ответственное лицо (МОЛ). Если ответственность коллективная, то необходимо участие всех МОЛов.
В комиссионный состав их не включают, но они обязательно присутствуют при инвентаризации наличных и следят за процедурой. Если ответственного за операции с кассой не будет, в результатах проверки можно усомниться.
Если на предприятии числится один руководитель, собирать комиссию для проведения инвентаризации кассы не требуется. Он устраивает ее сам в присутствии ответственного кассира.
Теперь подробнее рассмотрим сам порядок. Процедура производится в несколько этапов.
Все операции с кассой приостанавливают на время процесса. Прежде чем начать инвентаризацию, руководство издает приказ, в котором утверждает состав комиссии и основание для процедуры.
Если инвентаризацию кассы проводят для оформления годовой отчетности, издавать документ не нужно.
Перед инвентаризацией денежных средств кассир направляет бухгалтеру денежные документы — приход, расход и т.д. — и пишет об этом расписку.
Если предприятие использует онлайн-кассу, то комиссия сначала изучает документы на ККТ — о приобретении, регистрации и т.д. Так они убедятся, что кассу применяют законно.
Затем ревизоры проверяют все, что было указано в приказе. Комплекс действий зависит от объектов проверки:
Наличные. Если предприятие не использует онлайн-кассу, то денежные средства пересчитывают, а результат сверяют с записями в кассовой книге. Если предприятие работает с онлайн-кассой, комиссия пересчитывает наличные и сверяет результат с данными кассовой ленты, счетчиками ККТ, сведениями из книги кассира-операциониста.
Документы. Комиссия проверяет наличие всех денежных документов (авиа- и ЖД-билетов, путевок, марок и т.д.), сравнивает сведения в них с информацией в учете.
Ценные бумаги. Члены комиссии фиксируют серии, номера, стоимость и сроки погашения бумаг и сравнивают их со сведениями из описей.
Бланки строгой отчетности. Ревизоры проверяют, какие бланки есть в наличии. Сравнивают их количество со сведениями забалансового счета 006.
Если руководство назначит сплошную инвентаризацию, придется проверять все вышеперечисленные пункты. При выборочной проверке указываются только отдельные объекты. Например, денежные средства в кассе и ценные бумаги.
После проверки всех пунктов комиссия оформляет опись с результатами. Есть три возможных исхода:
-
полное соответствие данным учета; -
недостача наличных; -
излишек.
При излишке или недостаче наличных руководство должно решить, как избавиться от расхождений. Меры зависят от ситуации. Например, проблемы с недостачей можно решить так:
-
Если в этом есть вина кассира, с него можно взыскать недостающую сумму; -
Если вины материально ответственного сотрудника нет (или ее нельзя доказать), средства возмещают за счет компании; -
Излишек изымают и оприходуют.
После проведения инвентаризации кассы комиссия оформляет опись, в которой отражает результаты проверки. Документ должны подписать все ревизоры вместе с материально ответственным сотрудником — иначе опись будет недействительна.
Руководство может составить собственные формы описи для инвентаризаций кассы. Также можно взять одну из установленных образцов:
№ИНФ-15 — для результатов проверки наличных и финансовых документов;
№ИНВ-16 — для инвентаризаций по бланкам строгой отчетности и ценным бумагам.
Опись оформляют в двух экземплярах — для кассира и бухгалтерии. Если инвентаризацию проводят из-за смены материально ответственного сотрудника, то ему вручают третий экземпляр.
При обнаружении излишков или недостачи наличных денежных средств, от МОЛа требуют объяснительную.
В стандартных образцах для описи есть строки, в которых комиссия указывает на расхождения в денежных средствах и данных учета. Если вы работаете с ними, то дополнительные документы оформлять не нужно.
Если в описи нет места для подобных сведений, придется заполнять сличительную ведомость и указывать на расхождения там.
Завершив инвентаризацию кассы, ревизоры передают все описи руководству. Директор проверяет документы и издает приказ об утверждении результатов проверки. Его можно оформить произвольно. Главное — указать перечень действий, которые помогут предприятию устранить расхождения.
Если данные по наличным (и другим объектам проверки) совпали с учетными сведениями, приказ не оформляют.
Интерпретировать итоги проведенной проверки стоит так: если все совпало, значит, учет в организации ведется правильно, а кассир работает хорошо. Если обнаружена недостача или излишек, нужно принимать меры. Проверить правильность учета и скорректировать правила, оценить профессиональную пригодность кассира и его благонадежность.
-
Нормативное регулирование бухгалтерского учета инвентаризации кассы
Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета включает:
-
нормативное правовое регулирование - осуществляется нормами права, содержащимися в соответствующих нормативных правовых актах;
-
методическое (нормативно-техническое) регулирование - осуществляется методическими (техническими) нормами, содержащимися в соответствующих актах методического (нормативно-технического) характера.
Закон о бухучете устанавливает, что случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются самой организацией. Исключение составляют случаи обязательного проведения инвентаризации. А она проводится в порядке, определённом законодательством РФ, а также федеральными и отраслевыми стандартами. Однако сразу скажем, что такие стандарты пока не приняты, поэтому нужно руководствоваться нормативно-правовыми документами, принятыми до вступления в силу Закона о бухучете.
Один из нормативно-правовых документов, регулирующих порядок проведения инвентаризации, это Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Этот документ определяет случаи обязательного проведения инвентаризации имущества и обязательств организации и порядок учета излишков и недостач, выявленных в ходе инвентаризации. Однако этот документ никак не регулирует саму процедуру проведения инвентаризации и документальное оформление ее результатов.
Таким документом являются Методические указания по инвентаризации, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 № 49. Именно они определяют:
-
общие правила проведения инвентаризации; -
правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств (основных средств, финансовых вложений, товарно-материальных ценностей, незавершенного производства и расходов будущих периодов и т.д.); -
порядок составления сличительных ведомостей при инвентаризации; -
порядок оформления результатов инвентаризации.
Закон о бухучете (ч. 3 ст. 11 Закона от 06.12.2011 № 402) устанавливает, что случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются самой организацией. Исключение составляют случаи обязательного проведения инвентаризации. А она проводится в порядке, определённом законодательством РФ, а также федеральными и отраслевыми стандартами. Однако сразу скажем, что такие стандарты пока не приняты, поэтому нужно руководствоваться нормативно-правовыми документами, принятыми до вступления в силу Закона о бухучете (ст. 21 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Один из нормативно-правовых документов, регулирующих порядок проведения инвентаризации, это Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н. Этот документ определяет случаи обязательного проведения инвентаризации имущества и обязательств организации и порядок учета излишков и недостач, выявленных в ходе инвентаризации. Однако этот документ никак не регулирует саму процедуру проведения инвентаризации и документальное оформление ее результатов.
Основной нормативный документ, регулирующий порядок проведения инвентаризации
Таким документом являются Методические указания по инвентаризации, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 № 49. Именно они определяют:
-
общие правила проведения инвентаризации; -
правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств (основных средств, финансовых вложений, товарно-материальных ценностей, незавершенного производства и расходов будущих периодов и т.д.); -
порядок составления сличительных ведомостей при инвентаризации; -
порядок оформления результатов инвентаризации.
Изучив нормативно-правовое регулирование учёта движения денежных средств можно сделать вывод, что движение денежных средств регулируются большим количеством нормативных актов. Несомненно, имеющаяся база является несовершенной, и должна реформироваться в дальнейшем. Однако, в настоящее время, она выступает основой для определения порядка и регулирования движения денежных средств между юридическими и физическими лицами, между организациями различных форм собственности, между предприятиями и банками, а также определяет основные параметры правильности учета движения денежных средств внутри самой организации.
Процедуры внутреннего контроля предприятия основываются на защитных принципах бухгалтерского учета, в том числе двойной записи, балансовом обобщении, контрольной, аналитической и других функциях. Наряду с этим широкого применения требует физическая проверка или инвентаризация, представляющая собой осмотр и подсчет денежных средств.
-
АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И ОФОРМЛЕНИЯ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ «МЯСНАЯ ИМПЕРИЯ ЮГРЫ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика «Мясная Империя Югры»
Общество с ограниченной ответственностью «Мясная Империя Югры», создан в соответствии с Гражданским кодексом РФ и другими правовыми актами, Уставом общества.
Полное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «Мясная Империя Югры».
Место нахождение Общества: 628405, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, Сургут г, Рыбников 31/2
Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе предприятия, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права.
Общество создается с целью удовлетворения потребностей в его работах, услугах, товарах и реализации на основании полученной прибыли интересов основателей, а также экономических и социальных интересов трудового коллектива.
Общество в целях реализации государственной, экономической и налоговой политики несет ответственность за сохранность документов (управленческих, финансово-хозяйственных, по личному составу персонала и др.); обеспечивает передачу на государственное хранение документов, имеющих научно-историческое значение в соответствии с перечнем документов согласованным с компетентными учреждениями, ведающими данными вопросами; обеспечивает сохранность и использует в установленном порядке документы по личному составу.
Уставный капитал Общества определяет минимальный размер имущества организации, который гарантирует интересы его кредиторов.
Уставный капитал образуется за счет вкладов нескольких Участников и составляет 510 000 рублей 00 копеек.
Учредителями общества являются лица, подписавшие Учредительный договор.
Основным видом деятельности Общества является:
-
46.32 Торговля оптовая мясом и мясными продуктами -
46.38.1 Торговля оптовая рыбой, ракообразными и моллюсками, консервами и пресервами из рыбы и морепродуктов -
46.38.29 Торговля оптовая прочими пищевыми продуктами, не включенными в другие группировки -
46.32.3 Торговля оптовая консервами из мяса и мяса птицы -
47.22 Торговля розничная мясом и мясными продуктами в специализированных магазинах -
47.29.39 Торговля розничная прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах, не включенными в другие группировки -
47.23 Торговля розничная рыбой, ракообразными и моллюсками в специализированных магазинах -
47.11 Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах