ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Временами я испытываю замешательство: тогда я выхожу из контакта с окружающим миром и в результате живу во внут- реннем мире, который сам же и создал. Когда я начинаю осоз- навать границы и различия между моими представлениями о мире и тем, что реально существует «снаружи», я могу не спе- ша начать «играть» со своими фантазиями и использовать их в качестве помощников и источника энергии для творчества, а не в качестве топлива для депрессий.
Реальность — это жизнь здесь и сейчас в осознании себя и других, перетекающем без помех назад и вперед, как нужно мне. Волнителен контакт с тобой. Иногда в группе я ощущаю прилив энергии, витальность, жизнь, в касании — в ощуще- нии дуновения в воздухе. Я чувствую как течет энергия — от меня к другим и от других ко мне. Этот процесс полон жизни!
По мере развития моего сознания возрастает и число воз- можностей выбора, открытых мне. Выражая свой гнев жене и замечая, что она ко мне прислушивается и значит может из- мениться, я понимаю, что мой гнев вполне уместен в этом мире.
Осознание — первый шаг в нахождении возможностей выбо- ра; в конечном счете я могу взять всю ответственность за свою жизнь. Это нечто такое, что должно быть прочувствовано и о чем трудно рассказывать — вот почему мы предлагаем вам в этой книге ряд экспериментов.
За годы обучения работе в гештальте я открыл для себя, что меняюсь будто сам но себе, не прилагая никаких особенных усилий. Происходящее со мной можно назвать постепенным изменением моего самосознания в сторону более уверенной, независимой, устойчивой личности. .
В то время как я пишу, я спрашиваю себя: где я сейчас?
И отвечаю: «Я — в развитии. И я буду в этом процессе до конца своих дней». Моя теперешняя жизнь и существование отлич- ны от прежних — теперь я способен ответить ясно и точно.
Я осознаю, чего хочу, когда хочу и могу ли реализовать свои желания — без ненужных повторений и противоречий в голо- ве. Гораздо чаще я полон энергии и жизненной силы. Правда иногда и нет, но это уже другая моя сторона. Я люблю, когда влюблен, и прошу, когда мне что-то нужно. Для меня это и есть способ быть живым здесь и сейчас, жить в этот момент
15
своей жизни, перетекая из одного состояния в другое без уси- лий, подталкиваний, просто существуя.
За 20 или более лет, прошедших с момента первой публика- ции этой книги, я участвовал во многих инновационных со- бытиях в Австралии и за ее пределами. Я помогал с образова- нием гештальт-института в Брисбене и гештальт-центра в Сид- нее вместе с доктором Бэрри Бличарским. Позже мы стали уча- стниками Австралийской и Новозеландской Ассоциации Геш- тальта (GANZ). Также я участвовал в гештальт-тренингах в Ис- пании, Мексике, Германии, Швеции, Эстонии и Дании,' в ре- зультате чего эта книга была переведена на многие языки ».
ФИГУРА И ФОН
Гештальт-терапия возникла в начале 1950-х годов в резуль- тате взаимодействия психоаналитика Фрица Перлза, гештальт- психолога и данс-терапевта Лауры Перлз и их сотрудников в
Нью-Йорке и Калифорнии. Это стало частью гуманистичес- кой революции, известной как движение человеческих возмож-
ностей и сконцентрированной вокруг Абрахама Маслоу, Вир- джинии Сатир и Карла Роджерса — они вместе с Фрицем Пер- лзом и другими заставили людей переоценить традиционный подход. Гештальт-терапия развивалась и внедрялась многими специалистами, в настоящее время существует довольно много литературы на эту тему. Одной из наиболее сильных сторон гештальт-терапии, по нашему мнению, является ее экспе- риментальная природа. Открытия, которые последуют за вы- полнением приведенных в этой книге упражнений-экспери- ментов, не требуют принятия никаких догм прежде, чем эти упражнения будут опробованы.
Немецкое слово «гештальт» означает «форма, фигура». Оно впервые было использовано в психологических исследовани- ях Келером и другими, кто на рубеже веков занимался изуче- нием того, как мы создаем многозначное, выразительное це- лое из многих отдельных чувственных данных, получаемых из внешнего мира. Например, наблюдая корень, ствол, ветви и листья мы создаем целостное представление, называемое де-
16
За 20 или более лет, прошедших с момента первой публика- ции этой книги, я участвовал во многих инновационных со- бытиях в Австралии и за ее пределами. Я помогал с образова- нием гештальт-института в Брисбене и гештальт-центра в Сид- нее вместе с доктором Бэрри Бличарским. Позже мы стали уча- стниками Австралийской и Новозеландской Ассоциации Геш- тальта (GANZ). Также я участвовал в гештальт-тренингах в Ис- пании, Мексике, Германии, Швеции, Эстонии и Дании,' в ре- зультате чего эта книга была переведена на многие языки ».
ФИГУРА И ФОН
Гештальт-терапия возникла в начале 1950-х годов в резуль- тате взаимодействия психоаналитика Фрица Перлза, гештальт- психолога и данс-терапевта Лауры Перлз и их сотрудников в
Нью-Йорке и Калифорнии. Это стало частью гуманистичес- кой революции, известной как движение человеческих возмож-
ностей и сконцентрированной вокруг Абрахама Маслоу, Вир- джинии Сатир и Карла Роджерса — они вместе с Фрицем Пер- лзом и другими заставили людей переоценить традиционный подход. Гештальт-терапия развивалась и внедрялась многими специалистами, в настоящее время существует довольно много литературы на эту тему. Одной из наиболее сильных сторон гештальт-терапии, по нашему мнению, является ее экспе- риментальная природа. Открытия, которые последуют за вы- полнением приведенных в этой книге упражнений-экспери- ментов, не требуют принятия никаких догм прежде, чем эти упражнения будут опробованы.
Немецкое слово «гештальт» означает «форма, фигура». Оно впервые было использовано в психологических исследовани- ях Келером и другими, кто на рубеже веков занимался изуче- нием того, как мы создаем многозначное, выразительное це- лое из многих отдельных чувственных данных, получаемых из внешнего мира. Например, наблюдая корень, ствол, ветви и листья мы создаем целостное представление, называемое де-
16
ревом. Части эти формируют целое, являющееся чем-то боль- шим, чем просто сумма частей. На этом маленьком примере, возможно, вы поймете, насколько велика роль наблюдателя в создании целостного представления, или «гештальта». Процесс распознавания любого объекта, формы или фигуры начина- ется с выделения его из окружения: объект должен быть ви- ден как фигура на фоне. Как только объект попадает в фокус и границы между ним и фоном четко определены, можно гово- рить о формировании «гештальта». Пока мы не всмотрелись пристально и не зафиксировали свое внимание, наше зритель- ное восприятие мира постоянно меняется: по мере того как интерес и внимание переходят от одного объекта к другому, выделяются новые объекты, прежние становятся фоном.
Перлз и его сотрудники расширили подобные наблюдения на разные области нашей психологической жизни и объеди- нили свои прозрения с психоаналитическими представления- ми Фрейда, райхианской работой с телом и с другими терапев- тическими знаниями.
По аналогии с описанным выше процессом восприятия, гештальт-терапевт верит в то, что каждая личность способна четко и гибко изменять сущность образа для выделения его из фона суммарного восприятия. Однако часто мы препятствуем этому естественному процессу и таким образом уменьшаем или даже теряем долю человеческого в нас. Аналитик-фрей- дист интересуется причинами, которые заставляют нас самих себя останавливать. Гештальт-терапевт побуждает нас найти и понять, как в этот конкретный момент мы ограничиваем свое сознание и как мы можем расширить сознание себя и своего мира. Поэтому гештальт-терапию часто определяют как «тре- нинг осознания». Об осознании и пойдет речь в нашей следу- ющей главе.
Ты сказал, что пришел искать. Мне нечего тебе дать,
кроме знания, как искать, — но ты думаешь,
что и так умеешь это делать.
Идрис Шах
Перлз и его сотрудники расширили подобные наблюдения на разные области нашей психологической жизни и объеди- нили свои прозрения с психоаналитическими представления- ми Фрейда, райхианской работой с телом и с другими терапев- тическими знаниями.
По аналогии с описанным выше процессом восприятия, гештальт-терапевт верит в то, что каждая личность способна четко и гибко изменять сущность образа для выделения его из фона суммарного восприятия. Однако часто мы препятствуем этому естественному процессу и таким образом уменьшаем или даже теряем долю человеческого в нас. Аналитик-фрей- дист интересуется причинами, которые заставляют нас самих себя останавливать. Гештальт-терапевт побуждает нас найти и понять, как в этот конкретный момент мы ограничиваем свое сознание и как мы можем расширить сознание себя и своего мира. Поэтому гештальт-терапию часто определяют как «тре- нинг осознания». Об осознании и пойдет речь в нашей следу- ющей главе.
Ты сказал, что пришел искать. Мне нечего тебе дать,
кроме знания, как искать, — но ты думаешь,
что и так умеешь это делать.
Идрис Шах
ГЛАВА 2
ОСОЗНАНИЕ
Какой жестокостью ты должен обладать,
чтоб нежный стебель маргаритки растоптать?
Хо-о
Основной тезис гештальт-терапии заключается в том, что осознание само по себе способно вызвать излечение. Большин- ство из нас в разные моменты своей жизни научились избе- гать осознания определенных частей своего «Я» и своего опы- та. Обычно мы уклоняемся от осознания, чтобы избежать пу- гающих нас и неприятных чувств.
Существует множество способов избегания осознания, мы подробно обсудим их чуть позже. Некоторые из общих при- меняемых способов избегания — это отвлечение внимания от негативных чувств, отрицание существования неприятных чувств и ставшее привычкой стремление не допустить ситуа- ций, в которых возможно повторение чувств или поступков, которых мы стремимся избежать.
УПРАЖНЕНИЕ 1. ВНИМАНИЕ И ИЗБЕГАНИЕ
Обратите внимание на то, что чувствуете сейчас. Полу- чаете ли вы удовольствие от чтения этой книги? Или вам скучно? Заставляете ли вы себя продолжать чтение или
19
■
■
хотели бы заняться чем-то другим ? Осознаете ли вы, что, возможно, избегаете сейчас каких-то чувств? Уклонение, избегание — это на самом деле четко определенные действия, требующие затрат энергии. Ребенок рождается со свободным сознанием и позже научается блокировать его либо по примеру родителей, либо исходя из собственного опыта, который убедил его в необходимости этого блокирова- ния. Таким образом, блокирование собственного сознания — это манипулирование самим собой.
Как первый часто встречающийся результат — избегание постепенно переходит в привычку, как только мы перестаем осознавать, что действительно чего-то избегаем. Блокируя осознание, мы не только тратим энергию, но и препятствуем возникновению естественной реакции в своем поведении, ко- торая должна была бы проявиться. Если мы отказываемся ви- деть ситуации, способные вызвать у нас злость, то мы никогда и не рассердимся. Используя таким образом блокирование осознания, мы рискуем потерять какую-то часть самих себя, становясь эмоциональными калеками.
. Работая с осознанием, очень важно научиться улавливать момент, когда мы начинаем терять состояние осознания. Не парадокс ли это — как можно научиться осознавать отсутствие осознания? Простейший способ — это усвоить технику избе- гания. Поскольку теряя осознание, мы каждый раз пользуем- ся этой техникой и приемами, то вполне возможно проследить ход наших мыслей и задним числом поймать тот момент, ког- да осознание было потеряно. .
Скука, смущение, замешательство, безжизненность, безот- четный страх, обеспокоенность, чувство одиночества и изо- лированности — все это проявления бытия вне осознания. В следующем упражнении вы попытаетесь определить границы собственного осознания. На первый взгляд это упражнение очень простое, на самом же деле оно из самых трудных.
УПРАЖНЕНИЕ 2. ОСОЗНАНИЕ
Будучи в одиночестве или лицом к партнеру, обратите вни-
. мание на то, что вас окружает. Выберите какой-нибудь
20
Как первый часто встречающийся результат — избегание постепенно переходит в привычку, как только мы перестаем осознавать, что действительно чего-то избегаем. Блокируя осознание, мы не только тратим энергию, но и препятствуем возникновению естественной реакции в своем поведении, ко- торая должна была бы проявиться. Если мы отказываемся ви- деть ситуации, способные вызвать у нас злость, то мы никогда и не рассердимся. Используя таким образом блокирование осознания, мы рискуем потерять какую-то часть самих себя, становясь эмоциональными калеками.
. Работая с осознанием, очень важно научиться улавливать момент, когда мы начинаем терять состояние осознания. Не парадокс ли это — как можно научиться осознавать отсутствие осознания? Простейший способ — это усвоить технику избе- гания. Поскольку теряя осознание, мы каждый раз пользуем- ся этой техникой и приемами, то вполне возможно проследить ход наших мыслей и задним числом поймать тот момент, ког- да осознание было потеряно. .
Скука, смущение, замешательство, безжизненность, безот- четный страх, обеспокоенность, чувство одиночества и изо- лированности — все это проявления бытия вне осознания. В следующем упражнении вы попытаетесь определить границы собственного осознания. На первый взгляд это упражнение очень простое, на самом же деле оно из самых трудных.
УПРАЖНЕНИЕ 2. ОСОЗНАНИЕ
Будучи в одиночестве или лицом к партнеру, обратите вни-
. мание на то, что вас окружает. Выберите какой-нибудь
20
предмет и вслух детально опишите его, используя выра- жение «сейчас я осознаю...» Закончите это предложение описанием цвета или формы выбранного вами предмета.
Старайтесь по возможности давать простые описания и отмечать наиболее очевидные детали окружения. Осоз- найте свою склонность интерпретировать эти первичные осознания и придавать им привычную форму.
Например:
Сейчас я осознаю овал белого цвета, очерченный
ободком более светлого тона.
Сейчас я осознаю длинный желтый предмет.
Сейчас я осознаю круглую часть ваших карих глаз,
отблески света в них.
Интерпретацией последнего наблюдения может быть: «Вы внимательно смотрите на меня».
«Будьте гибкими и изобретательными в своих описани- ях: используйте ваши глаза, уши, осязание и обоняние».
«Мне кажется весьма полезным полное погружение в это упражнение на некоторое время — например, на пять минут. Обычно в какой-то момент я ловлю себя на том, что мысли мои витают неизвестно где, и тогда я мягко, но настойчиво возвращаю себя к формуле «сейчас я осоз- наю, что...»»
«Обращая внимание на такую первичную сенсорную ин- формацию, я начинаю осознавать, что же на самом деле происходит, в отличие от того, каковы мои представле- ния о происходящем. В результате я начинаю взаимо- действовать с окружающей меня реальностью, а не с соб- ственными фантазиями о ней».
«Окружающий меня мир становится более полным».
Мы зачастую склонны говорить: «Я вижу твою серьезную
улыбку» или «счастливый вид» или «ты хорошо выглядишь».
Старайтесь по возможности не прибегать к таким оценочным суждениям: они толкают вас в русло собственного жизненно- го опыта, ибо используют сравнения, взятые из прошлых вос- поминаний и переживаний. Для вас же важно осознать, что
21
Старайтесь по возможности давать простые описания и отмечать наиболее очевидные детали окружения. Осоз- найте свою склонность интерпретировать эти первичные осознания и придавать им привычную форму.
Например:
Сейчас я осознаю овал белого цвета, очерченный
ободком более светлого тона.
Сейчас я осознаю длинный желтый предмет.
Сейчас я осознаю круглую часть ваших карих глаз,
отблески света в них.
Интерпретацией последнего наблюдения может быть: «Вы внимательно смотрите на меня».
«Будьте гибкими и изобретательными в своих описани- ях: используйте ваши глаза, уши, осязание и обоняние».
«Мне кажется весьма полезным полное погружение в это упражнение на некоторое время — например, на пять минут. Обычно в какой-то момент я ловлю себя на том, что мысли мои витают неизвестно где, и тогда я мягко, но настойчиво возвращаю себя к формуле «сейчас я осоз- наю, что...»»
«Обращая внимание на такую первичную сенсорную ин- формацию, я начинаю осознавать, что же на самом деле происходит, в отличие от того, каковы мои представле- ния о происходящем. В результате я начинаю взаимо- действовать с окружающей меня реальностью, а не с соб- ственными фантазиями о ней».
«Окружающий меня мир становится более полным».
Мы зачастую склонны говорить: «Я вижу твою серьезную
улыбку» или «счастливый вид» или «ты хорошо выглядишь».
Старайтесь по возможности не прибегать к таким оценочным суждениям: они толкают вас в русло собственного жизненно- го опыта, ибо используют сравнения, взятые из прошлых вос- поминаний и переживаний. Для вас же важно осознать, что
21
происходит именно сейчас. «Сейчас я вижу твои глаза, они прекрасны и напоминают мне туман в лунную ночь» — это, конечно, красиво сказано и, возможно, правда. Но совсем не это мы имеем в виду, когда говорим об ощущениях и осозна- нии. Проведите грань между тем, что вы видите на самом деле и тем, где вы делаете выводы и представляете себе что-то. Та- кие первичные сенсорные данные — это основа всех пережи- ваний и одни из немногих четко определенных примет в на- шей жизни. Очень важно уметь разделять реальность воспри- нимаемого нами и наши представления и мысли об этом. Меж- ду ними есть качественное различие. Эта грань и есть то, что стоит между реальностью и воображаемым миром.
В течение своей жизни я часто отвергал один авторитет только затем, чтобы заменить его другим. В сущности я бо- ялся мысли о том, что в мире есть кто-то еще похожий на меня, кто знает меня так же хорошо. Теперь я пришел к ощу- щению, что совсем не обязательно прибегать к авторите- там, чтобы узнать, зачем и как жить. Наши нервы, глаза и уши должны начать проникать сквозь пелену, что они спле- ли для нас, в то время как наши руки хотят объять мир, а сердца — почувствовать его. Мы должны заново открыть свою способность ПРОБОВАТЬ САМИМ. Тогда мы тоже сможем судить о мире.
К. Брукс «Сенсорное осознание»
Мы обогатимся, если приучим себя проверять время от вре- мени качество своего существования. Нам следует развивать навыки отслеживания своих ощущений и осознания. На са- мом деле, мы можем стать очень чувствительными к момен- там избегания и, обратив внимание на чувства, которые со- путствуют актуальному моменту избегания, сумеем еще раз исследовать аспекты себя, являющиеся ключом к дальнейше- му росту. Например, если вы обнаружите, что вместо того, что- бы принимать участие в дискуссии, ваши мысли где-то вита- ют, то первым шагом на пути к управлению собой может стать осознание того факта, что вы мечтаете среди бела дня. Сюда входит определение продолжительности ваших ежедневных мечтаний, их причин и, наконец, признание того, что вы это
22
■
делаете. В следующий раз оказавшись в состоянии такого ви- тания, мысленно вернитесь к тому моменту, когда «выключи- лись» из окружения и ушли в фантазии. Что случилось в этот Момент? Может быть, вы пытались избежать чувства гнева, печали, скуки или вины?
Когда ситуация, приведшая нас к потере осознания проис- ходящего, станет ясна, следующий шаг — это решить, стоит ли находиться в состоянии полного осознания и насколько по- лезно избегание. Когда вы ходите вокруг больничной ограды, ваши основные чувства могут быть столь удручающими, что, возможно, и стоит «выключиться». Важно, чтобы вы знали, что у вас есть выбор — выключаться или нет. Большинство людей не подозревают о его существовании: они проводят боль- шую часть своей жизни в «выключенном» состоянии.
Быть «выключенным» означает, что вы не осознаете того, что происходит в данный момент. Но этот момент — это все, что есть. Остальной мир продолжает жить, как и всегда, но все, что мы можем испытать в настоящем, происходит в нашем сознании именно сейчас. Мы не можем непосредственно сей- час ощущать наши воспоминания, мечты или фантазии о бу- дущем. Они — наша коллекция сенсорных ощущений из про- шлого. В них мало неожиданного. Но если мы выберем быть
«включенными», не уходить от осознания, настоящее вокруг нас становится рогом изобилия, полным волнующих сюрпри- зов и открытий.
Часто принято различать зоны осознания. Внешняя зона
включает осознание всего происходящего во внешнем мире, то есть всего того, что «не-Я». Внутренняя зона относится к ощущениям внутри, «под кожей». Кожа «служит» границей между этими двумя зонами. Стоит отметить, что приведен- ные здесь определения зон осознания служат лишь моделью, весьма полезной для различения и узнавания нашего осозна- ния. Но эта модель имеет и границы применимости — она мо- жет стать нелепой, если ее рассматривать лишь как сочетание двух значительных деталей. Учитывая эти ограничения, если вы оказались в замешательстве при определении того, с какой из зон имеете дело, используйте следующий прием: если ощу- щения доступны только вам и никому другому, — это внут-
23
ренняя зона; если они доступны и другим людям, то это, веро- ятно, внешняя зона.
Третью зону называют «средней зоной», там имеют место все процессы планирования, воображения, желания, анализи- рования, воспоминания и так далее. Но об этом позже.
Осознание — это одновременно делание и знание.
Джон Энрайт
Следующие два упражнения приведены для того, чтобы вы почувствовали внешнюю и внутреннюю зоны.
УПРАЖНЕНИЕ 3. ВНЕШНЯЯ ЗОНА
(Сенсорное осознание)
Сосредоточив внимание на внешней зоне, продолжайте предыдущее упражнение, завершая фразу «сейчас я осоз- наю...» Продолжайте осознавать то, что приходит к вам извне. Например:
Сейчас я осознаю черные полоски меж досок. Сейчас я
осознаю обилие света в твоих глазах.
Наблюдайте реальность, а не свои мысли.
Фриц Перлз
УПРАЖНЕНИЕ 4. ВНУТРЕНЯЯ ЗОНА
(Сенсорное осознание)
Продолжайте упражнение на осознание, на сей раз фо- кусируйте внимание на том, что происходит внутри ва- шей кожи. Например:
Сейчас я осознаю давление ягодиц на кресло, в котором
сижу.
Сейчас я осознаю сухость во рту.
Говоря сейчас, я осознаю першение в своем горле.
«Каждый раз, осознавая свое замешательство или чув- ствуя себя загнанным в угол и не понимая, что происхо- дит, я использую эти два упражнения для самоориента- ции. С их помощью я могу разобраться, что происходит во внешнем мире и что происходит внутри меня. Тогда,
24
Третью зону называют «средней зоной», там имеют место все процессы планирования, воображения, желания, анализи- рования, воспоминания и так далее. Но об этом позже.
Осознание — это одновременно делание и знание.
Джон Энрайт
Следующие два упражнения приведены для того, чтобы вы почувствовали внешнюю и внутреннюю зоны.
УПРАЖНЕНИЕ 3. ВНЕШНЯЯ ЗОНА
(Сенсорное осознание)
Сосредоточив внимание на внешней зоне, продолжайте предыдущее упражнение, завершая фразу «сейчас я осоз- наю...» Продолжайте осознавать то, что приходит к вам извне. Например:
Сейчас я осознаю черные полоски меж досок. Сейчас я
осознаю обилие света в твоих глазах.
Наблюдайте реальность, а не свои мысли.
Фриц Перлз
УПРАЖНЕНИЕ 4. ВНУТРЕНЯЯ ЗОНА
(Сенсорное осознание)
Продолжайте упражнение на осознание, на сей раз фо- кусируйте внимание на том, что происходит внутри ва- шей кожи. Например:
Сейчас я осознаю давление ягодиц на кресло, в котором
сижу.
Сейчас я осознаю сухость во рту.
Говоря сейчас, я осознаю першение в своем горле.
«Каждый раз, осознавая свое замешательство или чув- ствуя себя загнанным в угол и не понимая, что происхо- дит, я использую эти два упражнения для самоориента- ции. С их помощью я могу разобраться, что происходит во внешнем мире и что происходит внутри меня. Тогда,
24