ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
используя достоверную информацию, я могу переоце- нить свой мир и действовать наиболее ясным и приемле- мым на данный момент способом».
«Выполняя это упражнение, я изумляюсь появлению ог- ромных сил и энергии в своем теле, чего обычно не чув- ствую и не осознаю. И сейчас я ощущаю свои ноги сто- ящими на ковре».
Осталось упомянуть о третьей, так называемой средней зоне.
Осознание этой зоны качественно отличается от внешней и внутренней зоны, поскольку ее нельзя непосредственно свести к ощущениям, она абстрагируется от них. Размышления, фанта- зии, образы, воспоминания о прошлом и планирование будуще- го — это все активность средней зоны. Без нее мы потеряли бы свою человеческую сущность. Однако характерное для нашего общества преувеличение значения активности средней зоны ве- дет к подавлению внутренней и внешней зон.
УПРАЖНЕНИЕ 5. СРЕДНЯЯ ЗОНА
(Абстрактное осознание)
Если есть возможность, работайте с партнером или пе- ред телевизором с выключенным звуком, заканчивая сле- дующие фразы:
Сейчас я осознаю... и думаю, что это означает, что...
Если при выполнении упражнения перед вами оказался плачущий человек, вы могли бы сказать следующее:
Сейчас я осознаю, что у тебя в глазах слезы (внешняя зона) и думаю — это значит, что ты опечален (средняя зона).
Я осознаю сейчас, что твои щеки покраснели (внешняя зона), думаю, что ты охвачен эмоциями (средняя зона).
Я ощущаю, как по моей спине бегают мурашки (внутрен- няя зона), и думаю, что это от волнения (средняя зона).
Обратите внимание на различие между действиями во внешней («слезы на твоих глазах», «щеки покраснели») и внут- ренней («мурашки по спине») зонах и тем, как мы истолковы- ваем происходящее в средней зоне.
25
«Выполняя это упражнение, я изумляюсь появлению ог- ромных сил и энергии в своем теле, чего обычно не чув- ствую и не осознаю. И сейчас я ощущаю свои ноги сто- ящими на ковре».
Осталось упомянуть о третьей, так называемой средней зоне.
Осознание этой зоны качественно отличается от внешней и внутренней зоны, поскольку ее нельзя непосредственно свести к ощущениям, она абстрагируется от них. Размышления, фанта- зии, образы, воспоминания о прошлом и планирование будуще- го — это все активность средней зоны. Без нее мы потеряли бы свою человеческую сущность. Однако характерное для нашего общества преувеличение значения активности средней зоны ве- дет к подавлению внутренней и внешней зон.
УПРАЖНЕНИЕ 5. СРЕДНЯЯ ЗОНА
(Абстрактное осознание)
Если есть возможность, работайте с партнером или пе- ред телевизором с выключенным звуком, заканчивая сле- дующие фразы:
Сейчас я осознаю... и думаю, что это означает, что...
Если при выполнении упражнения перед вами оказался плачущий человек, вы могли бы сказать следующее:
Сейчас я осознаю, что у тебя в глазах слезы (внешняя зона) и думаю — это значит, что ты опечален (средняя зона).
Я осознаю сейчас, что твои щеки покраснели (внешняя зона), думаю, что ты охвачен эмоциями (средняя зона).
Я ощущаю, как по моей спине бегают мурашки (внутрен- няя зона), и думаю, что это от волнения (средняя зона).
Обратите внимание на различие между действиями во внешней («слезы на твоих глазах», «щеки покраснели») и внут- ренней («мурашки по спине») зонах и тем, как мы истолковы- ваем происходящее в средней зоне.
25
Мы — не дикая стая зверей, зависящая при добыче пищи от остроты сенсорного восприятия. Большинство из нас, ур- банизированных людей, живет, пользуясь навыками позна- ния. Наибольшего успеха добиваются те, кто легко опериру- ет большим количеством абстрактных понятий. Они могут извлечь уроки из своего прошлого и опыта других людей, а также сделать обоснованный и точный прогноз на будущее, опираясь на прошлый опыт. Почти все наше формальное об- разование связано с развитием навыков познания. Поэтому в нашем обществе и доминирует средняя зона — в ущерб внут- ренней и внешней. Мы умеем блистательно мыслить, но те- ряемся перед видением или ощущением реального, очевид- ного. Но ведь и лучший в мире компьютер не может выдать полезный результат, если информация, которой он опериру- ет, является по сути мусором. Компьютерщики говорят: «заг- рузил мусор — получил мусор». Точно так же самый светлый ум бесполезен, пока ему не будет дана полезная «пища». А это зависит от способности видеть четко, то есть по сути «быть включенным».
Необходимо равновесие между тремя зонами; все они важ- ны для оптимального функционирования.
Предвидение того, что может случиться, или занятость тем, что уже произошло, не позволяет четко видеть, что же проис- ходит сейчас. Человеку, мечтающему о гамбургере или вспо- минающему о рыбных палочках, вряд ли понравится изыскан- ное второе блюдо — филе из телятины.
Невротическое страдание —.это страдание в воображении, страдание в фантазии.
Фриц Перлз
Размышления, образы, представления, воспоминания и планирование не связаны напрямую с сенсорными сигналами мозга. Они опираются на феномен абстрактного мышления, и мы будем называть их фантазиями.
Чтобы определить, насколько фантазия окрашивает фак- тические сенсорные ощущения, следует отделить наши ожи- дания от самих ощущений. Различия станут понятными, если мы научимся ощущать качественные различия внутренней, внешней и средней зон нашего сознания.
26
«Когда я вспоминаю (средняя зона) прелесть лета, моря и солнца, я чувствую приятное тепло в своем теле. А теперь фокус моего сознания на воспоминании о женщине. Она в воде, а я, сидя на песчаном берегу, наблюдаю, как она плывет по направлению ко мне. Она выходит из воды, я вижу ее силуэт вырисовывающимся на фоне голубого неба. Я наблюдаю, как она медленно движется в мою сто- рону... Это воспоминание вызвало во мне грустное чув- ство. Я знаю, что грежу наяву, перебирая прошлое и же- лая сию минуту оказаться снова там, на пляже. Я позво- ляю себе испытывать эту печаль — она становится силь- нее, мое дыхание становится глубже и немного чаще.
Внезапно моя грусть начинает исчезать, я отпускаю свое воспоминание, мое внимание переключается снова на происходящее вокруг [внешняя зона), здесь и сейчас».
Частности твоих переживаний не известны мне,
кроме как в твоих откровениях.
Фриц Перлз
Обозначение средней зоны словом «фантазия» — один из способов более четкого определения разницы между ней и дву- мя другими. Мы начали это в предыдущем упражнении. При- менение этого в реальной повседневной жизни гораздо слож- нее, но и здесь следует пытаться. Вот упражнение для начала.
УПРАЖНЕНИЕ 6. СРЕДНЯЯ ЗОНА В
ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Каждый день, между делом, старайтесь пользоваться сло- вами «я представляю, что...», «я думаю...» или «я верю, что...», когда они подходят к вашим действиям.
Например: Мой друг уснул в соседней комнате, а ведь мы
собирались пойти в кино. Думаю, что... ...он предпочел
сон походу в кино. ...до начала фильма, видимо,
осталось 20 минут.
Честно и без оценок используйте сферу деятельности и ак- тивность вашей средней зоны. Обращайте внимание на то, как часто вы мечтаете, уходя от реальности, а также на то, что про- исходит с вами при этом. Фантазии могут стать образом жиз-
27
ни. Иногда мы отказываемся от своих возможных планов из- за того, что мы представляем себя в состоянии неудачи: мы отказываемся от необычного поведения только потому, что у нас есть фантазии о том, к чему оно могло бы привести. Вот она, реальная опасность — мы можем так и не рискнуть, не попытаться жить.
Реальность — это не то, что вы хотели бы видеть,
и не то, какой вы ее представляете;
реальность — это то, что есть на самом деле.
Роберт Рингер
УПРАЖНЕНИЕ 7.
РИСКНИТЕ БЫТЬ ЖИВЫМ
Составьте список своих планов, которые вы хотели бы выполнить. Сконцентрируйтесь на том замысле, кото- рый можно реализовать в обозримый срок. Запишите все неприятности, которые могут случиться с вами, если вы попытаетесь это сделать. Являются ли какие-либо из этих опасностей теми, которыми вы обычно останавливаете себя при воплощении своих замыслов в жизнь: подумайте некоторое время о последствиях своих попыток. А затем рискните заняться этим делом и проверьте, сколько из ваших «катастрофических» ожиданий сбылось. Если что-то все же случилось — оказались ли последствия
столь же плохими, как вы предполагали? Стоила ли игра свеч? И как вы себя чувствуете теперь?
Будучи замкнутыми в мире запретов наших мыслей и фан- тазий, мы не можем проверить или опровергнуть их мрачные предсказания до тех пор, пока мы не рискнем и не почувству- ем то, что случится на самом деле. Например:
«Если один из страхов, связанных с моим желанием на-
учиться грациозно двигаться в танце, — это боязнь выг-
лядеть глупо, я запишу последствия следующим образом:
Они будут смеяться надо мной. Они отвернутся от меня.
Я окажусь в одиночестве». «Если я выплесну злость на
рассердившего меня старого
28 >
Реальность — это не то, что вы хотели бы видеть,
и не то, какой вы ее представляете;
реальность — это то, что есть на самом деле.
Роберт Рингер
УПРАЖНЕНИЕ 7.
РИСКНИТЕ БЫТЬ ЖИВЫМ
Составьте список своих планов, которые вы хотели бы выполнить. Сконцентрируйтесь на том замысле, кото- рый можно реализовать в обозримый срок. Запишите все неприятности, которые могут случиться с вами, если вы попытаетесь это сделать. Являются ли какие-либо из этих опасностей теми, которыми вы обычно останавливаете себя при воплощении своих замыслов в жизнь: подумайте некоторое время о последствиях своих попыток. А затем рискните заняться этим делом и проверьте, сколько из ваших «катастрофических» ожиданий сбылось. Если что-то все же случилось — оказались ли последствия
столь же плохими, как вы предполагали? Стоила ли игра свеч? И как вы себя чувствуете теперь?
Будучи замкнутыми в мире запретов наших мыслей и фан- тазий, мы не можем проверить или опровергнуть их мрачные предсказания до тех пор, пока мы не рискнем и не почувству- ем то, что случится на самом деле. Например:
«Если один из страхов, связанных с моим желанием на-
учиться грациозно двигаться в танце, — это боязнь выг-
лядеть глупо, я запишу последствия следующим образом:
Они будут смеяться надо мной. Они отвернутся от меня.
Я окажусь в одиночестве». «Если я выплесну злость на
рассердившего меня старого
28 >
приятеля, что произойдет? Это вконец расстроит нашу
дружбу. Он больше не захочет меня видеть».
Попытка поиска смысла и приведения в систему первич- ных данных из внешней и внутренней зон осознания есте- ственна и свойственна человеку. Когда маленькая девочка впер- вые видит коробку, она, чтобы определить, что в коробку мож- но положить, должна ее тщательно исследовать. Кроме того, в ходе исследования ребенок выясняет, что — как ни поворачи- вай коробку — она все та же, хотя ее размеры в разных плоско- стях разные. Выяснив свойства этой коробки, ребенок обоб- щает их на все коробки. Примерно таким же образом девочка может научиться обобщать, что слезы означают грусть, а при- лив крови к лицу — злость. Но такие обобщения не всегда вер- ны. Слезы могут появиться от радости или от злости, румянец может означать волнение, а напряженная шея может быть след- ствием неудобного положения тела.
Осознание, если им пользоваться в том смысле, как мы его описываем, включает в себя концентрацию в течение доста- точно долгого времени, чтобы мы могли полностью прочув- ствовать предмет, привлекший наше внимание. Гештальт-под- ход предполагает тренировку нашей способности фокусиро- ваться. Установим контроль над этим психологическим дей- ствием в том месте, где заметим момент потери направления внимания и тем самым — потери осознания. Это позволит нам еще раз «взглянуть» на некоторые обобщения, которыми мы пользуемся. Как словесные метафоры становятся привычны- ми штампами («Слезы катились по ее лицу»), точно так же из чувств произрастают абстракции («тревога»). Хотя бывает удобно пользоваться абстракциями как некими короткими знаками, мы иногда забываем, что они являются лишь абст- ракциями и могут привести к заблуждениям. Фокусируя со- знание, мы можем выбрать — не делать эти автоматические интерпретации, а осознавать то, что есть, — фактически, это единственный путь видения мира.
Реальность есть не что иное, как сумма всех осознаний того,
как вы переживаете здесь и сейчас.
Фриц Перлз
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ГЛАВА 3
ФИГУРА И ФОН
Одинокая сосна на холме прорисовывается
На низком и сером небе перед рассветом.
Аrogau
Из всего многообразия всевозможных ощущений мы вы- бираем лишь несколько и фокусируем на них свое внимание
(как всегда — в каждый данный момент времени). Это выде- ленное нами ощущение становится «фигурой», обособленной от всех прочих, сливающихся в этот момент друг с другом на заднем плане и становящихся «фоном». Способностью к вы- делению четких и ясных фигур из окружающего их фона оп- ределяется то, насколько нам удается использовать окружаю- щий мир для удовлетворения своих потребностей и продолже- ния роста. Следующее упражнение даст вам возможность по- пытаться исследовать ваш способ взаимодействия с окружаю- щим миром.
УПРАЖНЕНИЕ 1. БЕСКОНЕЧНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
Прислушайтесь еще раз к своим ощущениям. На сей раз определяйте, к какой из трех зон (внутренней, средней или внешней) принадлежат ваши ощущения. Как и рань-
31
ше, начните с предложения «сейчас я осознаю ...» Если вы работаете с партнером, вы, возможно, будете опреде- лять что-то, касающееся него. Например:
«Сейчас я вижу блики света на своих часах» (внешняя
зона).
«Сейчас я хочу знать, сколько времени» (средняя зона).
«Сейчас я ощущаю холодок, касаясь своих часов» (внут-
ренняя зона).
Продолжите упражнение, позволив своему вниманию свободно перемещаться из одной зоны в другую, и по- наблюдайте, насколько успешно вам это удается — как осознание возникает и вновь отходит на задний план все время меняющегося внешнего окружения.
«Как много происходит внутри меня и не меньше — сна- ружи! Не будучи способным сконцентрироваться на чем- то из происходящего, как бы я справлялся со всем этим? »
Остерегайся того, кого ненавидишь,
им можешь оказаться ты сам.
Джордж Роснер
Мы постоянно концентрируем наше внимание; делая это, мы каждый раз выделяем фигуру из фона. Ни фигура, ни фон не могут существовать друг без друга: более того, их взаимо- действие и взаимоотношения и придают смысл нашему миру, позволяя его почувствовать.
Например, когда мы смотрим на сцену, процесс фокуси- ровки внимания поочередно «деструктурирует» и «реструк- турирует» наше восприятие сцены.
«Сейчас я сижу в комнате за небольшим столом и пишу.
Как только я замечаю оранжевое пятно в правом углу зрительного поля, глаза мои останавливаются на нем.
Пятно это оказывается ручками ножниц. Я отмечаю их расположение относительно стола, замечаю, что между раскрытыми лезвиями лежит липкая лента: и вдруг осоз- наю, что комната изменилась с тех пор, как я вошел в нее.
Я помню ее другой, и это воспоминание заменяется ее новым восприятием».
32
«Сейчас я вижу блики света на своих часах» (внешняя
зона).
«Сейчас я хочу знать, сколько времени» (средняя зона).
«Сейчас я ощущаю холодок, касаясь своих часов» (внут-
ренняя зона).
Продолжите упражнение, позволив своему вниманию свободно перемещаться из одной зоны в другую, и по- наблюдайте, насколько успешно вам это удается — как осознание возникает и вновь отходит на задний план все время меняющегося внешнего окружения.
«Как много происходит внутри меня и не меньше — сна- ружи! Не будучи способным сконцентрироваться на чем- то из происходящего, как бы я справлялся со всем этим? »
Остерегайся того, кого ненавидишь,
им можешь оказаться ты сам.
Джордж Роснер
Мы постоянно концентрируем наше внимание; делая это, мы каждый раз выделяем фигуру из фона. Ни фигура, ни фон не могут существовать друг без друга: более того, их взаимо- действие и взаимоотношения и придают смысл нашему миру, позволяя его почувствовать.
Например, когда мы смотрим на сцену, процесс фокуси- ровки внимания поочередно «деструктурирует» и «реструк- турирует» наше восприятие сцены.
«Сейчас я сижу в комнате за небольшим столом и пишу.
Как только я замечаю оранжевое пятно в правом углу зрительного поля, глаза мои останавливаются на нем.
Пятно это оказывается ручками ножниц. Я отмечаю их расположение относительно стола, замечаю, что между раскрытыми лезвиями лежит липкая лента: и вдруг осоз- наю, что комната изменилась с тех пор, как я вошел в нее.
Я помню ее другой, и это воспоминание заменяется ее новым восприятием».
32
Прежнее зрительное восприятие «реструктурировано».
Чтобы это произошло, мне нужно было узнать, что оно уста- рело и расформировать старую «сцену» путем поиска новой фигуры на фоне. Наша способность переключать внимание с одного объекта на другой и обнаруживать таким образом со- отношение частей друг с другом, а также с фоном и позволяет нам видеть смысл во всем доступном нам большом разнообра- зии восприятий.
Возможно, вы захотите прочувствовать свои собственные процессы восприятия, тогда сделайте следующее упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ 2.
ЗНАЧЕНИЕ и ФИГУРА-ФОН
Сосредоточьтесь на чем-то крупном, например, на дру- гом человеке или на большом предмете в комнате. Как он смотрится на общем фоне? А теперь обратите внимание на какую-то часть выбранного вами большого объекта.
Например, глядя на другого человека, попробуйте уви- деть его лицо на фоне его фигуры и на фоне комнаты.
А теперь смотрите на еще более мелкие детали, напри- мер, на его глаза или на то, что отражается в его глазах.
Оцените гибкость, с которой вы можете выделять фигу- ру из фона.
Продолжайте наблюдение, позволяя объектам лишь по- очередно оказываться в фокусе. Это поможет вам избе- жать размывания восприятия.
Обратите внимание на скорость, с которой вы можете чет- ко сформировать фигуру: попробуйте увеличивать скорость переключения внимания до тех пор, пока не сможете сформи- ровать четыре фигуры в секунду. Что происходит? А теперь попытайтесь замедлить этот процесс, затрачивая на выделение каждой фигуры много времени. Что теперь происходит?
«Торопливо перебегая глазами с одной фигуры на дру- гую, я обнаруживаю, что мне не хватает времени для того, чтобы по-настоящему закончить формирование фигу- ры—фона. А если я очень пристально и долго вглядыва-
3-2356 33
юсь (в течение минуты или больше), у меня появляется головокружение».
Чтобы зрительное восприятие имело смысл, мы должны выделить его из его окружения. Только тогда, когда объект выделен из окружающего фона, он имеет смысл или значе- ние. Точно так же одна лишь часть (деталь) машины не дает нам возможности мчаться по дороге, а одна лишь часть фило- софии мы не дает нам понять всей философии.
Мысль, идея, утверждение истинны только тогда и в том, где содержат истину. Нечто становится истинным, лишь согла- суясь со своим окружением. Нет окружения — нет и истины, вопреки тому, что люди могут себе думать.
Идрис Шах
Гештальт-философия уделяет много внимания зрительно- му восприятию: тому, как мы с помощью глаз выделяем фигу- ру из окружающего фона. Одним из наиболее значимых вкла- дов гештальт-терапии стало распространение представленной здесь модели на все другие наши ощущения, а также соотнесе- ние ее с нашей «эмоциональной» и «рациональной» жизнью.
Подобие зрительных и иных восприятий можно легко проде- монстрировать.
УПРАЖНЕНИЕ 3. ЗВУК и ФИГУРА-ФОН
(Внешняя зона)
Закройте глаза и прислушайтесь к раздающимся вокруг вас звукам. Пусть один из них овладеет вашим внимани- ем и станет фигурой на фоне остальных.
А теперь переключите внимание на другой звук, делая его фигурой, в то время как первый сливается с фоном.
Не пытайтесь придать звукам смысл, определяя их ис- точник - просто слушайте сами звуки.
Это лучше удается с продолжительными звуками, мед- ленно возникающими, формирующимися и затем исчеза- ющими, например, как звук проезжающей мимо машины.
«Это действует на меня успокаивающе. Когда я просто слушаю звуки, не пытаясь их отмечать и определять их источник, я чувствую себя ребенком, лежащим в коляс-
34
Чтобы зрительное восприятие имело смысл, мы должны выделить его из его окружения. Только тогда, когда объект выделен из окружающего фона, он имеет смысл или значе- ние. Точно так же одна лишь часть (деталь) машины не дает нам возможности мчаться по дороге, а одна лишь часть фило- софии мы не дает нам понять всей философии.
Мысль, идея, утверждение истинны только тогда и в том, где содержат истину. Нечто становится истинным, лишь согла- суясь со своим окружением. Нет окружения — нет и истины, вопреки тому, что люди могут себе думать.
Идрис Шах
Гештальт-философия уделяет много внимания зрительно- му восприятию: тому, как мы с помощью глаз выделяем фигу- ру из окружающего фона. Одним из наиболее значимых вкла- дов гештальт-терапии стало распространение представленной здесь модели на все другие наши ощущения, а также соотнесе- ние ее с нашей «эмоциональной» и «рациональной» жизнью.
Подобие зрительных и иных восприятий можно легко проде- монстрировать.
УПРАЖНЕНИЕ 3. ЗВУК и ФИГУРА-ФОН
(Внешняя зона)
Закройте глаза и прислушайтесь к раздающимся вокруг вас звукам. Пусть один из них овладеет вашим внимани- ем и станет фигурой на фоне остальных.
А теперь переключите внимание на другой звук, делая его фигурой, в то время как первый сливается с фоном.
Не пытайтесь придать звукам смысл, определяя их ис- точник - просто слушайте сами звуки.
Это лучше удается с продолжительными звуками, мед- ленно возникающими, формирующимися и затем исчеза- ющими, например, как звук проезжающей мимо машины.
«Это действует на меня успокаивающе. Когда я просто слушаю звуки, не пытаясь их отмечать и определять их источник, я чувствую себя ребенком, лежащим в коляс-
34