ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подготовка к сочинению по теме «Роль Луки в пьесе М. Горького “На дне”»
Практическая работа
1. Работа над вступлением. Чтобы не уклониться от темы, используем известный приём — “переделываем” формулировку темы в вопрос “Какова роль Луки в пьесе?”. Во вступлении мы должны обосновать, почему возможна такая постановка вопроса, то есть почему слова, действия одного персонажа важны для понимания смысла пьесы. (Очень важное замечание: во вступлении мы не должны отвечать на тему-“вопрос”, этому будет посвящено заключение — итог наших рассуждений.) Вам предложены материалы для вступления. Какой из них (№ 1, № 2 или № 3) соответствуют теме? Аргументируйте. Выпишите заинтересовавшие вас предложения, словосочетания.
№ 1. “В начале 900-х годов голод совпал с жесточайшим промышленным кризисом. На краю голодной смерти оказалось около 30 млн крестьян. Потоки голодающих хлынули в города, они были встречены полицейскими кордонами. Безработных же из городов отправляли в деревни, обрекая их на верную голодную смерть. «Дно» стало реальной угрозой почти для половины населения России. Люди переполняли ночлежки, трущобы, подвалы. Говорить о людях «дна» в официальной печати было очень трудно, о них сообщали только нелегальные издания“ (1; источники цитат см. в конце статьи).
№ 2. “В начале XX века Горький, уже будучи европейски известным прозаиком, обратился к драматургии. Первым замыслом была пьеса, отражающая проблемы, характерные для его рассказов 1890-х годов, действующими лицами в которой стали бы «бывшие люди», обитатели трущоб и ночлежек. Тем не менее раньше была закончена драма «Мещане», а затем завершены картины «На дне». Обе пьесы были приняты к постановке в Московском Художественном театре. Постановки новаторской социально-философской драмы «На дне» состоялись и в ряде европейских театров. Везде им сопутствовал огромный зрительский интерес”.
№ 3. “Большинство критиков рассматривало «На дне» как пьесу статическую, как серию зарисовок быта, внутренне не связанных сцен, как натуралистическую пьесу, лишённую действия, развития драматических конфликтов. На самом деле в пьесе «На дне» глубокая внутренняя динамика, развитие… Сцепление реплик, действий, сцен пьесы определяется не бытовыми или фабульными мотивировками, но развёртыванием социально-философской проблематики, движением тем, их борьбой. Тот подтекст, то подводное течение, которое В.Немирович-Данченко и К.Станиславский обнаруживали в пьесах Чехова, у Горького в «На дне» приобретает решающее значение”. “Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта”
(2).
2. Лука — персонаж, чьё имя чаще всего встречается в пьесе. Что это имя обозначает? Прочитайте следующий материал, составьте предложение(я), включив в него словосочетания, которые отражают неоднозначное отношение к имени.
“Лука — один из евангелистов, Горький даёт ему имя, которое ему дорого. (Газета «Московские ведомости», 23.12.1902: «Этот странник вошёл в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нём всё дурное и… пробудив к жизни ростки добра».) Имя Лука происходит от слова «лукавый». Именно таким видят старика и современники Горького” (Д.Мережковский. «Религия старца лукавого есть религия лжи») (3).
3. Появление Луки — завязка пьесы. Как жили ночлежники до его прихода? Прочитайте материал, выпишите интересные для вас мысли.
“Самая важная, мучительная проблема для обитателей ночлежки — это проблема правды и лжи. В чём заключается «правда» ночлежки? В том, что у людей отняты будущее, надежда, смысл. Почти все ночлежники, как могут, спасаются от этой «правды», выдумывают себе суррогаты будущего, надежды, смысла. Так, живущая в ночлежке девушка Настя грезит «роковой любовью». Торговка Квашня гордится своей мнимой свободой, Васька Пепел — ещё более мнимой свободой воровской, а сапожник Алёшка — совсем уже отчаянной свободой загула… Только два персонажа из обитателей «дна» лишены иллюзий — это Бубнов и Сатин.
Удивительное дело: чем больше ночлежники хотят скрыть от самих себя реальное положение дел, тем с большим наслаждением начинают уличать других во лжи. Им доставляет особое удовольствие мучить своих товарищей по несчастью, пытаясь отнять у них последнее, что у них есть, — иллюзию” (4).
И в такой обстановке появляется Лука.
4. Прошлое Луки. Выпишите цитаты, которые относятся к Луке.
-
Служил я сторожем на даче… у инженера одного под Томском-городом. -
Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел… -
Мне кажется, что я всю жизнь только переодевался… -
…жена у меня с мастером связалась… и задумал я тут — укокошить жену… -
Мяли много, оттого и мягок… -
…убил подлеца в запальчивости раздражения.
Докажите, что Лука хорошо знает людей, умеет и польстить, и остроумно ответить.
5. Заполните пропуски во фразе: “Лука — странник, мудрец и утешитель. Он утешает каждого
сообразно его тайной мечте: Анну — …, Актёра — …, Пепла и Наташу — …, Настю — …” (5).
6. В пьесе герои много рассуждают о морально-нравственных ценностях. Выпишите высказывания, которые принадлежат Луке.
-
А куда они — честь, совесть… честь-совесть богатым нужна. -
Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха. -
Все люди на земле — лишние... -
...человек… всегда своей цены стоит… -
…Во что веришь, то и есть... -
По-моему, вали всю правду, какая она есть! -
Понимаешь ли ты, как это обидно — потерять имя? -
Лучше надо жить… Надо так жить… чтобы самому себя можно было уважать...
7. А) Прочитайте следующие высказывания Луки.
-
И чего тебе правда-то больно нужна… Она… может, обух для тебя. -
Тюрьма — добру не научит, и Сибирь не научит… а человек — научит... да! -
...не всегда правдой душу вылечишь.
Б) Перескажите в двух-трёх предложениях притчу о праведной земле и ответьте на вопрос, в чём её смысл.
Пепел во втором акте спросил: “Старик! Зачем ты всё врёшь?” Как бы вы ответили на этот вопрос (исходя из его высказываний)?
8. Итак, правда ночлежников в том, что у них отнято будущее. Лука внушает им надежду на лучшую жизнь. Значит, он разоблачает “правду” ночлежников. Верит ли сам Лука в свои слова? Какой взгляд на человека можно аргументировать следующими высказываниями Луки?
-
Коли веришь, — есть; не веришь — нет. Во что веришь, то и есть... -
Человек всё может… лишь бы захотел. -
Люди-то? Они — найдут! Кто ищет — найдёт. Кто крепко хочет — найдёт! -
...для лучшего люди живут.../p
9. В пьесе разные люди по-разному называют Луку.
-
Горький в списке действующих лиц называет Луку странником. -
Лука: Все мы на земле странники… Говорят, — слыхал я, — что и земля-то наша в небе странница. -
Василиса: Ты кто такой?
Лука: Проходящий… странствующий…
-
Василиса: Прохожий… тоже! Говорил бы лучше — проходимец… всё ближе к правде-то…
Прочитайте высказывания о Луке.
-
“Светлый момент примирения вносит Лука в жизнь, которую он проходит со страннической котомкой на плечах… Фактически судьба обитателей ночлежки от пребывания Луки не улучшилась… но все эти люди от слов старика лишний раз почувствовали себя людьми, и свет засиял в их униженных душах” («Русская мысль», 1903). -
“Старик у вас — несимпатичный, в доброту его не веришь” (Л.Толстой). -
“Горький читал пьесу великолепно, особенно хорошо Луку. Когда он дошёл до сцены смерти Анны, он не выдержал, расплакался. Оторвался от рукописи, поглядел на всех, вытирает глаза и говорит: «Хорошо, ей-богу, хорошо написал... Правда, хорошо!” (Из воспоминаний М.Ф. Андреевой). -
“Лука — жулик. Он, собственно, ни во что не верит. Но он видит, как страдают и мечутся люди. Ему жаль этих людей. Вот он и говорит им разные слова для утешения!” (М.Горький, 1910). -
“Утешители этого ряда — самые умные, знающие и красноречивые. Они же потому самые вредоносные. Именно таким утешителем должен быть Лука в пьесе «На дне», но я, видимо, не сумел сделать его таким. «На дне» — пьеса устаревшая и, возможно, даже вредная в наши дни” (Горький, 30-е годы). -
“Вся деятельность Луки состоит в том, что он, как медиум, улавливает сигналы индивидуальной мечты, излучающиеся из каждого человека, и даёт этой мечте оформиться в целое” (современный исследователь) (6).
Сделайте вывод, как оценивался Лука героями пьесы, критиками и самим автором. Как бы вы оценили его? Свой ответ аргументируйте.
10. Выпишите характеристики Луки, данные ему Сатиным и Бароном (акт 4). Прочитайте монолог Сатина о лжи (акт 4). Сделайте вывод: каким людям нужны слова утешения Луки?
11. Прочитайте отрывок, выпишите наиболее интересные для вас мысли.
“Что же мы видим? Оказывается, нет одной правды. А есть по крайней мере две правды — правда «дна» и правда лучшего в человеке. Какая правда побеждает в пьесе Горького? На первый взгляд — правда «дна». Никому из ночлежников нет выхода из этого «тупика бытия». Никому из персонажей пьесы не становится лучше — только хуже. Анна умирает, Клещ окончательно «опускается» и оставляет надежду вырваться из ночлежки, Татарин теряет руку, а значит, тоже становится безработным, Наташа погибает морально, а может быть, и физически, Васька Пепел попадает в тюрьму, даже пристав Медведев становится одним из ночлежников. Ночлежка принимает всех и не выпускает никого, кроме одного человека — странника Луки, который натешил несчастных сказками да и исчез. Кульминация всеобщего разочарования — это смерть Актёра, которому именно Лука внушил тщетную надежду на выздоровление и нормальную жизнь” (7). Казалось бы, полная несостоятельность слов Луки. Как же тогда понять слова Сатина: “Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету”? Перечитайте монологи Сатина (акт 4) и сделайте вывод: какой взгляд на человека провозглашает этот герой? Заметьте, что такие слова Сатин произносит именно после общения с Лукой. Какое же влияние оказал Лука на Сатина?
12. Заключение. Подведём итог нашим размышлениям о Луке — это и будет ответом на вопрос “Какова роль Луки в пьесе?”. Дайте краткие ответы.
-
Что значат слова Луки для Анны, для Актёра, для Насти и т.д.? -
Каковы взгляды у Луки на человека вообще? -
Почему Сатин с уважением относился к Луке, хотя и понимал, что тот лжёт?
Литература
Свердлов М. Правда и ложь в пьесе Максима Горького «На дне». Литература. 2005. № 23 (цитаты № 4, 5, 7).
Русская литература XX века. 11-й кл.: Практикум для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю.И. Лыссого. М.: Мнемозина, 2003 (цитаты № 1, 2, 3, 6).