Файл: Яро Старак, Тони Кей, Джеймс Олдхейм техники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нуться к вам; если вы будете с ними мягкими, они вер- нутся к вам более охотно. Обращаться с ними следует как можно более нежно — как с красивой любовницей.
Мысленно пробежав свой сон еще раз или два, дайте ему уйти, а сами засните снова. Утром дайте себе время, что- бы проснуться. Полежите немного в постели и позвольте картинам из сна вернуться. Если обычно вы выскакивае- те из кровати, отбрасывая происходившее во сне, как не относящееся к реальному миру, вы потеряете все снови- дения, что старались запомнить. Уловив же какие-то об- разы из сновидений, запишите их. Не слишком старай- тесь быть точными в этих записях — образы часто нелег- ко передать словами.
Иногда нам трудно вспомнить сновидения потому, что мы боимся их запомнить. Если это так, вам следует это признать и спросить себя, чего же вы боитесь. После того как вы разбере- тесь со своими страхами, сны к вам вернутся.
Чтобы оживить свои сновидения, сначала вы должны на- учиться их запоминать, а затем рассказывать.
УПРАЖНЕНИЕ 2.
ОЖИВЛЕНИЕ СНОВИДЕНИЙ
Работая с партнером, расскажите о своем сновидении.
Опишите образы из каждой сцены и что они делали, ста- раясь при этом не искать смысла и не слишком приводить свой сон в порядок.
Убедитесь, что рассказываете сон так, будто он проис- ходит сейчас, то есть в настоящем времени. Партнер бу- дет помогать вам в этом, поправляя каждый раз, когда вы употребите прошедшее время.
Если сновидение отрывочно, работайте с ним таким же образом.
Справившись с запоминанием сна и рассказом, вне- запно вы можете обнаружить, что упустили какую-то важную часть. Или справившись с запоминанием сна при пробуждении, вы можете обнаружить, что к настояще-
10-2356
145
му времени опять его забыли. Следующее упражнение укажет вам путь для возвращения потерянных снов и их фрагментов.
УПРАЖНЕНИЕ 3.
ВОЗВРАЩЕНИЕ УТЕРЯННЫХ СНОВИДЕНИЙ
Представьте, что ваш сон — это некая личность, имею- щая физическое проявление. Представьте себе его сидя- щим напротив на свободном стуле и поговорите с ним.
Вы можете начать с вопроса: «Где ты?» или попросить, чтобы сон показал вам это место. Как только вы попроси- ли о чем-либо ясно и внятно и почувствовали, что ждете ответа, пересядьте на другой стул и станьте той частью сна, которая хочет остаться невидимой. Попытайтесь стать столь же невидимым, как сон. Сделав это, пересядь- те обратно и обдумайте то, о чем сказал вам ваш сон. Как вам ваш диалог со своим сном? Чувствуете ли вы, что дей- ствительно хотите его вспомнить? Чем вы рискуете, если вспомните его?
Просто удивительно, как часто можно таким простым спо- собом выявить забытые сны. Как только вы возьмете на себя ответственность за ту часть себя, которая хочет забыть или боится вспомнить сон, вы сможете с собой договориться. Иног- да удается добиться компромисса путем запоминания снови- дения по частям; в том случае, если запоминаемые части не окажутся столь уж угрожающими, вы, возможно, вспомните и последующие части.
Сновидения — это наше творчество, их персонажи и объек- ты являются продуктами нашего воображения. Многие тера- певты пытаются разгадывать сны своих клиентов, придавая им какие-то толкования. Поэтому интерпретации сновидений, данные разными терапевтами, отличаются друг от друга.
Гештальт-терапевты помогают клиентам в понимании их сновидений, не давая им каких бы то ни было предвзятых объяснений. Терапевты работают, полагая, что каждая из фи- гур сновидения представляет какую-либо часть личности
146

спящего. Распознавание каждой из фигур должно делаться не терапевтом (который действует лишь в качестве проводника), а самим человеком, видевшим тот или иной сон.
УПРАЖНЕНИЕ 4.
ПРИДАНИЕ СУТИ СНОВИДЕНИЮ
Поднимитесь и расскажите сон еще раз — теперь в на- стоящем времени. Проходя через череду событий, пере- несите сцены сна в то помещение, где находитесь сейчас.
Если в сновидении существует мебель или двери, опиши- те их местоположение относительно себя. Сделайте то же самое с окнами, деревьями и любыми другими ориен- тирами сна. Начните с описания вещей, которые были в начале сна, а не с того, на что вы обратили внимание, когда сон уже развился.
Если во сне вы двигались, двигайтесь теперь тем же образом, будто ваш сон все еще происходит и вы связаны в пространстве с объектами сна.
На этой стадии вы можете начать испытывать силь- ные эмоции, связанные со сном.
Если при работе со сновидением вы столкнетесь с сильны- ми чувствами, то в нем, возможно, есть какое-то явное посла- ние вам. Вы можете сделать выбор — продолжать или нет раз- гадывать значение увиденного во сне. В любом случае выбор остается за вами. Следует делать лишь то, что вам удобно, и раскрывать партнеру только то, что вы хотите.
Цель работы заключается не в выяснении страхов, кото- рые вы испытываете; наоборот, вы с партнером должны рабо- тать лишь до тех пор, пока это для вас приемлемо, рискуя не потому, что от вас этого ожидают, а потому, что вы сознатель- но это выбираете. В уклонении нет ничего страшного, пока вы готовы быть за это ответственны, ясно осознавая, чего вы из- бегаете. Проделав это, возможно вы обнаружите, что готовы снова продолжать исследование.
Спящий создает во сне фигуры. В этом смысле их можно рассматривать как проекции черт его личности. При дальней-
147
шем исследовании сновидений и осознании значимости той или иной фигуры сна человеку, видевшему этот сон, не оста- ется ничего другого, как признать их идентичность.
УПРАЖНЕНИЕ 5.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
С ПЕРСОНАЖАМИ СНОВИДЕНИЯ
Если сон длинный, выберите для работы его часть. Это может быть интригующая или кажущаяся более значи- тельной часть сновидения. Решив, с чем вы будете рабо- тать, попытайтесь некоторое время по очереди отожде- ствляться с каждым из персонажей.
Начните с живых персонажей: даже если вам пока- жется нелогичной их способность говорить (например, у грудного ребенка), говорите за Них. Некоторое время отождествляйте себя с каждым из персонажей сна и посмотрите, насколько они соответствуют вашей лич- ности или вашему поведению.
Дайте себе почувствовать переживаемое каждым из персонажей, даже если обнаружите, что эти чувства чу- жеродны, несвойственны вам или неприятны.
Например:
Если вы никогда не чувствуете смертельной ярости в обычной жизни или никогда не чувствуете жестокости, попытайтесь выразить эти чувства посредством персо- нажей, созданных вами во сне.
Сутью работы со сновидениями до сих пор являлось при- нятие вами собственных свойств и черт характера, которые вы проецировали на фигуры из сна. Эти части, от которых вы отказываетесь, реальны — даже если вы позволяете себе уви- деть их лишь во сне. Требуется изрядная энергия, чтобы зас- тавлять себя не видеть те или иные собственные черты; пре- пятствование их действию может требовать еще больше уси- лий. Идентифицировавшись с этими частями, вы сможете ощу- тить, сколько сил и энергии затрачиваете, чтобы отказаться от их признания.
148


Гештальт-терапия расширяет ваше сознание для того, что- бы вы знали о себе больше. Раскрытие замков, стопоров ваше- . го сознания высвобождает огромное количество энергии. Она
(как и сама жизнь) может быть опасной, однако осознание всех возможностей — это единственный путь быть хозяином са- мому себе и единственный способ сделать осознанный выбор.
Встреча с собственными составляющими, от которых вы от- . называетесь, может привести вас к некоторым выборам, кото- рых прежде в вашем мире не было.
Не только живые персонажи ваших снов олицетворяют ваши проекции, то же самое делают животные и неодушевлен- ные предметы, которых вы видите во сне. Попытайтесь проде- лать такой же процесс идентификации с ними.
УПРАЖНЕНИЕ 6.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
С НЕОДУШЕВЛЕННЫМИ ПРОЕКЦИЯМИ
Работая с тем же отрезком сна, составьте список неоду- шевленных предметов и животных из него. Их может оказаться слишком много, поэтому обратите особое вни- мание на те из них, которые связаны с вашими действи- ями и участвуют в них. Например:
Если один из персонажей сна пытается заколоть дру- гого ножом, вы могли бы представить себе, что вы и есть этот нож. Поговорите за него и отождествитесь с ним, как с живым персонажем.
Опишите себя в качестве ножа и посмотрите, насколь- ко это описание вам соответствует. Что вы чувствуете относительно способа, которым вас использовали во сне?
Персонажи сновидения не только олицетворяют ваши соб- ственные части, которых вы можете избегать, но и способы их взаимодействия связаны со способами, с помощью кото- рых ваши части пребывают в состоянии гармонии или конф- ликта. Следующее упражнение поможет вам исследовать спо- собы взаимодействия персонажей вашего сна.
149

УПРАЖНЕНИЕ 7. КОНТАКТ
МЕЖДУ ПЕРСОНАЖАМИ СНОВИДЕНИЯ
Идентифицировавшись с некоторыми персонажами сна, представьте себе, что они могут разговаривать между со- бой. Выберите двоих, появляющихся по очереди и не- ким образом взаимодействующих друг с другом, и по- звольте им поговорить между собой. Будет лучше, если эти два персонажа неким образом противоположны друг другу.
Создайте сцену, как в упражнении 4 на стр. 147, зай- мите физическое место и примите позу одного из персо- нажей, и поговорите с другим.
Теперь поменяйте роль, сохраняя части вынесенны- ми вовне, и ответьте с помощью слов или соответствую-, щих жестов от имени второго персонажа.
Дайте диалогу развиться, пусть он продолжается даже дальше, чем это было во сне.
Видите ли вы связь между диалогом и конфликтами в вашей жизни?
Постройте диалог и с неодушевленными персонажа- ми вашего сна.
Например:
Представьте себя домом из вашего сновидения и пого- ворите с проживающими в нем или с деревьями, что рас- тут снаружи.
Продолжайте диалог столько, сколько хотите. Необя- зательно, чтобы взаимодействие в точности повторяло происходившее во сне; но оно может и повторять взаи- модействие из сновидения, давая представление о его персонажах и ситуации.
Будучи одними из самых захватывающих творений, сны являются прямой дорогой к осознанию. Они содержат не толь- ко наши проецируемые части, но и проявления того, как мы живем — в мире или конфликте сами с собой. Мы не можем сказать, что они имеют значение, потому что сны имеют мно- го значений. Один сон может содержать в себе столько, что этого хватит для работы на всю оставшуюся жизнь. Характе-
150

ры и конфликты сновидений содержат истину многих разных уровней, и важная задача — услышать послание, с какого бы уровня тебе ни говорили. Поэтому, увидев сон, мы сами долж- ны интерпретировать свои сны.
Конечно, терапевт небесполезен в этой работе; он с помо- щью своих навыков создает предпосылки для того, чтобы кли- ент понял послание из собственного сновидения. Знание о воз- можных посланиях приходит с опытом, и терапевт может при- вести клиента к важному для него посланию из сновидения. Его не всегда можно передать словами, скорее оно является общим итогом исследования сна — выраженными и выявленными в нем проекциями и конфликтами. Старые поведенческие моде- ли можно будет увидеть в новом свете, появится возможность по-новому решать старые конфликты, но что важнее всего — при ясном взгляде на самих себя мы сможем увидеть все новые возможности. Выяснение собственной привязанности к ста- рым, привычным клише — это первый шаг на пути их преодоле- ния. Видение новой, ранее сдерживаемой части себя даст вам возможность ее активации и использования скрытой в ней энер- гии. Одно лишь ясное видение самих себя позволяет нам с боль- шей ясностью двигаться от одного решения к другому.
Если вы хотите обнаружить послание того сновидения, с которым работаете, сделайте следующее упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ 8.
ПОСЛАНИЕ СНОВИДЕНИЯ
Поработав со сновидением, как предложено в предыду- щих упражнениях, спросите себя: «Что нового я узнал? »
Есть ли в сновидении послание для вас? Если их не- сколько и они кажутся противоречащими друг другу, не смущайтесь. Каждое из посланий может относиться к разным конфликтам. Открытие, что я должен чаще воз- ражать и противоречить своему начальнику, а с другой стороны — мило уступать ему, означает, что я должен делать и то и другое, но в разных ситуациях.
Посланием, возможно, является то, что я должен дей- ствовать более определенно.
151

Пока наши сны непонятны, а их послания и подсказки не- ясны и неочевидны, отражаемые в сновидениях элементы или конфликты обычно не разрешаются удовлетворяющим нас образом. Однако всему свое время, одни и те же конфликты могут проявиться в новых снах, после чего их послания станут более понятны.
Сновидениями можно управлять, чтобы помочь себе ре- шить проблемы, даже те, что проявлялись в более ранних сно- видениях.
УПРАЖНЕНИЕ 9. УПРАВЛЕНИЕ
СНОВИДЕНИЯМИ
Прежде чем уснуть, попросите, чтобы во сне вам подска- зали ответ или решение какого-то важного для вас конф- ликта. Засыпая, повторяйте эту просьбу несколько раз.
Если вы уже натренировались в запоминании сновиде- ний, то появление во сне человека или места, связанного с вашей проблемой, укажет вам на тот сон, который со- держит ответ.
Работайте со своими сновидениями так, как описано в предыдущих упражнениях.
Иногда наши сновидения содержат в себе нечто важное, но не понятное нам. В этом случае нам остается лишь ждать, что ответ в конце концов к нам придет. Ничего из действительно психологически важного никогда не теряется, и важные темы всегда повторяются. Даже если мы систематически не пони- маем своих снов, важные послания повторяются до тех пор, пока мы не услышим самих себя.
Муссонный ливень; ночью же, украдкой,
Вдруг заблистала между соснами луна.
Риота


ГЛАВА. 14
ПРОЖИВАНИЕ
СВОИХ СНОВИДЕНИЙ
Быть по-настоящему живым означает полностью осозна- вать все свои чувства и всю свою силу. Хотя в этом заключен определенный риск. Ведь при этом мы можем увидеть что-то, что может нас ранить, или почувствовать боль, которую ис- пытывают другие люди. В этой ситуации мы видим все наши возможности выбора, у нас есть шанс выбирать способ пове- дения из этого множества. Какие-то из способов поведения могут оказаться для нас новыми, и не зная наверняка, к чему приведет каждый из них, мы можем обидеть окружающих или причинить вред себе. Тем не менее ощущение себя в об- шей схеме событий— очень мощный опыт. Своей непредска- зуемостью мы ведь можем не только ранить окружающих, но и поддержать их. Позволив себе быть живыми, мы и окру- жающим даем такую возможность.
Быть живым означает обладать гибкостью перемещений между способностью размышлять в средней зоне и пережи- вать текущий момент, ощущая происходящее во внешней и внутренней зонах. Лишь сконцентрировавшись на том, что происходит сейчас во внешней или внутренней зонах, мы можем выяснить, что происходит прямо сейчас. Таким обра-
153
зом мы можем понять, что происходит в нас самих и во внеш- нем мире, и отреагировать на это. Когда у нас есть эта инфор- мация, все возможности выбора очевидны.
Гештальт-подход нацелен на систематическое разрушение наших блоков для осознания того, что у нас есть возможнос- ти выбора поведения и шанс проявить все части себя. В конце концов это ведет к способности общаться со все большим чис- лом людей, причем на более глубоком уровне. Это дает нам возможность стать более творческими в жизни.
Несмотря на то, что такое общение может радовать и удов- летворять, оно оставляет нас уязвимыми для атак со стороны других. Далеко не все люди в этом мире для нас хороши. Не- которые — питательны, другие — ядовиты. Как еда может оказаться для нас неподходящей, так и некоторые люди «тя- желы для переваривания». Кроме того: «то, что для одного есть пища, для другого — отрава»; поэтому может оказаться, что ваш близкий друг ладит и испытывает удовольствие от обще- ния с человеком, который вреден и ядовит для вас.
В мире много людей, существующих в сложных и вред- ных отношениях со своими родителями (или со своими деть- ми), и на самом деле было бы лучше, если бы обе стороны уже давно отказались от таких отношений. Вопреки обычным ожиданиям, некоторые люди никогда не будут к вам добры, причем независимо от усилий, которые вы прилагаете, что- бы угодить им. При общении с некоторыми вредными людь- ми каждое проявление доброты и внимания к ним является для них лишь стимулом для еще более ядовитого поведения, поскольку они еще сильнее начинают ощущать свое одино- чество. Попытки спасти такого человека могут стоить для вас слишком дорого.
Между прочим, вредный для вас человек может оказаться весьма полезным для кого-то другого, поэтому своими попыт- ками изменить его вы можете оказать ему плохую услугу. Су- ществует лишь один способ выяснить, является ли человек для вас приятным (или ядовитым) — осознание того, как вы чувствуете себя в его присутствии. Будучи вместе с ядови- тым для вас человеком, вы чувствуете себя неудобно, непри- ятно, несчастливо, в общем — плохо; с приятными людьми
154