Файл: Планконспект проведения занятий по предмету Пожарная и аварийноспасательная техника.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
Командир Пожарного корабля 3-ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России
по Самарской области
майор внутренней службы
_________________________ В.В. Беляев
«____»_________________2022г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий по предмету «Пожарная и аварийно-спасательная техника»
с личным составом Пожарного корабля
Тема занятия «Пожарные насосы»
Вид занятия: классно-групповое Отводимое время: 1 учебный час
Цель занятия: изучение принципов роботы насосов используемых в пожарной технике.
Литература, используемая при проведении занятия:
- Пожарная техника 2007 г. В.В. Теребнев, Н.И. Ульянов, В.А Грачев
- Приказ Мин. труда и соц. защиты РФ от 11.12.20 г. №881 Н
- учебник основы пожарного дела (Шувалов);
- учебник «Пожарная техника».
\
Развернутый план занятия.
Учебный вопрос №1 подготовка к занятиям (5 мин)
Объявление темы, проверка наличия личного состава.
Учебный вопрос №2 основная часть (35 мин)
Пожарный центробежный насос для пожарных автомобилей - насосный агрегат, состоящий из собственно насоса, напорного коллектора, запорно-регулирующей арматуры, вакуумной системы заполнения, системы подачи и дозирования пенообразователя.
Номинальный режим насоса – режим работы насоса, обеспечивающий заданные технические показатели: подачу и напор при установленной номинальной частоте вращения и номинальной геометрической высоте всасывания.
Номинальная подача насоса Qном - подача насоса при номинальном давлении Рном, номинальной геометрической высоте всасывания hг. ном и номинальной частоте вращения рабочего колеса nном.
Напор насоса Н - величина, определяемая зависимостъю
, м,
где Р2 и Р1 - давление на выходе и на входе в насос, кгс · см-2; r - плотность жидкой среды, кг · м-3; V2и V1 - скорость жидкой среды на выходе и на входе в насос, м · с-1; g - ускорение свободного падения, м · с-2; (Z2 - Z1) - высота центра тяжести сечения выхода и входа в насос, м.
Напор насоса в номинальном режиме
Нном - напор насоса при номинальной подаче Qном, номинальной геометрической высоте всасывания hг. ном и номинальной частоте вращения рабочего колеса nном.
Мощность насоса в номинальном режиме Nном - мощность, потребляемая насосом при номинальных значениях подачи насоса Qном, напора насоса Нном, геометрической высоты всасывания hг. ном и частоты вращения рабочего колеса nном.
Геометрическая высота всасывания hг - расстояние между осью вращения рабочего колеса первой ступени насоса и уровнем воды со стороны линии всасывания.
Номинальная геометрическая высота всасывания hг. ном - заданное расстояние между осью вращения рабочего колеса первой ступени насоса и уровнем воды со стороны линии всасывания при номинальном значении подачи насоса Qном.
Номинальная частота вращения nном - частота вращения рабочего колеса при номинальных значениях подачи насоса Qном, напора насоса Нном и геометрической высоты всасывания hг. ном.
Направление вращения привода:
Правое - вращение по часовой стрелке со стороны привода.
Левое - вращение против часовой стрелки со стороны привода.
КЛАССИФИКАЦИЯ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
Насосы для пожарных автомобилей в зависимости от их конструктивных особенностей и основных параметров классифицируются на:
-
насосы нормального давления; -
насосы высокого давления; -
комбинированные.
Насосы нормального давления - одно- или многоступенчатые пожарные насосы, обеспечивающие подачу воды и огнетушащих растворов при давлении на выходе до 2,0 МПа (20 кгс · см-2).
Насосы высокого давления - многоступенчатые пожарные насосы, обеспечивающие подачу воды и огнетушащих растворов при давлении на выходе свыше 2,0 МПа (20 кгс · см-2) до 5,0 МПа (50 кгс · см-2).
Насосы комбинированные - пожарные насосы, состоящие из последовательно соединенных насосов нормального и высокого давления, имеющих общий привод. ЦБН работают по принципу использования центробежной силы
F=ma=mw2R;
Где, F- центробежная сила,
m- масса жидкости;
-
ускорение движения жидкости;
w- угловая скорость;
R- радиус рабочего колеса;
Основной частью насоса является рабочее колесо с профилированными лопатками. При вращении колеса, посаженного на вал 5 (корпус насоса предварительно заполняют жидкостью), вода, находящаяся в каналах колеса, также начинает вращаться и под действием центробежных сил перемещается от центра к периферии. В результате перемещения воды в центре РК создается разряжение, куда под действием атмосферного давления непрерывно поступает вода. Механическая энергия двигателя при этом частично затрачивается на увеличение потенциальной и кинетической энергии давления потока. В расширяющимся спиральном отводе 4 и в расположенном за ним диффузоре 3, а в некоторых конструкциях насосов – в расширяющихся каналах направляющих аппаратов скорость движения потока жидкости уменьшается и кинетическая энергия потока преобразуется в потенциальную.
Обязательное условие работы ЦБН – предварительная заливка их водой перед пуском. При наличии внутри корпуса и РК воздуха центробежная сила будет недостаточной для перемещения его по каналам РК и создания разряжения, т.к. масса воздуха в 775 раз меньше воды.
Характерной особенностью ЦБН является общее направление потока жидкости от центра к периферии.
Основные конструктивные элементы ЦБН.
ЦБН, установленные на ПА, при всём разнообразии имеют общие основные элементы, отличающиеся только конструктивными формами и размерами. Такими элементами являются: подвод, рабочее колесо, вал с подшипниками, уплотнение, корпус с крышкой и отвод.
Подвод обеспечивает равномерное распределение скорости жидкости по сечению канала при входе её в рабочее колесо. Средняя скорость потока жидкости в подводящем трубопроводе не должна превышать 3 м/с. Наибольшее распространение в конструкции ПН получил подвод в виде прямоосной трубы, которая является лучшим исполнением подводящего канала.
Рабочее колесо непосредственно воздействует на протекающую через него жидкость и тем самым передает ей механическую энергию двигателя. Рабочее колесо состоит из 2-х дисков, между которыми расположены 6-8 лопаток, загнутых в сторону, противоположную вращению колеса. Рабочие колёса проектируют таким образом, чтобы они имели наименьшее гидравлическое сопротивление, обладали требуемой механической прочности и были просты в изготовлении.
При работе ЦБН на РК воздействует осевая сила. Осевая сила возникает по следующей причине. Между колесом и стенками корпуса имеется зазор, поэтому жидкость поступает в свободное пространство и действует на наружную поверхность РК, в результате возникает осевая сила, направленная в сторону входа в колесо.
F= 0.6P π (R1 2- RВ 2)10-4
Где P- давление, создаваемое насосом, Па; R1- средний радиус уплотнения, см; RВ- радиус вала насоса;
Для разгрузки подшипников вала от осевого давления в задней стенке рабочего колеса имеются разгрузочные отверстия, позволяющие почти полностью уравнять давления по обе стороны РК.
При этом способе разгрузки значительно снижается КПД насоса вследствие увеличения утечки жидкости через разгрузочные отверстия. Иногда для разгрузки подшипников всасывающие окна рабочих колёс устанавливают в противоположные стороны (ПН-25, ПН-45). В некоторых конструкциях ПН пожарных мотопомп (МП-600; МП-800) для восприятия осевых усилий применяют упорные и радиально- упорные подшипники.
Валы и подшипники насоса должны обладать большой прочностью, поэтому изготавливают из специальных сталей. Колёса на валу закрепляют шпонками и гайками. Чтобы предотвратить вибрацию вала при вращении, производят его статическую балансировку в собранном виде. Для восприятия действующих на вал радиальных нагрузок чаще всего применяют подшипники скольжения (шарикоподшипники).
Сальниковые уплотнения устанавливают между валом и корпусом насоса для предотвращения утечки жидкости и подсоса атмосферного воздуха в полость насоса. Обычно применяют два вида уплотнений: набивные и самоуплотняющиеся. Большое распространение получили самоуплотняющиеся резиновые сальники, которые расположены в стакане.
Рабочие колеса с корпусом уплотняют специальными кольцами. Принцип действия уплотнения рабочего колеса основан на создании значительных сопротивлений при протекании жидкости через малые зазоры (0.25-0.3 мм) из полости нагнетательной в полость всасывающую.
Корпус насоса представляет собой сложную отливку из чугуна или алюминиевого сплава, состоящую из корпуса, крышки, разъёмных в полости, перпендикулярной оси вала насоса. В собранном виде эти детали образуют внутреннюю полость, предназначенную для подвода жидкости к РК и её отвода, а также для объединения деталей в один блок.
Отвод или отводящий канал
Предназначен для сбора жидкости, выбрасываемой из РК, преобразования кинетической энергии потока в потенциальную энергию давления с наименьшими гидравлическими потерями. Основной формой отвода является спиральный отвод или направляющий аппарат.
Спиральный отвод имеет форму постепенно расширяющегося канала улиткообразной формы, охватывающего рабочего колеса по окружности выхода и переходящего в прямоосный диффузор у напорного патрубка
Существенный недостаток спирального отвода – возникновение радиальной силы:
F р=P D b R 10-4
Где P – давление создаваемое насосом, Па; D – наружный диаметр РК, см; b – ширина РК на выходе, см; R – поправочный коэффициент, значение которого зависит от подачи насоса (обычно 1….1.3).
В конструкциях ПН разгрузка вала от действия радиальных сил происходит делением потока жидкости в спиральном отводе на две части. Конструктивное исполнение деления потока имеет два варианта. В первом варианте в конструкциях большинства одноступенчатых насосов применяют двойной спиральный отвод. Однако уравновешивание радиальных сил в конструкциях насосов такого типа достигается только в том случае, если подача по обоим рукавным линиям одинакова. Во втором варианте жидкость делится на два потока перегородкой, установленной в однозавитковом спиральном отводе (ПН-40, 60,110).
Отвод в виде направляющего аппарата применяют в конструкциях насосов секционного типа с числом колёс 2 и более. Направляющий аппарат выполняют в виде неподвижного колеса с лопатками, образующими серию спиральных каналов диффузорного типа.
Техническое обслуживание НЦП по периодичности, перечню, трудоемкости и месту выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
-
ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) при смене караулов; -
техническое обслуживание на пожаре (учении); -
техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения); -
техническое обслуживание после первой тысячи километров пробега (по спидометру); -
первое техническое обслуживание (ТО-1); -
второе техническое обслуживание (ТО-2); -
сезонное техническое обслуживание (СТО).
ЕТО
Ежедневное обслуживание проводится в подразделении при смене караулов заступающим на дежурство водителем и личным составом боевого расчета под руководством командира отделения.