Файл: Порядок проведения инвентаризации кассы и отражение ее результатов в бухгалтерском учете.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дебет 94 Кредит 50 - 590 руб. 00 коп. - учтена недостача денежных средств в кассе.
Дебет 73/2 Кредит 94 - 590 руб. 00 коп. -отнесена сумма недостачи за счет виновного лица.
При результате инвентаризации денежных средств в кассе причиной недостачи в сумме 590 руб. 00 коп. образовалась по причине счетной ошибки допущенной материально-ответственным лицом – кассиром Диланова В.М при пересчете денег во время их приема в кассу.
Решение руководителя - директора Гулиева М.М удержать выявленную недостачу в сумме 590 руб. 00 коп.из зарплаты кассира Диланова В.М за февраль 2021 года.
Дебет 70 Кредит 73/2 - 590 руб. 00 коп. - удержание недостачи из заработной платы.
Дебет 94 Кредит 91/1 - 590 руб. 00 коп. - после возмещения недостачи, сумму включаем в состав прочих доходов.
Инвентаризационная опись ООО «Мясная Империя Югры» представлена в Приложении 6.
А также, рассмотрим сроки проведения инвентаризации денежных средств в кассе в соответствии с приказом пришлись на 15 марта 2021г., которые были уже заранее оговорены в графике инвентаризаций. Также данным приказом было дано распоряжение сдать денежные средства по инвентаризации в кассе в бухгалтерию не позднее 17 марта 2021г.
Рассмотрим на примере инвентаризации денежных средств: для проведения инвентаризации приказ ИНВ 22 № 27 инвентаризация денежных средств отражается в ИНВ 15 от 15.03.2016 № 117 согласно приказу председателем комиссии является директор Гулиев М.М, главный бухгалтер Мамедов Ф.Б.(Приложение 7)
Один экземпляр заполненной инвентаризационной описи передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, второй - остается у материально-ответственного лица - Диланова В.М.
16 марта была проведена инвентаризация денежных средств в кассе.
Поданным бухгалтерского учета числится в кассе:
Фактическое наличие денежных средств - 5036 руб. 00 коп.
По учетным данным фактически при инвентаризации составило - 5336 руб. 00 коп.
В результате инвентаризации было выявлены излишки в сумме - 300 руб. 00 коп.
Рассмотрим бухгалтерские операции, связанные с результатом инвентаризации денежных средств в кассе, в организации ООО «Мясная Империя Югры» за март 2021 года.
Дебет 50 Кредит 91/1 - 300 руб. 00 коп. - отнесено на финансовые результаты излишек денежных средств в кассе.
При результате инвентаризации денежных средств в кассе причиной излишек в сумме 300 руб. 00 коп. образовалась по причине хранения личных денежных средств материально-ответственным лицом - кассиром Диланова В.М при пересчете денег во время их приема в кассу.
Решение руководителя – директора Гулиева М.М излишки в сумме 300 руб. 00 коп. изъяли комиссией и были оприходованы, так как это является нарушением Порядка ведения кассовых операций, сделать замечание и предупреждение кассиру Диланова В.М за февраль 2021 года. Инвентаризационная опись ООО «Мясная Империя Югры» представлена в (Приложении 8).
2.4 Предложения по совершенствованию проведения инвентаризационных мероприятий ООО «Мясная Империя Югры»
Правильно проведённая инвентаризация даёт общую картину о финансово-хозяйственной деятельности организации. Даже при выполнении всех установленных правил, не всегда при проведении инвентаризации достигается желаемый результат. Рекомендации по совершенствованию проведения инвентаризации помогут выявлять в дальнейшем безошибочную и достоверную информацию о данных проверки, а также упростить момент её выполнения.
В ходе инвентаризации в ООО «Мясная Империя Югры» были обнаружены недочёты в её проведении, на основании которых разработаны рекомендации по совершенствованию проведения проверки.
Перед началом проведения инвентаризации руководителю организации следует обсудить с членами инвентаризационной комиссии о целях и задачах предстоящей инвентаризации, а также действиях по замечаниям предыдущей инвентаризации.
Инвентаризационная комиссия перед проверкой обязана ознакомиться с правилами техники безопасности и ограничениями, включая обсуждение действий членов инвентаризационной комиссии в аварийных ситуациях.
Также организации следует разработать документально-оформленный порядок проведения инвентаризации и проводить инвентаризации в соответствии с ним, возможно проведение инструктажа. В соответствии с документально оформленным порядком проведения инвентаризаций все действия членов инвентаризационной комиссии будут выполняться со строгими требованиями, что поможет не пропустить важные элементы процедуры выполнения проверки.
Для успешного проведения инвентаризации необходимо, чтобы время проведения ревизии было удобным для членов комиссии, а продолжительность проведения инвентаризации соответствовало реальному объёму работы по инвентаризации. На время проведения инвентаризации члены комиссии не должны иметь высокую нагрузку на основной должности.
Помимо запланированных инвентаризаций, также рекомендуется проводить внеплановые инвентаризации, которые послужат для сотрудников организации методом контроля и дисциплины со стороны руководства. Ведущим преимуществом внеплановых проверок является их внезапность. Материально-ответственные лица будут обязаны подготовить все документы в присутствии инвентаризационной комиссии и скрыть в таком случае расхождения данных не удастся, что определит действительность проверки. В дальнейшей деятельности организации материально-ответственные лица всегда будут подготовлены к инвентаризации в результате чего повысится уровень учёта денежных средств и снизятся потери, связанные с их хранением.
Рекомендуется следующая частота проведения инвентаризаций по отдельным видам имущества:
-
Инвентаризацию денежных средств в пути ежемесячно. -
Денежных средств, денежных документов и ценностей - не менее 1 раза в месяц.
В состав инвентаризационной комиссии рекомендуется включить независимого участника сторонней аудиторской фирмы, который не будет заинтересован в положительном результате проверки. Данное условие определит более серьёзный и ответственный подход к проведению инвентаризации.
Также при проведении ревизии в ООО «Мясная Империя Югры» инвентаризационная комиссия самостоятельно пересчитывала все денежные средства, находящиеся в наличии, что очень сильно затрудняло и продлевало проверку. При ручном подсчёте денежных средств зачастую происходят ошибки в их количестве. Для того, чтобы не допускать погрешностей при проверке организации стоит перейти на современные способы автоматизации процесса инвентаризации.
Таким образом, ООО «Мясная Империя Югры» для улучшения процесса проведения инвентаризации следует выполнить следующие действия:
-
руководителю организации обсуждать с членами инвентаризационной комиссией цели предстоящей проверки, а также технику безопасности; -
разработать документально-оформленный план проведения инвентаризации; -
осуществлять проведение внеплановых проверок; -
оглашать предварительные результаты инвентаризации; -
включить в состав инвентаризационной комиссии независимого члена посторонней аудиторской фирмы.
При оценке системы проведения инвентаризации денежных средств ООО «Мясная Империя Югры», можно отметить, что инвентаризация денежных средств в целом соответствует существующему законодательству, учетная политика регулирует постановку и порядок ведения бухгалтерского учета на предприятии, от ее содержания зависит порядок ведения всего учета на предприятии, от которого зависит дальнейшее положение предприятии. Инвентаризация денежных средств ООО «Мясная Империя Югры» поставлена на высокий уровень.
Однако, в результате анализа состояния учета и внутрихозяйственного контроля сохранности и использования денежных средств в ООО «Мясная Империя Югры» выявлены следующие недостатки:
-
Из-за невнимательности кассира при инвентаризации выявлена недостача наличных денежных по причине счетной ошибки при пересчете денежных средств, в сумме 590 рублей. -
Из-за невнимательности кассира при инвентаризации выявлены излишки наличных денежных средств, из-за хранения личных денежных средств в сумме 300 рублей. -
Ослаблен контроль руководителя организации за соблюдением кассовых операций с денежными средствами.
В связи с выявленными нарушениями и в целях совершенствования инвентаризации денежных средств и контроля за ведением кассовых операций рекомендуется работнику, выполняющему обязанности кассира, более ответственно подходить к выполнению своих должностных обязанностей, в которых предусмотрена ответственность за нарушение кассовой дисциплины.
На качество, оперативность и экономичность проведения инвентаризации значительно влияет количественный и качественный состав инвентаризационных комиссий. К проведению инвентаризационной работы должны привлекаться руководители или их заместители, бухгалтеры и другие работники, хорошо знающие методы проведения инвентаризации, не маловажное значение имеет образование, а так же стаж работы, непосредственно и стаж работы на занимаемой должности. При проведении контроля материалы инвентаризаций, с целью их достоверности и качества инвентаризационной работы необходимо тщательно проанализировать все нарушения заполнения инвентаризационных описей, обращая особое внимание на признаки, свидетельствующие о хищениях. К ним относятся:
-
подчистки записей, добавление и дописки цифр; -
неправильный подсчёт итогов на отдельных страницах и в инвентаризационной описи в целом; -
указание в инвентаризационной описи завышенных остатков денежных средств.
Для выявления хищений, характеризующиеся указанными признаками, необходимо провести их исследование путём тщательно проведённой проверки тех операций, которые содержат отдельные формальные признаки злоупотреблений, путём применения приёмов встречной проверки, взаимного контроля, контрольного сличения, с целью выявления факторов, указывающих на определённые способы сокрытия хищений и злоупотреблений. В целях пресечения злоупотреблений и нарушений при составлении инвентаризационных описей и сокращения сроков инвентаризационной работы необходимо совершенствовать технику её проведения.
Определение результата инвентаризации является одним из ответственных моментов бухгалтерской обработки материалов инвентаризации.
Между тем некоторые руководители не рассматривают инвентаризационные описи и не дают по ним своего заключения. Задача состоит в том, чтобы в наиболее краткие сроки обеспечить выведение результатов инвентаризации.
Следует рекомендовать инвентаризационной комиссии определить предварительные результаты на месте, немедленно по окончании инвентаризации и до открытия кассы. Предварительные результаты определяются путём сравнения остатков по кассовым документам с фактическими остатками по акту.
Предварительные результаты носят оперативный характер и документального отражения не находят. Улучшению качеству проводимых инвентаризаций и повышению отчётности членов инвентаризационной комиссии и работников способствуют контрольные проверки проведённых инвентаризаций. Поэтому необходимо проверять выполнение планов контрольных проверок, каковы их результаты, какие применяются меры к лицам, проводившим инвентаризацию на низком уровне.
Исследования показывают, что иногда они проводятся формально и не компетентными лицами. Контрольные проверки должны возглавлять авторитетные лица. Желательно, чтобы контрольные проверки осуществляли и вневедомственные органы.
Проверке должны подлежать денежные средства, количество которых вызывает сомнение у проверяющего. Имели место случаи, когда результаты инвентаризаций искажались по причине некачественной и несвоевременной проверки бухгалтером отчётов кассира за инвентаризационный период.
Состав комиссии. Руководитель комиссии должен хорошо знать порядок проведения инвентаризации. Возможно проведение инструктажа либо ознакомление с порядком под подпись. Не факт, что в состав комиссии должны входить руководители и сотрудники проверяемых организации, а также руководители организации высокого уровня. Они могут оказать ненужное влияние на "рядовых" членов комиссии.
Время проведения инвентаризации.
Понятно, что для успешного проведения инвентаризации необходимо, чтобы время проведения инвентаризации было удобным для членов комиссии, а продолжительность проведения инвентаризации соответствии реальному объему работы по инвентаризации. На время проведения инвентаризации члены комиссии не должны иметь высокую нагрузку на основной должности.
Как правило, персонал, в котором проводится инвентаризация, не ждет от нее ничего хорошего.
По опыту, чаще всего атмосфера сдержанно-деловая, отношение в начале инвентаризации немного настороженное.