ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
30.В чем заключаются функции эмоций?
А) субъективные реакции человека на внутренние и внешние раздражения, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, страха, гнева, тоски, радости, надежды
Б) контролируют положительные, отрицательные поступки;
В) регулируют биологические, социальные, приобретенные потребности ;
Г) отражательная, побуждающая, переключательная, коммуникативная, подкрепляющая
31.Что называют инстинктами?
Инстинкты – это генетически сложившаяся форма поведения, осуществляемая под влиянием основных биологических потребностей.
32.Что лежит в основе формирования любого приобретенного навыка, в основе процесса обучения?
Условно-рефлекторный механизм лежит в основе формирования любого приобретённого навыка, в основе процесса обучения.
33.Опишите сущность внешнего (безусловного) торможения, дайте характеристику его видам.
Внешнее (безусловное) торможение - врождённое генетически запрограммированное торможение.
Существует 2 вида внешнего торможения: запредельное и индуктивное.
Запредельное торможение условного рефлекса развивается при большой силе стимула, слабом функционировании ЦНС, имеет охранительное значение.
Индукционное (внешнее) торможение – в случае применения нового раздражителя после выработки условного рефлекса.
34.В чем заключается биологический смысл внутреннего торможения?
Биологический смысл внутреннего торможения заключается – в изменившихся условиях внешней среды, изменяется реакция на имеющиеся (даже привычные) сигналы, при этом условный рефлекс угнетается, подавляется.
35.Что называют динамическим стереотипом?
Динамический стереотип – система условнорефлекторных актов, в которой каждый последующий рефлекс вызывается завершением предыдущего рефлекса, основа привычек человека, его профессиональных навыков.
36.Какие процессы лежат в основе деления людей на группы по типам нервной системы?
Сила нервных процессов (возбуждения и торможения), их уравновешенность (баланс) и подвижность - перечисленные свойства нервной системы лежат в основе разделения всех людей на отдельные типы.
37.Дайте характеристику типам высшей деятельности, которые выделил И.П. Павлов.
И. П. Павловым было выделено 4 типа высшей деятельности:
Сильный уравновешенный подвижный — имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций. В соответствии с учением о темпераментах — это сангвинический тип.
Сильный уравновешенный инертный — с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой. В соответствии с учением о темпераментах — это флегматический тип.
Сильный неуравновешенный — характеризуется сильным раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД. Способен тренировать и в значительной степени улучшать недостаточное торможение. В соответствии с учением о темпераментах — это холерический тип.
Слабый — характеризуется слабостью обоих нервных процессов — возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам. В соответствии с классификацией темпераментов — это меланхолический тип.
38.Что понимают под второй сигнальной системой?
Вторая сигнальная система – система (вид сигнальной системы) условно-рефлекторных связей в головном мозге человека, где условным раздражителем является слово, речь («сигнал сигналов»). Возникает на базе первой сигнальной системы в процессе общения между людьми.
39.В чем заключается разница между биологической и генетической памятью?
Биологическая память – это способность воспринимать воздействия извне, закреплять, сохранять, воспроизводить изменения функционального состояния и структуры, вызванные этим действием. А генетическая память – это совокупность наследственных реакций, передаваемых субъекту через поколения посредством генов.
Опишите виды осознаваемой памяти.
Выделяют два вида осознаваемой памяти – эпизодическую и семантическую:
-
Эпизодическая осознаваемая память даёт возможность вспоминать конкретные события жизни человека, совершать мысленные путешествия во времени. -
Семантическая осознаваемая память хранит опыт всего человечества – факты, идеи, понятия.
41.Что лежит в основе кратковременной и долговременной памяти?
В основе кратковременной памяти лежит многократная циркуляция (реверберация) импульсивных разрядов (нервных импульсов) по круговым замкнутым цепям нейронов лобной и теменной долей коры полушарий большого мозга. А в основе долгосрочной памяти лежат сложные структурно химические преобразования на системном, синаптическом и клеточном уровнях головного мозга.
42.Перечислите возрастные особенности высшей нервной деятельности человека.
К моменту рождения у ребенка проявляется большинство врожденных безусловных рефлексов, обеспечивающих ему нормальное функционирование вегетативной сферы. Первые простые пищевые условные реакции возникают уже на первые-вторые сутки.
К концу первого года ребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму предметов, голоса и лица, совершенствуются его движения, он начинает ходить.
Второй и третий годы жизни отличаются активной ориентировочной и исследовательской деятельностью и характеризуются конкретным образным мышлением. Основной фактор, стимулирующий созревание коры головного мозга, — мышечные сокращения, поэтому высокая двигательная активность ускоряет психическое и физическое развитие ребенка, а ограничение подвижности ребенка значительно замедляет их.
Возраст от трех до пяти лет характеризуется дальнейшим развитием речи и нервных процессов (увеличение их силы, подвижности и уравновешенности), прежде всего за счет совершенствования внутреннего торможения, которое постепенно приобретает доминирующее значение.
К семи годам роль второй сигнальной системы еще более повышается и слово в этом возрасте уже становится самым важным сигналом, что позволяет только в этом возрасте эффективно применять его в качестве самостоятельного подкрепления для образования новых условных связей.
7 — 12 лет — период относительно «спокойного» развития ВНД: достигнутый уровень развития силы, подвижности, уравновешенности нервных процессов, а также уменьшение силы внешнего торможения обеспечивают возможности широкого обучения и воспитания ребенка.