Файл: Яро Старак, Тони Кей, Джеймс Олдхейм техники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ке на солнышке и окруженным жужжанием насекомых и пением птиц в полдень».
«Я больше всего люблю производное от этого упражне- ния — слушать чистый звук колокольчика в руке моего друга».
Точно так же мы можем обращать внимание на различные явления, происходящие в нашей внутренней зоне, где тоже можно вполне успешно формировать соотношение фигура- фон. Чем лучше нам это удается, тем больше у нас возможнос- тей осмыслить свой внутренний мир, тем лучше мы можем уяснить собственные потребности и собственные мечты. В этих способностях — корень самопознания. В следующем упражнении вы можете попробовать формировать фигуру— фон во внутренней зоне..
УПРАЖНЕНИЕ 4. ТЕЛЕСНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ и
ФИГУРА-ФОН (Внутренняя зона)
Попробуйте с закрытыми глазами почувствовать свои челюсти. Челюсть напряжена или расслаблена? Пусть челюсть станет фигурой на общем фоне ощущений ва- шего лица, во рту или в шее. Теперь переключите свое внимание на ягодицы. Им удобно? Переключайте вни- мание с одной части тела на другую, выделяя очередную часть в качестве фигуры (на фоне всего остального тела).
«Когда я не даю себе заснуть, проигрывая и переживая вновь все перипетии прошедшего дня или беспокоясь о . дне будущем, это упражнение очень полезно. Давая себе осознать ощущения различных частей своего тела, я могу наконец сойти с этой карусели и позволить себе почув- ствовать усталость».
То, что мы ощущаем эмоционально, есть проявление на- ших физических ощущений внутри нашего тела. С каждой эмоцией связан ряд телесных ощущений. Мы становимся
«красными от гнева», «онемелыми от страха», «дрожащими от возбуждения». Эти реакции — наследие нашей эволюции и животного происхождения, они всегда являются верными при-
35
знаками наших чувств. Если мы хотим понимать свои эмоции
(а следовательно и себя) нам нужно учиться прислушиваться к этим сигналам.
Если мы хотим воспринимать свой мир эмоций, нужно най- ти время, чтобы концентрировать свое внимание на телесных ощущениях. Мы должны попытаться проявить ясную фигу- ру, отреагировать на нее и потом выделить из фона следую- щую фигуру. Это саморазвивающийся процесс, нам и не надо делать ничего другого, лишь обращать внимание на его разви- тие. Трудности обычно возникают лишь тогда, когда мы ак- тивно вмешиваемся, слишком сильно включая свою среднюю зону, тем самым искажая сигналы собственного тела и вводя самих себя в заблуждение.
Например, человек, у которого напряжения и боли в облас- ти шеи возникают всякий раз, когда он разговаривает со своим боссом, может игнорировать эти ощущения или связывать их с артритом. Если Он не осознает чувства негодования или злости по отношению к боссу, он, возможно, никогда так и не догада- ется, что именно начальник вызывает у него боли в шее. Чтобы придти к такому заключению, ему нужно было бы обратить внимание на боль: тогда его, возможно, озарило бы старое вос- поминание о тех случаях, когда он, испытывая негодование или злость, так или иначе не позволял себе их выражать. Злость и негодование неоднократно подавлялись с помощью напряже- ния мышц шеи. Впоследствии, сдерживая таким образом свое раздражение, направленное на начальство, он вновь подавлял чувства — как старые, так и новые. Со временем физическое подавление таких чувств становится привычным, и человек не осознает, каким способом ему удается оставаться на пути сдер- живания себя. Из этого довольно упрощенного примера стано- вится ясно, что человек, о котором идет речь, физически вредит себе постоянным нежеланием выражать свой гнев. Кроме того, он и есть его тело, в самом реальном смысле. Гештальт-терапев- ты убеждены, что огромное количество энергии, которое рас- ходуется на подавление нежелательных эмоций и тем самым постоянно и неосознанно блокируется, при своем освобожде- нии могло бы быть использовано гораздо более творчески и с положительным эффектом для самооздоровления.
36


«Уже несколько лет у меня присутствуют шейные боли, и теперь через эту боль очень медленно я прихожу к вы- воду, что она обусловлена моим невниманием к собствен- ному телу. Однако, как станет видно из ниже сказанно- го, мне еще много чего надо понять. Для Меня рабочие совещания проходят обычно на чисто «рациональном» уровне — выражение каких бы то ни было чувств там не принято. На одном из таких совещаний я страшно рас- сердился на комментарий одного из коллег. Когда он за- кончил говорить, я высказал ему свою злость, контроли- руя при этом свой голос и жесты и по-прежнему сидя в кресле. В тот же момент, хотя я и не менял позы, меня пронзила довольно сильная боль в нижней части шеи — такая же, как при поднятии тяжестей. Взаимосвязь меж- ду сдерживанием злости и тем, что я делаю со своей шеей, до сих пор не совсем ясна для меня. Возможно, именно поэтому я снова и снова испытываю эту боль!»
Конечно, некоторые телесные ощущения гораздо труднее напрямую связать с подавлением каких-то чувств. Например, в случае чувства смутного беспокойства. Но и оно складывает- ся из множества конкретных ощущений в теле, которые мож- но распознать, если обращать на них внимание. Хотя нам и удается подавлять свои эмоции и обманывать себя в своих ощу- щениях, но физическая сущность этих подавленных чувств все равно продолжает существовать. Обращая внимание на физические проявления подавляемых чувств, мы зачастую спо- собны заново открыть для себя заблокированные эмоции.
Сконцентрировавшись на телесных ощущениях, мы обнару- живаем вдруг натиск эмоций, что на первый взгляд кажется необъяснимым: но если попытаться продолжить этот процесс, мы сможем восстановить старые воспоминания.
«У меня постоянно напряжены мышцы ног. Я чувствую энергию, которая скапливается там, и осознаю, что с трудом передвигаю ноги, например, в танце. Мой мас- сажист, массируя однажды мои сильно напряженные ноги, стал вдруг совершать ими движения, имитируя мой собственный бег. Неожиданно я вспомнил себя сто -
37
ящим у двери школы-интерната, куда был направлен после смерти родителей, и точно так же двигающим но- гами. Вместе с этим воспоминанием пришло понима- ние, что я хотел убежать — все равно куда, и что у меня не было пристанища».
Иногда нам требуется помощь, чтобы обратить внимание на свое тело. Лучше всего это удается с помощью терапевти- ческого массажа. Массажист обучен чувствовать те области тела, которые клиент блокирует (физические проявления бло- кировок не являются загадкой для опытного глаза), и, мягко массируя эти части тела, он помогает клиенту обратить на них внимание.
Начав однажды находить и осознавать способы, с помощью которых мы блокируем выражение собственных эмоций, не- вольно приходишь к выводу, что есть смысл подумать — а сто- ит вообще ли продолжать так себя вести?
Следующим шагом является интеграция повторно всплы- вающих воспоминаний. Позвольте себе полностью прочув- ствовать болезненные ощущения, которые изначально по этой причине и были забыты. Если вы почувствуете эту боль и перестанете ее избегать, она постепенно сойдет на нет, и вос- поминания останутся всего лишь воспоминаниями. Любая фигура (или чувство), отделяемая от фона, небесконечна, у нее ограниченное «время жизни»; новая фигура (чувство) возникает после увядания старой. Отказываясь обращать внимание (с благим намерением защитить себя от неприят- ных воспоминаний) на такие болезненные фигуры, мы не- вольно увековечиваем их: они остаются запертыми нашим старым стилем поведения, а сами мы не видим возможнос- тей другого существования. В противовес этому гештальт- подход предлагает осмелиться воспринять и осознать весь свой жизненный опыт.
В следующем упражнении вы можете попробовать расши- рить модель зрительного восприятия на другие чувства и эмо- ции. Чтобы сделать это, мы предлагаем придуманную ситуа- цию, которая у большинства людей вызывает множество быс- тро сменяющих друг друга эмоций.
38


УПРАЖНЕНИЕ 5. ЧУВСТВА и ФИГУРА-ФОН
Закройте глаза и представьте себе свою мать разговари- вающей с вами. Постарайтесь вспомнить, как она выг- лядит, во что одета, запах ее духов, ее позу, побудьте не- которое время вместе с этим воспоминанием.
Когда вы четко поймете, что хорошо ее себе предста- вили, скажите о своих чувствах к ней, но при этом не старайтесь быть логичным.
Перечисляйте чувства по одному; высказав очеред- ное, сделайте передышку и побудьте, поживите немно- го с этим чувством. Что вы ощущаете в своем теле, когда описываете любовь, теплоту, гнев, разочарование? Ощу- тите переходы от одного чувства к другому.
Намеренно измените скорость, с которой вы перечис- ляете свои чувства к матери. Сравните свои ощущения, отличаются ли они в случае, когда вы прислушиваетесь к
себе, и тогда, когда вы не даете себе прочувствовать ска- занное.
Вы заметили сходство между размытой картиной внешнего мира, когда взгляд быстро скользит с одного предмета на другой, и размытым видением своего внут- реннего мира? Вы заметили изменения в чувстве вол- нения от происходящего, когда заставляли себя остано- виться на каждой из фигур?
«Удивительно, насколько живой показалась мне моя мать и как много я хочу ей сказать — особенно если учесть, что она умерла двадцать два года назад — в каком-то смыс- ле она действительно не умерла!»
Позволяя себе полностью прочувствовать какое-либо ощу- щение, мы обнаруживаем существование поворотной точки, где оно достигает насыщения, а затем растворяется, исчезает, и другое чувство заменяет его. Если же мы блокируем опреде- ленное чувство, оно не исчезает. И мы как бы его чувствуем, хотя его нет в настоящем, вместо того чтобы по-настоящему пережить это чувство и закончить с ним. Для этого необходи- мы усилия, хотя мы можем и не отдавать себе отчета в том, что их прилагаем.
39

Гештальт — это философия очевидного, реального.
Невротик — тот, кто не видит очевидного.
Фриц Перлз
Блокировки осознания можно охарактеризовать — более подробно мы займемся ими в главе о способах избегания. Как бы там ни было, эти блокировки ведут к фиксации способов, которыми мы ощущаем и выражаем себя. Этим они ограни- чивают нашу способность к ответу на происходящее. Только полностью осознавая, что мы чувствуем, мы можем так же полно отвечать. Запреты, блоки фиксируют наши способы за- ведомо предсказуемого поведения и не позволяют гибко реа- гировать на происходящее. Они мешают нам развиваться и быть полновластными хозяевами собственной жизни.
У каждого из нас есть своя подлинная жизнь,
которую он хотел бы прожить.
Фриц Перлз
Мы связываем себя, не позволяя себе чувствовать и выра- жать всю свою многогранность. Уходя от видения окружаю- щего мира во всех его подробностях, сводя его лишь к обобще- ниям и абстракциям как к продукту языка, мы тоже связыва- ем себя.
Способность абстрагироваться есть величайшая ценность языка (а также уникальный и основополагающий признак на- шей человечности). Когда малыш впервые видит стул, он тра- тит массу времени на то, чтобы исследовать его, стараясь при- дать ему смысл. Через некоторое время он начинает видеть связь между этим стулом и всеми прочими; в конце концов он понимает, что на свете есть группа предметов, называемых сту- льями. Проблема заключается в том, что мы используем эту способность к абстракции не в полной мере, приучившись ви- деть лишь самые общие черты (например, возможности ис- пользования) вещей или событий и игнорируя тем самым их индивидуальные особенности. Ребенку, возможно, было ког- да-то сказано, что появление слез означает грусть: поэтому он может, увидев или ощутив слезы, не связать их с чувствами гнева или радости.
Такой процесс называется фиксацией и является результа- том неправильного использования способности к абстраги-
40

рованию; в этом случае процесс абстракции реально препят- ствует восприятию происходящего вокруг. Попробуйте сделать следующее упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ 6. ФИКСАЦИЯ
(Предметы)
Не вдаваясь в подробности, представьте себе два или три стола, находящихся в комнате, где вы сидите. Вы когда- нибудь рассматривали их внимательно? Вас интересова- ло, из чего они сделаны и как собраны? Что вы чувствуе- те по поводу каждого из них? Какой стол вам нравится больше, чем другие? А теперь осмотрите его тщательно.
Удавалось ли вам зафиксировать образ этого стола в во- ображении до того, как вы внимательно его осмотрели?
«Я поразился неуклюжей конструкции стола, стоящего у моей кровати, отвратительному виду его сосновых ин- крустаций и дымчатого стекла на поверхности. Мне он не нравится, я избавлюсь от него».
УПРАЖНЕНИЕ 7. ФИКСАЦИЯ НА СЕБЕ
Какие определения вы используете применительно к себе? Подумайте о некоторых из них, например «упря- мый», «толстый», «парень что надо». Не связаны ли та- кие характеристики с тем, что вы кому-то, возможно, нравитесь именно таким? Всегда ли вы один и тот же или для разных людей вы охарактеризовали бы себя по- разному?
«Большую часть своей жизни я был «своим парнем», ко- торый никогда не задевает чувств других людей, всегда считается с их ощущениями, постоянно помогает им.
Я хотел, чтобы люди любили меня, чтобы они нуждались во мне. И все же со многими мне это не удавалось, как я ни старался. Теперь я не прикладываю для этого столько усилий, и мне кажется, что гораздо больше людей любят и принимают меня — хотя иногда я бываю раздражите- лен и прямолинеен».
41

УПРАЖНЕНИЕ 8. ФИКСАЦИЯ
(Другие)
Подумайте о ком-нибудь из знакомых вам людей — на- пример, об однокласснике или начальнике. Какие опре- деления вы им даете? Какие роли вы исполняете, чтобы им подыграть или укрепить вас обоих в сложившемся стиле общения?
«Мой друг Вуди отличный рассказчик. Он развлекает меня, мне с ним хорошо, я позволяю ему развлекать меня, хотя чувствую, что за все долгие годы нашего зна- комства я так и не узнал его по-настоящему. Он стал для меня чем-то вроде приятного ходячего телевизора».
Как другие фиксируют себя в отношениях с миром?
Большую часть времени мы играем роли,
ходя вокруг да около, избегая соприкосновений и столкновений...
фриц Перлз
Охотник на оленей не видит гор — страдалец
Хакуин (Мастер Дзен, X век)
Меняя свою повседневную жизнь, вам нужно как-то ха- рактеризовать свои представления и свои чувства. Время от . времени отказывайтесь от этого и обращайте внимание лишь на изначальные признаки, которыми пользуетесь для харак- теристик. Описывайте свои зрительные представления в тер- минах лишь цвета, размера, освещенности или затемненнос- ти, а чувства — лишь в терминах телесных ощущений. Ха- рактеризуя ощущение, например, усталости, попробуйте по- чувствовать, что из телесных ощущений приводит вас к этому выводу: может статься, что на самом деле вам просто смер- тельно скучно!
«Я узнал о себе одну вещь: как я реагирую на утвержде- ния других людей, которые, как я думал, были направ- лены против меня. Когда я слепо верил в собственную ' непогрешимость, я не замечал, насколько мне больно:
42

вместо этого я думал, что я злюсь, и действовал соответ- ственно (и неадекватно)».
Фиксация ограничивает нашу гибкость и способность к адаптации. Она приглушает пульс жизни в этом вечно меняю- щемся мире, порой уверяя нас, что «мы это уже проходили».
Однако каждый момент времени нов и неповторим: так что мы все делаем впервые.
Гештальт-тренинг позволяет сломать устоявшиеся стерео- типы поведения, побуждая нас обращать пристальное внима- ние на то, что мы чувствуем в данный момент времени, и то, что происходит в окружающем мире. Нам нужно видеть не только то, что мы сами собой сейчас представляем, но и то, как в данный момент мы вписываемся в общий порядок вещей и событий. И хотя это сопряжено с определенным риском, лишь гак мы можем четко соответствовать самим себе и окружаю- щему миру, и только мы сами ответственны за то, что делаем.
МУДРОСТЬ
Я буду использовать себя во всей полноте своих способностей, все доводя до конца и стремясь к еще большему знанию и осуществлению.
НО
Я должен пройти через смерть, чтобы переродиться.
Это и есть путь к мудрости.
Джордж Роснер

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10