Файл: Яро Старак, Тони Кей, Джеймс Олдхейм техники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

ГЛАВА 12
ТВОРЧЕСКИЕ КОМБИНАЦИИ
Тихо в старом зеленом пруду;
и только прыгающие лягушки нарушают вечерний покой: шлеп!
Басе
Взаимодействуя друг с другом, люди делают то, что невоз- можно было бы сделать в одиночку. Кирпичи и раствор, взя- тые в правильном сочетании, составляют дымоход, направля- ющий дым вверх; этого нельзя достичь, используя кирпичи и раствор по-отдельности. Точно так же мы изготовляем авто- машину, комбинируя соответствующим образом полтонны металла, стекла, резины и пластмассы. Не будучи правильно скомбинированными между собой, эти материалы по-отдель- ности не могут развить скорость в шестьдесят миль в час на скоростном шоссе.
Творчество всегда связано с новым упорядочиванием. Кар- тины отражают существующее, но исполняются по-разному.
Симфонии — это развитие каких-то тем, музыкальные темы являют собой комбинации нот. Такие комбинации обладают силой и мощью, которые значительно превышают силу и мощь своих составляющих. Мона Лиза была написана маслом...
137

Мы — это множество людей; комбинация наших индиви- дуальных «я» дает в результате большую силу, мощь и власть, чем свойственно каждому из нас в отдельности. Качество за- ботливости учителя или терапевта возникает из комбинации любви и жестокости, что позволяет им быть строгими и в то же время поддерживающими других. С такой свойственной им комбинацией чувств они могут критиковать своих подо- печных и учеников и быть толерантными к их страданиям, но придавать им мужества, если это необходимо. Комбинация хо- лодности и теплоты во многом похожа на предыдущую. Она позволяет учителю в зависимости от ситуации быть холодным и держать дистанцию, но если это необходимо, становиться теплым и сближаться с учениками. Доброта и любовь не по- зволяют нашим жестоким сторонам получать удовольствие от ненужной боли; наша жестокость позволяет нам равнодушно осуществлять непривлекательную коррекцию, необходимую, чтобы сбить превосходство студента. Неприкрытая жестокость может уничтожить ученика, а одной доброты недостаточно для его развития — ведь ему не на что роптать. Взаимодей- ствие столь разнообразных элементов — это процесс, требую- щий времени. Сначала оно необходимо для комбинации со- ставляющих, а потом — для их совместного действия. Часто во время взаимодействия наших частей между ними обнаружи- вается конфликт. Одна часть хочет вести себя одним спосо- бом, а другая хочет делать иначе. Это тупик. Лишь оказавшись в состоянии тупика, можно выработать новое поведение, ко- торое, не будучи ни полностью добрым, ни абсолютно жесто- ким, является комбинацией, превосходящей обе части и соот- ветствующей новой ситуации.
Каждый завершенный конфликт дает новое решение, ко- торое в свою очередь подготавливает элементы для следующей комбинации.
Так, автомобиль изготовляют в ходе отдельных операций; фары делают из стекла, металла и пластика; затем это новое изделие комбинируют и встраивают в электрическую сеть ав- томобиля, чтобы его функциональная часть — фары — могла освещать дорогу. Во многом подобным образом — после дос- таточно большого количества конфликтов между более про-
138

стыми составляющими психики — появляется наша резуль- тирующая часть, способная к более изящным комбинациям с другими нашими уже сложившимися частями. Такие комби- нации и определяют индивидуальность нашей личности.
Человеческое тело состоит из очень немногих химических элементов: углерода, водорода, кислорода, фосфора, кальция и т.д. Тем не менее, мы все разные. Точно так же основных спо- собностей и эмоций человека существует ограниченное коли- чество, около двенадцати, но их комбинация дает бесконеч- ность возможных вариантов.
Создавая нечто новое, мы должны иметь способность ви- деть, что же на самом деле есть в окружающих нас объектах, прежде чем мы сможем увидеть их возможности. Чтобы пользо- ваться объектом по-новому, мы должны быть способны уви- деть его функционирующим так, как никто еще и не предпола- гал. Несомненно, возможность осознания и гибкость поведе- ния для этого являются центральными. Мы должны быть вос- приимчивы как к самим себе, так и к окружающему нас миру.
Сам творческий процесс не труден, но мы должны отваживать- ся пересечь границу неизвестной территории. Если мы будем удерживать внимание внутри привычных границ, мы никогда не создадим новое.
В некоторые моменты творчества излишний и не относя- щийся к делу материал должен быть отсечен и отброшен. Мно- гие люди застревают на этой стадии, слишком сильно или слиш- ком рано пользуясь своей критикой. Из-за того, что мы на- столько привязаны к тому, как вещи должны выглядеть или какими им должно или следует быть, нарождающееся творе- ние не может оторваться от земли и оказывается вдребезги разбито нашим внутренним критиком.
«Если у меня есть предвзятое мнение о том, каким долж-
но быть мое сочинение, то каждое из не достигших этой вершины произведений оказывается отвергнутым мной.
Возможно, это не так уж плохо, но если я ожидаю, что должен звучать как Диккенс (а не как я), все кончено, потому что я — это я, а не Диккенс. Частью знания себя является понимание того, в чем хорош я сам и что для
139
меня возможно. Когда я не отвечаю своим собственным стандартам, я обеспокоен. Конечно, моим сочинениям нужно редактирование и утверждение, но его должно быть в меру, иначе произведение исчезнет. Образ, кото- рый возникает в связи с этим — это скульптор, который старательно шлифует и отделывает свое творение — пока у него в руках не остается лишь каменная пыль».
Нечто создав, нам следует взять на себя ответственность за свое создание. В определенной мере это рискованно. Ведь до того момента, как я назову свое произведение законченным, я могу отступить, а теперь отступать некуда, и любой может его увидеть, — и что они могут подумать? Тем не менее природа творчества такова, что наиболее глубокие произведения искус- ства создаются в соответствии с собственными стандартами художника; произведения выглядят так, как должны выглядеть по мнению автора. Подвергшись какой-либо переделке в соот- ветствии с критикой кого бы то ни было, они перестают быть творческим произведением автора.
Будучи нашими изделиями, произведения редко полнос- тью являются нашими, потому что творческий процесс ока- зывается более глубоким и содержательным, чем части, кото- рые мы обычно определяем как «свои». В этом смысле оказы- вается, что наши творения часто имеют свою собственную жизнь: однажды мы создаем характер, и он развивает свои соб- ственные вкусы почти независимо от нас. И все же, конечно, творение представляет часть нас самих, возможно ту часть, с которой мы не столь хорошо знакомы.
Процесс творчества — один из наиболее радостных актов человека. Часть этой радости проистекает из возможности вы- разить свойственную нам многогранность, что не всегда воз- можно в обычной повседневной жизни.
Творческий процесс включает создание новой фигуры на фоне знакомого нам обычного окружения. Новые идеи, но- вые объекты и новаторские формы всегда произрастают из переустройства существующего порядка. Чтобы быть способ- ным увидеть новые формы, мы должны быть способны четко видеть старые, а также иметь гибкий доступ к своему вообра-
140

жению. Наши средние зоны должны выйти за пределы повсед- невной реальности. Следующее упражнение поможет вам ис- следовать свои способности к творчеству.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
ГЕШТАЛЬТ-ОСОЗНАНИЕ И КРЕАТИВНОСТЬ
Пойдите на прогулку и осознавайте окружающее.
Обращайте внимание на те объекты, которые привле- кут ваш взгляд. Соберите эти объекты (но будьте благо- разумны) и принесите их домой.
А теперь составьте из них нечто вроде «скульптуры».
Не судите, не оценивайте свою работу, просто скомпо- нуйте ее. Закончив свое творение, покажите его партне- ру или, если вы работали один, другу, которому доверяе- те и который к вам хорошо относится. Обратите внима- ние на то, что он вам скажет. Что вы чувствуете, будучи незащищенным?
Если вы обнаружите, что делали скульптуру, чтобы
«угодить» своему партнеру или другу, а не для собствен- ного удовольствия — довольны ли вы своим творением?
Хотите ли вы сделать еще одну, чтобы доставить удоволь- ствие себе?
Одним из движителей творческой работы является творческое безразличие. Дайте творению .возможность, и право жить собственной жизнью, вне вашего прямого контроля. Сосредоточьтесь на нем, и пусть оно подска- жет вашей интуиции, куда и как следует поместить сле- дующую часть. Создав и показав кому-нибудь свою скуль-. птуру, вы можете работать с ней, чтобы добиться боль- шего самопонимания. Работая вместе с партнером или другом, опишите себя так, будто вы сами являетесь этой скульптурой.
Например:
Стоя перед композицией собранных вами предметов, вы могли бы сказать: «Я — букет колючего чертополоха, ко- торый окружает центральную часть композиции — аро-
141
матные персики и цветы. Во мне есть и изящная, возвы- шающая меня часть, и значительно более простая часть, которая настойчиво пускает корни в землю».
Мы так или иначе выражаем себя во всем, что создаем. Уви- дев что-то привлекшее наше внимание, мы почти всегда обна- руживаем связь между этим объектом и тем, чем он для нас является. Мы знаем сами себя лучше, чем готовы в этом при- знаться даже самим себе. Это знание, лежащее ниже уровня сознания, и ведет к творчеству. Новые образы, характеры, мо- дели, которые мы «творим», формируются у нас внутри рань- ше, чем мы даем им возможность выразиться во внешних про- явлениях. Даже натуралистическая скульптура, определяемая как часть природы, является выражением части личности скульптора. Используя метод идентификации, описанный выше, мы сможем заново принять те части себя, которые про- ецируем на свои творения.
Несколько лет назад я рассказывал тебе,
что воин выбирает путь, следуя велению сердца.
Этот непрерывный выбор пути по зову сердца отличает воина от обычных людей. Воин знает,
что когда он на пути, у пути есть сердце несть смысл.
Он и путь едины, когда воин ощущает покой и радость,
следуя выбранной стезе.
Дон Хуан (Кастанеда «Разделенная реальность»)


ГЛАВА 13
РАБОТА СО
СНОВИДЕНИЯМИ
Погиб ли я в сражении, грезя во сне? Я осыпан розами; может это блохи кусаются?
Кикаку
Мы видим сны — вне зависимости от того, помним мы их или нет. Человеческий опыт показывает, что сны намекают нам на процессы, происходящие за кулисами нашего обыден- ного сознания. Сны — это сложный синтез различных ум- ственных действий. В них сочетаются недавние и старые вос- поминания, желания и страхи. Воспоминания, относящиеся непосредственно к предыдущему дню, часто принимают фан- тастическую и загадочную форму, которая может увести и за- кончиться очень далеко от начальной точки. Иногда сновиде- ния включают в себя сенсорные восприятия того, что проис- ходит во время сна, например, звук пожарной машины или телефонный звонок. Сновидения часто содержат неясные, смутные намеки, которые могут рассказать нам о том, чего мы не сознаем; научившись работать со сновидениями, мы смо- жем лучше узнать себя, открыв те части себя, которые мы заб- локировали. Всякий раз, когда мы обнаруживаем такие состав- ляющие, мы имеем возможность снова вернуть их к жизни, интегрируя их эффективным и приемлемым способом. Часто
143
именно страх силы, заключенной в «потерянной» нами состав- ляющей, и заставляет нас на самом деле ее терять; когда мы понимаем, как использовать эту подспудную энергию, мы пе- рестаем бояться ее неправильного использования.
Способность запоминать сновидения у разных людей раз- лична и меняется в течение жизни. Запоминание снов — это навык, приобретаемый с опытом. Только поверив, что сны сто- ит запоминать, вы сможете разработать стратегию, которая позволит это делать.
Сновидения возникают примерно каждые девяносто ми- нут на протяжении всей ночи. Они связаны с изменениями частоты сердцебиения, глубины дыхания и уровнем возбуж- дения мозга. Они связаны также с расслабленным состояни- ем нашей мускулатуры, что, вероятно, и не дает нам на самом
деле проделывать те телодвижения, которые мы видим во сне.
Такое возбужденное умственное состояние, частичное бодр-, ствование и позволяет нам как бы немного проснуться, чтобы запомнить сновидение, а затем снова уснуть. Так как сон за- бывается именно тогда, когда после увиденного сновидения мы засыпаем более глубоко, нам приходится переносить это сновидение в свою память так, чтобы суметь извлечь его отту- да утром при полном пробуждении. Поскольку наша память тренируема, то способом сохранения сновидений является ча- стичное пробуждение после каждого сна и беглое его просмат- ривание в воображении. Следующее упражнение заимствовано из книги Генри Рида «Искусство запоминания сновидений».
УПРАЖНЕНИЕ 1.
ЗАПОМИНАНИЕ СНОВИДЕНИЙ
Засыпая, пообещайте себе, что проснетесь после каждо- го из ваших сновидений и просмотрите его снова, стара- ясь не придавать ему особого смысла. (Поначалу такая бдительность может привести к недосыпанию, так как любое ожидание вызывает легкое возбуждение, а это ме- шает крепко спать).
Проснувшись и поняв, что несколько мгновений на- зад вы видели сон, позвольте Некоторым его образам вер-
144