Файл: Управление социальноэкономическим развитием региона.doc
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 576
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
«Региональное управление и территориальное планирование»
Глава 1. Теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием региона
Цели и критерии социально-экономического развития
1.3 Методы управления региональным развитием
Глава 2. Анализ социально-экономического развития Нижегородской области
2.1 Географическая и социально-экономическая характеристика Нижегородской области
2.2. Анализ показателей социально-экономического развития Нижегородской области
2.3 Проблемы социально-экономического развития Нижегородской области и пути их решения
2.3 Проблемы социально-экономического развития Нижегородской области и пути их решения
В ходе проведенного анализа социально-экономического развития Нижегородской области за 2019-2021 гг., выделим основные проблемы:
-
Сокращение численности населения. -
Сокращение трудоспособного населения. -
Увеличение количества умерших и сокращение числа родившихся. -
Сокращение ожидаемой продолжительности жизни. -
Рост численности безработных. -
Медленных рост денежного обеспечения населения (заработная плата, пенсии, субсидии). -
Сокращение численности среднего медицинского персонала. -
Снижение валового регионального продукта. -
Сокращение числа предприятий и организаций. -
Сокращение производства: льноволокно, сахарная свекла, семена подсолнечника, картофель, овощи, яйца. -
Сократился объем отгруженных товаров: обрабатывающая промышленность.
Одной из важнейших задач государства является разработка и реализация социальной политики, финансирование основных общественных и социальных услуг и поддержка слабо защищенных слоев населения, обеспечение, возможно, более справедливого распределения благ между членами общества. Эта функция обеспечивается расходованием государственных средств на образование, здравоохранение, социальное страхование, жилищно-коммунальные услуги. Государственная политика может способствовать сокращению бедности и неравенства, содействовать улучшению условий развития отсталых в экономическом отношении регионов, а также так называемых неперспективных регионов, ликвидируя почву для политической и социальной нестабильности. Государственные органы в значительной мере осуществляют страхование граждан от ряда угроз их экономической безопасности. Это осуществляется, в частности, путем пенсионного обеспечения в преклонном возрасте, медицинского страхования в случае заболеваний, страхования от безработицы. В ряде стран государственные формы страхования являются основными. В других значительную часть расходов несет частный сектор. Наиболее развитыми являются системы страхования европейского типа.
Сосредоточивая в своих руках и расходуя огромные финансовые ресурсы, органы государственного управления являются самостоятельным крупным участником экономических и финансовых процессов в стране: в государственных финансах различных стран
аккумулируется от четверти до половины ВВП, органы государственного управления выступают в роли крупнейших (15-25% к ВВП) покупателей на рынке товаров и услуг.
Место и роль государственных финансов в экономической жизни определяется как самим фактом мобилизации, перераспределения и расходования средств, так и целенаправленной государственной политикой государства в области государственных финансов. В связи с этим государственные финансы рассматриваются не только как инструмент привлечения средств с помощью обязательных платежей, но и как один из ведущих экономических рычагов государства.
Важнейшим направлением государственного воздействия на экономику посредством государственных финансов является политика в области доходов (прежде всего налоговая политика) и расходов, способов финансирования дефицита бюджета и управления государственным долгом. Проводимая государством бюджетная политика должна обеспечивать поддержание адекватных экономическим условиям темпов экономического роста, ограничение социального неравенства, эффективность государственных расходов.
Рычагами государственного воздействия при налогообложении являются налоговые ставки и льготы, оказывающие влияние на объем производства, предложение и спрос на отдельные виды товаров и услуг. При расходовании средств государство осуществляет финансирование государственных программ, направленных на содействие развитию тех или иных отраслей и производств, изменение структуры производства, субсидирует отдельные отрасли и предприятия. Рычагами государственного воздействия являются также льготные и беспроцентные кредиты и гарантии по банковским ссудам.
Благоприятное воздействие государственных финансов на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования доходов и расходования финансовых ресурсов в отношении экономики в целом на основе рационального налогообложения населения и предприятий, объема и структуры государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, стабильности производства и повышения уровня и условий жизни населения. Позитивное воздействие на производство, накопление капитала и развитие человеческого капитала является одной из центральных задач государственных финансов.
Выполняемые государством функции и экономическая политика зависят от уровня развития и состояния экономики и степени участия государства в экономической жизни, финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений и т. д. в диапазоне от всеохватывающей планово-распределительной системы до чисто рыночной, свободной экономики. Однако и первое, и второе является крайностью. Свободного рынка практически не существует. Экономика государств является, как правило, смешанной. В ней взаимодействуют государственный и частный секторы. Основная проблема заключается не в том, должно ли государство вмешиваться в экономику, а в масштабах этого вмешательства и его характере. Масштабы аккумулирования ресурсов и государственного воздействия больше в странах с социально ориентированной экономикой и сильным влиянием государства и государственных финансов и меньше в странах, проводящих курс на либерализацию экономики.
Наряду с увеличением доли государственных расходов в ВВП в развитых странах увеличивается доля расходов центрального правительства в общем объеме расходов органов государственного управления.
Рост государственных расходов связан с рядом факторов. Государство вынуждено усиливать свое участие в таких сферах, как здравоохранение и образование, где частный капитал проявляет недостаточную активность. Усложнение социальной и экономической жизни требует увеличения расходов государства на содержание правоохранительных органов и поддержание общественного порядка. Развитие науки и новых технологий создает необходимость концентрации для реализации новых проектов крупных ресурсов, для чего требуется создание огромных акционерных корпораций с государственным участием. Вместе с тем попытки стран с менее развитой экономикой обеспечить своим гражданам такой же объем товаров и услуг, как и в развитых странах, обречены на провал и, кроме вреда, ничего принести не могут. Сначала нужно добиться повышения экономического потенциала страны.
Проблема соответствия роли государства его экономическому и финансовому потенциалу решается путем корректировки сферы обязанностей государства, сужения или расширения сферы его ответственности. Такая корректировка может производиться на основе изменения финансируемых и выполняемых государством функций по обеспечению предоставляемых им благ и услуг, снятия или принятия новых обязательств, требующих государственных расходов.
Сложной проблемой уменьшения объема благ, предоставляемых государством населению, является опасность усиления социальной напряженности. Необходимо, чтобы общество, и прежде всего наименее обеспеченная его часть, восприняло эти меры хотя и без удовольствия, но как неизбежную вынужденную меру, носящую временный характер.
Государственные финансы обслуживают государство как систему организации органов власти, управляющих жизнью общества. Поскольку существование государства и его атрибутов является необходимостью, постольку решения, принимаемые органами государственной власти по вопросам государственных финансов, являются обязательными для исполнения. В политическом отношении государственные финансы являются фактором воспроизводства и развития существующих институтов и структур государственного управления, сложившихся традиций государственного устройства. Посредством финансов реализуются функции государства и оказывается воздействие на экономическое и социальное развитие. Поэтому рассмотрение бюджета и других государственных финансовых фондов всегда является предметом острой политической борьбы в парламентах и иных представительных учреждениях. Политические партии, приходя к власти, реализуют свои цели посредством формирования и утверждения финансовых планов в соответствии со своими стратегическими целями в области экономической и социальной политики, берут под контроль аппарат финансовых органов и практически реализуют бюджетную политику.
Заключение
Одной из основных целей государственного управления является цель обеспечение народного благосостояния общества, путем повышения уровня жизни народа, удовлетворении общественных потребностей, где социальное начало призвано быть ведущим, определяющим принципом управления государством.
Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Следовательно, это обозначает, что государственные органы управления должны проводить активную социальную политику государства и ориентироваться на решение социальных задач в обществе.
Но ни одно современное цивилизованное государство не способно и не должно принимать на себя весь груз социальных забот об условиях жизни, трудовой занятости, социальной обеспеченности населения.
Полное удовлетворение всех социальных запросов и нужд населения – дело и предмет заботы самих граждан, различных организаций, семей, мест работы граждан, местных органов власти, благотворительных, некоммерческих фондов и в конце концов самого государства.
Таким образом, государство осуществляет свое участие в социальных процессах общества, посредством удовлетворения социальных запросов и требований населения, за счет государственных источников финансирования, а также оказание государством содействия гражданам страны в решении их проблем, посредством проведения общегосударственной социальной политики, исходящей из функций государства и соответствующей ресурсным возможностям государства.
Степень непосредственного участия государства в процессах социальной экономики, а именно способы такого участия в большей степени зависят от общественно-политического строя страны, государственного устройства и складывающейся экономической ситуации в стране.
Следует также иметь в виду, что воздействие государства на социальные процессы и его участие в этих процессах не сводится только к мерам экономической поддержки слабо защищенных слоев населения, государственного финансирования отраслей социальной сферы и социальных программ.
Социальная политика государства подразумевает под собой одновременно обеспечение социальных прав и свобод граждан, гарантированных конституцией страны и действующими законами.
Неотъемлемость участия государства в формировании и осуществлении социальной политики страны, направленной на рост народного благосостояния, исходит не только из социальной миссии государства, ради которой оно в первую очередь создается и существует.
Но дело в том, что социальные объекты в основном приносят гораздо меньше экономической выгоды в виде финансовых доходов. Поэтому социальные объекты труднее поддаются коммерциализации, они не попадают в зону предпринимательской деятельности, а целесообразность их существования диктуется в большей мере социальными, чем экономическими эффектами.
В таком вышеуказанном случае, возникает реальная опасность, что коммерциализация, приватизация объектов социальной направленности способны породить либо их использование не по назначению, что часто наблюдается в современной российской практике, либо к установлению высоких, недоступных для малоимущих слоев населения возможности потребления рыночных цен на социальный продукт.