Файл: Яро Старак, Тони Кей, Джеймс Олдхейм техники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Временами я испытываю замешательство: тогда я выхожу из контакта с окружающим миром и в результате живу во внут- реннем мире, который сам же и создал. Когда я начинаю осоз- навать границы и различия между моими представлениями о мире и тем, что реально существует «снаружи», я могу не спе- ша начать «играть» со своими фантазиями и использовать их в качестве помощников и источника энергии для творчества, а не в качестве топлива для депрессий.
Реальность — это жизнь здесь и сейчас в осознании себя и других, перетекающем без помех назад и вперед, как нужно мне. Волнителен контакт с тобой. Иногда в группе я ощущаю прилив энергии, витальность, жизнь, в касании — в ощуще- нии дуновения в воздухе. Я чувствую как течет энергия — от меня к другим и от других ко мне. Этот процесс полон жизни!
По мере развития моего сознания возрастает и число воз- можностей выбора, открытых мне. Выражая свой гнев жене и замечая, что она ко мне прислушивается и значит может из- мениться, я понимаю, что мой гнев вполне уместен в этом мире.
Осознание — первый шаг в нахождении возможностей выбо- ра; в конечном счете я могу взять всю ответственность за свою жизнь. Это нечто такое, что должно быть прочувствовано и о чем трудно рассказывать — вот почему мы предлагаем вам в этой книге ряд экспериментов.
За годы обучения работе в гештальте я открыл для себя, что меняюсь будто сам но себе, не прилагая никаких особенных усилий. Происходящее со мной можно назвать постепенным изменением моего самосознания в сторону более уверенной, независимой, устойчивой личности. .
В то время как я пишу, я спрашиваю себя: где я сейчас?
И отвечаю: «Я — в развитии. И я буду в этом процессе до конца своих дней». Моя теперешняя жизнь и существование отлич- ны от прежних — теперь я способен ответить ясно и точно.
Я осознаю, чего хочу, когда хочу и могу ли реализовать свои желания — без ненужных повторений и противоречий в голо- ве. Гораздо чаще я полон энергии и жизненной силы. Правда иногда и нет, но это уже другая моя сторона. Я люблю, когда влюблен, и прошу, когда мне что-то нужно. Для меня это и есть способ быть живым здесь и сейчас, жить в этот момент
15
своей жизни, перетекая из одного состояния в другое без уси- лий, подталкиваний, просто существуя.
За 20 или более лет, прошедших с момента первой публика- ции этой книги, я участвовал во многих инновационных со- бытиях в Австралии и за ее пределами. Я помогал с образова- нием гештальт-института в Брисбене и гештальт-центра в Сид- нее вместе с доктором Бэрри Бличарским. Позже мы стали уча- стниками Австралийской и Новозеландской Ассоциации Геш- тальта (GANZ). Также я участвовал в гештальт-тренингах в Ис- пании, Мексике, Германии, Швеции, Эстонии и Дании,' в ре- зультате чего эта книга была переведена на многие языки ».
ФИГУРА И ФОН
Гештальт-терапия возникла в начале 1950-х годов в резуль- тате взаимодействия психоаналитика Фрица Перлза, гештальт- психолога и данс-терапевта Лауры Перлз и их сотрудников в
Нью-Йорке и Калифорнии. Это стало частью гуманистичес- кой революции, известной как движение человеческих возмож-
ностей и сконцентрированной вокруг Абрахама Маслоу, Вир- джинии Сатир и Карла Роджерса — они вместе с Фрицем Пер- лзом и другими заставили людей переоценить традиционный подход. Гештальт-терапия развивалась и внедрялась многими специалистами, в настоящее время существует довольно много литературы на эту тему. Одной из наиболее сильных сторон гештальт-терапии, по нашему мнению, является ее экспе- риментальная природа. Открытия, которые последуют за вы- полнением приведенных в этой книге упражнений-экспери- ментов, не требуют принятия никаких догм прежде, чем эти упражнения будут опробованы.
Немецкое слово «гештальт» означает «форма, фигура». Оно впервые было использовано в психологических исследовани- ях Келером и другими, кто на рубеже веков занимался изуче- нием того, как мы создаем многозначное, выразительное це- лое из многих отдельных чувственных данных, получаемых из внешнего мира. Например, наблюдая корень, ствол, ветви и листья мы создаем целостное представление, называемое де-
16

ревом. Части эти формируют целое, являющееся чем-то боль- шим, чем просто сумма частей. На этом маленьком примере, возможно, вы поймете, насколько велика роль наблюдателя в создании целостного представления, или «гештальта». Процесс распознавания любого объекта, формы или фигуры начина- ется с выделения его из окружения: объект должен быть ви- ден как фигура на фоне. Как только объект попадает в фокус и границы между ним и фоном четко определены, можно гово- рить о формировании «гештальта». Пока мы не всмотрелись пристально и не зафиксировали свое внимание, наше зритель- ное восприятие мира постоянно меняется: по мере того как интерес и внимание переходят от одного объекта к другому, выделяются новые объекты, прежние становятся фоном.
Перлз и его сотрудники расширили подобные наблюдения на разные области нашей психологической жизни и объеди- нили свои прозрения с психоаналитическими представления- ми Фрейда, райхианской работой с телом и с другими терапев- тическими знаниями.
По аналогии с описанным выше процессом восприятия, гештальт-терапевт верит в то, что каждая личность способна четко и гибко изменять сущность образа для выделения его из фона суммарного восприятия. Однако часто мы препятствуем этому естественному процессу и таким образом уменьшаем или даже теряем долю человеческого в нас. Аналитик-фрей- дист интересуется причинами, которые заставляют нас самих себя останавливать. Гештальт-терапевт побуждает нас найти и понять, как в этот конкретный момент мы ограничиваем свое сознание и как мы можем расширить сознание себя и своего мира. Поэтому гештальт-терапию часто определяют как «тре- нинг осознания». Об осознании и пойдет речь в нашей следу- ющей главе.
Ты сказал, что пришел искать. Мне нечего тебе дать,
кроме знания, как искать, — но ты думаешь,
что и так умеешь это делать.
Идрис Шах


ГЛАВА 2
ОСОЗНАНИЕ
Какой жестокостью ты должен обладать,
чтоб нежный стебель маргаритки растоптать?
Хо-о
Основной тезис гештальт-терапии заключается в том, что осознание само по себе способно вызвать излечение. Большин- ство из нас в разные моменты своей жизни научились избе- гать осознания определенных частей своего «Я» и своего опы- та. Обычно мы уклоняемся от осознания, чтобы избежать пу- гающих нас и неприятных чувств.
Существует множество способов избегания осознания, мы подробно обсудим их чуть позже. Некоторые из общих при- меняемых способов избегания — это отвлечение внимания от негативных чувств, отрицание существования неприятных чувств и ставшее привычкой стремление не допустить ситуа- ций, в которых возможно повторение чувств или поступков, которых мы стремимся избежать.
УПРАЖНЕНИЕ 1. ВНИМАНИЕ И ИЗБЕГАНИЕ
Обратите внимание на то, что чувствуете сейчас. Полу- чаете ли вы удовольствие от чтения этой книги? Или вам скучно? Заставляете ли вы себя продолжать чтение или
19


хотели бы заняться чем-то другим ? Осознаете ли вы, что, возможно, избегаете сейчас каких-то чувств? Уклонение, избегание — это на самом деле четко определенные действия, требующие затрат энергии. Ребенок рождается со свободным сознанием и позже научается блокировать его либо по примеру родителей, либо исходя из собственного опыта, который убедил его в необходимости этого блокирова- ния. Таким образом, блокирование собственного сознания — это манипулирование самим собой.
Как первый часто встречающийся результат — избегание постепенно переходит в привычку, как только мы перестаем осознавать, что действительно чего-то избегаем. Блокируя осознание, мы не только тратим энергию, но и препятствуем возникновению естественной реакции в своем поведении, ко- торая должна была бы проявиться. Если мы отказываемся ви- деть ситуации, способные вызвать у нас злость, то мы никогда и не рассердимся. Используя таким образом блокирование осознания, мы рискуем потерять какую-то часть самих себя, становясь эмоциональными калеками.
. Работая с осознанием, очень важно научиться улавливать момент, когда мы начинаем терять состояние осознания. Не парадокс ли это — как можно научиться осознавать отсутствие осознания? Простейший способ — это усвоить технику избе- гания. Поскольку теряя осознание, мы каждый раз пользуем- ся этой техникой и приемами, то вполне возможно проследить ход наших мыслей и задним числом поймать тот момент, ког- да осознание было потеряно. .
Скука, смущение, замешательство, безжизненность, безот- четный страх, обеспокоенность, чувство одиночества и изо- лированности — все это проявления бытия вне осознания. В следующем упражнении вы попытаетесь определить границы собственного осознания. На первый взгляд это упражнение очень простое, на самом же деле оно из самых трудных.
УПРАЖНЕНИЕ 2. ОСОЗНАНИЕ
Будучи в одиночестве или лицом к партнеру, обратите вни-
. мание на то, что вас окружает. Выберите какой-нибудь
20

предмет и вслух детально опишите его, используя выра- жение «сейчас я осознаю...» Закончите это предложение описанием цвета или формы выбранного вами предмета.
Старайтесь по возможности давать простые описания и отмечать наиболее очевидные детали окружения. Осоз- найте свою склонность интерпретировать эти первичные осознания и придавать им привычную форму.
Например:
Сейчас я осознаю овал белого цвета, очерченный
ободком более светлого тона.
Сейчас я осознаю длинный желтый предмет.
Сейчас я осознаю круглую часть ваших карих глаз,
отблески света в них.
Интерпретацией последнего наблюдения может быть: «Вы внимательно смотрите на меня».
«Будьте гибкими и изобретательными в своих описани- ях: используйте ваши глаза, уши, осязание и обоняние».
«Мне кажется весьма полезным полное погружение в это упражнение на некоторое время — например, на пять минут. Обычно в какой-то момент я ловлю себя на том, что мысли мои витают неизвестно где, и тогда я мягко, но настойчиво возвращаю себя к формуле «сейчас я осоз- наю, что...»»
«Обращая внимание на такую первичную сенсорную ин- формацию, я начинаю осознавать, что же на самом деле происходит, в отличие от того, каковы мои представле- ния о происходящем. В результате я начинаю взаимо- действовать с окружающей меня реальностью, а не с соб- ственными фантазиями о ней».
«Окружающий меня мир становится более полным».
Мы зачастую склонны говорить: «Я вижу твою серьезную
улыбку» или «счастливый вид» или «ты хорошо выглядишь».
Старайтесь по возможности не прибегать к таким оценочным суждениям: они толкают вас в русло собственного жизненно- го опыта, ибо используют сравнения, взятые из прошлых вос- поминаний и переживаний. Для вас же важно осознать, что
21

происходит именно сейчас. «Сейчас я вижу твои глаза, они прекрасны и напоминают мне туман в лунную ночь» — это, конечно, красиво сказано и, возможно, правда. Но совсем не это мы имеем в виду, когда говорим об ощущениях и осозна- нии. Проведите грань между тем, что вы видите на самом деле и тем, где вы делаете выводы и представляете себе что-то. Та- кие первичные сенсорные данные — это основа всех пережи- ваний и одни из немногих четко определенных примет в на- шей жизни. Очень важно уметь разделять реальность воспри- нимаемого нами и наши представления и мысли об этом. Меж- ду ними есть качественное различие. Эта грань и есть то, что стоит между реальностью и воображаемым миром.
В течение своей жизни я часто отвергал один авторитет только затем, чтобы заменить его другим. В сущности я бо- ялся мысли о том, что в мире есть кто-то еще похожий на меня, кто знает меня так же хорошо. Теперь я пришел к ощу- щению, что совсем не обязательно прибегать к авторите- там, чтобы узнать, зачем и как жить. Наши нервы, глаза и уши должны начать проникать сквозь пелену, что они спле- ли для нас, в то время как наши руки хотят объять мир, а сердца — почувствовать его. Мы должны заново открыть свою способность ПРОБОВАТЬ САМИМ. Тогда мы тоже сможем судить о мире.
К. Брукс «Сенсорное осознание»
Мы обогатимся, если приучим себя проверять время от вре- мени качество своего существования. Нам следует развивать навыки отслеживания своих ощущений и осознания. На са- мом деле, мы можем стать очень чувствительными к момен- там избегания и, обратив внимание на чувства, которые со- путствуют актуальному моменту избегания, сумеем еще раз исследовать аспекты себя, являющиеся ключом к дальнейше- му росту. Например, если вы обнаружите, что вместо того, что- бы принимать участие в дискуссии, ваши мысли где-то вита- ют, то первым шагом на пути к управлению собой может стать осознание того факта, что вы мечтаете среди бела дня. Сюда входит определение продолжительности ваших ежедневных мечтаний, их причин и, наконец, признание того, что вы это
22



делаете. В следующий раз оказавшись в состоянии такого ви- тания, мысленно вернитесь к тому моменту, когда «выключи- лись» из окружения и ушли в фантазии. Что случилось в этот Момент? Может быть, вы пытались избежать чувства гнева, печали, скуки или вины?
Когда ситуация, приведшая нас к потере осознания проис- ходящего, станет ясна, следующий шаг — это решить, стоит ли находиться в состоянии полного осознания и насколько по- лезно избегание. Когда вы ходите вокруг больничной ограды, ваши основные чувства могут быть столь удручающими, что, возможно, и стоит «выключиться». Важно, чтобы вы знали, что у вас есть выбор — выключаться или нет. Большинство людей не подозревают о его существовании: они проводят боль- шую часть своей жизни в «выключенном» состоянии.
Быть «выключенным» означает, что вы не осознаете того, что происходит в данный момент. Но этот момент — это все, что есть. Остальной мир продолжает жить, как и всегда, но все, что мы можем испытать в настоящем, происходит в нашем сознании именно сейчас. Мы не можем непосредственно сей- час ощущать наши воспоминания, мечты или фантазии о бу- дущем. Они — наша коллекция сенсорных ощущений из про- шлого. В них мало неожиданного. Но если мы выберем быть
«включенными», не уходить от осознания, настоящее вокруг нас становится рогом изобилия, полным волнующих сюрпри- зов и открытий.
Часто принято различать зоны осознания. Внешняя зона
включает осознание всего происходящего во внешнем мире, то есть всего того, что «не-Я». Внутренняя зона относится к ощущениям внутри, «под кожей». Кожа «служит» границей между этими двумя зонами. Стоит отметить, что приведен- ные здесь определения зон осознания служат лишь моделью, весьма полезной для различения и узнавания нашего осозна- ния. Но эта модель имеет и границы применимости — она мо- жет стать нелепой, если ее рассматривать лишь как сочетание двух значительных деталей. Учитывая эти ограничения, если вы оказались в замешательстве при определении того, с какой из зон имеете дело, используйте следующий прием: если ощу- щения доступны только вам и никому другому, — это внут-
23
ренняя зона; если они доступны и другим людям, то это, веро- ятно, внешняя зона.
Третью зону называют «средней зоной», там имеют место все процессы планирования, воображения, желания, анализи- рования, воспоминания и так далее. Но об этом позже.
Осознание — это одновременно делание и знание.
Джон Энрайт
Следующие два упражнения приведены для того, чтобы вы почувствовали внешнюю и внутреннюю зоны.
УПРАЖНЕНИЕ 3. ВНЕШНЯЯ ЗОНА
(Сенсорное осознание)
Сосредоточив внимание на внешней зоне, продолжайте предыдущее упражнение, завершая фразу «сейчас я осоз- наю...» Продолжайте осознавать то, что приходит к вам извне. Например:
Сейчас я осознаю черные полоски меж досок. Сейчас я
осознаю обилие света в твоих глазах.
Наблюдайте реальность, а не свои мысли.
Фриц Перлз
УПРАЖНЕНИЕ 4. ВНУТРЕНЯЯ ЗОНА
(Сенсорное осознание)
Продолжайте упражнение на осознание, на сей раз фо- кусируйте внимание на том, что происходит внутри ва- шей кожи. Например:
Сейчас я осознаю давление ягодиц на кресло, в котором
сижу.
Сейчас я осознаю сухость во рту.
Говоря сейчас, я осознаю першение в своем горле.
«Каждый раз, осознавая свое замешательство или чув- ствуя себя загнанным в угол и не понимая, что происхо- дит, я использую эти два упражнения для самоориента- ции. С их помощью я могу разобраться, что происходит во внешнем мире и что происходит внутри меня. Тогда,
24