Файл: Управление социальноэкономическим развитием региона.doc
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 582
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
«Региональное управление и территориальное планирование»
Глава 1. Теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием региона
Цели и критерии социально-экономического развития
1.3 Методы управления региональным развитием
Глава 2. Анализ социально-экономического развития Нижегородской области
2.1 Географическая и социально-экономическая характеристика Нижегородской области
2.2. Анализ показателей социально-экономического развития Нижегородской области
2.3 Проблемы социально-экономического развития Нижегородской области и пути их решения
1.3 Методы управления региональным развитием
К основным принципам регионального управления, как правило, относят: децентрализацию, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, а также принцип выделенной компетенции. Принцип децентрализации способствует приведению в действие мощных механизмов самоорганизации, устойчивости отдельных подструктур и их координированному взаимодействию. Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров. Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели. Он реализуется в региональном менеджменте через формирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов в целях обеспечения минимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона, а также минимальной бюджетной обеспеченности. Принцип мобильности и адаптивности проявляется в способности системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования. Принцип выделенной компетенции состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них, в частности, между государством и регионами.
Э.А. Уткин и А.Ф. Денисов считают, что эффективная региональная политика осуществляется на основе таких принципов, как: последовательное осуществление всеми органами власти государственной региональной политики; учет в решениях центральных органов управления интересов и особенностей регионов, которых эти решения касаются; повышение самостоятельности регионов в решении собственных проблем, т.е. формирование эффективного самоуправления. Мы полагаем, что все перечисленные принципы справедливы, а ведущее положение в региональном управлении занимает экономическая политика. Решение социальных, экологических, научно-технических, демографических и других проблем региона возможно в необходимом объеме только при наличии соответствующих финансовых, кредитных и материальных ресурсов.
Региональная экономическая политика включает: бюджетную и налоговую политику; планирование, прогнозирование в регионе; создание и реализацию целевых программ; использование природных ресурсов и распоряжение собственностью региона: размещение производительных сил; управление структурой производства; политику развития региональных комплексов; контрольно-аналитическую деятельность; информационное обеспечение.
Целью региональной социальной политики является повышение благосостояния и удовлетворение потребностей жизнедеятельности населения.
Методы регионального управления обусловлены системой рыночного хозяйства региона. Под методами регионального управления принято понимать совокупность приемов и средств воздействия на хозяйствующие субъекты региона. В практике регионального управления используются, как правило, два основных метода: методы прямого (непосредственного, активного) воздействия на субъекты хозяйствования и методы опосредованного (косвенного) воздействия.
Прямой метод предполагает активное вмешательство государства путем целенаправленного финансирования территориальной структуры хозяйства (создание центров роста и т.п.).
Косвенный метод направлен на создание благоприятной атмосферы в области экономики с помощью финансовых систем. К числу прямых методов проведения региональной политики относят разработку различных региональных программ, включающих в себя комплекс целевых программ, каждая из которых имеет свое направление. Данные программы регулируют экономическое, социальное, научно-техническое развитие путем выработки определенной стратегии решения первоочередных проблем. Выделяют также качественные и количественные методы.
Качественные методы — это изменения в налоговой системе, в экономических структурах; количественные методы — статистический анализ целей развития, выбор стратегии, разбор сценариев и т.д.
В современном управлении все большее значение приобретает система инструментов активного воздействия государства на социально-экономическое развитие региона. Она может включать: программирование регионального развития, разработку и реализацию бюджета региона, включая налоговую систему и бюджет развития. Ресурсное обеспечение программ осуществляется на основе рассмотрения бюджетных заявок, которые должны содержать обоснование затрат.
Программно-целевой метод управления весьма популярен в мировой практике. Особенно интересен опыт США, которые осуществили ряд социально-экономических программ, что способствовало обеспечению влияния государства на общие национальные экономические процессы, способствующие повышению конкурентоспособности страны в мире. В Великобритании целевыми региональными программами охвачено 40% территории, в Норвегии - 90%. Региональная целевая программа представляет собой комплекс мероприятий и проектов, направленных на достижение целей и конкретных задач экономического, социального или экологического характера, требующих согласованных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и финансируемых полностью или частично из государственного бюджета. Целевые программы являются одним из средств государственного управления социально-экономическими процессами и системного решения актуальных проблем региона. Инициаторами постановки проблемы для программной разработки обычно выступают органы представительной и исполнительной государственной власти, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты и общественные организации. Государственными заказчиками программ могут быть уполномоченные правительством органы исполнительной государственной власти региона, органы местного самоуправления, государственные или негосударственные предприятия, учреждения и организации. По мнению ряда ведущих экономистов, в период переходной экономики ведущая роль государства в управлении регионами должна не только не снижаться, а наоборот, приобретать динамичный характер по системному управлению в новых экономических условиях, чтобы обеспечить рациональные экономические связи между регионами, научно обоснованные хозяйственные специализации в каждом регионе.
Сравнительно новым, но весьма перспективным направлением социально-экономического развития регионов является метод моделирования. Математические модели широко используются при решении практических проблем управления экономикой региона: при построении региональных типологий
, региональном ситуационном анализе, разработке прогнозов, имитации последствий осуществления социально-экономических мероприятий на региональном уровне, обоснованиях параметров финансово-экономических механизмов и др. Сфера эффективного применения математического моделирования ограничивается, главным образом, возможностями формализации социально-экономических ситуаций и состоянием информационного обеспечения разработанных моделей.
Глава 2. Анализ социально-экономического развития Нижегородской области
2.1 Географическая и социально-экономическая характеристика Нижегородской области
Нижегородская область находится почти в центре Европейской части Российской Федерации, на Восточно-Европейской, или Русской равнине, находясь приблизительно на равном удалении (за тысячу с лишним километров) от западных, северных и южных морей. Нижегородская область входит в состав Приволжского федерального округа. На северо-западе область граничит с Костромской областью, на северо-востоке - с Кировской, на востоке - с Марий-Эл и Чувашией, на юге - с Мордовией, на юго - западе - с Рязанской областью, на западе - с Владимирской и Ивановской областями. Волга делит область на две основные части: левобережную низинную - Заволжье и правобережную возвышенную, холмистую, изрезанную балками и оврагами.
По территории нашей области протекает более 9000 рек и речек общей протяженностью 32000 км, 600 из них имеют длину более 10 км. Крупные правые притоки Волги - Ока и Сура - судоходны. Основные левые притоки Волги в области - Ветлуга и Керженец. Живописные берега этих рек привлекают любителей водного туризма. Кроме того, на территории области расположены около 3000 озер и водохранилищ. Область располагает более 31,3 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, более 1,2 тыс. км железнодорожных путей. В 12 км от областного центра находится международный аэропорт. Кроме того, по территории области проходит около 1,1 тыс. км судоходных водных путей.
Основной водной магистралью является Волга — крупнейшая река Европы.
Нижний Новгород, центр Нижегородской области, был основан у места слияния великих русских рек - Волги и Оки князем Юрием (Георгием) Всеволодовичем в 1221 году.
С 1714 года город стал губернским, а с 1779 по 1796 год - центром Нижегородского наместничества.
Нижегородская область РСФСР была образована 14 января 1929 года, а 15 июня область была преобразована в Нижегородский край, в 1932 году переименованный в Горьковский край. В 1936 году край был преобразован в Горьковскую область. 16 мая 1992 года область была переименована в Нижегородскую область.
Нижегородская область – один из наиболее экономически развитых регионов РФ. Хотя область не обладает значительными сырьевыми ресурсами, экономика региона стабильно развивается.