Файл: Учебнометодическое пособие по практическим, лабораторным и самостоятельным занятиям для магистрантов направлений 11. 04. 01 Радиотехника и11. 04. 02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» (ТУСУР)
Кафедра Телевидения и управления (ТУ)
Утверждаю:
Зав. Кафедрой ТУ
Д.т.н., с.н.с.
___________Т.Р. Газизов
«___»_________2016 г.
Теория электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и систем
Учебно-методическое пособие по практическим, лабораторным и самостоятельным занятиям для магистрантов направлений 11.04.01 «Радиотехника» и 11.04.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»
Разработчик:
Доцент каф. ТУ, к.т.н.
_____С.П. Куксенко
Томск – 2016
2
Куксенко С.П.
Теория электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и систем: учеб. метод. пособие. – Томск : Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2016. – 72 с.
Представлены методические материалы практикума, посвященного моделированию электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и систем. Работы выполняются в программных продуктах TALGAT,
ELCUT и CONCEPT-II.
Предназначено для магистрантов технических вузов, обучающихся по направлениям подготовки
11.04.01
«Радиотехника» и
11.04.02
«Инфокоммуникационные технологии и системы связи» в рамках дисциплины «Теория электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и систем».
3
Оглавление
1
Практические занятия .................................................................................... 4 1.1
Основные термины и определения в области электромагнитной совместимости ................................................................................................... 4 1.2
Моделирование электромагнитной совместимости ............................... 6 1.2.1
Математическое моделирование ....................................................... 7 1.2.2
Физическое моделирование ............................................................ 11 1.3
Метод моментов ..................................................................................... 12 1.4
Создание полосковой линии в системе TALGAT ................................ 17 1.5
Расчет погонных параметров структуры .............................................. 20 1.6
Вычисление волнового сопротивления коаксиального кабеля ........... 23 1.7
Оценка влияния сегментации структуры на точность вычислений .... 24 1.8
Моделирования в системе Elcut ............................................................ 26 1.9
Микрополосковая линия ........................................................................ 30 1.10
Двухпроводная линия передачи ......................................................... 33 1.11
Электродинамическое моделирования в системе Concept-II ........... 35 2
Лабораторные занятия ................................................................................. 42 2.1
Линии передачи ...................................................................................... 42 2.1.1
Порядок выполнения работы .......................................................... 42 2.1.2
Задание для самостоятельно выполения ........................................ 45 2.2
Коаксиальный кабель............................................................................. 48 2.2.1
Порядок выполнения работы: ......................................................... 51 2.2.2
Задание для самостоятельного выполнения ................................... 54 2.3
Контурная антенна ................................................................................. 55 2.3.1
Порядок выполнения работы .......................................................... 56 2.3.2
Задание для самостоятельного выполнения ................................... 66 2.4
Диэлектрическая сфера .......................................................................... 67 2.4.1
Порядок выполнения работы .......................................................... 67 2.4.2
Задание для самостоятельного выполнения ................................... 69 3
Самостоятельные занятия ............................................................................ 71
Список использованных источников ................................................................ 72
4 1 Практические занятия
1.1 Основные термины и определения в области электромагнитной совместимости
Термины и определения понятий в области электромагнитной совместимости технических средств устанавливает Межгосударственный стандарт
ГОСТ P
50397-2011
(МЭК
60050-161:1990 1
) от
2011 г.
«Совместимость технических средств электромагнитная Термины и определения» (взамен ГОСТ Р 50397-92 от 1997 г.
2
). Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области электромагнитной совместимости технических средств. Термины, приведенные в настоящем стандарте, рекомендуются для применения во всех видах документации, в технической и научной литературе, в письменных сообщениях и т.п. Для ясности дальнейшего изложения приведем следующие определения.
Техническое средство, ТС – электротехническое, электронное и радиоэлектронное изделие, а также любое изделие, содержащее электрические и/или электронные составные части (может быть устройством, оборудованием, системой или установкой.).
Электромагнитная обстановка, ЭМО (electromagnetic environment)
3
– совокупность электромагнитных явлений, существующих в данном месте.
Электромагнитный шум (electromagnetic noise) – изменяющееся во времени электромагнитное явление, которое не содержит информации и может налгаться на полезный сигнал или объединяться с полезным сигналом.
Нежелательный сигнал (unwanted signal; undesired signal) – сигнал, который может ухудшить прием полезного сигнала.
Мешающий сигнал (interfering signal) – сигнал, который ухудшает прием полезного сигнала.
Электромагнитная помеха, ЭМП (electromagnetic disturbance)
4
–любое электромагнитное явление, которое может ухудшить качество функционирования технического средства
5 1
IEC 60050-161:1990 International electrotechnical vocabulary – Chapter
161: Electromagnetic compatibility (MOD)
2
Часть терминов изменена и исключена.
3
В общем, электромагнитная обстановка зависит от времени и для ее описания может требоваться статистический подход.
4
Электромагнитная помеха может быть электромагнитным шумом, нежелательным сигналом или изменением в среде распространения.
5
Техническое средство может быть устройством, оборудованием, системой или установкой.
5
Влияние электромагнитной помехи (electromagnetic interference) – ухудшение качества функционирования технического средства или канала передачи, вызванное электромагнитной помехой.
Электромагнитная совместимость ТС (electromagnetic compatibility;
EMC) – способность технического средства функционировать с заданным качеством в заданной электромагнитной обстановке и не создавать недопустимых электромагнитных помех другим техническим средствам.
Электромагнитная эмиссия (electromagnetic emission) – явление, при котором электромагнитная энергия исходит от источника.
Межсистемное влияние помехи (inter-system interference) – влияние электромагнитной помехи в системе, вызванное электромагнитными помехами, создаваемыми другой системой.
Внутрисистемное влияние помехи (intra-system interference) – влияние электромагнитной помехи в системе, вызванное электромагнитными помехами, создаваемыми в той же системе.
Естественный шум (natural noise) – электромагнитный шум, источником которого является природное явление, а не устройства, созданные человеком
Индустриальный шум (man-made noise) – электромагнитный шум, источником которого являются технические средства.
Ухудшение качества функционирования технического средства
(degradation of performance)
1
– нежелательное отклонение рабочих характеристик технического средства от требуемых.
Помехоустойчивость ТС, устойчивость ТС к ЭМП (immunity to a disturbance) – cпособность
ТС сохранять заданное качество функционирования при воздействии на него внешних помех с регламентируемыми значениями параметров.
Электромагнитная восприимчивость (electromagnetic susceptibility) –
Неспособность технического средства функционировать без ухудшения качества при наличии электромагнитных помех.
Электростатический разряд, ЭСР (electrostatic discharge, ESD) – перенос электростатического заряда между телами, электростатические потенциалы которых отличаются друг от друга, при их сближении или непосредственном контакте.
Эмиттер ЭМП (emitter of electromagnetic disturbance) – техническое средство, вызывающее возрастание напряжений, токов или электромагнитных полей, которые могут действовать как электромагнитные помехи.
Восприимчивое к ЭМП ТС (susceptible device) – техническое средство, функционирование которого может быть ухудшено при воздействии
1
Термин может применяться к временному или постоянному нарушению функционирования технического средства
6
электромагнитной помехи.
Кондуктивная
(conducted disturbance) –
ЭМП, энергия которой передается по одному или нескольким проводникам.
Излучаемая ЭМП (radiated disturbance) – ЭМП, энергия которой передается в пространстве в виде электромагнитных волн.
1.2 Моделирование электромагнитной совместимости
Моделирование ЭМС ТС, как на внутрисистемном, так и на межсистемном уровнях – составляющая процесса их проектирования.
Возможны физическое и математическое моделирование ТС. Однако любой вид моделирования современного реального устройства в полном объеме представляет практически неразрешимую задачу. Это обусловлено тем, что полная физическая модель – законченное устройство, что противоречит задаче проектирования ТС, а создание математической модели невозможно даже с применением самых современных программных продуктов. Поэтому применяются:
имитационное математическое моделирование;
физическое моделирование на основе упрощенных моделей действующих устройств или их частей, реализующих основные функции устройства в целом.
Трудоемкость процесса математического моделирования, как правило, меньше, чем физического, однако достоверность результатов последнего обычно выше.
Общая структура построения алгоритма моделирования изображена схемой, представленной на рис. 1.1.
Алгоритм состоит из ряда последовательных стадий – этапов.
Реальный
Постановка
Реальная
Модель
Прогноз объект задачи идеализация
(процесс)
Проверка адекватности принимаемых решений на каждом этапе
Рисунок 1.1 – Структура алгоритма моделирования ЭМС ТС
Далее кратко описаны задачи и цели каждого этапа моделирования.
Реальный объект – этап осмысления присущих объекту (процессу) существенных связей.
Постановка задачи – установление требований к результатам моделирования.
Реальная идеализация – упрощение реальной ситуации посредством исключения малозначительных деталей (упрощенная модель).
Модель:
7 1) построение моделей элементов, узлов, или блоков ТС и их взаимосвязей;
2) построение моделей проникновения ЭМП в ТС.
Прогноз – прогнозирование (на основе применения модели) различных возможных ситуаций работы реальных ТС и составление рекомендаций по проектированию и изготовлению их.
Проверка адекватности – сопоставление ситуаций на каждом этапе моделирования с какой-либо (или рядом) уже существующими реальными системами и ситуациями. Проверка адекватности принимаемых решений необходима, начиная с момента изучения реального объекта (при проектировании ТС – мыслимого образа объекта). По существу – это осмысление представлений разработчика об объекте исследований и путей проведения исследований.
Рассмотрим особенности видов моделирования.
1.2.1 Математическое моделирование
Математическое моделирование обладает рядом специфических особенностей в отношении различных объектов исследования, однако независимо от функционального назначения проектируемого ТС можно выделить общие положения процесса (алгоритма) математического моделирования. Они включают следующие этапы.
Моделирование ЭМО – в основном вероятностное моделирование, которое базируется на теории случайных функций, так как
«помеховая» ситуация, как правило является вероятностной, потому что источники помех образуют во времени изменяющиеся (случайные) комбинации.
Моделирование ТС, которое включает в себя схемотехнические, квазистатические или электродинамические модели его элементов, узлов и блоков и их связи.
Моделирование «путей проникновения помех» в ТС, которое строго (в полном объеме) возможно только на базе электродинамического подхода – решения (в тех или иных приближениях) краевой задачи, то есть, решения системы уравнений Максвелла при заданных источниках и граничных условиях. Выходными величинами расчетов при этом являются напряженности электрических и магнитных полей, которые затем должны быть приведены (выражены) в терминах электрических цепей, так как именно в них описываются параметры электронных устройств. Строгий анализ путей проникновения помех в реальные ТС весьма трудоемок и реализуем только численными методами.
В инженерной практике задачу решают в приближениях. Основное из используемых приближений – условие квазистационарности – пренебрежение «фазовым запаздыванием» в уравнениях Максвелла. При этом электромагнитные процессы и поля можно разделить на электрические
8
и магнитные, действующие независимо. Соответственно, разделяются и рассматриваемые пути проникновения помех в электронные схемы.
Отдельно анализируются помехи, проникающие в сигнальные цепи по электрическим полям, отдельно – проникающие в сигнальные цепи по магнитным полям. В обоих случаях анализ процессов проводят в терминах электрических схем.
Для численного анализа какой-либо физической проблемы необходимо построить ее математическую модель, учитывающую все существенные для данной задачи особенности реального процесса. Следует отметить, что математическая модель не идентична объекту, а является его приближенным описанием. Поэтому, в зависимости от требований к точности и универсальности моделей, она может иметь различную сложность и требовать для реализации различных вычислительных ресурсов.
Процесс построения математической модели можно разбить на следующие этапы:
1 Постановка задачи – определение целей расчета и класса решаемых задач, определение необходимого объема входной и выходной информации, а также допустимой погрешности результатов решения.
2 Аналитическая обработка – формулировка уравнений, начальных и граничных условий, описание формы расчетной области и свойств заполняющей ее среды, выбор метода решения, преобразование уравнений модели к виду, наиболее подходящему для данного численного метода, априорное исследование свойств полученных уравнений и их решение.
3 Дискретизация модели – переход от непрерывных функций к дискретным и от функциональных уравнении к системе алгебраических уравнений
(СЛАУ), в определенном смысле приближающейся к исходным уравнениям.
4 Решение полученной СЛАУ с заданной точностью. На этом этапе важную роль играет выбор метода решения, наиболее подходящего для данной системы уравнений.
5 Обработка результатов – расчет поля, характеристик и параметров системы по данным решения и их визуализация. Часто на этом этапе приходится восстанавливать отклик системы в широком диапазоне частот по результатам решения в отдельных точках этого диапазона.
На практике перечисленные этапы не являются независимыми. Так, например, выбор метода дискретизации влияет на свойства получаемой
СЛАУ, что, в свою очередь, определяет выбор метода решения этой системы.
От предыдущих этапов зависят и способы вычисления параметров и характеристик системы.
Одной из наиболее важных характеристик математической модели является погрешность получаемых с ее помощью результатов. Эта погрешность складывается из составляющих, вносимых на каждом этапе
9
численного решения. В соответствии с принятой классификацией к составляющим общей погрешности решения Относятся :
Неустранимая погрешность, возникающая на первом этапе за счет неточности исходных данных. Как показывает название, эта погрешность не может быть устранена на последующих этапах, однако она может существенно увеличиваться при решении так называемых некорректных задач.
Погрешность математической модели, возникающая на втором этапе вследствие неполной неадекватности используемой модели реальному физическому объекту или процессу.
Погрешность метода, возникающая в результате дискретизации задачи.
Вычислительная погрешность, возникающая на эта пах 4 и 5 в связи с конечной точностью представления чисел и конечным числом операциями над ними.
Решение задачи компьютерного анализа сложных структур, например полосковых, линий передачи СВЧ и пр. возможно на основе следующих подходов – схемотехнического, электродинамического и квазистатического, в рамках которых применяются численные, аналитические и комбинированные методы.
Схемотехнический подход основан на моделировании электрических процессов в ТС, изображаемых в виде принципиальных схем, основанном на законах
Кирхгофа.
Электродинамические численные методы являются универсальными, позволяют решать задачи с довольно сложной геометрией, однако при этом требования к быстродействию компьютера и объему его оперативной памяти могут оказаться чрезвычайно высокими и, следовательно, задача будет невыполнимой.
Все численные методы электромагнитного анализа элементов ТС и ТС в целом основаны на поиске уравнений Максвелла и распределяются на две большие группы методы в частотной и методы во временной областях. (При квазистатичеком моделировании методы интерпретируются как методы в частотной области с нулевой частотой =0 или как методы анализа во временной области с df/dt=0.
Методы анализа во временной области являются наиболее общими, позволяющими учесть произвольную форму воздействующего сигнала и нелинейность среды распространения. Однако, если в системе присутствуют только синусоидальные волны и отсутствуют нелинейности, что бывает достаточно часто на практике, то, как правило, с помощью преобразования
Фурье переходят к формулировкам в частотной области. При этом оператор дифференцирования по времени d/dt заменятся на j, а оператор интегрирования по времени на 1/j. Это значительно снижает сложность модели, упрощает вычислительные алгоритмы и компьютерные программы.
Кроме временной переменной или частотной, в уравнениях Максвелла фигурируют еще три независимые пространственные переменные, по отношению к которым можно ввести классификацию базовых элементов, их